(† 19.08.1220), митр. Киевский (не ранее 1199 - до 1210-1220). М. был поставлен на Киевскую митрополию после кончины митр. Никифора II (не ранее 1199). Между Никифором II и М. в перечнях рус. митрополитов, сохранившихся в летописных сводах XV-XVI вв., указаны Дионисий и/или Гавриил, в др. источниках не упомянутые. Как показал А. Поппе (Поппэ. 1996. С. 463. Прим. 10), их имена представляют собой искусственную вставку, внесенную русскими книжниками для восполнения временного пробела между зафиксированной в летописании деятельностью Никифора II и М.
О происхождении и деятельности М. до его поставления на Киевскую кафедру ничего не известно. Хиротонию М. мог возглавить К-польский патриарх Иоанн Х Каматир (1198-1206), к-рый после взятия столицы Византии крестоносцами в 1204 г. во время 4-го крестового похода и до самой своей кончины, последовавшей в 1206 г., пребывал во Фракии. Возможно также, что М. был поставлен Никейским патриархом Михаилом IV Авторианом (1208-1212). По мнению Поппе, «вполне допустимо предположение, что вследствие крушения Византии Киевская кафедра несколько лет пустовала» (Поппэ. 1996. С. 463).
Не позднее 1210 г. М. прибыл в Киев. За неск. лет до этого, 1 янв. 1203 г., вероятно в т. ч. из-за отсутствия на Руси митрополита, к-рый мог и должен был способствовать примирению князей, Киев был захвачен и разорен кн. Рюриком Ростиславичем с половцами. По словам новгородского летописца, большой урон был нанесен Церкви: «...а кого доидеть рука, цьрньца ли, цернице ли, попа ли, попадье ли, а ты ведоша в поганыя», т. е. монахов, монахинь, священников с семьями уводили в плен к половцам; кроме того, были ограблены купцы-иноземцы, искавшие убежища в церквах, «а что по манастырем и по всем церквама, вся узорочья и иконы одраша и везоша погании в землю свою, а град пожгоша» (НПЛ. С. 45, 240). По владимирскому летописцу, «такого зла не было от Крещенья над Кыевом... Не токмо одино Подолье взяша и пожгоша, ино Гору взяша, и митрополью Святую Софью разграбиша, и манастыри вси...» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 418). Поэтому одной из первых задач М. должно было стать восстановление разоренного митрополичьего двора и киевских мон-рей; кроме того, вероятно, необходимо было организовать выкуп духовных лиц, монашествующих и мирян, уведенных половцами.
В 1210 г. М. прибыл по просьбе черниговских князей Ольговичей во Владимир-на-Клязьме к Владимиро-Суздальскому вел. кн. Всеволоду (Димитрию) Юрьевичу Большое Гнездо с примиряющей миссией. Переговоры, которые вел Киевский первоиерарх во Владимире, увенчались успехом - кн. Всеволод Святославич Чермный, захвативший незадолго до этого Киевский стол, был признан князем Киевским, а Всеволод Большое Гнездо - старшим среди князей всей Руси. Митрополит, к-рый возглавил богослужение на Рождество Христово во владимирском Успенском соборе, был отпущен кн. Всеволодом Юрьевичем с дарами и почетом. В 1211 г. мир был скреплен браком княжеских детей, блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича и «Всеволожны» (мц. Агафии Всеволодовны). В результате достигнутых при посредстве М. договоренностей Рюрик Ростиславич, который ранее был насильно пострижен в монашество, а затем оставил иночество и занял Киевский стол, теперь был вынужден удалиться на княжение в Чернигов. Очевидно, в этом М. был также заинтересован, «поскольку главе Русской Церкви вряд ли могло понравиться, что на Киевском престоле княжит монах-расстрига» (Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М., 1989. С. 71). Так ненадолго была прекращена одна из наиболее крупных междоусобиц, но уже в 1212 г. смоленские князья снова заняли Киев.
Весной 1210 г. М. возглавил хиротонию избранного в Новгороде на местную кафедру (вместо архиеп. Митрофана, изгнанного в янв. этого года блгв. кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным и новгородцами) св. архиеп. Антония (в прошлом боярин Добрыня Ядрейкович). Поставление нового архиерея при живом, законно поставленном архиепископе, не лишенном кафедры по церковному суду, нарушало каноны, но М., по-видимому, вынужден был сообразовывать свои действия со сложившейся политической ситуацией. Поскольку Антоний еще до своего пострижения в нач. XIII в. дважды посетил К-поль (и оставил подробное его описание в «Книге паломник»), нельзя исключать того, что его знакомство с М. состоялось еще до поставления последнего на Киевскую митрополию.
После смерти в 1212 г. вел. кн. Всеволода Большое Гнездо последовал длительный период междукняжеских конфликтов во Владимиро-Суздальской земле. Поэтому можно предполагать, что миротворческие усилия М. не ограничились только вышеназванным случаем, имевшим место в 1210 г., хотя они были, по-видимому, менее успешны. После политического деления Владимиро-Суздальской земли была проведена реформа церковного управления в Сев.-Вост. Руси. В 1214/15 г. произошло учреждение Владимиро-Суздальской епископии путем выделения из Ростовской. После того как Ростовский еп. Иоанн «отписася епископьи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 430), добровольно или будучи изгнан с нее владимирцами (Там же. Т. 41. С. 132), на Ростовскую кафедру 10 нояб. 1214 г. был рукоположен духовный отец ростовского кн. Константина Всеволодовича Пахомий (а после смерти последнего, в нач. 1216 г.- Кирилл I). Первым Владимирским епископом по инициативе св. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича (в княжество которого Ростов, где находилась офиц. епископская резиденция, не входил) в 1214/15 г. стал архимандрит владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Симон (постриженик Киево-Печерской лавры, один из авторов Киево-Печерского патерика), который был отправлен в Киев к М. на поставление. Вероятно, отказ еп. Иоанна от кафедры являлся актом неприятия грядущего раздела его епархии (см.: Назаренко А. В. Территориально-политическая организация гос-ва и епархиальная структура Церкви в Др. Руси (кон. X - XII в.) // Он же. Др. Русь и славяне: Ист.-филол. исслед. М., 2009. С. 173, 203. Примеч. 102).
В 1214 г. произошла венг. оккупация Галицкой земли: «...король Угорьскыи посади сына своего в Галичи, а епископа и попы изгна из церкви, а свое попы приведе латиньскые на службу» (ПСРЛ. Т. 25. С. 110). Все это сопровождалось попытками осуществления унии церквей. Венг. король Андраш II обещал прислать рус. епископов на Латеранский IV Собор (1215). Лишь в 1219 г. прибывший в Юго-Западную Русь из Новгорода кн. Мстислав Мстиславич Удатный вместе с кн. Владимиром Рюриковичем смог выгнать венгров из Галицкой земли, но война шла до 1221 г., когда Мстиславу удалось одержать победу.
В 1218 г. (обоснование датировки: Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 260) новгородцы позволили изгнанному прежде архиеп. Митрофану вернуться на Софийскую кафедру. Ставленник М. архиеп. Антоний не подчинился их воле и обосновался в пригородном Спасо-Преображенском мон-ре на Нередице. По решению кн. Всеволода Мстиславича (к-рый был прислан из Киева в том же году его отцом Киевским кн. Мстиславом Романовичем) и новгородцев оба претендента были отправлены в Киев на митрополичий суд: «...идита к митрополиту, да кого нам прислеть, то нашь владыка» (НПЛ. С. 60, 261).
Изменившиеся политические обстоятельства заставили М. вынести решение, противоположное тому, что было им принято в 1210 г. Митрополит, очевидно, учел старейшинство по хиротонии архиеп. Митрофана, и ожидания просуздальской партии новгородцев были удовлетворены. Владыка Митрофан был оправдан митрополитом, все обвинения, выдвигавшиеся в его адрес ранее, были отвергнуты (очевидно, они носили церковно-правовой характер); по решению церковного суда он был оставлен на Новгородской кафедре. Антоний стал епископом Перемышля, наиболее зап. города Галицкой земли («Антония митрополит у себе в чести, въда ему епископью в Перемышли» - Там же).
По всей видимости, в 1219/20 г. Перемышльская епархия была по этому случаю выделена из состава Галицкой. В Галиче с 1219 г. княжил сторонник Антония кн. Мстислав Мстиславич Удатный, и, согласно Поппе, «основание Перемышльской кафедры... надо рассматривать как результат договоренности между митрополитом и галицким князем» (Поппэ. 1996. С. 464). По др. мнению, Перемышльская кафедра могла существовать уже в 20-х гг. XII в., а затем была включена в состав новообразованной Галичской (см.: Щапов. Гос-во и Церковь. 1989. С. 40-42).
По мнению Я. Н. Щапова, при М. в структуре Русской Церкви появилась также Угровская епархия по времени создания хронологически последняя до нашествия монголов. Новая кафедра была основана по инициативе Галицко-Волынского кн. Даниила Романовича при поддержке М. и Киевского кн. Мстислава Романовича, в 1219-1220 гг., «сразу после возвращения Забужья и основания города Угровска» (Там же. С. 53; см. также: Иоасаф, еп. Угровский).
В Лаврентьевской летописи отмечается, что М. скончался «месяца августа в 19 на память святаго Андрьяна и Натальи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 445). Между тем память указанных святых отмечается 26 авг. (по ст. ст.). В летописи, очевидно, допущена ошибка; 19 авг. празднуется память св. мч. Андрея Стратилата, в день которого, по-видимому, скончался митрополит (см.: Степанов Н. В. К вопросу о календаре Лаврентьевской летописи // ЧОИДР. 1910. Кн. 4. С. 20-21; Цыб С. В. Древнерус. времяисчисление в «Повести временных лет». СПб., 20112. С. 207; ср.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 317. Примеч. 108).
Изображения М. встречаются в Лаптевском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233). Цикл из 5 миниатюр иллюстрирует посредничество М. в примирении черниговских князей Ольговичей с вел. кн. Всеволодом Юрьевичем: М. беседует с князьями (л. 722 об.); М. верхом на коне со свитой едет из Киева во Владимир (л. 723); М. обращается ко Всеволоду с речью о «незлобии, кротости, смирении и любви» (л. 723 об.); кн. Всеволод примиряется с черниговскими князьями при участии М. (л. 724); кн. Всеволод одаривает М. и с великой честью провожает в Киев (л. 724 об.). Две пары аналогичных по композиции миниатюр иллюстрируют прибытие к М., а затем поставление Пахомия во епископа Ростова (л. 757, 757 об.) и свт. Симона - во епископа Владимира и Суздаля (л. 758, 758 об.). Неск. миниатюр посвящены истории выбора Новгородского архиерея: М. благословляет еп. Антония (левый верхний угол, л. 735 об.); новгородцы посылают обоих претендентов на Новгородскую кафедру Антония и Митрофана к митрополиту (л. 859 об.); М. ставит Новгородским архиепископом Митрофана (л. 883 об.), а Антония назначает епископом в Перемышль (л. 884). Последняя миниатюра иллюстрирует преставление митрополита (левый верхний угол; л. 887 об.). Чаще всего М. изображен старцем с окладистой, но недлинной клиновидной бородой (на нек-рых миниатюрах - вьющейся); облачен в охристую рясу и коричневую мантию с источниками, на голове - темный куколь. По-иному его облик передан на иллюстрации к тексту о поставлении инока Кирилла епископом в Ростов (л. 775), которая, вероятно, написана др. художником. М. здесь изображен скорее средовеком, нежели старцем, у него короткая округлая борода. Парадное облачение тщательно прописано: красный подризник, зеленый саккос с золотыми зарукавьями, омофор, на голове - шапка с опушкой. Правой рукой М. благословляет еп. Кирилла, в левой держит закрытое Евангелие.