Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРШАЛЛОВЫ ОСТРОВА
44, С. 266-270 опубликовано: 26 апреля 2021г.


МАРШАЛЛОВЫ ОСТРОВА

[Республика Маршалловы Острова; маршалльское Aolepa n Aoro kin Majel; англ. Republic of the Marshall Islands], островное гос-во в Тихом океане, занимающее одноименный архипелаг и относящееся к историко-культурной обл. Микронезия. Площадь суши - 181,43 кв. км. Столица - Маджуро (27,8 тыс. чел., перепись 2011 г.). Официальные языки - маршалльский (относящийся к австронезийской языковой семье) и английский. Административно-территориальное деление: 24 муниципалитета. М. О.- член ООН (1991), МВФ (1992), МБРР (1992), Форума тихоокеанских островов (1991; до 2000 Южнотихоокеанский форум), Тихоокеанского сообщества (1991; до 1997 Южнотихоокеанская комиссия). География. Маршалловы о-ва, включающие 29 атоллов и 5 приподнятых атоллов, образуют 2 параллельные островные цепи: восточную - Ратак и западную - Ралик. Климат тропический, среднемесячные температуры колеблются в пределах 26-33°С. Выражены 2 климатических сезона: сухой (с дек. по апр.) и влажный (с мая по нояб.). Количество осадков сильно варьируется. На юж. островах выпадает в среднем 4 тыс. мм осадков в год, на северных - ок. 1500-2000 мм. Население. По данным официальной переписи 2011 г., численность населения М. О. составляла 53 158 чел. (по оценке на 2015 г.- 72,2 тыс. чел.): микронезийцы-маршалльцы - 92,1%, метисы (в основном маршалльско-япон. происхождения) - 5,9%, др. этнические группы - 2%. По оценочным данным за 2015 г., среднегодовой прирост населения составляет 1,66%, рождаемость - 25,6 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 4,2 чел. на 1 тыс. жителей; показатель фертильности - 3,15 ребенка на 1 женщину; средняя ожидаемая продолжительность жизни - 72,84 года (мужчины - 70,67, женщины - 75,13); в возрастной структуре населения: дети до 14 лет - 36%, лица в возрасте от 15 до 64 лет - 60,4%, лица 65 лет и старше - 3,6%. Средняя плотность населения - свыше 370 чел. на кв. км. Городское население - 72,7%. Уровень грамотности - 90,6% (2011). Государственное устройство. М. О.- унитарное государство, форма правления - смешанная парламентско-президентская республика. Конституция принята 1 мая 1979 г. Президент, являющийся главой гос-ва и правительства, избирается 33 сенаторами нижней палаты парламента. Большинство президентов М. О., избранных с момента принятия конституции, были традиц. верховными вождями. Законодательная власть принадлежит нижней палате парламента (Нитиджела). Верхняя палата (Совет Ироидж) является консультативным органом, состоящим из 12 вождей. Выборы в Нитиджелу проводят каждые 4 года по всеобщему избирательному праву. Исполнительная власть представлена президентским кабинетом, к-рый включает 10 министров, назначаемых президентом с одобрения Нитиджелы. В настоящее время на М. О. существуют 4 политические партии: «Аэлон Кеин Ад» (Наши острова), Объединенная народная партия, «Киен Эо Ам» (Ваше правительство) и Объединенная демократическая партия.

Религия

Согласно докладу Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF) за 2009 г., подавляющее большинство населения М. О. исповедует христианство (98,4%), из них 8,4% - католики, остальные - протестанты различных деноминаций. Ок. 0,6% являются приверженцами бахаи религии. Также присутствуют немногочисленные последователи иудаизма и псевдоислам. секты Ахмадийя. Число людей, не причисляющих себя ни к одной религии, незначительно.

Римско-католическая Церковь

Римско-католическая Церковь представлена апостолической префектурой Маршалловых Островов (11 приходов, ок. 5 тыс. верующих, 6 священников; оценка на 2014 г.), находящейся в подчинении архиепископства Аганья (центр - г. Хагатна (ранее Аганья), о-в Гуам, США). Юрисдикция префектуры охватывает также атолл Уэйк (США). Кафедра - собор в честь Вознесения Девы Марии в Маджуро. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1996 г.

Протестантские церкви, деноминации и секты

(Статистическая информация представлена гл. обр. по данным доклада Комиссии США по международной религиозной свободе за 2009 г.) Крупнейшей христианской организацией на М. О. является межденоминационная Объединенная Церковь Христа - Конгрегационалистская на Маршалловых Островах (ОЦХК), к к-рой принадлежат 51,5% населения. В 1986 г. от нее откололась Реформированная конгрегационалистская Церковь (до 4 тыс. последователей на нач. XXI в.), несогласная с программой более либеральной ОЦХК. Пятидесятническая орг-ция Ассамблеи Бога охватывает 24,2% населения. В 1985 г. от нее отделилась Церковь «В поисках Иисуса» (Bukot Non Jesus/Looking for Jesus Church), приверженцы к-рой составляют 2,2% населения страны. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) насчитывает 9,5% жителей M. О. Кроме того, представлены баптисты (ок. 1% населения), адвентисты седьмого дня (0,9%), Христиане полного Евангелия (0,7%; откололись от организации Ассамблеи Бога в 70-х гг. XX в.), Иеговы свидетели (неск. сотен адептов; действуют с 60-х гг. XX в.) и некоторые др. деноминации.

Иудаизм

Иудаизм на М. О. исповедуют ок. 20 чел. (2009).

Ислам

Ислам представлен гл. обр. сторонниками секты Ахмадийя (от 10 до 150 чел.). По неофициальным данным, присутствуют также мусульмане-сунниты. В 90-х гг. XX в. с о-вов Фиджи на М. О. прибыли первые проповедники Ахмадийи, которые распространили здесь свое учение. В 2001 г. эта религия была официально признана властями М. О. В 2012 г. в Маджуро была построена мечеть Байтул-Ахад - первая и единственная на настоящее время в Микронезии.

Новые религиозные движения

Бахаизм, распространившийся на М. О. после пребывания здесь проповедницы Маршии Стюард в 1954-1955 гг., в наст. время насчитывает ок. 1 тыс. адептов.

Экуменические организации

Национальный Совет Церквей (основан в 1991) включает Римско-католическую Церковь, ОЦХК, организации адвентистов седьмого дня и мормонов. Правительство поддержало формирование Национального Совета Церквей за счет обещаний финансировать религ. общины, которые войдут в экуменическую организацию.

Религиозное законодательство

Конституция предусматривает свободу вероисповедания (ст. 2 п. 1). Закон на всех уровнях защищает это право в полном объеме от злоупотреблений, как государственными, так и частными лицами. В стране нет официальной гос. религии, но христианство является социальной и культурной доминантой в обществе. Правительственные и общественные мероприятия, как правило, начинаются межденоминационной христианской молитвой и заканчиваются ею. Страстная пятница, День Евангелия и Рождество отмечаются как национальные праздники. Не существует критериев для регистрации религиозных групп, как и юридических санкций для незарегистрированных религ. орг-ций. Иностранные миссионеры свободно действуют на М. О. Религ. учебные заведения находятся в ведении Римско-католической Церкви, ОЦХК, орг-ции Ассамблеи Бога, адвентистов седьмого дня, Церкви «В поисках Иисуса» и баптист. орг-ции.

История

М. О. были заселены переселенцами из Вост. Меланезии в нач. I тыс. по Р. Х. В период, когда у жителей М. О. еще не было контактов с европейцами, социальное расслоение на архипелаге было хорошо выражено, причем население юж. островов по уровню общественного развития значительно опережало обитателей сев. островов. Матрилинейный клан юж. островов (джови - на островной цепи Ралик, джоу - на островной цепи Ратак) делился на иерархические матрилинейные линиджи (бвидж), соответствующие различным социальным слоям общества: вожди (ироидж), знать (бвирак), низшая знать (джиб), рядовые общинники (каджур). По происхождению верховный вождь (ироидж лабалаб) мог быть только из самого старшего линиджа (ироидж), одновременно являясь его главой. Общинники, выделявшиеся незаурядными способностями как воины, знахари и навигаторы (навигация и судостроение достигли на М. О. высокого развития), возводились верховным вождем в привилегированную категорию аток, принадлежность к которой впосл. стала наследственной. Для традиц. маршалльской религии были характерны весьма сложные представления о сверхъестественном мире и населяющих его созданиях (анидж), делившихся на несколько категорий: небесные боги, боги-покровители, духи предков, духи природы (включавшие нониеб («маленьких людей») и анидж ин мар («духов растений»)), злые духи (наиболее известные из них - медженквад - летающие жен. духи) и безымянные духи. Небесные боги и боги-покровители образовывали генеалогию, причем генеалогии богов на островных цепях Ралик и Ратак сильно различались. Маршалльские вожди наделялись божественной сакральностью. Прорицатели, знахари и колдуны играли значительную роль в обществе. Храмы и жречество отсутствовали.

Собор Вознесения Девы Марии в Маджуро. 1977 г.
Собор Вознесения Девы Марии в Маджуро. 1977 г.

Собор Вознесения Девы Марии в Маджуро. 1977 г.

Первым европейцем, посетившим М. О., был испанский моряк Алонсо де Саласар (участник экспедиции Гарсии Хофре де Лоайсы), который в 1526 г. подошел к необитаемому атоллу Бокак (Таонги). В 1529 г. состоялся 1-й контакт между маршалльцами и европейцами, когда испанский мореплаватель Альваро де Сааведра посетил атоллы Уджеланг и Эниветок (или, возможно, Бикини). В 1592 г. Испания объявила М. О. своим владением, но фактический контроль не был установлен. В 1788 г. несколько атоллов были вторично открыты британскими капитанами Т. Гилбертом и Дж. У. Маршаллом, в честь последнего острова и получили совр. название. В 1-й пол. XIX в. большой вклад в географическое, этнографическое, океанографическое и биологическое изучение М. О. внесли русские экспедиции под рук. О. Е. Коцебу (1-я экспедиция на корабле «Рюрик» в 1816-1817, 2-я - на корабле «Предприятие» в 1824-1825). До 1855 г. был зафиксирован ряд случаев, когда маршалльцы атаковали европ. и амер. суда, уничтожая их команды. В 60-х гг. XIX в. нем. предприниматели создали на М. О. сеть факторий по закупке у местного населения копры и др. товаров. В 1878 г. вожди атолла Джалуит дали согласие на строительство нем. угольной базы. Тогда же на М. О. был назначен 1-й консул Германии. В 1885 г. при посредничестве папы Римского Льва XIII Германия купила М. О. у Испании и объявила архипелаг своим протекторатом с адм. центром на атолле Джалуит. В 1887-1906 гг. М. О. управляла «Джалуитская компания». Власть верховных вождей была поставлена под контроль колониальной администрации. В 1906 г. М. О. вместе с Каролинскими и Марианскими о-вами (кроме Гуама), приобретенными у Испании в 1899 г., вошли в состав колонии Германская Новая Гвинея.

В ходе первой мировой войны 29 сент. 1914 г. японские войска захватили атолл Эниветок, 30 сент.- атолл Джалуит. По окончании войны Германия по Версальскому договору отказалась от своих тихоокеанских колоний. 17 дек. 1920 г. Лига Наций передала Японии бывш. микронезийские владения Германии (Марианские (кроме Гуама), Каролинские, Маршалловы о-ва) в качестве «мандатной территории». Япония стала проводить на зависимых территориях политику насильственной ассимиляции, насаждая свои обычаи, культуру и язык. Заключались принудительные браки между япон. колонистами и местными женщинами. На М. О. численность япон. переселенцев составляла ок. 1 тыс. чел., но их доля не превысила доли коренного населения и была значительно ниже, чем на Марианских о-вах и о-вах Палау (в зап. части Каролинского архипелага), где япон. колонисты стали численно превосходить местных жителей. Попытка японцев заменить на М. О. традиц. матрилинейную систему наследования на япон. патрилинейную не имела успеха. В кон. 30-х гг. XX в. японцы начали строительство на неск. атоллах военно-воздушных баз. Во время второй мировой войны М. О. (как и Марианские и Каролинские о-ва) стали театром боевых действий между Японией и США. Население некоторых атоллов (Кваджалейн, Джалуит) сильно пострадало от налетов амер. авиации. К концу войны США полностью захватили все 3 архипелага, которые в 1947 г. по решению ООН были переданы этой стране как Подопечная территория Тихоокеанские острова.

В 1946-1958 гг. на атоллах Бикини и Эниветок власти США провели 67 испытаний ядерного оружия. Местное население этих атоллов было выселено на малопригодные для жизни острова. Испытания ядерного оружия привели к тяжелым последствиям для жителей соседнего атолла Ронгелап: выпавшие здесь радиоактивные осадки вызвали у них тяжелые заболевания (в 1956-1998 США выплатили маршалльцам не менее 759 млн долл. в качестве компенсации за причиненный ущерб в результате испытаний ядерного оружия).

15 июня 1961 г. был образован консультативный Совет Микронезии, 16 янв. 1965 г. прошли первые выборы в Конгресс Микронезии, в к-ром М. О. были представлены 3 депутатами в верхней палате и 2 депутатами в нижней. В 1969 г. Комиссия по будущему политическому статусу (образована при Конгрессе Микронезии в 1967) представила доклад об изменении статуса Подопечной территории, который предусматривал преобразование Микронезии в единое самоуправляющееся гос-во, находящееся в свободной ассоциации с США. Однако правительство США поддержало сепаратистское движение на М. О. 30 июля 1977 г. на референдуме 63% жителей архипелага высказались за провозглашение самостоятельности М. О. 1 мая 1979 г. была принята Конституция Республики Маршалловы Острова. В том же году президентом был избран верховный вождь Амата Кабуа и было учреждено правительство М. О. Страна стала самоуправляемой. 21 окт. 1983 г. был подписан Договор о свободной ассоциации М. О. с США (вступил в силу в 1986), который предоставил М. О. суверенитет и предусматривал защиту М. О. со стороны США в обмен на использование амер. военными ракетного испытательного полигона на атолле Кваджалейн. Процесс обретения независимости М. О. завершился после того, как 22 дек. 1990 г. Совет Безопасности ООН упразднил соглашение об опеке над М. О. и признал суверенитет нового гос-ва. В 1991 г. М. О. были приняты в ООН. После 2-летних переговоров новым соглашением от 30 апр. 2003 г. (вступило в силу в 2004) договор о свободной ассоциации был продлен на 20 лет. После смерти Амата Кабуа в дек. 1996 г. президентский пост занимали Имата Джабро Кабуа (1997-2000), Кессаи Хеса Ноте (2000-2008), Литоква Томеинг (2008-2009), Джуреланг Зедкая (2009-2012), Кристофер Джоребон Лоеак (2012-2016). 11 янв. 2016 г. президентом был избран 2-й на этом посту (после Кессаи Хеса Ноте) представитель социального слоя общинников (каджур) Кастен Нед Немра, который через неделю после инаугурации получил вотум недоверия и 28 янв. был вынужден передать свой пост 1-й в стране женщине-президенту Хильде Кэти Хейн.

История христианства

Протестантская церковь на Маршалловых о-вах. 2-я пол. ХХ в.
Протестантская церковь на Маршалловых о-вах. 2-я пол. ХХ в.

Протестантская церковь на Маршалловых о-вах. 2-я пол. ХХ в.

В 1857 г. на М. О. прибыли первые христ. миссионеры Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям (АСУИМ), большинство членов которого были конгрегационалистами. В 1855 г. миссионер Дж. Пирсон на пути к о-ву Косраэ (Кусаиэ; вост. часть Каролинского архипелага) остановился на атолле Аилинглапалап, где встретился с верховным вождем Каибуке, правившим юж. частью островной цепи Ралик. Каибуке, зачинщик многих нападений на европ. и амер. суда, тем не менее пообещал Пирсону свое покровительство, если он и другие миссионеры поселятся на островах. Пирсон сообщил совету, что М. О. готовы к миссионерской деятельности. В 1857 г. он вместе с Э. Доуном основал 1-ю миссию на атолле Эбон, являвшемся местом проживания Каибуке, куда также приезжали вожди из др. атоллов Ралика. Несмотря на определенные успехи миссии, ее основатели Пирсон и Доун покинули Эбон в 1859 и 1863 гг. соответственно. Постепенно американцев на М. О. стали сменять гавайские миссионеры (также члены АСУИМ), 1-м из к-рых был Хезекая Аэа, прибывший на Эбон в 1860 г. и значительно развивший основанную здесь ранее миссионерскую школу. В 1861 г. были открыты еще 2 школы на др. островах атолла. В кон. 1861 г. на атолле было не менее 50 чел., способных читать Библию, частично переведенную на маршалльский язык. Выпускники первых миссионерских школ из числа местного населения стали проповедниками новой религии среди соплеменников. Рядовые общинники, которые приобрели руководящие роли в Церкви, получали одобрение и уважение со стороны соплеменников. С 1863 г. стали прибывать другие гавайские миссионеры с семьями, энергичную и высокоэффективную работу к-рых неоднократно отмечали их амер. коллеги. Успехи миссионеров вызывали недовольство вождей, опасавшихся утратить влияние над своими подданными. Со смертью Каибуке их враждебность стала более открытой. Тем не менее в течение 60-х гг. XX в. Церковь быстро укрепилась в этом регионе: если в 1863 г. были крещены первые 10 маршалльцев, то к концу десятилетия в христианство обратились более сотни местных жителей. В сер. 60-х гг. XIX в. гавайские миссионеры вместе с 2 выпускниками местных миссионерских школ начали проповедовать и открывать школы на атоллах Наморик и Джалуит. В 1869 г. миссионеры прибыли на атоллы Мили и Маджуро, тем самым расширив влияние миссии на островную цепь Ратак. Вскоре миссионерские станы были открыты на атоллах Арно и Малоэлап. К 1875 г. на 7 юж. атоллах действовали церкви, прихожанами которых были ок. 200 маршалльцев. В тот период непрерывная междоусобная война на сев. атоллах не позволила миссии распространить там свое влияние. К кон. XIX в. церкви были возведены на большинстве островов архипелага.

В кон. 1891 г. на М. О. прибыли первые католич. миссионеры Э. Бонтан и К. Вебер из ордена Св. Сердца. Высадившись на атолле Джалуит, они возвели часовню и подготовили здание для буд. школы. Однако вскоре они были отозваны, т. к. нем. власти опасались, что возникнет серьезный конфликт между католиками и протестантами, как это происходило на др. островах Океании. Тем не менее через неск. лет нем. власти подали офиц. запрос в Рим для разрешения деятельности католич. миссионеров на М. О. В 1896 г. Бонтан и Вебер снова посетили Джалуит. В нач. 1899 г. нем. католич. миссионеры окончательно закрепились на М. О. В 1904-1914 гг. один из них, А. Эрдланд, собрал на атолле Джалуит много ценных сведений по традиц. культуре и языку маршалльцев, к-рые были опубликованы в 1914 г. В 1904 и 1911 гг. миссионер ордена Св. Сердца Г. Линкенс посетил архипелаг и в 1912 г. на основе собранных материалов опубликовал книгу о деятельности католической миссии и обитателях М. О. Помимо Джалуита, католич. миссионеры распространили свое влияние на атоллах Ликиеп (1902) и Арно (1906). Несмотря на строительство церквей и школ, а также распространение переводов Библии, процесс обращения маршалльцев в католичество шел довольно медленно. В 1911 г. католич. население архипелага составляло ок. 180 чел. Когда в 1914 г. М. О. были захвачены Японией, то нем. католич. миссионерам было разрешено остаться и работать в течение года. В 1916 г. были закрыты миссии на Ликиепе и Арно, т. к. японцы разрешили присутствие оставшихся немцев только на Джалуите. В 1919 г. все нем. миссионеры были вынуждены покинуть архипелаг. Несмотря на изгнание католич. миссионеров-немцев, япон. власти проинформировали Ватикан о желании привлечь на свою мандатную территорию католиков др. национальностей, т. к. миссии рассматривались японцами как средство «умиротворения и окультуривания» местного населения. В итоге продолжить католич. миссионерскую деятельность на М. О. было поручено испан. иезуитам, которые в 1922 г. прибыли на архипелаг. 4 мая 1923 г. М. О. вошли в апостолический викариат Марианские, Каролинские и Маршалловы острова. В 1940 г. японские власти запретили деятельность иезуитов. К тому времени численность католиков на островах достигла 500 чел. После окончания второй мировой войны на М. О. продолжили миссионерскую работу иезуиты из США. 4 июля 1946 г. был образован апостолический викариат Каролинские и Маршалловы острова. 3 мая 1979 г. было создано еп-ство Каролинские и Маршалловы острова, которое было разделено 23 апр. 1993 г. на еп-ство Каролинские острова и апостолическую префектуру Маршалловы острова.

В 1957 г. общины, основанные в результате деятельности АСУИМ на М. О., стали частью новообразованной Объединенной Церкви Христа в США, от к-рой они в 1972 г. получили полную автономию; впосл. объединились в Конгрегационалистскую Церковь. В 1986 г., после отделения наиболее консервативной ее части в самостоятельную Реформированную Конгрегационалистскую Церковь, она получила совр. название ОЦХК. После сокращения в 60-70-х гг. XX в. численность верующих ОЦХК вновь стала возрастать в 1992-1999 гг.

В нач. 60-х гг. XX в. на М. О. начала деятельность орг-ция Ассамблеи Бога. В первое время ей противодействовали конгрегационалисты, но она сохранилась благодаря поддержке влиятельных лиц из числа местных жителей. В нач. 90-х гг. XX в. у этой орг-ции было 10 тыс. последователей, действовали 32 храма, в наст. время работает библейская школа. Значительное количество приверженцев этой орг-ции раньше являлись адептами ОЦХК.

С 60-х гг. XX в. на М. О. действуют также адвентисты седьмого дня. В нач. 2000-х гг. они имели 10 школ. Мормоны появились на М. О. в 70-х гг. XX в. В 1977 г. здесь было 27 адептов этой деноминации, к кон. 1979 г. их численность достигала 177 чел., а к 1990 г.- более 1 тыс. чел. К 2005 г. были открыты 6 молелен и Центр изучения семейной истории. В 2013 г. в стране насчитывалось 6030 мормонов в 6 приходах.

В наст. время наибольшими темпами увеличивается количество мормонов и адептов орг-ции Ассамблеи Бога. В стране нет признаков того, что деятельность различных христ. деноминаций оказывает негативное влияние на социальную стабильность. Главными злободневными вопросами для М. О. остаются проблемы экономического и природного характера, в решении к-рых христ. организации играют положительную роль.

Лит.: Linckens H. Auf den Marshall-Inseln (Deutsche Südsee): Land und Leute katolische Missionstätigkeit. Freilassing, 1911; Erdland A. Die Marshall-Insulaner: Leben und Sitte, Sinn und Religion eines Sudsee-Volkes. Münster, 1914; Hernandez F. Missions in the Carolines and Marschall Islands. Madrid, 1955; Hezel F. X. Indigenization as a Missionary Goal in the Caroline and Marshall Islands // Mission, Church, and Sect in Oceania / Ed. J. A. Boutilier, D. T. Hughes, S. W. Tiffany. Ann Arbor, 1978. P. 251-274; idem. Foreign Ships in Micronesia. Saipan, 1979; idem. The first Taint of Civilization: A History of the Caroline and Marshall Islands in Pre-Colonial Days, 1521-1885. Honolulu, 1983; idem. The Catholic Church in Micronesia: Historical essays on the Catholic Church in the Caroline-Marshall Islands. Chicago, 1991. Pohnpei, 2003; Bouma G. D., Ling R., Pratt D. Religious Diversity in Southeast Asia and the Pacific. Dordecht; L., 2010.
И. В. Чининов