(В миру Мина; † 1.03.1603, Зеленецкий мон-рь), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря (близ г. Тихвин). Основным источником сведений о М. является его «духовная памятца» - автобиографические записки, сохранившиеся в единственном списке 2-й пол. XVII в. (РНБ. ОСРК. О.I.424. Л. 161-176 об.). Судя по содержанию, записки были составлены в период 1570-1595 гг. М., обращаясь к своему духовному отцу Досифею и братии Зеленецкого монастыря, рассказывает об основании обители и бывших ему видениях и чудесных знамениях, свидетельствовавших о святости избранного места. М.- едва ли не единственный преподобный, оставивший подробное описание своего мистического опыта и отшельнической жизни. «Духовная памятца» не слишком богата фактическими сведениями, однако отличается редкой для средневек. лит-ры искренностью в передаче душевных переживаний и эстетическим восприятием видений. Произведение М. занимает особое место в развитии жанровой системы древнерус. лит-ры, предваряя автобиографические сочинения старообрядческого инока Епифания и протопопа Аввакума. Дополнительные биографические данные о святом содержит Житие Мартирия Зеленецкого, составленное во 2-й пол. XVII в. при митр. Новгородском Корнилии (1674-1695; † 1698). Выявлено 11 списков этого памятника, среди которых 2 старших списка, относящихся к кон. XVII в. (РНБ. Соф. № 1403; РГИА. Ф. 834. № 3786). Вторая, сокращенная редакция Жития составлена в 1814 г. и известна в 2 списках 1-й пол. XIX в. (РГИА. Ф. 834. № 3996; БАН. Арх. Ком. № 179).
В Житии святого повествуется о том, что его родителей звали Косма и Стефанида. В возрасте 8 лет он осиротел и обрел себе наставника - свящ. Бориса, принявшего после смерти жены постриг с именем Боголеп и ставшего строителем Троице-Сергиева мон-ря в Вел. Луках. В автобиографии М. сообщает, что был пострижен в этой обители иером. Боголепом, пробыл в мон-ре 7 лет, выполняя послушания келаря, казначея и пономаря, имел ученика Авраамия. Возымев настойчивое намерение жить отшельником, М. тайно ушел из мон-ря, взяв себе в спутники монастырского повара-мирянина. На расстоянии 60 верст от Вел. Лук они поселились в безлюдном месте, выкопав землянку. Первый опыт пустынножительства оказался трудным, и повар вскоре покинул М., сообщив о его местопребывании некоему местному жителю, к-рый стал приносить отшельнику пищу. Через нек-рое время М. отправил послание к иером. Боголепу, прося у него благословение жить в пустыни. Но Боголеп благословения не дал и приказал вернуться в общежительный мон-рь. Тогда М. покинул пустынь и пошел в Смоленск на поклонение иконе Божией Матери «Одигитрия». В Смоленске ему во сне явились преподобные Авраамий Смоленский и Ефрем с повелением жить в пустыни, где укажет Бог. Изыскивая место для пустынножительства, М. направился в новый Тихвинский Успенский мон-рь (основан в 1560), намереваясь далее идти в Поморье. В Тихвинской обители М. встретил своего ученика Авраамия, к-рый рассказал о находящемся среди болот Зеленецком о-ве. Над этим местом Авраамий видел сиявший на небе крест. М. поселился на острове, вскоре собралась братия и образовался Троицкий Зеленецкий мон-рь. В Житии есть некоторые подробности прихода М. на Зеленецкий о-в: получив благословение тихвинского игумена, он взял с собой 2 иконы - Св. Троицы и Тихвинский образ Божией Матери «Одигитрия». Проводником ему служил крестьянин Иосиф из с. Буборины, находившегося в 4 поприщах от Зеленецкого о-ва. В своей «памятце» М. упоминает о том, что принял сан игумена в Новгороде, и рассказывает о своих мистических видениях. После одного из видений государев дьяк Ф. Д. Сырков пожертвовал средства на строительство в мон-ре деревянной трапезной ц. в честь Благовещения.
Время основания Зеленецкого монастыря, по данным писцовых книг, можно отнести к периоду 1565-1570 гг. В писцовой книге Обонежской пятины 1564 г., составленной Андреем Лихачёвым, Зеленецкий мон-рь не упоминается, а в 1570 г. обитель уже существовала, т. к. в этом году был казнен Сырков, успевший сделать пожертвование. Согласно «Писцовой книге Обонежской пятины, Заонежской половины, писма Ондрея Васильевича Плещеева и подъячего Семейки Кузмина, 7091 года», в 1583 г. М. уже был игуменом мон-ря, в к-ром подвизались 12 монахов. В обители были построены деревянные Троицкая и трапезная Благовещенская церкви и ограда.
В Житии подробно рассказано о важном событии, не упомянутом М. в «памятце». В 1595 г., направляясь в Москву, М. остановился в Твери и исцелил смертельно больного царевича Иоанна - сына касимовского хана Симеона Бекбулатовича (с 1576 вел. князь Тверской; в схиме Стефан). Путешествие М. в Москву в 1595 г. действительно могло иметь место, т. к. этим годом датирована жалованная грамота царя Феодора Иоанновича Зеленецкому мон-рю на 2 выти земли и ловли на Ладожском оз. В благодарность за исцеление сына Симеон Бекбулатович на свои средства выстроил в Зеленецком мон-ре 1-ю каменную ц.- в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделом во имя свт. Иоанна Златоуста. У стены этого храма в 1603 г. М. был погребен в могиле, которую собственноручно ископал. В 70-х гг. XVII в., при Новгородском митр. Корнилии, постриженике Зеленецкой обители, в мон-ре были построены каменные Троицкий собор, Благовещенская ц. с трапезной, колокольня, келейные корпуса, ограда; старую каменную Тихвинскую ц. разобрали. При перестройке мон-ря погребение М. оказалось под Троицким собором, в нижней ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Здесь свт. Корнилий устроил гробницу М., однако мощи святого остались под спудом.
Почитание памяти преподобного в Зеленецком мон-ре несомненно существовало, но у его гробницы служили только панихиды. Самое раннее иконописное изображение М.- поясной образ XVII в., хранящийся в Музее икон в г. Рекклингхаузен (Германия). М. почитался старообрядцами: большинство поздних списков Жития М. находятся в старообрядческих сборниках. Образ М. присутствует в ряду преподобных на старообрядческих минейных иконах за март.
Офиц. церковное почитание М. началось в 1747 г. Об этом рассказывает Летописец Зеленецкой обители, известный по единственной рукописи 1-й пол. XIX в., происходящей из б-ки Тихвинского Успенского мон-ря (РГИА. Ф. 384. № 3996. Л. 34-62; последние описанные здесь события датируются 1790). Под 1747 г. в Летописце помещено повествование о посещении Зеленецкого мон-ря имп. Елизаветой Петровной. Поклонившись надгробию М., она спросила, какие службы М. совершают в мон-ре. Услышав в ответ, что панихиды, Елизавета распорядилась впредь служить М. по общей Минее. Текст службы преподобному находится в той же рукописи, что и Летописец (РГИА. Ф. 384. № 3996. Л. 1-16). Канон взят из общей Минеи с добавлением особых кондака и икоса. Служба также составлена по общей Минее со следующими отличиями: сочинены особые стихиры на малой вечерне и тропарь, на великой вечерне - особые Слава 8-го гласа, лития и стихиры на стиховне, на утрене - особые светилен, богородичен и хвалитные стихиры.
В кон. XIX в. на основе данных Жития М. был составлен Акафист прп. Мартирию. Текст сохранился в машинописи (РНБ. СПбДА. А I /275), его автор неизвестен. Акафист не был одобрен церковной цензурой и не вошел в церковный обиход.
В 1853 г. над погребением М. в Троицком соборе была установлена серебряная рака, украшенная сценами из Жития преподобного. В 1922 г. раку изъяли вместе с ценной церковной утварью. В 1937 г. обитель была закрыта и возобновлена только в 1991 г. В авг. 1992 г. обрели мощи святого. 24 нояб. 1998 г. их перенесли из Троицкого собора в Благовещенскую ц. и поместили в специально изготовленный ковчег. 24 нояб. 2001 г. Зеленецкий мон-рь посетил митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). 14 марта 2003 г. в обители состоялось празднование 400-летия со дня преставления преподобного. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Соборы Новгородских (установлен ок. 1831, возобновлен в 1981) и С.-Петербургских (установлен в 2000) святых.
Первые изображения М., очевидно, появились вскоре после его кончины, однако ни древних икон преподобного, ни сведений о них не сохранилось. В иконописном подлиннике внешность святого описывается скупо: «Надсед, брадою аки Савва Звенигородский, в схиме, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 54 (25 окт.)); он назван «иже на Тихвине реце Тверской чудотворец» (см: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165). Текст на свитке по др. подлиннику: «Се убо братия моя, по благодати Божии отходя света сего, предаю вас в руце Господни. Имейте во всем упование на Его и на Пресвятую Богородицу. Аз бо убо молитвами ея, еже желах от Господа да и восприях. Еще ныне телом хотя и отхожду от вас, но духом присно с вами. Кто из вас, живущих во обители сей, сего света отидет, аз имам Господа молитвами о упокоении души его [пропуск текста] предаде святую душу свою в руцех всех Бога. В лето от сотворения мира 7111, от Рождества Христова 1603 месяца марта в 1 день» (БАН. Плюшк. № 11. Л. 9 (в особом разделе вне основного состава подлинника) (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165-166).
Фигура преподобного, по сведениям источников XIX в., была помещена на лопатке малого проема св. ворот тихвинского Успенского мон-ря, расписанных иконописцем Родионом Сергиевым «с товарищи» (1662). Вероятно, изображение М. имелось в росписях Троицкого собора Зеленецкого мон-ря, исполненных новгородскими и тихвинскими иконниками (ок. 1684). Имп. Елизавета Петровна, посетив Зеленецкий мон-рь в 1747 г., приложилась к образу у гробницы чудотворца. Возможно, имеется в виду образ М. (хотя у гроба преподобного стояли 2 чтимых образа, называемые его келейными: икона Св. Троицы и Тихвинская икона Божией Матери). Наиболее ранние сохранившиеся изображения М. датированы XVIII в. На иконе «Вмч. Димитрий Солунский, свт. Иоанн Златоуст, прп. Мартирий Зеленецкий» (ЦАК МДА) преподобный изображен в рост, благословляющим, с недлинной округлой бородой; в левой руке свернутый свиток, куколь лежит на плечах. На иконе новгородского свящ. Георгия Алексеева «Образ Новгородских чудотворцев» (1728, ГТГ) М., как и др. святые, показан по пояс, в чашечке цветка, 2-м справа в нижнем ряду. Его руки обращены в молитвенном жесте к центральному образу Богоматери «Знамение». Поясной образ XVIII в. (?), обретенный в 1992 г. в храме 12 апостолов Иоанновского жен. мон-ря в С.-Петербурге, находится у раки с мощами святого в Зеленецком мон-ре: преподобный благословляет двуперстно, в левой руке держит развернутый свиток, над его главой изображена Св. Троица в образе 3 ангелов. Ростовое изображение М. имеется на гравюре Г. А. Качалова «Вид Тихвинского монастыря» (1759), святой показан внизу справа, в картушном обрамлении, на фоне Троицкой Зеленецкой пуст.
В местном ряду иконостаса (1818) Троицкого собора Зеленецкого мон-ря находилась большая икона М. «старого времени», в Благовещенской ц.- икона с видом Зеленецкой обители и стоящим рядом с ней М., в верхней части - Тихвинский образ Божией Матери, к-рый несут ангелы. Скорее всего эта композиция восходила к гравюре Качалова. В росписи (1908) Троицкого собора Зеленецкого мон-ря М. показан старцем с округлой седой бородой, непокрытой головой, стоящим на облаке и благословляющим, с развернутым свитком в левой руке.
М. присутствует на иконах с образами новгородских или российских чудотворцев. На иконе «Образ всех российских чудотворцев с Софией Премудростью Божией» иконописца Петра Тимофеева (1814, ГРМ) и на прориси с нее (Музей СПбДА; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. № 226. Л. 3. Табл. 58. С. 453) у преподобного недлинная округлая борода, голова не покрыта. На одноименных выговских иконах рубежа XVIII и XIX вв. и 2-й четв. XIX в. (ГИМ, ГТГ; Образы русских святых. Кат. 93. С. 390-399. Воспроизв. фрагмента на с. 395; Icones russes: Les saints / Fondation P. Giannadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. Cat. 52. P. 142-143) он показан в куколе, борода длиннее и у́же. На прориси с иконы XVIII (?) в. «Новгородские чудотворцы» преподобный стоит в правой группе святых, в 5-м ряду снизу, 2-м справа; видна только его непокрытая голова, борода короткая округлая (Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899. Табл. LXIX; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 619). М. включен в состав святых на литографии «Собор всех святых новгородских угодников» (хромолитография Е. И. Фесенко, Одесса, 1902) и на иконе «Образ всех российских чудотворцев» мон. Иулиании (Соколовой) (20-30-е гг. XX в., ризница Троице-Сергиевой лавры), а также в авторских повторениях и списках этой иконы, выполненных в кон. XX - нач. XXI в.
Горельефное изображение М. в схиме, с наперсным крестом, со сложенными на груди руками имелось на крышке медной посеребренной раки преподобного (1855-1857). На боковых сторонах раки помещались рельефы со сценами воскрешения преподобным царевича Иоанна, сына хана Симеона Бекбулатовича, и преставления М., на торцевых - явление М. Тихвинской иконы Божией Матери и текст тропаря святому - в картуше, поддерживаемом ангелами (рака воссоздана в 2013). К кон. XIX в. получили нек-рое распространение «раздаточные» иконы - паломнические образки, исполненные в скорописной технике и восходящие, возможно, к изображению на торце раки: М. в монашеской одежде, в куколе, стоит справа в 3/4-ном повороте; слева показана обитель с 5-главым храмом (реже с 2 или 3 храмами) и шатровой колокольней. Встречаются поясные изображения преподобного, со свернутым или с развернутым свитком; в последнем случае на свитке обычно помещена надпись: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни…» (Пс 54. 7). На образке из собрания Ф. Р. Комарова М. с непокрытой головой, держит четки, благословляет именословно (кон. XIX в.).
Два цикла житийных иллюстраций были созданы в нач. XXI в. для нового издания Жития М. Гравюры петербургского худож. Р. В. Писарева обладают высокими художественными достоинствами, но имеют некоторые расхождения с текстом Жития (напр., вместо «Одигитрии» Тихвинской изображена «Одигитрия» типа Смоленской). Второй цикл состоит из 26 рисунков к Житию и акафисту, стилизованных под прориси с древних икон.
К образу М. обращался совр. петербургский иконописец Г. В. Гашев. Его произведения решены в условно-древнерус. стилистике, с ориентацией на искусство Дионисия. На ростовой иконе М. изображен с посохом и развернутым свитком; на поясной - свиток свернут, рукоять посоха имеет загнутые концы.