[Греч. Μαρκέλλα] († 300 или ок. 1500), прмц. или мц. Хиосская, дева (пам. греч. 22 июля). Предание о М. долгое время существовало в устной форме. В кратком Житии в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) говорится, что автор не смог найти ни канона, посвященного М., ни ее Жития, но во имя этой святой на Хиосе «с древних времен» стоит храм, и ее особо почитают на острове благодаря многочисленным чудесам. Составитель Жития упоминает о камешках кровавого цвета, к-рые верующие собирают на берегу недалеко от храма, соскабливают с них кровь и помещают ее в сосуды, используя как лекарство. Автор Жития приходит к выводу, что т. н. кровавые камешки указывают на мученическую кончину М., а ее явления верующим в монашеском облачении - на преподобнический чин (SynCP. Col. 836). Ряд греч. исследователей (Г. Золотас, Г. Фотинос, К. Сгурос, протопресв. М. Василакис и др.) считали, что М. пострадала в первые века христианства.
При составлении сб. «Новый Лимонарь» в него были включены служба М. и синаксарное Житие, написанные прп. Никифором Хиосским (ок. 1750-1821), к-рый использовал в качестве источника некое анонимное Житие. Прп. Никифор полагал, что М. пострадала ок. 1500 г. и происходила из сел. Волисос в сев.-зап. части Хиоса. После смерти матери ее воспитывал отец. Девочка с детства отличалась красотой и христ. добродетелями. Когда М. подросла, отец воспылал к ней плотской страстью. М. убежала из дома и скрывалась в горах. Отец стал разыскивать М. и однажды напал на ее след. Девушка спряталась в прибрежной местности в зарослях колючего кустарника. Отец поджег их, но М. успела выскочить и бросилась бежать к морю. Отец ранил девушку, выстрелив из лука. Когда он стал приближаться, М. обратилась с горячей молитвой к Богу, чтобы Тот разверз скалу и скрыл ее от отца. Чудесным образом утес, на котором находилась М., раскололся надвое, и ее тело оказалось по грудь скрытым каменной породой. Ослепленный страстью и гневом, отец, не будучи в состоянии вытащить М. из скалы, отсек ей груди и голову и бросил в море. Существует тем не менее предание, что ее честная глава была увезена в Рим генуэзцами, владевшими в то время Хиосом. Из скалы с телом святой забил чудотворный источник, вода к-рого исцеляет от болезней. Хотя все зап. побережье острова устлано только черной галькой, в море рядом с местом кончины М. встречаются камешки, покрытые коркой красного цвета; по местному преданию, она символизирует кровь святой. Когда здесь совершается служба, вода в море начинает нагреваться и закипать. Недалеко от источника находится церковь во имя М. В день памяти святой сюда приходило множество паломников. Незадолго до написания Никифором Хиосским службы и Жития М. на месте старого здания был построен более просторный храм. Автор рассказывает о чудесах М., нек-рые из них имеют дату 1770 г.- исцеление женщины с о-ва Псара, 1782 г.- явление священникам из Волисоса и исцеление их больных детей, 1785 г.- спасение женщины, оставленной зимой в горах при ц. вмч. Георгия, и исцеление жителя Волисоса. Более поздние по времени чудеса, в т. ч. в ХХ в., опубликованы после Жития святой (Ασματική ακολουθία. 1993. Σ. 20-26). М. считается покровительницей Хиоса.