Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРК I
43, С. 672 опубликовано: 23 марта 2021г.


МАРК I

Патриарх Антиохийский (весна (?) 1376 - 10.04.1378). Патриаршество М. пришлось на один из самых драматических периодов истории христианского Востока, когда после крестового похода на Александрию кипрского кор. Петра I Лузиньяна (1365) мамлюкские власти начали жестокие гонения на ближневост. христиан. Многие архиереи Антиохийской Православной Церкви подверглись заточению, патриарх Пахомий I был низложен, у христиан Сирии и Египта конфисковали четверть имущества на военные расходы. После того как в кон. 60-х гг. XIV в. гонения стали утихать, неск. ближневост. архиереев, пытаясь восполнить понесенные потери, впервые отправились для сбора милостыни в Вост. Европу.

Рус. летописи сообщают о пребывании на Руси «милостыня ради» митр. Германа из Иерусалима в 6879 (1370/71) г. и митр. Марка «от святыя Богородица из Синаискыя горы» в 6884 (1375/76) г. Архим. Леонид (Кавелин) высказал предположение, что именно этот Марк взошел впоследствии на Антиохийскую кафедру. Он также предложил отождествить митрополитов Германа и Марка с одноименными архиереями, к-рых рус. паломник Агрефений упоминает как участников пасхального богослужения в Иерусалиме в 1-й пол. 70-х гг. XIV в.: «митрополит Герман от Егупьта и Марко епископ от Дамаска, бывы преж игуменом в лавьры Святаго Савы». Т. о., Марк был одним из архиереев Антиохийского престола. Попытки архим. Леонида объяснить, почему он носил сан Синайского митрополита, представляются неубедительными. Возможно, Марк был Сайднайским митрополитом, имевшим резиденцию в Сайднайском монастыре Пресв. Богородицы, который тоже расположен на вершине горы и именовался рус. авторами «Сеиднайским»,- отсюда могло возникнуть его смешение с Синайским.

Согласно летописи Антиохийского патриарха Михаила II (кон. XIV - нач. XV в.), сохранившейся в передаче архидиак. Павла Алеппского и патриарха Макария III, М. прибыл в Сирию из К-поля (вариант - с Кипра), что вполне сообразуется с гипотезой о совершении им поездки на Русь в 1375/76 г. Ж. Насралла предполагал, что М. возглавлял одну из кафедр Кипра. Согласно русским источникам, в том же году, что и митр. Марк, за милостыней приезжал архимандрит иерусалимского Архангельского монастыря Нифонт, к-рый по возвращении «стал на патриаршество, иже в Иерусалиме». Утверждение о Патриаршестве Нифонта явно ошибочно - возможно, летописец перепутал двух просителей милостыни, приезжавших в один год.

Т. о., если гипотеза о тождестве 3 Марков верна, то буд. Антиохийский патриарх состоял в числе братии лавры св. Саввы Освященного, некоторое время был игуменом этого монастыря, потом занимал одну из архиерейских кафедр Антиохийской Церкви (возможно, Сайднайскую). В 1-й пол. 70-х гг. XIV в. М. совершил паломничество в Иерусалим (не исключено, что поездка была предпринята с целью решения им политических вопросов в Св. граде как представителем Антиохийского Патриархата), а в 1375 - нач. 1376 г. ездил за милостыней на рус. земли.

Обстоятельства избрания М. на Патриаршество до конца не выяснены. Его предшественник Пахомий I, низложенный после Александрийского крестового похода 1365 г. и вернувшийся на престол после смерти своего преемника Михаила I в 1373 г., в 1375 г. был в очередной раз отстранен или по к.-л. причинам сам отрекся от власти. Возможно, имело место противостояние Пахомия с рядом митрополитов, которые выдвинули на Патриаршество М., располагавшего после поездки за милостыней значительными денежными ресурсами. Разглядеть в этой смене патриархов к.-л. признаки церковно-политической борьбы не представляется возможным. Если принять мнение Д. Д. Оболенского о складывании в правосл. мире в эпоху исихастских споров «панвизантийской» партии, выступавшей за сплочение правосл. народов вокруг К-поля и Афона (Оболенский Д. Византийское содружество наций: Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 532), то к ней в равной мере могут быть отнесены и Пахомий, и М. Тесные контакты Пахомия с визант. паламитами четко прослеживаются по источникам; М. был связан с палестинскими мон-рями и центрами «Византийского содружества», к-рые он лично посетил во время своего путешествия. Возможно, за соперничеством патриархов стояли не идейно-политические разногласия, а личные или клановые противоречия. Если верить неточным датировкам арабо-христ. летописей, то между низложением Пахомия и возведением на Патриаршество М. прошло несколько месяцев, т. е. М. не был лично причастен к отстранению от власти своего предшественника, потому что в тот момент еще не вернулся в Сирию. Патриаршество М. продолжалось 2 года. После его кончины на Антиохийский престол в 3-й раз взошел Пахомий.

Ист.: Московский летописный свод кон. XV в. Рязань, 2000. С. 254, 261-262; Хожение архим. Агрефения обители пресвятыя Богородица // Малето Е. И. Антология хожений рус. путешественников XII-XV в. М., 2005. С. 267; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 678; Панченко К. А. Вспомнить прошлое: Антиохийский Патриарх Макарий III аз-За‘и м как историк // Miscellania Orientalia Christiana = Восточнохристианское разнообразие. М., 2014. С. 379-384 [реконструкция летописи Антиохийского патриарха Михаила II].
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Два православных слав. паломника XIV в., доселе еще не занявших надлежащего им места в нашей паломнической лит-ре // Три статьи к русскому палестиноведению. СПб., 1889. С. 1-11. (ППС; Т. 6. Вып. 1); Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимских патриархов с рус. правительством. СПб., 1895. [Т. 1.] С. 1. (ППС; Т. 15. Вып. 1(43)); Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 22; Панченко К. А. К истории русско-вост. связей 70-х гг. XIV в.: О датировке и обстоятельствах паломничества архим. Агрефения и первого приезда на Русь ближневосточных митрополитов // Каптеревские чт. М., 2009. Вып. 7. С. 5-20.
К. А. Панченко
Ключевые слова:
Патриархи Антиохийской Православной Церкви Марк I, патриарх Антиохийский (весна (?) 1376 - 10.04.1378)
См.также:
АГАПИЙ (I) († 960), Патриарх Антиохийский
АГАПИЙ I (II) I (II) († 997), Патриарх Антиохийский
АЛЕКСАНДР I († 424), Патриарх Антиохийский с 414
АЛЕКСАНДР II (кон. VII в.), Патриарх Антиохийский