(Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении; до VIII в. принадлежало роду Гнуни, было епископским центром с купольным храмом VII в. Храм М. именуется в строительных надписях Католике, вероятно, в литературе известен с более поздним посвящением - во имя св. Ованнеса (Иоанна Крестителя), что соотносится с древней легендой, объясняющей происхождение названия селения от «Масн-тарай», т. е. от принесенной сюда частицы мощей св. Иоанна Крестителя. Храм имеет 5 лапидарных надписей, 4 являются строительными, 2 из них составлены от имени мон. Григораса: в 1-й церковь названа Католике («Это Католике - невеста Креста, знамения, короной увенчана, имеет жениха [в лице] Христа... апостолов, пророков, мучеников: добродетельна для Маздары и спаси Григораса»); во 2-й - домом Славы. В др. надписях упомянуты кн. Анастас Гнуни и еп. Гнуниев Теодорос - участник Двинского Собора 645 г. На южной стене храма имеется греч. надпись, упоминающая некоего Пероза, отождествление к-рого с сасанидским шахиншахом Ирана Перозом породило версию о строительстве церкви в кон. V в. Стилистика рельефов c изображением херувимов на перемычках дверей в пастофории близка к этому времени, но сами перемычки являются сполиями, принадлежавшими др. раннехрист. церкви. Строительство храма М., заложенного в 20-х гг. VII в. как тетраконх с крестово-купольной основой на 4 столбах (ср. близкую по структуре ц. св. Теодороса в Багаране, 624-631; архаичная версия - собор Эчмиадзин), было прервано и возобновлено в 40-х гг. VII в. с 4-го ряда кладки; к этому времени и относятся строительные надписи. Композиция храма сохранила изначальную тетраконховую основу с широким выявленным снаружи квадратом, к-рый был перекрыт огромным куполом (диаметр 12 м). В основании купола проходит кольцо из пристенных арок на кронштейнах и 2 рядов конических тромпов. Еще один ряд тромпов завершает высокий, прорезанный окнами барабан. Достаточно низкое положение купола в сочетании с относительно узкими экседрами делает эту архитектурную форму абсолютно доминирующей в пространстве храма. Ее дополняют 12 рельефных лучей, исходящих от кольца в зените и направленных к розеткам в основании полусферы. Снаружи композиция полностью соответствует внутренней структуре сооружения. Внешний облик храма привлекает красотой ритма рубленых форм, смягченной игрой светотени на их плоскостях. В скупом декоре, ограниченном строгими по рисунку карнизами и оконными бровками, выделяется декоративная композиция над окном зап. экседры: его широкая бровка украшена 2 рядами «ложечек», а высокое поле со строительной надписью над ней обрамлено орнаментированным архивольтом на колоннах; над аркой - ниша, вероятно содержавшая реликвию.
Храм М., один из крупных в Армении, приобрел известность со времени публикации монографии Й. Стржиговского, в которой этому типу тетраконха придано особое значение в развитии христ. центрально-купольных храмов, происходящих, по мнению ученого, от иран. купольного квадрата. Версия о датировке памятника V в. подтверждала теорию Стржиговского, в которой армянской архитектуре отводилась ведущая роль в распространении купольных композиций. Несмотря на современную датировку VII в., этот храм по-прежнему признаётся родоначальником данного типа тетраконхов (наиболее ранние - собор в Артике, посл. треть VII в.; собор св. Апостолов в Карсе, 30-е гг. X в., и др.), а вопрос о его возможной роли в создании средневизант. крестово-октагональных храмов сохраняет свою актуальность.