Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТФЕЙ
44, С. 371-374 опубликовано: 11 мая 2021г.


МАТФЕЙ

Прп. Матфей (Швецов). Фотография. Нач. XX в.
Прп. Матфей (Швецов). Фотография. Нач. XX в.

Прп. Матфей (Швецов). Фотография. Нач. XX в.

(Швецов Митрофан Кузьмич; 23.05.1855, Вятка - 29.05. 1927, хутор Ершово Яранского у. Вятской губ. (близ совр. с. Беляева Кикнурского р-на Кировской обл.)), прп. (пам. 16 мая и в Соборе Вятских святых), иером. Из семьи башмачника. В 12 лет лишился отца, начал рано работать - сначала подмастерьем по сапожному делу, затем был в услужении у купца И. В. Столбова, у к-рого прошел путь от посыльного до приказчика, заслужив трудолюбием и достойным поведением уважение хозяина. В 1889 г. при содействии Столбова открыл собственную бакалейную лавку; занимался самообразованием, много внимания уделял чтению духовной лит-ры. Его духовным наставником стал известный старец иеросхим. прп. Стефан (Куртеев; † 15 авг. 1890), основатель монашеской общины близ с. Филейского (ныне в черте г. Кирова), в 1886-1889 гг. по решению епархиальных властей пребывавший в вятском Трифоновом в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре. М. К. Швецов часто посещал прп. Стефана, к-рый, отлучаясь из обители, говорил: «Меня, верно, уже Митрошенька ждет». Он все более склонялся к тому, чтобы принять монашество, но этому мешала необходимость заботиться о младшей сестре Елизавете. Прп. Стефан советовал не торопиться с решением, а научиться сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией и не принимать свое «я» за призыв Божий.

М. К. Швецов следовал советам наставника и старался много времени проводить в молитве. В его лавке были развешаны листочки с Иисусовой молитвой, чтобы всегда помнить о ней. С течением времени он сумел уладить семейные дела, мешавшие ему уйти в монахи. Он отписал бакалейную лавку сестре Елизавете, достигшей совершеннолетия, и положил в банк на ее имя все сбережения, так чтобы она ни в чем не нуждалась и в дальнейшем сама занималась торговлей. 24 июня 1891 г. поступил в братию Филейского во имя благоверного Александра Невского мужского монастыря, учрежденного на месте скита прп. Стефана вскоре после кончины святого. 15 авг. того же года принял монашеский постриг с именем в честь прп. Матфея Киево-Печерского. 17 нояб. был рукоположен во диакона. Благодаря предпринимательскому опыту М. оказался незаменимым помощником в обустройстве Филейского монастыря. Уже в 1892 г. его имя и подпись значатся в финансовых документах обители вместе с именами строителя иером. Августина (Дементьева) и и. д. казначея иером. Никодима. Монастырь стал местом духовного возрастания М.; согласно преданию, уже здесь он стяжал дар прозорливости, и молва о нем распространилась за пределы монастырских стен.

5 апр. 1897 г. М. был рукоположен во иерея. 24 нояб. 1899 г. указом Вятской духовной консистории назначен казначеем новоучрежденного яранского во имя св. Анны Пророчицы муж. мон-ря (в 10 верстах севернее г. Яранска), что было утверждено указом консистории от 21 дек. 1900 г. Строитель обители иером. Нил (Пиляков; с 22 июля 1902 игумен) и один из 2 иеромонахов, как болящие, не могли исполнять свои обязанности в полной мере. Поэтому М. первое время приходилось совершать богослужение, исполнять требы, следить за ходом обустройства обители, а также быть келейником у больного строителя - топить печь, готовить пищу, стирать белье. 12 февр. 1902 г. М. был назначен благочинным и духовником Анно-Пророчицкого мон-ря с освобождением от должности казначея (по др. данным, он был назначен благочинным и духовником еще 17 дек. 1900). 18 авг. (по др. данным, 29 сент.) 1902 г. по болезни с должности настоятеля был уволен игум. Нил († 7 нояб. 1902). Настоятелем стал игум. Геннадий (Парфентьев), ранее входивший в братию Филейского мон-ря и хорошо знавший М. Игум. Геннадий вновь назначил его казначеем обители, освободив от должности благочинного. 14 марта 1903 г. Вятская духовная консистория утвердила это назначение. Казначеем и духовником обители М. оставался до ухода из мон-ря.

Прп. Матфей (Швецов) (во 2-м ряду четвертый слева) с братией Анно-Пророчицкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в.
Прп. Матфей (Швецов) (во 2-м ряду четвертый слева) с братией Анно-Пророчицкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в.

Прп. Матфей (Швецов) (во 2-м ряду четвертый слева) с братией Анно-Пророчицкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в.

С духовного окормления братии в обители началось старческое служение М. Особенно внимателен он был к послушникам, недавно поступившим в мон-рь. Многие из них были ему обязаны поступлением в обитель. Настоятель без совета старца не предпринимал ни одно важное дело. Буд. епископ Вениамин (Милов), в то время учащийся Вятской ДС, бывал на каникулах в Анно-Пророчицком мон-ре и оставил воспоминания о встречах с М.: «Ученик знаменитого филейского старца иеросхимонаха Стефана - иеромонах отец Матфей - учил меня читать книги аскетического характера, обличал в неимении страха Божия, рассказывал о своем тернистом шествии от мира к монастырю» (Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. Серг. П., 1999. С. 49). Согласно воспоминаниям знавших его людей, М. стремился к уединению, был молчалив, пустых разговоров не вел, избегал шуток и смеха, праздного времяпрепровождения. Любопытство считал одним из самых тяжких грехов. Но за этой внешней суровостью, неприветливостью скрывались ум мудреца, по-детски доброе сердце и душа праведника.

Обстановка его кельи отличалась строгой простотой. М. вставал очень рано, одним из первых среди братии. Затем шел в храм и служил чаще один. От торжественных богослужений, соборных служений и поздних литургий старался уклониться. Избегал ходить и на общую трапезу. В употреблении пищи соблюдал крайнее воздержание. Утешение и поддержку своим силам М. находил в молитве. Молва о М. распространилась до Казанской и Нижегородской губерний. Он неохотно принимал посетителей, поскольку они отвлекали его от молитвы, в основном отсылая их к настоятелю («Идите к батюшке, он рассудит лучше меня»). Подходивших к нему благословлял как бы нехотя, внешне совершенно не интересуясь, откуда человек прибыл. Говорил старец мало и то только в случае необходимости. Немногих он удостаивал беседы, давал им наставления. Богатый духовный и жизненный опыт позволял ему знать мысли приходящего к нему человека, и часто бывало, что М. давал ответ на еще не заданный ему вопрос. Уже тогда людская молва утверждала, что старец не только может исцелять душевные скорби, но и врачевать болезни. Исцелившиеся считали, что произошло это по молитвам старца. Известны также нек-рые факты его прозорливости. Напр., он предсказал иером. священноисп. Пахомию (Кедрову; впосл. архиепископ) получение святительского сана и то, что он пострадает за веру.

М. был награжден набедренником (18 дек. 1902) и грамотой Синода (6 марта 1912).

В февр. 1919 г. яранский Анно-Пророчицкий мон-рь был первый раз закрыт советскими властями, а официально упразднен в 1921 г. Часть монашеской общины смогла остаться при монастырском храме, однако М. с неск. членами братии еще ранее удалился на бывш. монастырскую пасеку около с. Б. Рудка Яранского у., в 25 верстах от мон-ря. Незадолго до революции на пасеке начали возводить скит, но достроить его не успели. В этих постройках и поселились монахи. М. жил в келье, отделенной от общего корпуса; посещал церковь в с. Б. Рудка. Вскоре местные власти разорили скит и изгнали монахов. Тогда М. поселился близ дер. Ершово. Ранее там была дача Анно-Пророчицкого монастыря, куда старец иногда удалялся для молитвенного уединения. Теперь жители Ершова построили для М. избушку, в которой он провел оставшиеся годы жизни. На службы М. ходил в церковь в с. Беляево. Старец стоял всю службу за печкой и молился в уединении. Приходил он всегда первый, а уходил последний. Кроме храма в Беляеве М. ходил в церковь с. Соболи и в Анно-Пророчицкий мон-рь. Есть свидетельства, что он также посещал Яранск, заходил в церкви, где говорил проповеди. М. много сделал для поражения обновленчества на Яранской земле. Обновленцы отмечали, что их неудачи были предопределены работой, к-рую вел «многочисленный сонм иноков и инокинь монастырей вроде о. Арсения, о. Матфея, о. Афанасия, о. Геннадия, Дарьюшек, Марьюшек, Дуняшек», ходивших по приходам и деревням (цит. по: Низов В. В. Светильник веры // Выбор: Газ. Киров, 1993. № 42-44, 46).

Прп. Матфей (Швецов) Яранский. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Е. Ильинской
Прп. Матфей (Швецов) Яранский. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Е. Ильинской

Прп. Матфей (Швецов) Яранский. Икона. Нач. XXI в. Иконописная мастерская Е. Ильинской

Страждущие шли к нему нескончаемым потоком, в последние годы М. старался принять всех. Его посетил и еп. Нектарий (Трезвинский) во время короткого служения на Яранской кафедре. На допросе в ОГПУ 8 мая 1925 г. еп. Нектарий рассказал: «…Перед отъездом из г. Яранска я пешком ходил в починок Ерши, который находится в расстоянии 35 верст от города. Там проживает иеромонах старец Матвей, ходил к нему я просто для того, чтобы посмотреть, как он живет, и отдать свой визит. К нему я пришел полчаса 12 ночи и пробыл до 10 утра, а затем отправился обратно в Яранск» (ГАСПИКО. Ф. Р-6799. Оп. 3. Д. СУ-3930. Т. 1. Л. 25 об.). Согласно преданию, М. предсказал еп. Нектарию предстоящие ему тяжкие испытания и мученическую кончину. Сохранились документальные свидетельства о жизни М. в эти годы. Один из местных советских служащих так описывал М. в воспоминаниях: «Последний раз я встретил Матвея недалеко до его смерти летом 1925 г. Работал я тогда в Яранском лесхозе и при отводе лесосечного фонда переходил с лесниками в другой квартал через хутор Ершово, где была бывшая летняя дача Пророческого монастыря. Матвей сидел на бревнах и вел проповедь перед собравшимся народом, стараясь внушить людям недоверие к новому строю, который он сам глубоко ненавидел. Здесь же тайно от советской власти Матвей совершал церковные обряды. Живя в лесу на границе двух районов, за счет приношения мирян, он чувствовал себя свободно, ведя проповедническую деятельность» (Уланов И. Правда о «святом» Матвее // Сельские огни: Газ. Кикнур, 1973. 13 нояб.).

К кон. 1926 г. М. стал все чаще болеть, с трудом передвигался по келье, но продолжал принимать всех страждущих. С нач. 1927 г. он уже не вставал с постели. После мирной кончины старца в Ершово прибыло множество верующих из ближних и дальних мест, чтобы проводить праведника в последний путь. Похороны М. превратились в многолюдный крестный ход. До Яранска гроб с телом несли на руках под пение молитв. 1 июня растянувшаяся почти на версту похоронная процессия прибыла в Анно-Пророчицкий мон-рь, где еще оставалась часть братии. При стечении народа после заупокойной литии и отпевания в ставшей приходской монастырской церкви процессия с гробом М. направилась в Яранск. Навстречу вышло городское духовенство с иконами и хоругвями. Панихида и всенародное прощание прошли в Троицком соборе, откуда похоронная процессия направилась на городское кладбище, где в Вознесенской ц. была совершена последняя панихида. М., согласно устному завещанию, был погребен в ограде купцов-благотворителей Анны и Василия Беляевых, в 50 м юго-восточнее кладбищенской церкви. Избегавший всю жизнь славы и известности М. завещал написать на надгробии: «Здесь похоронен Матфей-кочегар», что и было исполнено.

Могила почиталась верующими, многие приходили сюда в надежде получить исцеление от недугов. Верующие брали землю с могилы, и ее приходилось обновлять. Паломники были из числа как признававших канонические церковные власти, так и находившихся в викторианском разделении (см. в ст. Виктор (Островидов)). Немало сил к увековечению памяти М. приложил назначенный на Яранскую кафедру в 1936 г. еп. Вячеслав (Шкурко). При нем на могиле старца была устроена небольшая часовня, в ней были иконостас и неугасимая лампада, возле бессменно дежурили верующие. Установлено было совершать там торжественное моление в день кончины М. По воспоминаниям очевидцев, могила была всегда усыпана цветами и обставлена иконами. Среди верующих распространялись фотопортреты М. По благословению еп. Вячеслава (Шкурко) было составлено по устным воспоминаниям 1-е Житие преподобного, разошедшееся во множестве рукописных списков. Еп. Вячеслав всегда посещал могилу праведника и усердно молился здесь, когда шел в кладбищенскую церковь. Власти были обеспокоены массовым почитанием М. В одном из партийных отчетов за 1937 г. говорилось: «Церковники г. Яранска для поднятия «престижа» церкви, увеличения своих доходов, а главное для привлечения в церковь массы верующих и оказания на них тлетворного влияния пытались открыть «мощи» бывшего иеромонаха авантюриста Матвея. Прославил его «святость» приехавший в Яранск архиерей Шкурко... Развертывалось паломничество к могиле «святого», приходили религиозные фанатики, проживавшие от г. Яранска за 60 км» (ГАСПИКО. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 173. Л. 19-20). 30 сент. 1937 г. еп. Вячеслав был арестован и вскоре казнен; среди предъявленных ему обвинений было совершение панихид на могиле М.

Часовня прп. Матфея Яранского на месте его погребения. 1990–1991 гг. Архит. А. Г. Носков. Фотография. 2012 г.
Часовня прп. Матфея Яранского на месте его погребения. 1990–1991 гг. Архит. А. Г. Носков. Фотография. 2012 г.

Часовня прп. Матфея Яранского на месте его погребения. 1990–1991 гг. Архит. А. Г. Носков. Фотография. 2012 г.

Могила старца находилась близ действовавшей кладбищенской Вознесенской ц. Власти пытались остановить паломничество к могиле М., закрыв в 1940 г. кладбищенский храм. К 1948 г. Вознесенская ц. уже не имела крестов, ограды и сторожки. Верующие неоднократно направляли прошения в Московскую Патриархию и в органы власти вернуть им храм, обосновывая это тем, что возле него покоится «богоугодный старец священноиеромонах Матвей, к которому как к молитвеннику и ходатаю пред Престолом Господа славы еженедельно издалека тянутся сотни паломников, причем отмечено, что некоторые из почитателей старца по молитвам его получали благодать, между тем, могила, где погребен старец, находится в пренебрежении. Итак все взятое вместе побуждает нас, христиан, восстановить забытый Яранский кладбищенский храм» (ГА Кировской обл. Ф. Р-2169. Оп. 44. Д. 516. Л. 56-57 об.). Власти отказались открыть Вознесенскую ц., в 1955 г. она была разрушена.

Несмотря на это, паломничество на могилу М. стало одним из самых массовых в Кировской обл.; его можно было сравнить только с Великорецким крестным ходом. Согласно отчетам уполномоченного Совета по делам РПЦ по Кировской обл. и обл. управления КГБ, в сер. 50-х гг. ХХ в. в Яранске ежегодно в кон. мая на могилу М. приходило до 1 тыс. верующих. Среди паломников были верующие из Яранского, Тужинского, Кикнурского, Санчурского, Салобелякского, Шарангского и Пижанского районов Кировской обл., а также из Марийской АССР и Горьковской обл. В связи с развернутой в стране с кон. 50-х гг. массовой антирелиг. кампанией руководство Кировской обл. и Яранского р-на предпринимали активные действия по ликвидации паломничества к почитаемой могиле М. 5 мая 1959 г. распоряжением обл. администрации она была включена в список ««святых мест», подлежащих закрытию и прекращению к ним паломничества», соответствующее решение было принято и Яранским райисполкомом. С 1961 г. «религиозные собрания» у могилы М. были официально запрещены под угрозой крупного штрафа или 1 месяца принудительных работ.

Однако адм. запреты не давали результата. Согласно обл. партийным отчетам за 1964 г., паломничество продолжалось, изменилось только то, что верующие стали ходить к могиле М. маленькими группами. Из отчета за 1970 г. следовало, что число паломников, приезжавших в Яранск в годовщину смерти М., доходило до 400-500 чел. Местные власти убрали памятник и оградку, снесли могильный холм; могила М. и несколько соседних были забетонированы, через них сделали въезд на кладбище, тут же был выставлен милицейский пост, но, как сообщалось в отчете, «ощутимых результатов эти меры не дали, лишь озлобили верующих». Ради прекращения паломничества местные власти готовы были пойти на «кардинальную меру» - «вскрытие могилы «святого» Матвея и разоблачение основного источника его «святости» для верующих - нетленности его мощей, широкое отражение этого мероприятия средствами массовой информации», но, видимо, не получили от высшего руководства одобрения на подобную акцию в духе первых лет советской власти. В дальнейшем активность властей по предотвращению паломничества к могиле М. снизилась, хотя до сер. 80-х гг. к могиле по-прежнему высылались наряды милиции и дружинники и проводились адм. аресты за «организацию религиозных церемоний».

С кон. 80-х гг. XX в. почитание М. стало открытым. В 1991 г. был совершен чин освящения восстановленной часовни над его могилой. 23 нояб. 1997 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вятский и Слободской архиеп. Хрисанф (Чепиль; впосл. митрополит) совершил чин прославления М. в лике местночтимых святых Вятской епархии. 21 авг. 2015 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Яранске были обретены мощи подвижника, которые после освидетельствования были перенесены в Троицкий храм города.

Арх.: ГА Кировской обл. Ф. 628. Оп. 3. Д. 155, 2010; Ф. 237. Оп. 70. Д. 1899; Ф. 1100. Оп. 1. Д. 2, 6; Ф. Р-2169. Оп. 44. Д. 516; ГАСПИКО. Ф. Р-6799. Оп. 3. Д. Су-3930 и др.
Лит.: Сухих А., прот. Яранский чудотворец // Вятский епарх. вестн. 1996. № 7. С. 3-5; Ильинская А. Узкий путь иером. Матфея Яранского: Духовный очерк // Лит. учеба. 1998. Кн. 1. С. 182-224; Прп. Матфей, Яранский чудотворец: Житие. Акафист. Киров, 2003; Яранский чудотворец // Лампада. М., 2007. № 10. С. 21-24; Прп. Матфей, Яранский чудотворец. Яранск, 2009; Ошаев В. П. История Яранского Анно-Пророчицкого монастыря. Яранск, 2015.
Д. Н. Казаков
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Собор Вятских святых (8 октября) Матфей (Швецов Митрофан Кузьмич; 1855 - 1927), иеромонах, преподобный (пам. 16 мая и в Соборе Вятских святых)
См.также:
ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ «игумен Спасский, иже в Ярославле», прп. (пам. 23 сент.)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)