Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРИЯ
43, С. 527-528 опубликовано: 10 марта 2021г.


МАРИЯ

Рождество блгв. кн. Андрея (в иночестве Иоасафа). Фрагмент иконы «Прп. Иоасаф Каменский с житием». Нач. XVIII в. (Тотемское музейное объединение)
Рождество блгв. кн. Андрея (в иночестве Иоасафа). Фрагмент иконы «Прп. Иоасаф Каменский с житием». Нач. XVIII в. (Тотемское музейное объединение)

Рождество блгв. кн. Андрея (в иночестве Иоасафа). Фрагмент иконы «Прп. Иоасаф Каменский с житием». Нач. XVIII в. (Тотемское музейное объединение)

(† Между 1437 и 9.06. 1439), св. блгв. кнг. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), жена заозерского св. блгв. кн. Димитрия Васильевича, мать прп. Иоасафа Каменского. Основные сведения о М. сохранились в памятниках ростовского летописания кон. XV в. (Ермолинской и Типографской летописях), в Житиях прп. Александра Куштского и прп. Иоасафа Каменского. Последнее, составленное в кон. XV - 1-й пол. XVI в., называет князя-инока сыном «благочестивыя великия княгини Марии» (Святые подвижники. 2005. С. 56). Дата и место рождения М. неизвестны. Исходя из времени рождения ее детей, можно предполагать, что М. род. в нач. 80-х гг. XIV в., замуж вышла в нач. 1400-х гг. По крайней мере в Житии прп. Дионисия Глушицкого не отмечено, что кн. Димитрий Васильевич был женат, когда в 1400-1403 гг. с разрешения князя прп. Дионисий строил на его кубенских землях Глушицкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 104). В Житии прп. Александра Куштского М. уже упоминается. Здесь рассказывается, что в годы архиерейства Ростовского епископа св. Дионисия Грека (1418-1425) прп. Александр, в прошлом монах Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря на Кубенском озере, которому покровительствовали ярославские князья, основал в устье р. Кушты, в 4 км от княжеской резиденции, находившейся в с. Устье, Александров Куштский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Новая обитель стала пользоваться вниманием семьи правителя Заозерья. Согласно Житию, «по времяни же княгиня… Мария нача веру велию имети к Пречистей и к преподобному, посылаше ему ово пития, ово ядения, и он кормяше маломощных» (Святые подвижники. 2005. С. 248). По-видимому, не без помощи М. после 1420 г. прп. Дионисий Глушицкий основал Леонтиевский жен. мон-рь.

В нач. янв. 1435 г. Заозерское княжество во время династической борьбы московских князей за великое княжение подверглось нападению со стороны войск мятежного звенигородского кн. Василия Георгиевича Косого. Он занял с. Устье и захватил казну кн. Димитрия Васильевича. Согласно Ермолинской летописи, в ответ на это правитель Заозерья послал против кн. Василия Косого войско во главе со своим старшим сыном кн. Федором Дмитриевичем. В бою заозерская рать потерпела поражение и была вынуждена отступить. Преследуя ее, Василий Косой захватил на Волочке в плен М., ее невесток и дочь кнж. Софию Димитриевну (ПСРЛ. Т. 23. С. 148). После заключения перемирия угличский кн. Дмитрий Георгиевич Шемяка, поддерживавший в этом конфликте сторону Московского вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, посватался к дочери кн. Димитрия Васильевича и М. Зимой 1435/36 г. Шемяка, не зная о возобновлении старшим братом военных действий, приехал из Углича в Москву, чтобы пригласить Василия II на свадьбу. Последний, подозревая угличского князя в сговоре с Василием Косым, приказал арестовать Шемяку и отослать «в железах» с приставом, боярином И. Ф. Старковым-Серкизовым, в Коломну. После одержанной победы над войском Василия Косого в битве под с. Скорятиным 14 мая 1436 г. правитель Москвы приказал освободить Шемяку. При заключении 13 июня 1436 г. нового договора с вел. кн. Василием II, кн. Дмитрий Георгиевич, основываясь на завещании («душевной грамоте») заозерского кн. Димитрия Васильевича, добивался, чтобы ему вернули захваченное Василием Косым «приданое», к-рое он получил от своего тестя и М. Впосл. свадьба уже состоялась в Устюге, и после этого события судьбы членов семьи М. стали самым тесным образом связаны с политической деятельностью Шемяки. В честь тещи он назвал свою дочь Марией († 1456; впосл. 1-я жена новгородского и псковского служилого кн. А. В. Чарторыйского).

После гибели своего мужа кн. Димитрия Васильевича († ранее 13 июня 1436), казненного, по одной из версий, в Вел. Устюге по приказу Василия Косого, М. приехала на богомолье в Куштский мон-рь. Поездка состоялась до преставления прп. Александра Куштского († 9 июня 1439). Согласно редакции Жития прп. Александра, сохранившейся в Печатном Прологе, княгиня желала увидеть святого и «дати ему на препитание весь со христианы в память мужа своего» (Святые подвижники. 2005. С. 297). В редакции А Жития прп. Александра, написанной ок. 1575 г., отмечается, что М. «прииде на поклонение к Пречистей и к преподобному благословения ради». Княгиня застала прп. Александра Куштского в церкви, когда святой молился и читал «Давыдовы 100 и 50 псалмов». Княгиня «зря его втай среди церкви обнажена до персей, и ядяху святаго комары и мшыцы». Преподобный, увидев М., «озлобися на ню» и сказал: «О княгини, не подобает ти странничества нашего смотрити, занеже нищъ есмь и странен». М. испросила у святого прощение. Он же «повеле ей свою нищету кормити в дому своем». Подтвердив свое расположение к Куштскому мон-рю и получив благословение от прп. Александра, М. вернулась домой. Вскоре к М. пришла «скорбь», и она послала «с молением» к святому, чтобы прп. Александр молился за нее. Святой исполнил просьбу М. и вскоре, «проуведев от Бога… о смерти ея», сообщил об этом М. за 20 дней до ее кончины (Там же. С. 249). Согласно Житию прп. Иоасафа Каменского, его мать умерла вскоре после смерти своего мужа и была похоронена в Ярославле (Там же. С. 57).

В Тулуповской редакции Жития прп. Александра Куштского упоминается заупокойный вклад - дер. Горка-Шкуликино, к-рый по душе святого дала М. После смерти М. ее имя было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и обителей. У М. и кн. Димитрия Васильевича помимо дочери Софии и сыновей Федора и Андрея (в иночестве прп. Иоасаф) был сын Семен, родоначальник князей Кубенских. В кон. XV - сер. XVI в. имя М. включали в свои помянники князья Кубенские, а в сер. XV - 1-й пол. XVI в.- также князья Шемячичи, бывшие вкладчиками известных рус. обителей, в т. ч. ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря (ЯИХМЗ. № 15585. Л. 124-124 об., 142; список 1656 г.). Они внесли имя М. в свой помянник, сохранившийся в составе синодика Пафнутиева Боровского мон-ря, настоятель к-рого, прп. Пафнутий Боровский, несмотря на запрет Киевского митр. свт. Ионы, продолжал поминать во время богослужения кн. Дмитрия Шемяку и членов его семьи.

Канонизация М. совершилась после включения ее имени в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г.

Ист.: ПСРЛ. Т. 23. С. 148-149; Т. 24. С. 183; Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 56-57, 248-249, 265-266, 297.
Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 306-309; Описание о российских святых. № 251-252. С. 120-121; № 257. С. 125-126; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2 (по указ.); Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 71; Окт. С. 181-183; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 182; Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 1: Курс рус. истории. С. 353-354; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991. С. 124, 235. Примеч. 17.
А. В. Кузьмин
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Благоверные князья и княгини Русской Православной Церкви Собор Вологодских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Мария († между 1437 и 1439), святая благоверная княгиня (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), жена заозерского святого благоверного князя Димитрия Васильевича, Иоасафа Каменского
См.также:
ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
АВРААМИЙ И КОПРИЙ ПЕЧЕНГСКИЕ преподобные (пам. 4 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых)
АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)
АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)