[Лат. Marinus] (V-VI вв.?), св. (пам. зап. 3 (4) сент.), почитается как основатель и покровитель Республики Сан-Марино.
Главный источник сведений о М.- Житие святых М. и Льва (BHL, N 4830-4831). В начале Жития повествуется о жестоком гонении на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане Геркулии. Мн. христиане приняли мученическую смерть, другие бежали и скрывались от гонителей. Во время гонения императоры издали указ о восстановлении городских стен Аримина (ныне Римини, Италия), к-рые были разрушены Демосфеном, «царем либурнов» и предводителем иллирийских пиратов. В 257 г. по Р. Х. архитекторам, скульпторам, каменщикам и др. мастерам, жившим в Галлии, Германии, Италии, Далмации, «римлянам и варварам, а также обитателям Македонии» было велено собраться в Аримине и трудиться во славу «победоносных принцепсов Диоклетиана и Максимиана». Среди работников, прибывших из Далмации, были друзья Лев и М., благочестивые христиане. В Житии подробно описаны личные и профессиональные качества М., великодушного, терпеливого и трудолюбивого человека; он сочувствовал товарищам, труд к-рых был тяжелым, и всегда был готов помочь им. Вскоре Льва и М. вместе с др. работниками послали в каменоломню на горе, к-рая «в просторечии именуется Титан» (гора Титано в совр. Республике Сан-Марино, примерно в 20 км от Римини). Через 3 года Лев с неск. товарищами отправился «на гору Фелициан, которую в народе называют Монтефельтро» (ныне Сан-Лео, пров. Римини); там они построили церковь и основали монастырь. М. вернулся в Аримин и 2 с половиной месяца трудился на строительстве акведука. Он работал даже ночью, когда все спали, и только по воскресеньям прекращал труды, чтобы присутствовать на мессе. М. заслужил одобрение начальников; когда строительство было окончено и работники отправились домой, они разнесли по всей Европе молву о добром и трудолюбивом строителе-христианине. Оставшись в Аримине, М. прожил там 12 лет и 3 месяца, проповедовал и занимался добрыми делами, подготовив почти всех горожан к принятию христианства.
Труды М. встревожили сатану, который стал досаждать святому и попытался опорочить его перед горожанами. Он одурманил некую «пустую и глупую» женщину, жившую в Далмации, внушив ей, что М.- ее муж. Женщина приехала в Аримин, разыскала святого и приветствовала его со слезами радости. Однако М. распознал козни сатаны и прогнал женщину. Рыдая, она пожаловалась наместнику города на М., к-рый принял христианство и отверг «законную супругу». При этом присутствовал христианин Таций; он поспешил предупредить святого о грозившей ему опасности. Ночью М. отправился на гору Титан и нашел в безлюдном месте пещеру с источником, к-рая, как он решил, была предназначена ему Богом. Словно прор. Илия, бежавший от царицы Иезавели, он стал отшельником, спал на голой земле и питался овощами. Сатана насылал на М. ужасающие видения, по ночам пугал рыком кабанов, ревом медведей и слонов и воем волков, но святой не обращал на это внимания и постоянно молился. Через 2 месяца свинопасы, пришедшие на гору из Аримина, случайно обнаружили М., к-рый при виде людей скрылся в пещере. Пастухи последовали за ним, но святой знаками велел им уйти. Вернувшись в город, они рассказали о встрече с отшельником. «Жена» М. узнала об этом и попросила пастухов отвести ее к святому, пообещав заплатить им 12 серебряных монет. Увидев «мужа», работавшего в огороде, женщина обратилась к нему: «Как поживаешь, учитель Марин, чем ты занят? Неужели собираешь овощи нам на обед?» Услышав ее голос, святой перекрестился и ушел в пещеру, закрыв вход; 6 суток он не выходил оттуда и постоянно молился, чтобы Бог избавил его от искушения. Тем временем женщина поняла, что была обманута сатаной. Вернувшись в город, она поведала людям правду; за это диавол, разъяренный поражением, лишил ее жизни.
После этого к М. стали приходить посетители. Чтобы избежать общения с людьми, он поселился на вершине горы и провел границу, к-рую запретил пересекать всем, особенно «женщинам и вообще существам женского пола». Затем святой построил келью и ц. св. Петра. Это вызвало негодование некоего Вериссима, сына благородной вдовы Фелициссимы. Он пришел к М. и стал ругать его, но по молитве святого был сразу же разбит параличом и онемел. Слуги отнесли его к матери, к-рая догадалась, что Вериссим оскорбил отшельника. Фелициссима поднялась на вершину горы и попросила М. вернуть ее сыну здоровье. Святой согласился, но потребовал, чтобы мать и сын приняли крещение и передали ему ту часть горы, где он жил. Женщина обещала подарить ему всю гору и даже окрестные земли. М. исцелил Вериссима; тот раскаялся в содеянном и принял крещение вместе с матерью, с родственниками и со слугами («уверовали во Христа примерно 53 человека»).
Для проповеди христианства из Рима в Аримин был прислан св. Гауденций, к-рый узнал о подвигах М. и Льва. Епископ призвал их и рукоположил Льва во пресвитера, а М.- во диакона, чтобы они помогали ему в миссионерских трудах. Вернувшись на гору Титан, М. обнаружил в саду свирепого медведя, пожиравшего его единственного осла. Святой велел зверю выполнять работу, к-рую выполнял осел; с этого времени медведь стал таким кротким, что слушался даже детей, он, подобно травоядным животным, пасся на лугу. Вскоре св. Лев скончался, а на христ. общину Аримина обрушились бедствия. Пресв. Марциан стал проповедовать ересь; св. Гауденций созвал Собор, предал еретика анафеме и отлучил его от Церкви. Наместник города, родственник Марциана, велел убить всех ариминских христиан, к-рые из-за этого бежали в горы и леса. Св. Гауденцию также пришлось 3 суток скрываться в пещере св. Меркуриала, еп. г. Форум Ливия (ныне Форли). М. оставался в своей келье, не обращая внимания на эти события, и проводил время в молитвах и трудах. Когда святой скончался (3 сент.), его похоронили в построенной им ц. св. Петра.
В публикации А. Донати и П. Дзанфини (Donati. 2010) использовано 11 рукописей и 5 изданий Жития. По мнению издателей, к архетипу ближе всего стоят рукописи 1-го класса: легендарии из аббатства Боббио (Taurin. F. III. 16. Fol. 182r - 190v, X в. (Т1); F. II. 10. Fol. 165r - 167v, XI в. (T2)) и из цистерцианского аббатства Моримондо (Como. Bibl. del Seminario. 6, рубеж XII и XIII вв. (С); подробнее см.: Donati. 2010. P. 237-357). По рукописи С текст Жития был впервые опубликован миланским гуманистом Б. Момбрицием (не позднее 1478; см.: Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 95-102, 674). В 1748 г. болландисты издали Житие по легендарию из мон-ря Бёддекен (Mьnster. Univ. Bibl. 23. Fol. 35-38v, 3-я четв. XV в.; ркп. утрачена в 1945) с разночтениями по рукописи из Римини (Rimini. Bibl. Civica Gambalunga. SC-MS. 1 (R)) (ActaSS. Sept. T. 2. P. 215-219). В XX в. издатели Жития находились под влиянием гипотезы Ф. Ланцони о существовании 2 редакций текста: краткой, представленной в рукописи R, и пространной, более поздней, к-рая сохранилась в др. рукописях (см.: Lanzoni. Diocesi. P. 707-710). В действительности в рукописи R содержится сокращенный текст, из к-рого изъяты эпизоды, связанные с церковной историей Римини (см.: Donati. 2010. P. 201; Savigni. 2010. P. 56-57). Публикация П. Эбишера (1974) выполнена по древнейшей рукописи Т1, текст к-рой выборочно сопоставлен с манускриптом R и изданием Момбриция. Исследователь высказал предположение о существовании 3-й редакции Жития, составленной в Сан-Марино (Aebischer. 1980; критику издания см.: Dolcini. 1983. P. 10-12; Donati. 2010. P. 202-203). На рукописи Т1 основано также издание Р. Буриганы, к-рый попытался реконструировать «окончательную редакцию» Жития, датированную им кон. IX в. (Burigana. 1992). Основными недостатками этих публикаций Донати и Дзанфини считают опору на манускрипт Т1 (хотя он является самым ранним, при издании текста следовало в большей мере учитывать чтения из др. рукописей) и на необоснованную гипотезу о наличии неск. редакций Жития (подробнее см.: Donati. 2010. P. 198-203). В подготовленном ими издании Донати и Дзанфини доказали, что существует лишь одна редакция Жития, хотя в некоторых рукописях текст искажен или сохранился не полностью (изд.: Ibid. P. 195-235).
Эпитомы Жития содержатся в легендарии доминиканца Пьетро Кало (1-я пол. XIV в.; ркп. Marc. IX. 19 (2946). Fol. 143v - 145v) и в «Перечне святых и их деяний» еп. Петра Наталиса (ок. 1370), к-рый использовал некую рукопись 2-го класса (свод Петра Наталиса был напечатан в 1493 в Виченце; см.: Petr. Natal. CatSS. VIII 36). Болландисты опубликовали краткое Житие св. Льва (Лея), к-рое является выборкой текста из Жития святых М. и Льва, сделанной, вероятно в XVI в. (BHL, N 4832; ActaSS. Aug. T. 1. P. 48-49; о рукописях см.: Donati. 2010. P. 209).
По мнению Л. С. Ле Нена де Тиймона и болландистов, Житие святых М. и Льва было составлено в IX-X вв.; совр. исследователи датируют его рубежом IX и X вв. (напр.: Frioli. 2010. P. 100; Savigni. 2010. P. 53, 55). Ланцони предположил, что Житие редактировалось под влиянием агиографических сказаний о св. епископах, почитавшихся в разных городах обл. Романья. Исследователь связывал эти сказания с росписями базилики в Форли, сгоревшей в 1173 г., к-рые интерпретировались как изображения победы христ. миссионеров над язычеством и арианством (Lanzoni F. San Mercuriale vescovo di Forlм nella leggenda e nella storia. R., 1905). Одно из этих сказаний было посвящено св. Гауденцию, еп. Ариминскому, о к-ром не сохранилось точных сведений (с VII-VIII вв. его почитали как покровителя Римини). По мнению Ланцони, первоначально св. Гауденция считали 1-м епископом города, жившим в эпоху гонений на христиан, при императорах Диоклетиане и Максимиане. Это предание повлияло на «краткую редакцию» Жития святых М. и Льва, сохранившуюся, как полагал исследователь, в рукописи R. Впосл. возобладало мнение, что Гауденций жил в IV в. и защищал правосл. веру во времена арианского кризиса; после Собора, созванного имп. Констанцием II (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор), епископ бежал из города и впосл. был убит арианами. Поэтому в «интерполированную редакцию» Жития М. и Льва было внесено упоминание о еретике Марциане и гонениях на православных (см.: Lanzoni. Diocesi. P. 707-710). Однако Донати и Дзанфини доказали несостоятельность гипотезы Ланцони, к-рый ошибочно считал искаженный текст в рукописи R ранней редакцией Жития (Donati. 2010. P. 201). Сохранившиеся Жития св. Гауденция были составлены не ранее XI в. (BHL, N 3275-3276; см.: Frioli. 2010. P. 91-96; Simonetti A. Santi romagnoli tra antichitа e medioevo: Gaudenzio da Rimini // Hagiographica. 2010. Vol. 17. P. 1-37). Т. о., нет оснований считать, что эти произведения могли повлиять на Житие М. и Льва, хотя можно согласиться с мнением Ланцони о том, что рассказ о еретике Марциане основан на воспоминаниях об арианстве и Ариминском Соборе (Donati. 2009. P. 124).
По мнению Донати и Дзанфини, создание Жития святых М. и Льва можно соотнести с упоминаниями о мон-ре и крепости в Сан-Марино в IX в. Первоначальная версия предания о М. «восходит к середине IX в.» (Idem. 2010. P. 73), тогда как сохранившийся текст был составлен скорее всего в 1-й пол. X в. (Ibid. P. 203-204). Не позднее 2-й пол. X в. он был включен в легендарий из мон-ря Боббио (ркп. Т1). Рукописи из Болоньи, Равенны и Римини свидетельствуют о том, что в XII в. Житие получило распространение в обл. Романья, гл. обр. среди монахов.
Исследователи полагают, что автор Жития был монахом, хорошо знакомым с топографией Романьи и местными реалиями (см.: Ibid. P. 204-205). Так, он знал о рим. каменоломнях на горе Титан (Ibid. P. 72-73) и, возможно, видел в Римини надпись с упоминанием Марка Либурния, руководившего строительством городских стен в I в. до Р. Х. (Idem. 2009. P. 122, 129; Idem. 2010. P. 8, 10). Агиограф был начитанным человеком и обладал лит. способностями. Так, кроме Свящ. Писания он цитировал, скорее всего по памяти, «Энеиду» Вергилия и «Жизнь двенадцати цезарей» Светония: из нее заимствовано высказывание «Я не потратил ни дня, не совершив доброе дело» (Nullum diem perdidi in quo nichil boni fecerim; ср.: Suet. Titus. 8. 1) (см.: Donnini. 1994; idem. 1995). Имп. Диоклетиан назван в Житии редким словом biothanatus - «умерший насильственной смертью» (Thesaurus linguae Latinae. Lpz., 1900-1906. Vol. 2. Col. 1953, 1999; см.: Grilli A. Biaeothanatus/Biothanatus // Paideia. Brescia, 1982. Vol. 37. P. 41-44). Вероятно, эти сведения восходят к «Эпитоме о цезарях», где говорится о самоубийстве отрекшегося императора (Aur. Vict. Epitom. 39. 7), хотя в др. источниках сообщается о его естественной смерти.
В жанровом отношении Житие святых М. и Льва отличается двойственностью: оно начинается как сказание о подвиге мученика (passio), но 2-я часть представляет собой житие (vita) отшельника и духовного наставника. Эта особенность произведения повлияла на рукописные заголовки (в нек-рых манускриптах Житие названо Passio sanctorum Leonis et Marini; см.: Donati. 2010. P. 205). По-видимому, автор творчески использовал более ранние агиографические сказания. Так, в 1-й части Жития он ориентировался на легенду об Увенчанных мучениках (см. ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан, Касторий и Симплиций), в к-рой также фигурируют каменщики и скульпторы, к-рых имп. Диоклетиан созвал на общественные работы (Lanzoni. Diocesi. P. 708). В сказании об Увенчанных мучениках действие происходит в Паннонии, хотя в основу легенды могли быть положены воспоминания о строительстве дворца Диоклетиана в Сплите, на территории пров. Далмация. Т. о., представление о М. и Льве как о каменщиках и строителях, происходивших из Далмации, скорее всего было связано с творческим переосмыслением более раннего предания об Увенчанных мучениках. Повествование об искушениях М., в т. ч. о его т. н. жене, скорее всего вдохновлено вост. монашескими сказаниями о св. подвижниках (ср. историю мон. Апеллеса, к-рый раскаленным железом изуродовал демона, явившегося в облике женщины - Hist. mon. Aeg. XIII 1-2). Некоторые эпизоды могли восходить к Житию св. Северина (CPL, N 678), в к-ром описано исцеление немого от мощей св. Северина, находившихся в то время «в крепости, именуемой гора Фелетр» (Монтефельтро), а также переселение монашеской общины Северина во главе с пресв. Марцианом в Неаполь, к-рое организовала знатная матрона Барбария (Eugipp. Vita Severini. 44. 7-46. 2; см.: Donati. 2010. P. 25, 206). Тем не менее речь идет не о прямых заимствованиях или «плагиате», а об использовании мотивов, к-рые агиограф самостоятельно развил, следуя известным ему лит. образцам.
Изложенное в Житии святых М. и Льва предание об отшельнике, жившем на горе Титан, согласуется с данными о существовании монашеских поселений в окрестностях совр. Сан-Марино. По свидетельству Евгиппия, автора Жития св. Северина, на составление Жития его вдохновило прочитанное им в 509 г. письмо некоего знатного мирянина, в к-ром рассказывалось о мон. Бассе. Этот подвижник жил «в монастыре на горе, имя которой Титас, над городом Аримином», но впосл. переселился в Луканию и там скончался. Автор письма одобрил намерение Евгиппия составить Житие св. Северина (Eugipp. Vita Severini. Ep. ad Paschasium. 1-2). Т. о., мон-рь на горе Титан, основателем к-рого впосл. считали М., существовал уже в нач. VI в. (Lanzoni. Diocesi. P. 705; Donati. 2010. P. 53-54). Евгиппий оставил также самое раннее свидетельство начала монашеской жизни в Монтефельтро, где, согласно Житию святых М. и Льва, находился мон-рь, основанный Львом. В 488 г. по приказу кор. Одоакра рим. население Норика (территория совр. Австрии) было эвакуировано в Италию. Ученики св. Северина, забрав его тело, также отправились в Италию и поселились на «горе Фелетр». Впосл. матрона Барбария, почитавшая св. Северина, с разрешения папы Геласия I (492-496) предоставила им крепость Лукуллан (ныне Кастель-дель-Ово, в черте Неаполя), в к-рую был перенесен мон-рь (Eugipp. Vita Severini. 44. 7; см.: Donati. 2010. P. 22-28).
Согласно цитате из регистра папы Григория II (715-731), приведенной в «Собрании канонов» кард. Деусдедита, в Монтефельтро существовали мон-ри св. Льва, «исповедника и епископа» (confessoris et pontificis), и св. Северина, к-рые понтифик пожаловал пресв. Лупицину (Deusdedit. Collectio canonum III 217 // Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit / Hrsg. V. Wolf von Glanvell. Paderborn, 1905. Bd. 1. S. 365; Le Liber Censuum de l'Йglise romaine / Йd. P. Fabre, L. Duchesne. P., 1889. T. 1. P. 351). Предположительно к VIII в. относится надпись на крышке саркофага св. Льва, в к-рой святой назван пресвитером и «чужестранцем» (preregrinus; крышка находится в крипте собора св. Льва в Сан-Лео, см.: Donati. 2010. P. 89). Вероятно, на основе мон-ря св. Льва в Монтефельтро была учреждена епископская кафедра, в юрисдикцию к-рой входила и гора Титано. Самое раннее упоминание о ней относится к 826 г., когда еп. Агафон присутствовал на Соборе в Риме (MGH. Capit. T. 1. P. 371; см.: Donati. 2010. P. 59). Лиутпранд Кремонский упоминает об осаде имп. Оттоном I крепости Монтефельтро, или горы Св. Льва, в которой укрылся итал. кор. Беренгарий II (montem Feretratum, qui sancti Leonis dicitur - Liudprandus. Historia Ottonis. 5-6 // Die Werke Liudprands von Cremona / Hrsg. J. Becker. Hannover; Lpz., 1915. S. 162. (MGH. Script. rer. Germ.; [41])). В ряде грамот Оттона I упоминается, что c мая по сент. 963 г. император находился «в Монтефельтро, у св. Льва» (Actum monte Feretrano ad sanctum Leonem - Die Urkunden Konrad I., Heinrich I. und Otto I. Hannover, 1879/1884. S. 361-362, 364. N 253, 255. (MGH. Dipl. reg. imp.; 1)) или «на скале св. Льва» (ad petram sancti Leonis - Ibid. S. 363-371. N 254, 256-260; см.: Lanzoni. Diocesi. P. 706). Согласно позднейшему преданию, в 1016 г. имп. Генрих II попытался увезти мощи св. Льва в Германию, но чудесным образом был остановлен в Вогенце (Вогьере, пров. Феррара; см.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 47-48). В XI-XII вв. в Сан-Лео была построена епископская резиденция, в состав к-рой входили романская ц. Пресв. Девы Марии (XI в.) и собор св. Льва (освящен в 1173; см. также: Italia Pontificia / Ed. P. F. Kehr. B., 1909. Vol. 4. P. 227-229).
На горе Титано находились крепость и мон-рь, к-рые, как и Монтефельтро, со временем стали именоваться в честь почитавшегося там святого. Среди городов и укреплений, переданных лангобардским кор. Айстульфом папе Стефану II (III) (752-757) по требованию Пипина Короткого, названы Монтефельтро и «крепость св. Марина» (сastellum Sancti Marini - LP. T. 1. P. 454, 460). Мон-рь упомянут в судебном решении от 20 февр. 885 г., вынесенном Иоанном, аббатом и еп. Монтефельтро, и Урсом, дуксом Римини, с представителями знати и должностными лицами (т. н. Placitum Feretranum; изд.: Donati. 2010. P. 189-194). Судьи разбирали имущественный спор Дельтона, еп. Римини, с пресв. Стефаном, «аббатом монастыря св. Марина». Аббат Стефан заявил, что спорные земельные владения в окрестностях Титано принадлежат ему «по праву св. Марина, исповедника Господа нашего Иисуса Христа, расположенного на горе Титано» (Quia abeo et teneo ipse suprascripte res ad iure sancti Marini confessoris domini nostri Iesu Christi, qui est sito in monte Titano). Предположительно к IX в. относятся элементы резного декора церквей М. и св. Петра в Сан-Марино (средневек. храмы утрачены в XIX в.). Однако в X в. мон-рь, вероятно, прекратил существование. Известна грамота королей Беренгария II и Адальберта, изданная 26 сент. 951 г. в приходе М. (actum in plebe sancti Marini - I diplomi di Ugo e di Lotario, di Berengario II e di Adalberto / Ed. L. Schiaparelli. R., 1924. P. 301-304). Скорее всего на месте монастыря находилась приходская церковь (пьеве). В папской грамоте 1125 г. среди владений епископа Монтефельтро назван «приход св. Марина вместе с замком» (plebem sancti Marini cum castello - PL. 166. Col. 1232; см.: Italia Pontificia / Ed. P. F. Kehr. B., 1909. Vol. 4. P. 228).
История Сан-Марино в средние века была связана с борьбой за автономию, а затем и за независимость от духовных и светских сеньоров. В XIII в. сложилась коммуна, автономия к-рой была закреплена статутами 1352-1353 гг. Однако жителям Сан-Марино пришлось отстаивать независимость от епископов Монтефельтро, правителей Римини и Урбино, затем и от Чезаре Борджа. До 1463 г. под контролем коммуны находилась только гора Титано, но затем папа Пий II передал «коммуне и жителям Земли св. Марина» окрестные поселения (с этого времени границы республики не менялись). В этот период сложилось представление о том, что права и свободы коммуны восходили к эпохе М. Так, во время спора между властями коммуны и подеста Монтефельтро (1296) свидетели утверждали, что святой получил замок и территорию Сан-Марино от их владелицы Фелициссимы. Упоминалось также о неких грамотах, якобы полученных М. от папы и императора (Delfico M. Memorie storiche della Repubblica di S. Marino. Mil., 1804. P. XII-XIV). Согласно позднейшей традиции, М. завещал гору Титано ее жителям, сказав им перед смертью: «Дети, оставляю вас свободными от одного и от другого» (Filii relinquo vos liberos utroque homine - Ughellus F. Italia Sacra. Venetiis, 1717. T. 2. Col. 844; ср.: Contarini G. M. De episcopatu Feretrano dissertatio. Venetiis, 1753. P. 71, 77-78). Эти слова, ставшие неофиц. девизом республики, понимались как политическое завещание ее «основателя», освободившего жителей Сан-Марино от подчинения папе Римскому и императору.
Почитание М. укрепилось после того, как архипресв. Марино Бонетти обнаружил под алтарем приходской церкви мощи святого в мраморном ковчеге (3 марта 1586) (см.: ActaSS. Sept. T. 2. P. 211). В 1602 г. для хранения черепа М. был изготовлен серебряный бюст-реликварий. В 1713 г. еп. Пьетро Валерио Марторелли освидетельствовал мощи и поместил их в алтарь храма. Согласно описаниям XVII в., на горе Титано указывали место, где жил святой, а в церквах М. и св. Петра - каменные «ложа» святых Льва и М. (ActaSS. Sept. T. 2. P. 211-212, 215; Donati. 2010. P. 70-71). В 1774 г. с разрешения еп. Джованни Перголини было основано братство во имя М., а в 1778 г. папа Пий VI утвердил проприй мессы и оффиций в день памяти М., диакона и исповедника. По решению Генерального совета Сан-Марино на месте старой приходской церкви был построен храм в стиле неоклассицизма (1826-1838, архит. А. Серра), на фасаде к-рого помещена надпись: «От сената и народа св. Марину, покровителю и основоположнику свободы» (Divo Marino patrono et libertatis auctori Sen. P. Q.). В 1926 г. церковь, в к-рой хранятся мощи М., получила статус малой базилики.
В средние века возникло предание о том, что М. был уроженцем г. Арбе (ныне Раб, Хорватия). Об этом впервые упоминается в «Перечне святых» Петра Наталиса. В 1595 г. еп. Паскуале из Падуи получил частицу мощей святого, к-рая была помещена в соборе Пресв. Девы Марии в Арбе (ActaSS. Sept. T. 2. P. 213-214; см.: Donati. 2010. P. 73, 90). Однако мощи М. почитались и в др. местах. Так, св. останки святых Льва и М. находились в базилике Санто-Стефано-Маджоре в Милане (напр.: Morigia P. La nobiltа di Milano. Mil., 1595. P. 34). Их освидетельствование в 1940 г. вызвало полемику между кард. Альфредо Ильдефонсо Шустером и учеными из Сан-Марино. По другой версии, мощи Льва и М. хранились в ц. Сан-Марино в Павии, основанной лангобардским кор. Айстульфом (Anonymi Ticinensis Liber de laudibus civitatis Ticinensis / Ed. R. Maiocchi, F. Quintavalle. Cittа di Castello, 1903. P. 8, 56).
В Сан-Марино М. считается не только св. покровителем, но и основоположником независимого государства; в день его памяти (3 сент.) отмечается праздник основания республики. Вместе со св. Львом М. почитается как покровитель диоцеза Сан-Марино-Монтефельтро. В Римском Мартирологе поминовение святого указано под 4 сент.