Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРИН (МАРИЙ), МАРФА, АВДИФАКС И АВВАКУМ
43, С. 508-510 опубликовано: 8 марта 2021г.


МАРИН (МАРИЙ), МАРФА, АВДИФАКС И АВВАКУМ

[Лат. Marius, Martha, Audifax, Habacuc (Abacuc, Abacum)], мученики (пам. 6 июля; пам. зап. 19 янв.), по преданию, пострадали в Риме при имп. Клавдии II Готском (268-270). Сведения о них содержатся в лат. «Страстях святых мучеников Мария и Марфы, Авдифакса и Аввакума» (Passio sanctorum martyrum Marii et Marthae, Audifax et Abbacuc; BHL, N 5543), в к-рых Марий и Марфа представлены как знатная супружеская пара из Персии, Авдифакс и Аввакум - как их сыновья. Согласно «Страстям...», в годы правления имп. Клавдия они прибыли из Персии в Рим, чтобы поклониться гробницам апостолов. В то время рим. власти преследовали христиан, поэтому знатные персы стали помогать исповедникам, находившимся в заключении, и хоронить казненных мучеников. Познакомившись со старцем Кирином, к-рого содержали в тюрьме за Тибром, персы провели с ним некоторое время, ухаживая за ним и др. заключенными христианами. Тем временем по приказу императора на Соляной дороге казнили 260 христиан. Марий, его жена и сыновья вместе с пресв. Иоанном достойно похоронили мучеников. Узнав об этом, император велел разыскать их. Когда персы вернулись к Кирину, они обнаружили, что его нет в тюрьме; пресв. Пастор поведал им, что в их отсутствие воины казнили Кирина и бросили его тело в Тибр. При помощи Пастора персы нашли тело Кирина и похоронили его (это произошло 25 марта).

Когда Марий и его родные шли по улице в затибрской части Рима, они услышали пение христ. гимнов, доносившееся из многоэтажного дома. Поднявшись в квартиру, они оказались на молитвенном собрании христиан, к-рое возглавлял еп. (папа) Каллист I; с ним персы провели 2 месяца, скрываясь от гонителей. Далее в «Страстях...» повествуется об аресте рим. властями пресв. Валентина (см. ст. Валентин, мч. Римский), к-рого после допроса у императора передали под стражу принцепсу Астерию. Однако Валентин исцелил слепую дочь Астерия; тот уверовал во Христа и вместе со всей семьей и домочадцами принял крещение. Каллист пришел в дом Астерия, чтобы совершить конфирмацию новокрещенных; епископа сопровождали персы, к-рые остались с Астерием и провели в его доме 32 дня.

Узнав о крещении Астерия, император велел схватить всех, находившихся в его доме; среди арестованных христиан были Марий, Марфа и их сыновья. Расправившись с Валентином и Астерием (после жестоких пыток Астерий, члены его семьи и слуги были казнены 18 янв. в Остии по приговору судьи Геласия; Валентин был обезглавлен 14 февр. на Фламиниевой дороге), император решил лично допросить персов, надеясь завладеть их богатствами. Во время допроса Марий назвал себя сыном персид. имп. Маромена, а Марфу - дочерью сатрапа (subreguli) Кузинита. Родители Мария и Марфы были недовольны их обращением в христианство, поэтому им пришлось покинуть родину и отправиться в Рим. Выяснив, что персы истратили все богатство на помощь христианам, разочарованный император велел викарию Мусциану пытать их, пока они не отрекутся от Христа. Во время допроса в городской префектуре (in Tellude) Мусциан пообещал персам богатства и почести, если они принесут жертву языческим богам, но мученики с негодованием отказались это сделать. Тогда Мария и его сыновей избили палками, вздернули на дыбу, пытали огнем и железными «когтями» (ungulis ferreis). Марфа, к-рую палачи заставили смотреть на мучения мужа и детей, ободряла их, а они, несмотря на страдания, восхваляли Христа. Не сумев сломить мучеников пытками, викарий велел отрубить им руки (при этом Марфа помазала голову кровью мужа и сыновей) и провезти по улицам Рима в назидание горожанам. Однако мученики громко призывали римлян отречься от демонов и уверовать во Христа. Персов вывели из города на 13-ю милю Корнелиевой дороги и обезглавили близ нимфея (ad nymphas Catabassi); палачи бросили их тела в песчаный карьер и попытались сжечь. Благочестивая матрона Фелицитата похитила обгоревшие останки мучеников и подняла тело Марфы из колодца, куда его бросили гонители; 17 февр. она похоронила мучеников в своем владении, вероятно находившемся поблизости. В заключительной фразе «Страстей...» сообщается, что на месте погребения мучеников совершаются чудеса.

Время создания «Страстей...» трудно установить. Исследователи предлагали датировать текст кон. V - нач. VI в. (Perrot J.-P. Le Passionnaire français au Moyen Âge. Gen., 1992. Р. 36), но более вероятно, что «Страсти...» были составлены примерно в VI в. или, возможно, позднее (Lanzoni. Diocesi. P. 410, 511; Ussani V. Index latinitatis Italicae medii aevi antiquioris per litterarum ordinem digestus // ALMA. 1931. T. 6. P. 74. N 1022; ср.: ICIt. T. 6. Regio VI: Umbria / Ed. G. Binazzi. Bari, 1989. P. 29). «Страсти...» относятся к категории составных «агиографических романов», авторы к-рых произвольно объединяли мучеников, пострадавших в разное время и при разных обстоятельствах (их представляли как современников, родственников и т. д.). Вероятно, предание о Марии и Марфе сложилось под влиянием рим. «Страстей Полихрония», к-рые, по мнению И. Делеэ, были составлены на рубеже V и VI вв. (Delehaye H. Recherches sur le légendier romain // AnBoll. 1933. T. 51. P. 34-98; см. также: idem. 1936. P. 29-30). Среди героев «Страстей Полихрония» - знатные персы Абдон и Сеннен, захваченные имп. Децием на Востоке и привезенные в Рим для казни; возможно, их образы оказали влияние на «Страсти...», в к-рых также говорится о мучениках-персах (Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1900. P. 232). Некоторые персонажи «Страстей...» упоминаются в др. рим. агиографических сказаниях, напр., пресв. Иоанн, погребавший тела мучеников (см.: Amore. 2013. P. 33-34), и, возможно, Астерий, к-рый представлен как пресвитер, похоронивший папу Каллиста I (Ibid. P. 226). Персид. происхождение Мария и Марфы, родственные связи мучеников и др. подробности скорее всего вымышлены агиографами. На недостоверность «Страстей...» впервые указал кард. Цезарь Бароний, хотя он полагал, что данным о гибели Мария и Марфы при имп. Клавдии II в целом можно доверять (Baronius C. Annales ecclesiastici / Ed. A. Theiner. Barri-Ducis, 1864. T. 3. P. 219). Однако агиографические предания о гонении на христиан при этом императоре не находят подтверждения в достоверных источниках (Delehaye. 1936. P. 38). Марий и Марфа могли быть казнены при имп. Диоклетиане (284-305) (см.: BiblSS. Vol. 8. Col. 1187), но это предположение трудно доказать.

Самые ранние рукописи, в к-рых содержатся «Страсти...», относятся к IX в. (напр., легендарии Paris. lat. 5299. Fol. 15v - 21v, из Шартра; Valenciennes. Bibl. municip. 173 (165). Fol. 108v - 113v, из аббатства Эльнон (Сент-Аман-лез-О)). Текст был впервые опубликован Б. Момбрицием (не позднее 1478 - Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 19102. P. 241-244, 694-695), затем - Иоанном Болландом в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Ian. T. 2. P. 216-219). На «Страстях...» основано более позднее агиографическое сказание о мч. Валентине Римском, сохранившееся в виде богослужебных чтений (BHL, N 8463-8466; изд.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 753-754). Эпитомы «Страстей...» включены в энциклопедический свод Винцентия из Бове (Vincent. Bellovac. Spec. hist. XI 98-100) и в «Перечень святых и их деяний» Петра Наталиса (Petr. Natal. CatSS. II 100). В XIX в. предание о Марии и др. мучениках получило известность в Италии благодаря созданию католич. св. Джованни Боско и гр. Карло Каисом нового Жития, основанного на «Страстях...» (Bosco G. Una famiglia di martiri ossia vita de' santi Mario, Marta, Audiface ed Abaco. Torino, 1861).

Поминовение мучеников указано в Иеронимовом мартирологе. Под 20 янв. в этом источнике содержится искаженная запись о памяти «на Корнелиевой дороге, на 12-м милиарии от города, Мария и Аввакума... на кладбище Марии и Марфы, Авдифакса и Аввакума» (MartHieron. Comment. P. 50-51). Схожая запись, подвергшаяся еще более сильному искажению, приведена под 16 янв., скорее всего ошибочно: «...на Аппиевой дороге, на кладбище Каллиста, страсти святых Анания, Мария; на 9-м милиарии Корнелиевой дороги, на кладбище, прочих 13, чьи имена знает Бог... и на Аппиевой дороге, на кладбище Каллиста, страсти святой Марфы, мученика Авдеина. На Корнелиевой [Corniua] дороге, на кладбище, на 9-м милиарии, и прочих 13, чьи имена записаны в книге жизни» (MartHieron. Comment. P. 42-43). Под 20 янв. в Геласия Сакраментарии содержится проприй мессы в день памяти мучеников Себастиана, Мария, Марфы, Авдифакса и Аввакума (Sacr. Gelas. Р. 131). Молитвы Марию и др. мученикам содержатся также в смешанном франко-геласианском Сакраментарии из Ангулема (рубеж VIII и IX вв.); здесь поминовение мучеников перенесено на 19 янв., вероятно, чтобы отделить его от поминовения мч. Себастиана, а молитвы, в к-рых упоминается Себастиан, заменены др. текстами (Liber Sacramentorum Engolismensis / Ed. P. Saint-Roch. Turnhout, 1987. P. 20. (CCSL; 159C)).

Беда Достопочтенный, использовавший «Страсти...» при составлении своего мартиролога, поместил краткие сказания о Марии и др. мучениках под 20 янв., о мч. Кирине - под 25 марта, о мч. Валентине - под 14 февр. (см.: Quentin. 1908. P. 86-87, 113). Также под 20 янв. память Мария, Марфы, Авдифакса и Аввакума указана в мартирологе Лионского анонима, составленном в нач. IX в. (Paris. lat. 3879. Fol. 70v). Флор Лионский перенес ее на 19 янв., но Адон Вьеннский и Узуард поместили сказания о мучениках под 20 янв. В раннесредневек. календарях поминовение мучеников указано под 19 или 20 янв. (см.: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 488-489, 491, 493. (MGH. Mem.; 2)). Согласно Римскому Мартирологу, память Мария, Марфы, Авдифакса и Аввакума совершается 19 янв. (MartRom. Comment. P. 27; MartRom. (Vat.). P. 100).

Гробница мучеников почиталась на Корнелиевой дороге, к-рая вела из Рима в Цере (ныне Черветери) и проходила рядом с Ватиканским холмом. Впервые о ней упоминается в паломнических итинерариях VII в. В итинерарии «De locis sanctis martyrum qui sunt foris ciuitatis Romae» Марий, Марфа, Авдифакс и Аввакум названы среди мучеников, чьи гробницы находились близ Корнелиевой дороги; в Малмсберийском итинерарии уточняется, что на этом месте стояла церковь (Codice topografico della città di Roma / Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. Vol. 2. P. 106-107, 142). Согласно грамоте папы Льва IV от 10 авг. 854 г., храм находился на территории поместья Боччеа (fundus... qui uocatur Buccege - Schiaparelli. 1901. P. 435). В грамоте папы Адриана IV (10 февр. 1158) церковь упоминается среди владений капитула Ватиканской базилики св. Петра. В более поздних средневек. перечнях храмов, принадлежавших этой базилике, указано, что ц. св. Марфы находилась близ замка Боччеа (Stocchi. 2010. P. 27, 44, 64, 86, 98). Впосл. храм был разрушен; его точное местоположение не определено. В 1779 г. по просьбе местных жителей в имении Боччеа была освящена небольшая церковь во имя Мария, Марфы и др. мучеников, приписанная к ватиканскому капитулу (до 1873). После строительства приходской ц. Девы Марии Лоретской (1951-1952) старый храм был передан в частное владение.

Мощи Мария, Марфы, Авдифакса и Аввакума были среди святынь, перенесенных по указанию папы Римского Пасхалия I (817-824) из пригородных усыпальниц в рим. ц. св. Пракседы (Санта-Прасседе) (LP. T. 2. P. 64; см.: Goodson C. J. The Rome of Pope Paschal I: Papal Power, Urban Renovation, Church Rebuilding, and Relic Translation, 817-824. Camb.; N. Y., 2010. P. 228-234, 327-333). Кард. Цезарь Бароний утверждал, что мощи мучеников хранились в ц. св. Адриана на Форуме, где они были обнаружены в 1590 г. кард. Агостино Кузани. Была найдена также мраморная плита с надписью об освидетельствовании мощей папой Григорием IX в 1228 г. (Baronius C. Annales ecclesiastici / Ed. A. Theiner. Barri-Ducis, 1864. T. 3. P. 220). По др. сведениям, обретение мощей мучеников, хранившихся под алтарем храма, состоялось в 1212 г., а в 1228 г. папа Григорий IX освятил обновленную ц. св. Адриана. Саркофаг с мощами мучеников находился также под алтарем ц. Сан-Джованни-Калибита (см.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 214-215).

Сохранились сведения о перенесении мощей Мария и др. мучеников в империю Каролингов. По свидетельству Эйнхарда, в 827 г. вместе с мощами мучеников Марцеллина и Петра, к-рые он велел перенести из Рима в Мулинхейм (ныне Зелигенштадт, земля Гессен, Германия), туда были доставлены мощи неизвестных мучеников. Впосл. выяснилось, что мощи принадлежали Марию, Марфе и их сыновьям (Einhardi Translatio et miracula SS. Marcellini et Petri. 12 // MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 252). По др. версии, к-рую отстаивали монахи аббатства Сен-Медар в Суасоне, в 828 г. посланники аббата Хильдуина похитили мощи мучеников из рим. катакомб и доставили их в этот мон-рь (Translatio SS. Tiburtii, Marcellini et Petri ad S. Medardum // Ibid. P. 393-395). В средние века и Новое время мощи мучеников почитались также в др. местах (см.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 216).

В визант. и слав. традиции нет сведений о почитании мучеников. Пересказ «Страстей...» был включен свт. Димитрием, митр. Ростовским, в «Книгу Житий святых» под 6 июля как «Страдание святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса и Аввакума, а с ними Кирина, Уалентина пресвитера, Астериа и иных многих» (Книга Житий святых. Июнь-август. К., 1764. Л. 235-237 об.). Свт. Димитрий работал над 4-й кн. в 1703-1704 гг.; текст «Страстей...» он заимствовал скорее всего из «Acta Sanctorum» (с 1693 в его распоряжении были тома с янв. по май). По-видимому, в данном случае он не использовал «Жития святых Ветхого и Нового Завета» Петра Скарги (Skarga P. Żywoty Świętych Starego y Nowego Zakonu na każdy dzień przez cały rok. Kraków, 1933. T. 1. S. 134-137). Неясно, почему свт. Димитрий обозначил мч. Мария как «Марина» и сменил день памяти святых (6 июля вместо 19 янв.). На выбор даты могла повлиять скудость пространных агиографических сказаний для летних месяцев, на к-рую Димитрий Ростовский жаловался чудовскому мон. Феологу (см.: Thompson F. J. St. Demetrius Tuptalo and His «Liber Vitarum Sanctorum» // AnBoll. 2014. T. 132. P. 345-346).

Ист.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 214-219.
Лит.: Schiaparelli L. Le carte antiche dell'Archivio capitolare di S. Pietro in Vaticano // ARSRSP. 1901. Vol. 24. P. 393-496; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen  ge. P., 1908; Kirsch J. P. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924. S. 47-49, 222; idem. Le memorie dei martiri sulla via Aurelia e Cornelia // Scritti di storia e paleografia: Miscellanea F. Ehrle. T. 2. R., 1924. P. 96-99. (ST; 38); Lanzoni. Diocesi. P. 99-100, 410-412, 507-508, 511-512, 648-649; Delehaye H. Étude sur le lé gendier romain: Les saints de novembre et de dé cembre. Brux., 1936. (SH; 23); MartHieron. Comment. P. 42-43, 50-51; MartRom. Comment. P. 27; Gordini G. D. Mario, Marta, Audiface e Abaco // BiblSS. Vol. 8. Col. 1186-1188; Stocchi M. Il Capitolo Vaticano e le «ecclesiae subiectae» nel Medioevo: I cataloghi dei secoli XIII-XIV. Vat., 2010; Amore A. I Martiri di Roma / Ed. A. Bonfiglio. Todi, 2013. P. 286-287.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Марин (Марий), Марфа, Аадифакс и Аввакум мученики (пам. 6 июля; пам. зап. 19 янв.), по преданию, пострадали в Риме при императоре Клавдии II Готском (268-270)
См.также:
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АЛФИЙ, ФИЛАДЕЛЬФ, КИРИН, ЕРАЗМ, ОНИСИМ И С НИМИ 14 († ок. 251), мученики Бастийские (пам. 10 мая)
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.)
ВАРВАР ВОИН, ВАКХ, КАЛЛИМАХ, ДИОНИСИЙ († ок. 362), мученики (пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ мученики Коринфские (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.)