Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАМШИТ
43, С. 292-294 опубликовано: 5 февраля 2021г.


МАМШИТ

Мамшит	План археологического города Мамшит
Мамшит План археологического города Мамшит

Мамшит План археологического города Мамшит
[Иврит.  ; араб. Курнуб; греч. Μάψ, Μάψις, Μέμφις, Мапсис, Мемфис], древний город в центральной части пустыни Негев (близ совр. г. Димона, Юж. Израиль). С 2005 г. вместе с древними городами Авдат, Элуса (ныне Халуца) и Шивта М. включен в список памятников ЮНЕСКО как участок античной караванной дороги «Путь благовоний» («Путь ладана»). В античных письменных источниках М. впервые упоминается как Μάψ, в труде Клавдия Птолемея «География» среди городов области Идумея (сер. II в. по Р. Х.; Ptolem. Geogr. V 16. 10). В позднеантичную эпоху среди семит. племен, в т. ч. у иудеев, город был известен под названием Мамшит, в то время как греки иногда облагораживали его, переделывая в Мемфис. Название Курнуб также восходит к античной эпохе; распространено в арабоязычной среде; могло быть заимствовано из набатейского языка. Средневек. араб. словари объясняют его значение как название местной еды из пальмового молока и фиников. В древности М. был одним из пунктов на караванных дорогах в Аравийской пустыне, к-рыми связывались с запада на восток Газа и Заиорданье, а с севера на юг - регион Иудеи и Синай. Сельское хозяйство здесь всегда играло лишь вторичную роль. До нач. II в. по Р. Х. город входил в сферу влияния Набатейского царства. М. был окружен крепостными стенами, территория за ними не застраивалась. После включения Набатейского царства в состав рим. пров. Аравия в 106 г. значение М. не претерпело существенных изменений; его роль в торговле сохранилась, а уровень развития наряду с уровнем развития др. городов Негева вырос, вероятно благодаря строительству рим. дороги Виа-Траяна в Заиорданье. Для поддержания торговли в М. разводили лошадей, что было еще одним источником процветания (обнаружено неск. конюшен). Рим. М. был в ряду наиболее важных остановок на караванной дороге Маале-Акрабим (Подъем Скорпионов). Свидетельством богатства М. в этот период может служить один из крупнейших кладов, найденных в Израиле: сосуд, в к-ром находились ок. 10,5 тыс. серебряных монет I-III вв., свинцовый слиток с литейными метками и папирусы с греч. текстами (хранится в музее Хехт в Хайфском ун-те). В позднерим. и ранневизант. эпохи М. редко упоминается в письменных источниках. Евсевий Памфил кратко сообщил о М. в «Ономастиконе» (нач. IV в.), отметив лишь, что на расстоянии дня пути от М., рядом с дорогой из Хеврона в Айлу (ныне Эйлат, Израиль), находится военное поселение Тамара (Θάμαρα; Euseb. Onomast. 8. 8). М. также упоминается в налоговом эдикте VI в., изданном для Беэр-Шевы. В географических трактатах Иерокла (1-я пол. VI в.; Hierocles [Grammaticus]. Synecdemus / Ed. A. Burckhardt. Lipsiae, 1893. P. 721. 8) и Георгия Кипрского (VII в.; Georgius Cyprius. Descriptio orbis Romani / Ed. H. Gelzer. Lipsiae, 1890. P. 53) М. встречается в списке городов пров. Палестина Третья. На Мадабской карте (1-я пол. VI в.) М. изображен в виде города с арочными воротами с 2 башнями, над которыми возвышается здание с черепичной крышей, возможно, главный городской собор - Восточная ц. Упоминание М. встречается также в одном из папирусных документов, найденных в Ниссане (P. Nessana. 39; ок. сер. VI в.). В ранневизант. период экономическая ситуация несколько изменилась; торговый «Путь благовоний» прекратил действовать; конюшни в М. были перестроены в жилые дома, однако город продолжал процветать. По предположению Ф. Мейерсона (Mayerson. 1994), источниками нового расцвета М. в ранневизант. период были развитие монашеской жизни в пустынях Палестины, а также появление паломнических маршрутов из Палестины по направлению к Синаю. Однако А. Негев (Negev. 1988. P. 4) оспаривает эту теорию, показывая, что М. лежал вне дороги, связывавшей Иерусалим с Синаем, а небольшой мон-рь, прилегающий к Восточной церкви в М., едва ли мог привлекать много паломников. Однако, несмотря на приведенные аргументы, усиление паломнической активности должно было сказаться на всем регионе, через к-рый пролегали столь важные пути сообщения. О епископской кафедре в М. сведений нет. Вероятно, город входил в состав епархии Элуса, подчиненной митрополии Палестины Третьей с центром в Петре. Предположительно М. был разорен араб. племенами уже в сер. VI в. и заброшен задолго до завоеваний арабов-мусульман VII в.

Исследование города

На карте У. Я. Зеетцена (1806) М. отмечен под названием Курнуб. Зеетцен описал здесь руины крепости у подножия низкого холма, а также следы виноградников и садов в окрестностях. Э. Робинсон был в окрестностях М. и, видя его с расстояния, отметил возможные остатки церквей или общественных построек. Первое детальное описание и зарисовка плана М. принадлежат А. Музилю (1901). Помимо крепостных стен его внимание привлекли 2 церкви, башня и колодец. Работа Музиля особенно важна, т. к. Восточная ц. позднее была сильно повреждена. Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоуренс зарисовали др. часть города в 1914 г. без тщательной деталировки, но отметили плотину и часовую башню в окрестностях.

Наиболее тщательное исследование М. было проведено Дж. Э. Кирком и Ф. Л. О. Гаем в 1937 г. в рамках программы Палестинского исследовательского фонда. Был составлен новый план города. Рядом с сев. городскими воротами были обнаружены набатейское кладбище, остатки 2 огромных зданий и мн. др. постройки рим. и визант. периодов.

В 1956 г. Ш. Аппельбаум при поддержке Еврейского ун-та в Иерусалиме провел шурфовку рядом с зап. стеной. Была выстроена археологическая стратиграфия из 9 фаз в 4 основных слоях. Было установлено, что М. активно развивался до кон. III в. по Р. Х., а затем деятельность пошла на спад, вероятно, отчасти из-за того, что торговля между Индией и Римом несколько сократилась. В кон. IV - нач. V в. значительная часть построек была уничтожена землетрясением, которое разрушило и Западную ц., возведенную незадолго до этой катастрофы. В V-VI вв. активное строительство возобновилось. В это время появилась та хаотичная планировка М., к-рую можно видеть в наст. время. Городские стены были датированы этим же периодом, но эти выводы пересматриваются.

В 1965-1972 гг. раскопки Еврейского ун-та проводились под рук. Негева. Были исследованы 5 основных участков: городские фортификации, зап. и вост. кварталы, караван-сарай, набатейское и римское кладбища. На основании керамики в кладке стен было определено, что существующие в М. здания строились в средненабатейский (кон. I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.), поздненабатейский (II-III вв.) и позднеримский (IV в.) периоды. Раскопки были возобновлены в 1990 г.

Описание города

К средненабатейскому периоду относятся некоторые крупные постройки, в т. ч. расположенное в самой высокой части города прямоугольное здание с окружающими его комнатами, напоминающее крепость. В то же время появились набатейская круглая башня со ступенчатым подъемом, а также ряд зданий, на месте которых позднее были выстроены христ. базилики. В поздненабатейский период М. был существенно перепланирован. Главная улица, проложенная с севера на юг, отделила кварталы общественных зданий от жилых районов, на западе от нее были сооружены 3 больших здания.

В позднеантичный период в М. появились христ. храмы. Наиболее значительны из них 2. По найденным в кладке стен монетам Негев датирует их строительство эпохой визант. имп. Феодосия I (379-395).

Восточная церковь

Расположена на самой высокой точке города, на месте набатейской цитадели. Она представляет собой комплекс зданий, в к-рый входят основное церковное помещение, боковая капелла, баптистерий, пристройки (возможно, монастырские), башня (могла быть колокольней) и небольшие термы. Размеры комплекса довольно крупные, 55´ 35 м. Строительная техника и качество постройки высокого уровня. Внешние стены возведены из хорошо обработанных квадров известняка. Их поверхность разделена плоскими лопатками, к-рые украшены розеттами в типичном набатейском стиле. Лопатки или пилястры такого типа редко использовались в ранневизант. архитектуре. В Палестине есть лишь несколько подобных примеров (храм св. Иосифа в Назарете), однако пилястры находили применение в декоре синагог IV-VI вв. в Галилее. В целом композиции из пилястр характерны для александрийской школы эллинистического и рим. периодов, откуда они и были скорее всего заимствованы в эту эпоху.

К базилике с сев. стороны ведет широкий лестничный пролет. Главный тройной вход из-за особенностей рельефа находился не на западной, а на сев. стороне атриума. С зап. стороны были асимметрично расположены второстепенные входы; к ним вел узкий лестничный подъем. Атриум храма был оформлен 4 колоннадами, образующими квадрат. В центре атриума была устроена глубокая 4-метровая цистерна (6×5 м). Ее перекрытие поддерживалось 4 арками. Видимо, центральная часть атриума оставалась открытой, а боковые помещения были перекрыты.

Из атриума 3 входа вели в наос базилики (размер по внутреннему периметру 27,5×15 м). Ширина главного нефа вдвое больше каждого из боковых, что типично для ранневизант. базилик. Пространство делится 2 рядами колонн, по 9 в каждом. Их ритм поддерживается парой пилястр по зап. стене, расположенных точно по линии колоннад. Внешние стены базилики украшают лопатки, к-рые точно соответствуют размещению колонн в наосе. Облицовка полов в боковых нефах каменная; центральный неф украшен мозаикой. Необычно то, что пьедесталы колонн не расположены на каменных стилобатах, а сдвинуты относительно них внутрь, сужая т. о. центральный неф. Это можно отнести к ошибке строителей, которые первоначально центральный неф слишком расширили для перекрытия. Двускатная крыша над базиликой опиралась на деревянные балки и была покрыта черепицей. Вост. часть базилики завершалась полукруглой алтарной апсидой, к-рая намного у́же по сравнению с центральным нефом. Внутри апсиды располагался 3-ступенчатый синтрон с архиерейским престолом. По бокам апсида фланкировалась 2 пастофориями. Алтарная часть выделялась поднятой на 2 ступени вимой в ширину главного нефа. Вима была огорожена алтарной преградой из привозного проконнесского мрамора.

В результате раскопок 1971 и 1990 гг. в боковых нефах были обнаружены свидетельства почитания святых. В полу с обеих сторон открыли реликварии, рядом с к-рыми находились небольшие алтари; погребения закрывались каменными крышками с отверстиями, через к-рые, видимо, наливали масло. В юж. части базилики была открыта могила, которая находилась там до строительства храма. Ее полы были вымощены зеленой черепицей, а стены покрыты росписями рим. эпохи (по стилю похожи на росписи здания XII в.).

Вдоль юж. стены расположены сиденье, а также 2 входа, ведущие в боковую капеллу и баптистерий. От баптистерия сохранилась купель в форме креста с остатками 4 колонок для балдахина. С сев.-зап. стороны к комплексу примыкает башня, являвшаяся, возможно, колокольней. В ней были обнаружены солнечные часы.

Западная церковь (церковь Нилуса)

Находится в юго-зап. части М., рядом с городской стеной. По размеру она меньше Восточной, но по планировке в основном идентична ей. С юж. стороны к церкви также примыкают пристройки, но баптистерий отсутствует. Атриум приобрел более вытянутую прямоугольную форму. Рядом с ним обнаружены остатки небольшой печи, в к-рой, вероятно, выпекали хлеб для церковных нужд. Размер наоса базилики по внутреннему периметру стен - 17,5×10 м. Трехнефный наос разделен 2 колоннадами, по 4 колонны в каждой. Каменные стилобаты здесь не использовались, но они имитируются мозаичными панелями, к-рые украшают интерколумнии. Как и в Восточной ц., в центральном нефе пол мозаичный; боковые облицованы камнем. В мозаике среди изображений флоры и фауны есть ктиторская надпись, в к-рой упоминается некий Нилус, строитель храма. Полукруглая апсида фланкируется 2 боковыми пастофориями, вима поднята на 2 ступени, вдоль апсиды расположен 2-ступенчатый синтрон. Двухъярусная алтарная преграда также была привезена из проконнесских мастерских.

Лит.: Seetzen U. J. Reisen durch Syrien, Palästina, Phonicien, die Transjordan-Lander, Arabia Petraea und Unter-Aegypten. B., 1859. Bd. 4. S. 403; Applebaum S. Kurnub // IEJ. 1956. Vol. 6. N 4. P. 262-263; Negev A. Oboda, Mampsis and Provincia Arabia // Ibid. 1967. Vol. 17. N 1. P. 46-55; idem. The Churches of the Central Negev: An Archaeol. Survey // RB. 1974. Т. 81. P. 400-422; idem. The Architecture of Mampsis: Final Report. Jerus., 1988. Vol. 2: The Late Roman and Byzantine Periods; idem. Kurnub // NEAEHL. 1993. Vol. 3. P. 882-893; Wenning R. Die Nabataer - Denkmaler und Geschichte: Eine Bestandsaufnahme des archäol. Befundes. Freiburg; Gött., 1987; Patrich J. The Formation of Nabatean Art. Jerus., 1990; Mayerson P. Urbanization in Palaestina Tertia: Pilgrims and Paradoxes // Idem. Monks, Martyrs, Solders and Saracens: Paper on the Near East in Late Antiquity (1962-1993). Jerus., 1994. P. 232-245; Murphy-O'Connor J. The Holy Land: An Oxford Achaeol. Guide. Oxf.; N. Y., 20085. P. 371-374.
С. В. Тарханова
Ключевые слова:
Города библейские Мaмшит, древний город в центральной части пустыни Негев
См.также:
АВИЛА древний город, центр тетрархии Авилинеи
AДAMA укрепленный город в границах колена Неффалима
АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама
АЗЕК город в Северной Иудее