Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАЛАЙЗИЯ
43, С. 155-167 опубликовано: 21 января 2021г.


МАЛАЙЗИЯ

[Федерация Малайзия; малайзийское Persekutuan Malaysia], гос-во в Юго-Вост. Азии. Состоит из 2 частей - Западной (Полуостровной) М. и Восточной М. (штаты Саравак и Сабах), разделенных Южно-Китайским м. Тихого океана. Западная М. расположена в юж. части п-ова Малакка и на прибрежных о-вах Пинанг, Ланкави, Сирибуат и др., граничит на севере с Таиландом, отделена на юго-западе от о-ва Суматра (Индонезия) Малаккским прол., на юге - от Сингапура прол. Джохор (через к-рый проложена дамба). Восточная М. расположена в сев. и сев.-зап. частях о-ва Калимантан (Борнео) и на прилегающих островах Лабуан, Банги, Баламбанган и др., граничит на юге и юго-востоке с Индонезией, на севере - с Брунеем, на востоке омывается морями Сулу и Сулавеси. Площадь - 330,3 тыс. кв. км. Куала-Лумпур (1,73 млн чел., оценка на 2015 г.) имеет статус «национальной» столицы, где находятся парламент и резиденция Верховного правителя; Путраджая (88,3 тыс. чел.) - специально построенный пригород Куала-Лумпура - имеет статус «административной» столицы, где размещаются исполнительные и судебные органы власти. Крупнейшие города (перепись 2010 г.): Джохор-Бару (1,39 млн чел.), Субанг-Джая (708,3 тыс. чел.), Ипох (704,6 тыс. чел.), Шах-Алам (646,9 тыс. чел.), Петалинг-Джая (638,5 тыс. чел.), Кучинг (617,9 тыс. чел.), Куантан (607,8 тыс. чел.), Джорджтаун (511 тыс. чел.) и др. Административно-территориальное деление: 13 штатов (7 султанатов, 2 княжества и 4 губернаторства) и 3 федеральные территории. Офиц. язык - малайзийский (малайский). М.- член Содружества (1957), ООН (1957), МББР (1957), МВФ (1958), АСЕАН (1967), Орг-ции исламского сотрудничества (1969; до 2011 - Орг-ция Исламская конференция), АТЭС (1989), ВТО (1995). Ведет пограничные споры с Брунеем, Вьетнамом, Индонезией, КНР, Тайванем и Филиппинами. География. В Западной М. прибрежные низменности (менее 150 м), занимающие половину территории полуостровной части, переходят в холмистую местность, а затем - в горные массивы высотой до 2187 м (гора Тахан). Территория Восточной М. охватывает 3 физико-географических района: болотистую прибрежную равнину, холмистую местность (средние высоты - 300 м), а также пояс гор во внутренней части региона с высотами 2000-2400 м. Почти все пространство шт. Сабах (сев.-вост. часть Восточной М.), за исключением чрезвычайно изрезанной береговой кромки, занимает невысокое плоскогорье, переходящее на западе в горный хребет Крокер (с высшей точкой М.- горой Кинабалу, 4101 м), к-рый тянется вдоль побережья Южно-Китайского м. Небольшие по протяженности реки полноводны в течение всего года. Для большей части М. характерен экваториальный постоянно влажный климат. Среднегодовая температура колеблется от +25 до +28°С. Сухого сезона не бывает, уровень влажности остается постоянно высоким. Количество осадков на прибрежных равнинах составляет 2000-3000 мм в год, в горах - местами свыше 5000 мм. В М. нет смены времен года, монотонное однообразие «вечного лета» нарушается лишь муссонами. На крайнем севере Малакки климат субэкваториальный муссонный с выраженным минимумом осадков в зимний период (дек.-март). Растительность М. представлена гл. обр. влажным тропическим вечнозеленым лесом, к-рым покрыто примерно 3/4 всей территории. Действуют неск. национальных парков, в т. ч. Кинабалу и Гунунг-Мулу, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Население

Составляет 30,9 млн чел. (оценка на 2015 г.). По данным переписи 2010 г., в М. проживало 28,3 млн чел., среди них 50,1% - малайцы, 22,6 - китайцы, 11,8 - даяки (в т. ч. ибаны и кадазаны), 8,8 - яванцы, банджары, минангкабау, буги и др. выходцы из Индонезии и их потомки, 6,7% - индийцы. К коренным народам М. (официально бумипутра) относят малайцев, даяков, ибанов, кадазанов, а также малочисленных сеноев и семангов. Политика правительства направлена на увеличение рождаемости и повышение уровня жизни коренных народов, представители которых имеют различные привилегии (при занятии государственных должностей, поступлении в ун-ты, получении банковских кредитов и т. п.).

По оценочным данным на 2015 г., рождаемость составила 16,9 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 4,8 чел. на 1 тыс. жителей; прирост населения - 1,3% в год (для малайцев этот показатель заметно выше, чем для китайцев и индийцев), фертильность - 2 ребенка на 1 женщину. В возрастной структуре доля детей до 14 лет - 28,5%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 65,9, лиц 65 лет и старше - 5,6%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - ок. 75 лет (мужчины - 72,5 года, женщины - 77,4 года). Средняя плотность населения - 86 чел. на 1 кв. км, при этом в Западной М.- 168 чел. на 1 кв. км, что значительно выше, чем в Сараваке и Сабахе (26 чел. на 1 кв. км). Доля городского населения - 74,7%.

Государственное устройство

М.- федеративное гос-во, форма правления - конституционная монархия. Действуют федеральная Конституция от 31 авг. 1957 г. с дополнениями от 16 сент. 1963 г. (Акт о Малайзии), а также конституции отдельных штатов. Главой гос-ва является Верховный правитель (Янг-ди-Пертуан-Агунг), избираемый на 5-летний срок из числа наследственных монархов 9 штатов (султанатов и княжеств) самими монархами в установленном заранее порядке ротации. Верховный правитель является верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны, главой мусульманской общины (уммы); он назначает премьер-министра, утверждает принятые парламентом законы и несет конституционную ответственность за обеспечение особого положения коренных народов и «законных интересов» др. общин. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из Совета представителей (Деван Ракьят) и Сената (Деван Негара). В Совет представителей входят 222 депутата, избираемых на всеобщих прямых выборах сроком на 5 лет. Из 70 сенаторов 44 назначаются главой гос-ва, остальных избирают законодательные ассамблеи 13 штатов (по 2 от каждого штата). Срок полномочий Сената - 3 года. Исполнительную власть осуществляют премьер-министр, которым является, как правило, лидер партии большинства в Совете представителей, и возглавляемый им кабинет. По представлению премьер-министра Верховный правитель определяет состав кабинета из числа членов парламента. Кабинет несет ответственность перед парламентом. Судебная система включает Верховный суд, высокие суды штатов, сессионные суды, суды магистрата; в Западной М.- также суды глав деревень. Девять штатов являются монархиями, наследственные правители к-рых также выступают как религ. лидеры мусульм. общины своего штата. Четыре штата (Малакка, Пинанг, Сабах, Саравак) возглавляют губернаторы, назначаемые центральным правительством, к-рое также непосредственно управляет федеральными территориями. В М. действует многопартийная система. Ведущие политические партии - коалиция «Национальный фронт» (НФ; доминирует партия «Объединенная малайская национальная организация» (ОМНО)) и коалиция «Народный блок» (объединяет Партию демократического действия, Панмалайзийскую исламскую партию (ПМИП) и Партию народной справедливости).

Религия

По данным переписи 2010 г., 61,3% населения М. исповедуют ислам, 19,8 - буддизм, 9,2 - христианство, 6,3 - индуизм, 1,3 - конфуцианство и даосизм, 1,4 - др. религии, 0,7% не относят себя ни к одному вероисповеданию.

Православие

Русская Православная Церковь представлена приходом во имя арх. Михаила в г. Куала-Лумпур. В 2003 г. М. посетил митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев; с 1 февр. 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси). С 2007 г. М. регулярно посещали священники прихода Успения Пресв. Богородицы РПЦ в Сингапуре. Созданная в 2012 г. международная православная община в г. Куала-Лумпур принята в юрисдикцию РПЦ. Архипастырское окормление поручено епископу Солнечногорскому. Помимо богослужений в Куала-Лумпуре и др. городах М. православные священники регулярно совершают заупокойные службы по рус. морякам крейсера «Жемчуг», погибшим в окт. 1914 г. в результате торпедной атаки герм. военного корабля «Эмден» и погребенным на христианском кладбище г. Джорджтаун (о-в Пинанг), а также на о-ве Джереджак.

Нехалкидонские восточные Церкви

Действуют 6 приходов Православной Сирийской Церкви в Малайзии (Orthodox Syrian Church in Malaysia), относящихся к Малабарской епархии Маланкарской Церкви. Большинство верующих - выходцы из Юж. Индии и их потомки.

В 2008 г. в Малакке создан приход Коптской Церкви (Coptic Church in Malaysia) при храме Девы Марии и св. Марка в составе епархии Сиднея и окрестностей.

Римско-католическая Церковь

Католический собор еп. Иоанна в Куала-Лумпур. 1962 г.
Католический собор еп. Иоанна в Куала-Лумпур. 1962 г.

Католический собор еп. Иоанна в Куала-Лумпур. 1962 г.

В М. насчитывает 3 архиепископства-митрополии, в подчинении которых находятся 6 епископств-суффраганов: архиеп-ство Куала-Лумпур (еп-ства Мелака-Джохор и Пинанг), архиеп-ство Кучинг (еп-ства Мири и Сибу) и архиеп-ство Кота-Кинабалу (еп-ства Кенингау и Сандакан). По данным на 2013 г., число католиков составило свыше 1 млн чел. в 178 приходах, в к-рых служат 263 священника. Офиц. дипломатические отношения с Папским престолом были установлены в 2011 г. по результатам встречи малайзийского премьер-министра Н. Разака, архиеп. Куала-Лумпура М. Н. Кс. Пакиама и папы Римского Бенедикта XVI в Риме.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Лютеранская церковь в Куала-Лумпур. XX в.
Лютеранская церковь в Куала-Лумпур. XX в.

Лютеранская церковь в Куала-Лумпур. XX в.
(Статистическая информация о церквах, входящих в состав Совета Церквей Малайзии, представлена по данным этой орг-ции на дек. 2015 г., в др. случаях - на нач. XXI в., если не оговорено отдельно.) Англиканская ЦерковьАнгликанская Церковь в М., действующая с 1809 г., образует 3 диоцеза - Западной Малайзии (105 общин, 60 пасторов, 23,6 тыс. чел.), Кучинга (27 общин, 73 пастора, 107,8 тыс. чел.) и Сабаха (191 община, 73 пастора, 40,2 тыс. чел.). Они входят в юрисдикцию Церкви пров. Юго-Вост. Азии, являющейся членом Англиканского содружества.

Лютеранство Представлено 4 деноминациями: Евангелическо-лютеранской Церковью в Малайзии (24 общины, 21 священник, ок. 3 тыс. чел., гл. обр. тамилы; с 1907), к-рая является ответвлением Тамильской евангелической лютеранской Церкви; Лютеранской Церковью в Малайзии (57 общин, 47 пасторов, 6,87 тыс. чел., в основном китайцы-хакка; с 1949); Базельской христианской Церковью (112 общин, 110 пасторов, 45 тыс. чел., в основном китайцы-хакка; основана в 1815 Базельским миссионерским об-вом в Сабахе); Протестантской Церковью в Сабахе (302 общины, 144 пастора, 30 тыс. чел., в основном представители коренных народов Сабаха; с 1952).

Кальвинизм представлен Пресвитерианской Церковью в Малайзии (125 общин, 127 пасторов, 10,5 тыс. чел.; основана в 1974 г. как отд-ние Пресвитерианской Церкви Малайзии и Сингапура).

Межденоминационная Евангелическая Церковь Борнео (по разным оценкам, от 190 до 500 тыс. чел.) считается одной из крупнейших христианских орг-ций в М. Создана в 1959 г. на базе конгрегаций Евангелической миссии Борнео, основанной в 1928 г. австрал. миссионерами. В наст. время административно разделена на 3 орг-ции, представляющие Церковь в Сабахе, Сараваке и Полуостровной М.

Методисты, появившиеся в М. в 1885 г., создали здесь 2 орг-ции. Методистская Церковь Малайзии (ок. 400 общин, свыше 500 священников; по разным данным, от 170 до 300 тыс. верующих) наряду с Евангелической Церковью Борнео является одной из наиболее многочисленных христианских деноминаций в М. после Римско-католической Церкви. Действует как самостоятельная структура с 1976 г. Главным органом ее управления является Генеральная конференция во главе с епископом, которая включает 6 конференций (3 в Западной М. и 3 в Сабахе и Сараваке), а также Миссионерскую конференцию сеноев. Полуостровные конференции разделены по языковому принципу - китайская, тамильская и английская; в калимантанских конференциях (китайской, ибанской и сабахской) также есть доминирующие языки. Др. методистская орг-ция - Свободная методистская Церковь Малайзии (6 церквей, 2 священника и 300 членов) - была образована в 2008 г. как миссионерский округ Свободной методистской Церкви (США).

Пятидесятники двух и трех кризисов представлены Ассамблеями Бога Малайзии (ок. 230 общин, 30 тыс. чел.; действует с 1928) и Пятидесятническими евангелическими Церквами (15 общин, 2 тыс. чел.). К организациям пятидесятников также относят Истинную Церковь Иисуса (50 общин, 15 тыс. чел., гл. обр. китайцы; действует с 1927) и Пятидесятническую Церковь Малайзии (25 общин, ок. 3 тыс. чел.; с 1936).

Баптисты объединены в Малазийскую баптистскую конвенцию (179 общин, 24,6 тыс. чел., гл. обр. китайцы; 2013), созданную в 1953 г. и входящую с 1957 г. в Баптистский всемирный альянс. Также присутствует немногочисленная орг-ция реформированных (кальвинистских) баптистов.

Адвентисты седьмого дня, действующие в М. с 1911 г., представлены в наст. время 3 миссиями: Полуостровной Малайзии (29 церквей, 5340 чел.), Саравака (также включает Бруней, 98 церквей, 20 961 чел.) и Сабаха (140 церквей, 30 555 чел.). Они входят в объединенную миссию Юго-Вост. Азии дивизиона Юж. Азия-Тихий океан (данные за 2012).

Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней), присутствующие в М. с 1977 г., насчитывают 9,7 тыс. приверженцев в 34 общинах (2016). Их численность в последние десятилетия быстро увеличивается: если в 1993 г. в стране было всего ок. 500 мормонов, то в 2012 г.- 7,9 тыс.

Христианские братья (бретрены; см. Плимутские братья) образуют в М. ок. 75 конгрегаций, в к-рые входят 6,5 тыс. чел.

Новоапостольская церковь (Цюрих) имеет 15 общин (ок. 4,8 тыс. чел.) в юрисдикции апостольского округа Канады.

Иеговы свидетели, прибывшие в М. в 1932 г. из Австралии, насчитывают до 3 тыс. верующих в 20 общинах.

Сирийская Малабарская Церковь Мар Фомы имеет 16 приходов (2,5 тыс. чел., гл. обр. потомки иммигрантов-малаяли из шт. Керала, Индия), которые объединяет епархия Малайзии, Сингапура, Австралии и Нов. Зеландии.

В М. действуют также независимые протестант. организации, такие как Церкви зала собрания (Assembly Hall Churches; 44 общины, 15 тыс. чел., гл. обр. китайцы; в М. с 60-х гг. XX в.), Харизматические центры Голгофы (Calvary Charismatic Centres; 12 общин, ок. 3 тыс. чел.; с 90-х гг. XX в.), Церковь полного Евангелия Малайзии (17 общин, 9 тыс. чел.; с 1978) и др.

В стране существуют также общины «индуистов, тайных приверженцев Христа» (ок. 21,5 тыс. чел.) и «мусульман, тайных приверженцев Христа» (ок. 5,5 тыс. чел.), члены к-рых при переписях населения считаются соответственно индуистами или мусульманами.

Ислам

Распространился на Малаккском п-ове в XIV-XVI вв., полностью вытеснив буддизм и индуизм и став основной религией подавляющего большинства населения. В наст. время является офиц. религией и играет значительную роль в политической и общественной жизни страны. На 2015 г. общее число мусульман оценивается в 18,7 млн чел. Мусульманами являются все малайцы (в случае перехода в др. религию они автоматически перестают считаться малайцами, лишаясь всех положенных этой национальной группе льгот и привилегий), нек-рое число индийцев, китайцев и ок. 1/3 коренного населения Восточной М. Практически все мусульмане в М. являются суннитами шафиитского толка. Шиизм, к-рого придерживаются нек-рые выходцы из Индии и Пакистана, официально преследуется, так же как и псевдоислам. секта Ахмадийя и движение «Аль-Аркам». Для ислама в М. характерны сильные фундаменталистские настроения и отсутствие модернистских и реформаторских тенденций.

Буддизм

проник в М. в III в. по Р. Х., с VI по VIII в. постепенно был вытеснен индуизмом, а к XVI в.- исламом. «Второе пришествие» буддизма на Малаккский п-ов состоялось в XIX в., после начала массовой иммиграции китайцев. В наст. время буддизм исповедуют ок. 6 млн чел. (оценка на 2015 г.), т. е. большинство кит. населения М., а также сингальское и тайское меньшинства. Еще ок. 400 тыс. чел. сочетают буддизм с даосизмом и конфуцианством. Наряду с доминирующим буддизмом махаяны практикуются и др. его течения. В стране имеется множество буддийских храмов, где нередко расположены алтари, посвященные даосским богам.

Индуизм

Распространился на Малаккском п-ове в VI в. по Р. Х., сменив буддизм, а затем в свою очередь был вытеснен исламом. Вновь индуизм пришел на п-ов в XIX в., с началом массовой иммиграции из брит. колоний в Индостане, и теперь его исповедуют ок. 1,92 млн выходцев из Индии и их потомков (оценка на 2015 г.). Существует множество храмов, посвященных Шиве, Кришне и Вишну. Они заполнены также алтарями, статуями и изображениями др. многочисленных индуистских божеств. Сохраняются кастовые различия, постепенно сглаживающиеся с модернизацией общества.

Конфуцианство и даосизм

Исповедуют ок. 400 тыс. китайцев. При этом широко распространен синкретизм конфуцианства, даосизма, буддизма и традиц. верований - анимизма, шаманизма, почитания предков и проч.

Новые религиозные движения

Представлены Бахаи религией, к-рую исповедуют в Сараваке ок. 40 тыс. чел., в основном представителей коренных народов.

Традиционные верования

По-прежнему широко распространены среди аборигенов Малаккского п-ова (сеноев и семангов), коренных народов Саравака и Сабаха (ибанов, дусунов, кадазанов и др.). Всего насчитывается до 450 тыс. приверженцев традиционных культов, но это число постоянно уменьшается за счет христианского и мусульманского прозелитизма.

Межденоминационные организации

Христианская федерация Малайзии (создана в 1985; зарегистрирована в 1986) включает 3 основных церковных объединения - Совет Церквей Малайзии (действует с 1948), Национальное евангельское христианское содружество (с 1983) и католич. Епископскую конференцию Малайзии, Сингапура и Брунея (с 1964). Федерация объединяет 90% всех церковных орг-ций в М. и в свою очередь является членом Малайзийского консультативного совета буддизма, христианства, индуизма, сикхизма и даосизма, а также правительственного Комитета по содействию, взаимопониманию и гармонии среди верующих. Совет Церквей Малайзии объединяет основные протестант. деноминации (в т. ч. англикан. диоцезы, Базельскую христианскую Церковь, Евангелическо-лютеранскую Церковь в Малайзии, Лютеранскую Церковь в Малайзии, Пресвитерианскую Церковь в Малайзии, Методистскую Церковь Малайзии, Сирийскую Малабарскую Церковь Мар Фомы и др.) и вост. Церкви (Православную Сирийскую Церковь в Малайзии и Коптскую Церковь). Национальное евангельское христианское содружество объединяет такие протестантские орг-ции, как Евангелическая Церковь Борнео, Ассамблеи Бога, общины баптистов, бретренов и др.

Религиозное законодательство

Основные положения, касающиеся религии, заложены в Конституции М., где гарантируются права всех национальных общин страны. Ислам является офиц. религией Федерации, но др. религии могут «практиковаться в мире и гармонии» в любой ее части (ст. 3, п. 1). В 9 штатах обязанности и привилегии наследственного правителя как главы мусульм. общины должны быть определены конституцией штата (ст. 3, п. 2). Конституции 4 штатов (Малакка, Пинанг, Сабах и Саравак) должны предусматривать, что Верховный правитель имеет должность главы ислама в пределах указанных штатов (ст. 3, п. 3). Он же является главой ислама на федеральных территориях Куала-Лумпур, Лабуан и Путраджая (ст. 3, п. 5). При осуществлении ислам. обрядов и церемоний на уровне федерации 9 наследственных правителей штатов делегируют свои полномочия глав мусульм. общины Верховному правителю (ст. 3, п. 2). Хотя в конституции напрямую не указано, что Верховный правитель является главой мусульм. общины всей Федерации, во время присяги при вступлении в должность он обещает «во все времена защищать мусульманскую веру», а также определяет даты мусульм. праздников на федеративном уровне. Фактически главой гос-ва может стать только мусульманин, т. к. Верховного правителя избирают из числа 9 наследственных монархов, исповедующих ислам.

Ст. 11, п. 1 Основного закона провозглашает, что каждый имеет право исповедовать, практиковать и пропагандировать любую религию, однако далее, в п. 4, указано, что федеральным законом или законами штатов может запрещаться пропаганда мусульманам любых религ. доктрин, кроме ислама. Но эта же статья обеспечивает свободу миссионерской деятельности и прозелитизма среди немусульман. В гос. доктрине «Рукунегара» (Основы государства), ставшей частью политической идеологии в М., лежат 5 принципов, первый из которых - вера в Бога и веротерпимость, а ислам признаётся гос. религией.

Применение мусульманского и обычного (адатного) права обеспечивают шариатские и адатные суды (последние действуют в Восточной М.). В шариатских судах мусульмане решают вопросы семейного права, включая развод и наследование, светские суды не имеют права пересмотреть их решения. Согласно мусульм. семейному праву, в М. допускается многоженство. В 1989 г. в законодательство были внесены существенные изменения, к-рые усиливают защиту имущественных прав замужней женщины и уравнивают женщин в правах при разводе. В юрисдикцию ислам. судов входят также случаи нарушения установлений шариата или адата. Паломничество в Мекку регулируется Законом об организации хаджа 1969 г. и пользуется гос. поддержкой.

В М. запрещается или строго ограничивается отречение от ислама. За последние 10 лет ходатайства о выходе из ислама и переходе в др. вероисповедание подали менее 100 граждан. Не все просьбы при этом были удовлетворены властями. Единственным штатом, законодательство которого лояльно относится к смене вероисповедания, является Негери-Сембилан, где такое право получили за последнее десятилетие 84 чел. Наиболее строгие санкции за подобное обращение к властям предусмотрены в шт. Паханг, где попытка отречения от ислама карается наказанием вплоть до тюремного заключения на 3 года. Все мусульмане обязаны строго выполнять религ. требования. В частности, за нарушение поста штрафуется не только виновный, но и продавец, к-рый в дневное время продал мусульманину еду. Преследуются и др. деяния, запрещенные Кораном,- употребление спиртного, азартные игры, наркомания и проч. Несоблюдение требований ислама в быту встречает серьезное общественное осуждение. Законодательно регулируются и вопросы исламской экономики и финансов. В парламенте были приняты регулирующие их специальные правовые акты: Закон об исламском банковском деле в 1983 г., Закон о такафуле (араб.- «поручительство», «залог») в 1984 г.

Деятельность христианских конфессий регулируется специальными правовыми актами, такими как Закон о Методистской церкви 1955 г., Закон о Синоде епархии Западной Малайзии 1971 г. и проч. Специальные акты парламент принимает также и при назначении католических епископов.

В 2007 г. малайзийские мусульм. богословы добились того, что Мин-во внутренних дел издало запрет местным христианам употреблять в печати слово «Аллах», говоря о Боге (малайцы независимо от вероисповедания называют Бога заимствованным из араб. словом «Аллах»). Когда в дек. 2009 г. суд отменил решение правительства и постановил, что католич. Церковь имеет конституционное право на использование слова «Аллах», мусульм. радикалы в знак протеста совершили по всей стране ряд погромов и поджогов католич. и протестант. церквей. В авг. 2013 г. Апелляционный суд М. постановил, что правительство может оспорить данный вердикт, и в июне 2014 г. федеральный суд вновь принял решение, позволявшее употреблять это слово только приверженцам ислама. В том же месяце Верховный суд М. оставил в силе это решение.

История

Древнейшие археологические находки на территории совр. М. датируют периодом между LXXII и XХХVIII тыс. до Р. Х. В XIII-X тыс. до Р. Х. сложились главные хозяйственно-культурные типы охотников-собирателей и рыболовов-собирателей. К IX-VIII тыс. до Р. Х. относят первые останки человека совр. типа. Бо́льшая часть древнейшего населения Малаккского п-ова принадлежала к негро-австралоидной pace, найдены также свидетельства пребывания здесь юж. монголоидов, к-рых считают носителями австроазиатских языков.

В III-II тыс. до Р. Х. через Малаккский п-ов шло заселение островной Юго-Вост. Азии народами австронезийской группы (предками малайцев), вышедшими из юго-зап. и юж. районов Китая и расселившимися на многочисленных островах Индийского океана - от Малайского и Филиппинского архипелагов вплоть до Мадагаскара. Среди этих народов были распространены анимизм и почитание предков. Они создавали святилища на вершинах холмов и сооружали, как и автохтонное население, мегалитические постройки. В тот период из культовых процессий, изображавших вызов духов умерших, зародился известный малайско-индонезийский театр теней (ваянг).

На рубеже I тыс. до Р. Х. и I тыс. по Р. Х. в прибрежных районах Малаккского п-ова проходили процессы разложения родового строя и образования ранних городов-государств, чему способствовали торговые и культурные контакты с Индией, прочно установленные в первых веках по Р. Х. Первые политии возникли в северных районах Малаккского п-ова (совр. Юж. Таиланд и Северная М.) на пересечении морских торговых путей с сухопутными дорогами и реками. Города-государства обычно развивались из прибрежных деревень (кампонгов) и занимали небольшие территории в устье впадавшей в море реки. В состав политии входила также прилегающая к городу прибрежная равнина, внутренние районы практически не контролировались. С III по VI в. по Р. Х. они входили в сферу влияния империи Фунань с центром в районе дельты р. Меконг.

Тесные связи с Индией способствовали распространению на территории совр. М. индуизма и буддизма хинаяны, сосуществовавших друг с другом. Правители городов-государств привлекали инд. колонистов, приглашали брахманов, имевших большой авторитет при дворе, и сооружали религ. постройки. В устье р. Мербок на месте древнего города были раскопаны 17 храмов; самая ранняя буддийская ступа (на вершине Букит-Чорас, холма к северу от р. Мербок) относится к IV в. Найденные в Кедахе буддийские санскритские надписи, остатки буддийских ступ и мон-рей, изваяния Будды и проч. буддийские статуэтки, носящие следы влияния различных инд. скульптурных школ, датируют IV-V вв. Кит. буддисты, путешествовавшие в Индию начиная с V-VI вв., останавливались в городах Малаккского п-ова; они упоминали о буддийских мон-рях и реликвиях, к-рые видели там.

В VI-VII вв., после падения Фунани, на полуострове стал господствовать шиваизм. В Кедахе были найдены 10 шиваитских храмов, датируемых сер. VI - сер. VIII в. Преобладание шиваизма не привело к исчезновению буддизма: в кон. VII в. кит. путешественник И Цзин отмечал, что эта религия процветает в одном из малаккских городов-государств - Лангкасуке.

Малайя в VIII-XVI вв

Возникшая в 70-х гг. VII в. на о-ве Суматра морская империя Шривиджайя к кон. VIII в. объединила под своей властью обширные территории Малайского архипелага и Малаккского п-ова. В силу своего выгодного расположения города-государства сев. части Малаккского п-ова (Кедах, Лангкасука, Панпан, Тантан, Таккола, Паханг, Лоюэ) заняли особое место среди зависимых владений Шривиджайи, а Кедах в IX-X вв. стал сев. столицей империи и ее крупнейшим портом.

Установление власти шривиджайских махараджей на Малаккском п-ове привело к укреплению индуизма и распространению буддизма махаяны, вобравшего в себя многое из индуистских культов и по сравнению с буддизмом хинаяны шире использовавшего местные верования. В период Шривиджайи в малаккских городах-государствах стали доминировать шиваитские и вишнуитские храмы, построенные уже не по образцу индийских, а в самобытном малайско-индонезийском стиле. К кон. VII в. относят первые надписи на малайском языке, на к-ром в VIII-XIV вв. создавали лит. произведения. Малайский язык стал официальным и лит. языком Шривиджайи и использовался как средство общения между малайцами и населением различных островов архипелага. При этом индуизм и буддизм оставались религиями жителей городов, основная масса сельского населения сохраняла анимистические верования.

После поражения Шривиджайи в войне с империей Чолов в XI в. и начавшегося упадка с нач. XIII в. от нее стали отделяться наиболее развитые малайские владения. Борьба малайских городов против господства Шривиджайи имела религ. аспект и нередко проходила под знаменем возвращения к буддизму хинаяны. После окончательного распада Шривиджайи в кон. XIII в. сев. гос-ва Малаккского п-ова (Тамбралинга и др.) попали под власть таи - сначала гос-ва Сукхотаи, а с сер. XIV в.- гос-ва Аютия; юж. области в 60-х гг. XIV в. были подчинены индонезийской державе Маджапахит. В XIII-XIV вв. в гос-вах Малайи распространение получил буддизм хинаяны, к-рого придерживались господствующие в то время таи.

В нач. XV в. оживление кит. морской торговли способствовало возвышению возникшего ок. 1400 г. на зап. побережье Малайи гос-ва Малакка, к-рое, установив дружеские связи с империей Мин, прекратило выплату дани гос-ву Аютия и отвергло претензии империи Маджапахит на сюзеренитет над городом. Малакка присоединила богатые оловом архипелаг Диндинг и княжество Селангор, установила контроль над островами Сингапур и Бинтан у юж. оконечности полуострова, завоевала Паханг на вост. побережье, Кедах и Тренгану на севере.

Католическая ц. св. Петра в Малакке. 1710 г.
Католическая ц. св. Петра в Малакке. 1710 г.

Католическая ц. св. Петра в Малакке. 1710 г.
Возвышению Малакки способствовало принятие ее правителями ислама, новой религии, которую исповедовали араб. и персид. торговцы, проникшие на территорию совр. М. еще в IX-X вв. В XIII в. инд. купцы-мусульмане сменили араб. и персид. торговцев, но до возникновения Малакки новая религия не распространилась широко среди населения полуострова. Первый правитель Малакки Парамешвара установил тесную связь с княжествами Пасей и Пиди (Сев.-Вост. Суматра), к-рые приняли ислам на рубеже XIII и XIV вв. и были центрами мусульм. торговли в регионе. В 1414 г. Парамешвара обратился в ислам под именем Искандер-шах и женился на дочери султана Пасея, после чего Малакка стала привлекать к себе мусульманских торговцев из Индии и с Суматры. Вплоть до сер. XV в. в Малакке шла внутриполитическая борьба сторонников традиционных для региона религий с исламом. В 1445 г. в результате переворота власть захватил потомок Искандер-шаха раджа Касим, принявший титул султана и имя Музаффар-шах. С этого времени окончательно утвердилась новая элита, ориентировавшаяся на ислам, и началась активная исламизация полуострова, которая шла вместе с расширением границ Малаккского султаната и завершилась к кон. XVII в.

К нач. XVI в. Малаккский султанат установил полный контроль над Малаккским прол. и стал одним из наиболее сильных гос-в Юго-Вост. Азии, а г. Малакка превратился в крупный порт. Основу экономики гос-ва составляла торговля. Пряности Малайского архипелага обменивали на инд. товары. Основным продуктом, вывозимым из Малайи, было олово.

В XVI в. в Юго-Вост. Азии появились португальцы. Малакка, как богатейший порт на перекрестке торговых путей к Островам пряностей, стала одним из первых объектов португ. экспансии. В июле 1511 г. к городу подошел португ. флот под командованием губернатора Индии Афонсу ди Албукерки. После неск. неудачных попыток штурма португ. войска 24 авг. ворвались в Малакку. Город был разграблен, мн. жители-мусульмане были убиты. Султан Махмуд и его сын Алауддин бежали вглубь полуострова.

Малаккский полуостров в колониальный период

Решающим фактором в дальнейшей судьбе Малайи стало соперничество Испании, Португалии, Нидерландов и Великобритании за монополию на торговлю пряностями, поступавшими гл. обр. с Молуккских о-вов. Захваченные Малакка и ее окрестности стали опорой португ. колонизаторов в этом регионе. Сев. малайские княжества попали в зависимость от Сиама. В приграничных малайских султанатах (Джохор, Паханг и Перак) правили отпрыски малаккской династии, настроенные враждебно по отношению к захватчикам.

С кон. XVI в. в Юго-Вост. Азию устремились и др. европ. страны. Наибольшего влияния в тот период достигла Нидерландская Ост-Индская компания (НОИК). Используя недовольство местных правителей и населения проводимой португальцами политикой, голландцы в союзе с Джохором в 1641 г. овладели Малаккой, к-рая быстро потеряла значение мирового порта, поскольку НОИК стремилась сосредоточить международную торговлю в расположенной на сев. побережье Явы Батавии, центре своих владений в Юго-Вост. Азии. Малакка же использовалась как сильная крепость на пути через Малаккский прол. В 1783-1787 гг. голл. войска заняли Джохор, к-рый был вынужден признать свою зависимость.

В кон. XVIII в. на севере полуострова в результате объединения неск. мелких государственных образований возник султанат Келантан; княжества центральной части полуострова, где доминировали представители народности минангкабау, пришедшие из Зап. Суматры, объединились в конфедерацию Негери-Сембилан («Девять стран»). В тот период на Малаккском п-ове была заложена основа этнонациональной структуры совр. М.: продолжалось заселение полуострова народностями о-вов Малайского архипелага, увеличивалось число выходцев из Индии, значительно возросла иммиграция из Китая, особенно усилившаяся с приходом брит. колонизаторов.

Англиканская ц. Христа Спасителя в Малакке. 1753 г.
Англиканская ц. Христа Спасителя в Малакке. 1753 г.

Англиканская ц. Христа Спасителя в Малакке. 1753 г.
Во 2-й пол. XVIII в. Британская Ост-Индская компания (БОИК) начала поиски военно-морской и торговой базы в Юго-Вост. Азии на путях из Индии в Китай. В 1786 г. британцы заключили соглашение с султаном Кедаха и в обмен на обещание помощи в борьбе против Сиама и уплату ежегодной ренты получили о-в Пинанг, ставший брит. резидентством в юрисдикции губернатора Бенгалии. Адм. центр новой колонии, г. Джорджтаун, был провозглашен свободным портом, что способствовало быстрому развитию торговли и заселению прежде безлюдного острова малайцами из Кедаха и иммигрантами из Индии и Китая. В 1795 г. британским владением стала и Малакка. После наполеоновских войн новой опорной базой Великобритании стал о-в Сингапур, имеющий выгодное географическое и стратегическое положение у юж. оконечности полуострова. Он входил в состав султаната Риау-Джохор, зависимого от Нидерландов. Вначале британцы получили право на создание на острове фактории, а затем добились от султана Хусейн-шаха подписания договора, передающего им права на Сингапур. После подписания Лондонского договора о разделе сфер влияния в Юж. и Юго-Вост. Азии Нидерланды взамен на отказ британцев от претензий на Суматру и прилегающие архипелаги передали им свои фактории в Индии, Малакку, Сингапур и обязались не создавать колоний на Малаккском п-ове. Т. о., вся Малайя вошла в сферу влияния Великобритании. В 1826 г. брит. владения Пинанг, Сингапур и Малакка были объединены в президентство Стрейтс-Сетлментс («Поселения у проливов») с центром в Сингапуре под контролем генерал-губернатора Индии. Остров стал важным пунктом транзитной торговли, чему способствовало объявление его свободным портом.

В XIX в. на мировом рынке резко возросла добыча олова, к-рая перешла к китайцам, массово иммигрировавшим в Малайю. В 1867 г. поселения Стрейтс-Сетлментс, ранее входившие в брит. владения в Индии, стали отдельной «коронной» территорией, подчинявшейся правительству империи. В 70-х гг. XIX в. Великобритания приступила к прямому захвату малайских княжеств. В янв. 1874 г. губернатор Стрейтс-Сетлментса Э. Кларк вмешался в междоусобную войну правителей Перака, и в соответствии с заключенным договором в султанат был назначен британский резидент, что положило начало подчинению малайских княжеств Великобритании. В 70-80-х гг. XIX в. Великобритания вслед за Пераком захватила Селангор и Негери-Сембилан - 2 основных оловодобывающих района Малайи, а также Паханг. В 1896 г. брит. колониальная администрация объединила эти 4 малайских княжества в Федерацию малайских гос-в (ФМГ), во главе которой стоял брит. генеральный резидент.

В 1909 г. Великобритания вынудила Сиам подписать договор о передаче ей находившихся под сиамским господством султанатов Сев. Малайи - Келантана, Тренгану, Кедаха и Перлиса. Последним в 1914 г. был подчинен Джохор на юге полуострова. Т. о., в нач. XX в. на территории Малайи сложились 3 системы колониального управления: колония Стрейтс-Сетлментс (Сингапур, Малакка, Пинанг), федерированные (Негери-Сембилан, Перак, Паханг, Селангор) и нефедерированные (Джохор, Кедах, Келантан, Перлис, Тренгану) малайские княжества. Все эти владения составили в совокупности колонию Британская Малайя, основанную в 1909 г. Колония Стрейтс-Сетлментс управлялась губернатором, к-рый одновременно был верховным комиссаром ФМГ. Нефедерированные княжества подчинялись непосредственно брит. губернатору, хотя формально их возглавляли местные султаны.

В нач. XX в. в условиях нарастания национально-освободительного движения в Азии в кит. и инд. среде М. возникли первые демократические политические орг-ции. В 20-х гг. XX в. кит. рабочие объединялись в марксистские кружки и профсоюзы, в 1930 г. образовалась Коммунистическая партия Малайи (КПМ), состоявшая гл. обр. из китайцев. В период между первой и второй мировыми войнами сложилась совр. социально-этническая структура общества Малайи. В 1941 г. в Малайе проживало 2379 тыс. китайцев (44% всего населения), 744 тыс. индийцев (14%) и 2278 тыс. малайцев (42%). Малайцы занимались земледелием и жили преимущественно в деревне, а их знать составляла низшие и средние слои бюрократии. Из числа малайцев формировались также полиция и туземные войска. Основная масса китайцев жила в экономически развитых районах запада и юга Малаккского п-ова, в основном они занимались коммерцией, торговлей, работали на промышленных предприятиях, в школах, больницах, юридических учреждениях. Были приняты законодательные меры, чтобы не допустить их в сферу сельского хозяйства. Часть инд. общины также занимала заметное место в экономике и торговле Малайи, а индийцы и китайцы составляли большинство рабочего класса колонии. При британской колониальной администрации Малайя превратилась в поставщика каучука и олова, что сделало ее экономику зависимой от метрополии и внешних рынков.

Северный Калимантан в X - кон. XIX в.

В вост. части совр. М., на о-ве Калимантан, не позднее X в. сформировалось княжество Бруней (известно также под названием Пони). В кон. XIV - нач. XV в. его правитель Аванг Алак Бетатар принял ислам и стал султаном Брунея под именем Мухаммад-шах. В нач. XVI в. захват португальцами Малакки способствовал возвышению султаната, к-рый распространил свою власть на всем Калимантане, включая Саравак и Сабах. В отличие от гос-в Малаккского п-ова Брунею удавалось сохранять независимость от европ. держав до сер. XIX в. В 1839 г. на Калимантан прибыл британский авантюрист Дж. Брук, к-рый, снарядив частный военный корабль, оказал султану помощь в борьбе с пиратами и в подавлении восстания в Сараваке. В благодарность за услугу султан в 1841 г. даровал Бруку право на управление этой территорией. В 1863 г. брит. власти признали Саравак независимым гос-вом под властью Брука, основавшего династию «белых раджей». В 1881 г. образовалась Британская компания Сев. Борнео, распространившая свою власть на сев. часть слабеющего Брунея (Сев. Борнео, или Сабах). В 1888 г. над Сабахом и Сараваком был установлен брит. протекторат. В колониальную эпоху в Сабахе получило развитие плантационное хозяйство (табак, каучук), велись лесозаготовки; в Сараваке добывали нефть.

Японская оккупация Британской Малайи и Северного Калимантана

После вступления Японии во вторую мировую войну Малайя стала одним из первых объектов япон. экспансии в Юго-Вост. Азии. 8 дек. 1941 г. япон. войска высадились в княжестве Келантан на северо-востоке полуострова и начали продвижение на юг. 19 янв. 1942 г. почти без боев были захвачены Саравак и Сабах. Захват Малайи завершился капитуляцией Сингапура 15 февр. 1942 г. Оккупация Малайи, которая должна была стать частью Японской империи, продолжалась 3,5 года. Малайские лидеры поддержали идею независимости Малайи в рамках Вел. Индонезии и формирование вспомогательных воинских частей ПЕТА (Добровольческая армия защитников отечества) из индонезийцев и малайцев. Одновременно среди инд. населения велась вербовка в т. н. Индийскую национальную армию.

Лидером и организатором антияпон. сопротивления стала КПМ. Были созданы партизанские отряды, к-рые к 1943 г. составили Антияпонскую армию народов Малайи, насчитывавшую более 7 тыс. бойцов. За время боев было уничтожено ок. 10 тыс. оккупантов, нек-рые районы Малайи были освобождены. После капитуляции Японии 2 сент. 1945 г. брит. войска установили контроль над Малайей, и военная администрация приступила к восстановлению колониальных порядков и позиций брит. капитала в стране. Были приняты меры по разоружению Антияпонской армии народов Малайи. Тем не менее КПМ в послевоенные годы продолжала занимать лидирующее положение в национально-освободительном движении.

Малайя и Северный Калимантан в 1946-1957 гг.

В 1946 г. Саравак и Сабах были поставлены под прямой контроль Мин-ва колоний Великобритании, Сингапур был отделен от Малайи, а на Малаккском п-ове был создан Малайский союз, объединявший Малакку, Пинанг и все княжества. Их правители передали свой суверенитет брит. короне и остались лишь главами мусульманских общин. На всей территории страны существовала единая исполнительная власть, к-рую осуществлял брит. губернатор. Вводилось единое гражданство. В Сингапуре и Малайском союзе создавались назначаемые властями законодательные советы, которые в дальнейшем планировалось сделать выборными, колонии были объявлены «самоуправляющимися территориями».

Идея Малайского союза вызвала оппозицию практически во всех слоях общества. Правители княжеств демонстративно отказались участвовать в церемонии создания союза, заявив, что по принуждению поставили подписи под документом о передаче своего суверенитета брит. короне. Коренное население требовало восстановления особого положения малайцев. В этих условиях британцы 1 февр. 1948 г. провозгласили преобразование Малайского союза в Малайскую Федерацию, вновь основанную на косвенном управлении. Были восстановлены права и привилегии султанов и особое положение малайцев. В то же время вводилось строгое унитарное правление во главе с брит. Верховным комиссаром. Сохранилось единое гражданство, но для немалайцев его получение было затруднено.

Большинство политических партий не могло согласиться с созданием Малайской Федерации, и в стране развернулась массовая кампания протеста. 18 июня 1948 г. было объявлено чрезвычайное положение, запрещены забастовки и демонстрации. Вне закона были поставлены КПМ и ее орг-ции, Всемалайская федерация профсоюзов и ряд радикальных партий. В этих условиях КПМ вывела свои основные силы в джунгли и развернула повстанческую борьбу. В февр. 1949 г. из партизанских отрядов была создана Освободительная армия народов Малайи численностью в 9,5 тыс. чел., против нее действовала 200-тысячная армия, включавшая англ., австрал. и новозеландские части и подразделения. Несмотря на все усилия, брит. власти не смогли подавить партизанское движение и были вынуждены пойти на уступки, разрешив деятельность национально-демократических орг-ций: ОМНО (создана в 1946), Индийского конгресса Малайи (1946) и Китайской ассоциации Малайи (1949). В 1954 г. эти орг-ции достигли соглашения о создании партии «Альянс» (с 1957 Союзная партия (СП)), к-рая победила на выборах 1955 г. Правительство сформировал лидер «Альянса» Абдул Рахман. ОМНО поставила вопрос о предоставлении Малайской Федерации независимости в течение 3 лет. После достижения договоренности с султанами о сохранении их положения в независимой Малайе и проведения переговоров с брит. правительством было принято решение о провозглашении Малайской Федерации в качестве независимого члена Британского Содружества с 31 авг. 1957 г.

Период независимости

Парламентские выборы 1959 г. стали первыми в независимой Малайе. Число избирателей по сравнению с 1955 г. увеличилось в 2 раза, изменился их национальный состав: хотя большинство по-прежнему составляли малайцы, резко выросло число получивших гражданство китайцев и индийцев. На выборах вновь победила СП, сумевшая набрать лишь немногим более половины голосов избирателей (в 1955 было 82%). Заметного успеха добилась ПМИП, получившая 13 мест в центральном парламенте и абсолютное большинство в гос. советах Келантана и Тренгану.

В стране происходила стабилизация политической обстановки и быстро развивалась экономика. К 1960 г. были разгромлены основные партизанские базы, кроме находившихся в приграничных с Таиландом районах. В том же году был отменен режим чрезвычайного положения и принят Закон о внутренней безопасности, дававший властям право заключать граждан в тюрьму сроком до 2 лет без суда и следствия, а также запрещать забастовки.

В 1961 г. премьер-министр Абдул Рахман выдвинул план создания Федерации Малайзии в составе Малайской Федерации, Сингапура, Сабаха, Саравака и Брунея. Бруней отказался войти в Федерацию. После длительных переговоров с британским правительством 16 сент. 1963 г. было провозглашено создание нового гос-ва - Федерации Малайзии. Ислам был объявлен гос. религией. Султаны княжеств, из к-рых избирался номинальный Верховный правитель М., сохраняли представительные функции и являлись одновременно религ. лидерами.

Создание М. привело к обострению международной обстановки в Юго-Вост. Азии. Индонезия и Филиппины разорвали дипломатические отношения с М. (нормализация наступила в 1965-1966). Быстро стали нарастать экономические и политические разногласия с Сингапуром, вслед. чего 7 авг. 1965 г. было подписано соглашение о выходе Сингапура из состава Федерации (официально с 9 авг.). Выборы 10 мая 1969 г. продемонстрировали глубокое недовольство, существовавшее в стране. Хотя СП сохранила большинство мест в парламенте, она получила лишь 49% голосов избирателей. В законодательных собраниях 5 штатов СП уступила оппозиции. 13 мая в Куала-Лумпуре начались межнациональные столкновения после проведения демонстрации оппозиции по поводу одержанной победы СП. Были убиты от 200 до 500 чел., ранены 440, арестованы ок. 9 тыс. и отданы под суд ок. 5,5 тыс. чел. Основную массу убитых и раненых составили китайцы. После объявления чрезвычайного положения (отменено в 1971), роспуска парламента и создания Национального оперативного совета ситуация к авг. 1969 г. стабилизировалась.

В авг. 1970 г. была принята гос. доктрина «Рукунегара» (Основы государства), построенная на идее единой малайзийской нации, в которой нет различий по этническим и религ. признакам. В конституцию были внесены положения, запрещавшие публично обсуждать вопросы гражданства и особых прав малайцев и коренного населения Восточной М. С целью ослабления межэтнических и политических противоречий в стране в 1974 г. был создан НФ, в к-рый вошло большинство политических партий М. На состоявшихся в том же году парламентских выборах НФ получил абсолютное большинство мест. Было образовано правительство из членов СП и лидеров бывш. оппозиционных партий. В 1981 г. пост премьер-министра занял Махатхир Мохамад, ставший также президентом ОМНО и лидером НФ. Он взял курс на сохранение национального единства, укрепление НФ, расширение сотрудничества с партиями, выражавшими интересы кит. и инд. населения, ускоренную модернизацию экономики. За 22 года пребывания у власти он добился политической стабилизации и заметных экономических успехов: М. из аграрной страны превратилась в одно из наиболее развитых промышленных гос-в Азии. К 90-м гг. XX в. М. стала центром производства высокотехнологичных изделий (радио- и бытовая электроника, компьютерная техника) и при этом сохранила положение одного из мировых лидеров в экспорте каучука, олова и пальмового масла.

Кризис 1997-1998 гг. нанес серьезный удар по местной валюте и привел к резкому спаду производства. Впосл. правительство М. отказалось от помощи МВФ и активно поддерживало экономическую интеграцию стран Юго-Вост. Азии. В 2004 г. победу на парламентских выборах вновь одержал НФ во главе с новым премьер-министром Абдуллой Ахмадом Бадави. На выборах 2008 г. оппозиционная коалиция «Народный блок», получив почти 47%, добилась наибольших успехов за весь период существования М., а НФ, набрав лишь немногим более 50%, показал наихудшие результаты, хотя и остался у власти благодаря мажоритарной системе. В 3 штатах (Кедах, Келантан и Пинанг) к власти пришла оппозиция. Новый премьер-министр Наджиб Тун Разак принял меры по консолидации правящей коалиции. На всеобщих выборах 5 мая 2013 г. победу вновь одержал НФ, набравший лишь 47,4%, но получивший более 60% мест в парламенте. Он также сохранил власть в 10 из 13 штатов.

История христианства в М.

Руины ц. ап. Петра (XVI в.) и памятник католич. св. Франциску Ксаверию (1952) в Малакке
Руины ц. ап. Петра (XVI в.) и памятник католич. св. Франциску Ксаверию (1952) в Малакке

Руины ц. ап. Петра (XVI в.) и памятник католич. св. Франциску Ксаверию (1952) в Малакке
Распространение христианства на Малаккском п-ове началось с приходом португальцев в 1511 г., когда к Малакке подошел флот Албукерки с 8 католическими капелланами на борту. Распространение христианства осуществлялось 2 путями. Первый заключался в поощрении властями смешанных браков между португальцами и местными жителями; их потомки (т. н. черные португальцы) положили начало существованию христ. общины на полуострове. Др. путь - прозелитизм католических орденов (доминиканцев, иезуитов и францисканцев). Активная прозелитическая деятельность началась в сент. 1545 г., когда в Малакку прибыл известный миссионер-иезуит Франциск Ксаверий. До 1552 г. он посещал этот город еще неск. раз и во время своих визитов основал здесь 1-ю католич. школу. В 1553 г. Малакка стала местом временного упокоения Ксаверия: его тело в течение неск. месяцев было погребено в местной ц. Пресв. Девы Марии Божией Благодати (построена в 1521; ныне ц. ап. Павла, считается старейшей на территории М.), затем его нетленные останки были перевезены в Гоа. Усилия первых проповедников были направлены гл. обр. на проживавших в Малакке китайцев и торговцев из Индии, в меньшей степени - на мусульман. Папа Римский Павел IV буллой «Pro excellenti preeminentia» от 4 февр. 1557 г. учредил в Малакке католич. еп-ство, охватившее весь Малаккский п-ов и находившееся в подчинении патронатного (португ. Padroado) архиеп-ства Гоа. Кафедральным собором стала ц. Успения Пресв. Богородицы. В 1570 г. возведена ц. Благовещения. На протяжении всего периода португ. владычества проводилась политика насильственного обращения населения в христианство, но, несмотря на принятые меры, к концу их правления (1641) в Малакке и ее окрестностях насчитывалось лишь ок. 6,5 тыс. христиан из 20-30 тыс. жителей. В кон. XVII в. католич. проповедь на Калимантане была поручена миссионерам-театинцам, в 1697 г. был основан апостолический викариат Борнео.

После захвата Малакки голландцами новая колониальная администрация ввела антикатолич. законодательство, деятельность католич. миссионеров была запрещена, все католич. приходы были переведены в юрисдикцию Нидерландской реформатской Церкви, мн. португальцы были убиты или изгнаны, португ. епископ Малакки находился в изгнании на о-вах Тимор или Флорес. Несмотря на гонения, католич. общине удалось сохраниться благодаря таким подпольным движениям католич. священников и мирян, как Братство св. Розария. Но прозелитическая деятельность голландцев не имела заметных успехов. После провозглашения в 1702 г. религ. свобод были разрешены деятельность Римско-католической Церкви и строительство католич. храмов. Большинство пресвитерианских приходов вернулось в лоно католич. Церкви. Во время англ. правления нек-рые из них перешли в юрисдикцию англикан. Церкви, пресвитерианство осталось религией лишь части проживавших в Малайе шотландцев. (Попытка возрождения пресвитерианства была сделана в нач. XIX в. Лондонским миссионерским об-вом, но, несмотря на нек-рый прогресс, пресвитерианство остается в наст. время одним из маргинальных вероисповеданий в М.)

Интерьер католической ц. Лурдской Богоматери в г. Кланг. 1928 г
Интерьер католической ц. Лурдской Богоматери в г. Кланг. 1928 г

Интерьер католической ц. Лурдской Богоматери в г. Кланг. 1928 г
В кон. XVIII - нач. XIX в. на Малаккском п-ове возрождается жизнь католич. общины благодаря активной деятельности Парижского об-ва заграничных миссий, члены которого были посланы сюда в 1780 г. из апостолического викариата Сиама, претендовавшего на юрисдикцию над Малаккским п-овом. Это вызвало недовольство патронатного архиепископства Гоа, под прямое управление к-рого перешла территория упраздненного в 1818 г. Малаккского епископства. Спор окончательно разрешился к сер. 80-х гг. XIX в.: 23 июня 1886 г. общины португ. миссии были переведены в юрисдикцию патронатного архиеп-ства Макао; 10 авг. 1888 г. католич. общины на Малаккском п-ове, за исключением общин португ. миссий, были объединены во вновь восстановленное Малаккское еп-ство, находившееся в юрисдикции архиеп-ства Пондичерри и напрямую подчинявшееся Конгрегации пропаганды веры.

Интерьер англиканского собора св. Девы Марии в г. Куала-Лумпур. 1895 г.
Интерьер англиканского собора св. Девы Марии в г. Куала-Лумпур. 1895 г.

Интерьер англиканского собора св. Девы Марии в г. Куала-Лумпур. 1895 г.
С проникновением брит. колонизаторов в 1786 г. в Малайе распространялось англиканство, первым священником стал служащий БОИК Дж. Контер, приход был зарегистрирован в 1799 г. Первая англикан. ц. св. Георгия была построена на о-ве Пинанг в 1819 г. Изначально приходы Малаккского п-ова были в юрисдикции Калькуттского еп-ства, охватывавшего территорию от Индии до Нов. Зеландии. С 1848 г. в Сараваке по приглашению «белого раджи» Дж. Брука действовала Церковная миссия Борнео (создана в 1846) под упр. Ф. Т. Макдугалла. В 1855 г. он возглавил самостоятельное еп-ство Лабуана, объединившее Малайю, Сингапур, Сев. Борнео (ныне Сабах), Бруней и Бангкок. В следующем году Брук назначил Макдугалла епископом Саравака, формально считавшегося независимым гос-вом (такая практика сохранялась до присоединения Саравака к землям британской короны в 1946). Численность англикан. общин в Пинанге и Сингапуре увеличивалась в первую очередь за счет прибывавших британских чиновников и плантаторов, а также связанных с брит. администрацией китайцев. В англикан. Церковь перешли и нек-рые выходцы из Индии, образовавшие (как и прихожане сир. церквей) отдельную касту. В 1869 г. англикан. общины в Стрейтс-Сетлментсе были переданы от Калькуттского диоцеза в Лабуанский. В 1909 г. создан англикан. диоцез Сингапура, охвативший территорию Малайи.

Помимо англикан в Сабахе и Сараваке проповедовали миссионеры из др. протестант. деноминаций, в т. ч. представители Базельского евангелического миссионерского об-ва во главе с Р. Лехлером. С 1882 г. они работали по привлечению в Сев. Калимантан китайцев-хакка, бежавших в Юго-Вост. Азию после Тайпинского восстания 1850-1864 гг. в Китае. Первая община Базельского об-ва была организована в Кудате, затем было основано поселение Лаусан, где в 1886 г. была возведена 1-я базельская церковь, при к-рой в том же году была организована школа для говоривших на кит. языке. В кон. XIX - нач. XX в. появились еще неск. базельских церквей, а в 1925 г. на 1-м синоде они объединились в Автономную базельскую Церковь Борнео. Также в Сев. Калимантане вели проповедь католики: с 1857 г. здесь работали члены Миланского об-ва заграничных миссий, с 1881 г.- Миссионерского об-ва св. Иосифа из Милл-Хилла.

Важным фактором распространения христианства во 2-й пол. XIX - нач. XX в. были иммиграционные потоки из Индии и Китая, вместе с переселенцами на территории совр. М. появились новые церковные орг-ции. Из Индии на Малаккский п-ов переселялись тамилы, обратившиеся в лютеранство еще на родине в результате деятельности Б. Цигенбальга и Миссии Дания-Галле. В 1907 г. усилиями лютеран. проповедников из Индии, гл. обр. Т. Джозефа, была организована 1-я конгрегация, объединившая тамилов-лютеран в Куала-Лумпуре и положившая начало совр. Евангелическо-лютеранской Церкви в Малайзии. Пастырскую заботу о тамилах-лютеранах в Малайе взяли на себя миссионеры из Тамильской евангелическо-лютеранской Церкви (ТЕЛЦ) и Лейпцигской евангелическо-лютеранской миссии. К 1922 г. общины тамилов-лютеран вошли в состав 2 территориальных округов ТЕЛЦ - Сев. Малайи и Юж. Малайи с центрами в Пинанге и Куала-Лумпуре соответственно. В 1924 г. было освящено здание кафедральной лютеран. ц. Зиона в Куала-Лумпуре.

Начавшееся в посл. четв. XIX в. распространение методизма также отчасти обусловлено иммиграцией. В 1885 г. из Хайдарабада (Юж. Индия) в Сингапур прибыл 1-й методист-миссионер У. Ф. Оулдем, начавший прозелитическую деятельность среди местных китайцев. В 1894 г. началось распространение методизма в тамильской среде Пинанга и Куала-Лумпура, что было связано с появлением миссионеров-тамилов с Цейлона. В 1900 г. в Саравак прибыла группа иммигрантов-методистов из Фучжоу (Китай), которые распространили свое учение среди местных китайцев. С 1937 г. миссионеры-методисты Л. Мамора и П. Шмукер стали вести проповедь среди коренного народа ибанов. В 1930 г. в султанате Паханг методистские миссионеры начали проповедовать среди сеноев (одно из негроидных аборигенных племен Малаккского п-ова), а позднее - среди кадазанов в Сев. Борнео (Сабах).

В нач. XX в. переселение этноса малаяли из южноинд. шт. Керала в Малайю способствовало утверждению здесь реформированной Малабарской Церкви Мар Фомы. Ее первыми священниками были А. Бенджамин и К. Ч. Джордж; последний активно поддерживал иммиграцию христиан-малаяли. В 20-х гг. XX в. в Малайе появились 1-е представители Маланкарской Церкви (Православная Сирийская Церковь), также выходцы из мигрантов-малаяли. В 1932 г. была зарегистрирована их первая община под названием Яковитский сирийский христианский союз, в 1936 г. из Малабара был поставлен 1-й священник общины Т. Джозеф (в сане викария Малайи).

Во время второй мировой войны бо́льшая часть иностранных священников и миссионеров была изгнана япон. властями из М. Работа по окормлению верующих и проповеди была возложена на местный клир.

Рукоположение во священство в англиканском соборе Всех святых в г. Кота-Кинасалу. 2013 г.
Рукоположение во священство в англиканском соборе Всех святых в г. Кота-Кинасалу. 2013 г.

Рукоположение во священство в англиканском соборе Всех святых в г. Кота-Кинасалу. 2013 г.
После второй мировой войны к миссионерской работе среди тамилов присоединились проповедники из швед. Евангелического национального общества (ЕНО). В марте 1952 г. в Пинанге состоялась 1-я Лютеранская консультативная конференция Юго-Зап. Азии, на к-рой обсуждалась возможность организовать лютеран. миссию среди китайцев, расселенных британской администрацией в т. н. Новых деревнях в ходе борьбы с КПМ. Совет зарубежных миссий Объединенной лютеранской Церкви в Америке поддержал идею, и в следующем году в шт. Селангор прибыли первые амер. миссионеры-лютеране П. Анспач, Д. Эриксон и К. Салливан. Вскоре к амер. миссионерам присоединились проповедники из Китая, вынужденные покинуть эту страну после провозглашения Китайской Народной Республики в 1953 г. Амер. и кит. миссионеры работали гл. обр. среди китайцев-хакка. После обретения Малайей независимости (1957) была предпринята попытка сформировать общенациональную лютеран. церковь для объединения тамильской и кит. лютеранских общин. В 1962 г. по инициативе члена ЕНО Б. Энвалля был организован объединенный комитет по созданию Лютеранской Церкви в Малайе, в к-рый вошли представители «тамильской» (ЕНО и ТЕЛЦ) и «китайской» миссий (амер. лютеран. миссия). Однако эта инициатива не принесла ожидаемого результата из-за различных точек зрения на адм. структуру предполагаемой церковной орг-ции и глубоких культурных различий между тамильскими лютеран. семьями, уже давно принявшими христианство, и относительно молодой кит. общиной, большинство членов к-рой были лютеранами в 1-м поколении. В результате были созданы 2 независимые лютеран. церкви. В 1962 г. территориальные области ТЕЛЦ в Малайе были преобразованы в Евангелическо-лютеранскую Церковь в Малайзии и Сингапуре (ЕЛЦМС), объединившую тамилов-лютеран Малайи. В следующем году китайские конгрегации, возникшие в результате деятельности гл. обр. американских миссий, объединились в Лютеранскую Церковь в Малайе (ЛЦМ; в 1965 переименована в Лютеранскую Церковь в Малайзии и Сингапуре (ЛЦМС)). Первым епископом ЕЛЦМС был назначен Энвалль (1966), 1-м президентом ЛЦМ стал П. Альберти (1963).

В 1966-1967 гг. была образована др. лютеран. орг-ция в совр. М.- Протестантская Церковь в Сабахе, объединившая конгрегации, созданные в течение XX в. немецкими миссионерами Базельского об-ва. Основой церкви стали общины, возникшие в результате проповеди среди народа рунгус (коренная этническая группа Калимантана), начатой базельскими миссионерами в 1952 г.

Восстановление брит. правления на территории совр. М. и последующее обретение ею независимости привели к адм. изменениям в англикан. Церкви. В 1949 г. епископства Лабуан и Саравак были объединены в диоцез Борнео. В 1960 г. с образованием самостоятельной Малайи диоцез Сингапура был переименован в диоцез Сингапура и Малайи, а после отделения Сингапура от Малайи, в 1970/71 г. разделен на 2 диоцеза - Зап. Малайзии и Сингапура. В 1962 г. диоцез Борнео был разделен на еп-ство Кучинг и еп-ство Джесселтон, вскоре переименованное в еп-ство Сабах (1968), англикан. диоцезы Зап. Малайзии, Кучинга, Сабаха и Сингапура были объединены в рамках автономной Церкви Юго-Вост. Азии.

К сер. 50-х гг. XX в. иммиграция сиро-яковитов из Индии прекратилась. Общину окормляли приезжавшие из Индии священники вплоть до 1984 г., когда малабарским митрополитом был поставлен 1-й малайзийский свящ. Ф. Томас. В 1987 г. был рукоположен еще один малайзиец - А. Уммен. В то же время приток малаяли, приверженцев реформированной Церкви Мар Фомы, усилился после второй мировой войны, что позволило этой Церкви укрепить свои позиции в М.

Римско-католическая Церковь в М. после проведения Ватиканского II Собора стала активнее использовать местные языки в проповеди и во внелитургическом богослужении, а также для привлечения в Церковь большего числа коренных жителей умеренно адаптировала церковную литургию к местным религ. обычаям. В 1975 г. в Полуостровной М. был проведен обновленческий Собор католич. Церкви, к-рый рекомендовал развивать локальные особенности церковной жизни, усиливать сотрудничество между светскими и церковными структурами, расширять диалог с др. религиями и христ. деноминациями.

В сер. 60-80-х гг. XX в. малайзийские власти периодически ужесточали отношение к христианству: не выдавали или не продлевали разрешения на въезд для иностранных миссионеров, запрещали строительство церквей, ограничивали или запрещали распространять христ. литературу среди представителей др. религий, национализировали организованные христ. миссиями школы и проч. Антихрист. настроения были особенно сильны в Сабахе, руководитель к-рого Тун Мустафа Харун в сер. 60-х - сер. 70-х гг. XX в. изгнал бо́льшую часть христ. миссионеров и священников и проводил насильственную исламизацию. В этих условиях в христ. Церквах и орг-циях усилились тенденции к экуменизму. 14 янв. 1986 г. Римско-католическая Церковь в Малайзии, Совет Церквей Малайзии, представляющий основные протестант. деноминации, и Национальное евангельское христианское содружество, объединяющее гл. обр. евангеликов, бретренов и пятидесятников, создали Христианскую Федерацию Малайзии и вошли в нее как равноправные партнеры. Среди задач новой экуменической орг-ции были названы укрепление христ. единства, защита прав христ. общин, представление ее интересов в гос. структурах.

В 70-х гг. XX в. в М. проповедовали и др. протестант. деноминации, в частности мормоны (в 1995 страну посетил один из «апостолов» мормонов Дж. Б. Уэртлин; тем не менее их численность в М. невелика). В тот период как самостоятельные структуры были оформлены Пресвитерианская Церковь в Малайзии (1974) и Методистская Церковь Малайзии (1976). В 1976 г. был рукоположен 1-й епископ ЕЛЦМС из местного населения - Э. Б. Мутусами; в следующем году был избран П. Фунг в качестве 1-го епископа ЛЦМС из числа жителей М. В 1994 г. ЕЛЦМС раскололась на самостоятельные орг-ции в Сингапуре и Малайзии; последняя стала называться Евангелическо-лютеранской Церковью в Малайзии. Аналогичные процессы проходили в ЛЦМС, которая разделилась в 2012 г., и малайзийская ее ветвь была названа Лютеранской Церковью в Малайзии.

Хотя, согласно законодательству М., ислам является государственной религией, декларируемый в Конституции страны принцип веротерпимости дает христ. миссионерам возможность вести работу среди племен, придерживающихся традиц. верований (гл. обр. в Сев. Калимантане); в этом направлении в наст. время действует большинство миссионерских об-в любых конфессий.

Лит.: Swettenham F. A. British Malaya. L.; N. Y., 1906, 1975; Baring-Gould S., Bampfylde C. A. A History of Sarawak under its Two White Rajas, 1839-1908. L., 1909. Singapore; N. Y., 1989; Emerson R. Malaysia: A Study in Direct and Undirect Rule. L., 1937; McDougall C. Buddhism in Malaya. Singapore, 1956; Runciman S. The White Rajahs: A History of Sarawak from 1841 to 1946. Camb., 1960; Cowan C. D. Nineteenth century Malaya. L.; N. Y., 1961; Teixeira M. The Portuguese Missions in Malacca and Singapore (1511-1958). Lisboa, 1961-1963. 3 vol.; idem. Malaysia: Satu pengkajian dalam pemerintahan sechara langsung dan tidak langsung. Kuala Lumpur, 1974; Тюрин В. А. Завоевание Малайи Англией. М., 1962; он же. История Малайзии. М., 1980; Winstedt R. O. A History of Malaya. Singapore, 1962; Руднев В. С. Малайя, 1945-1963. М., 1963; он же. Малайзия: Полит. развитие (1963-1968). М., 1969; Tregonning K. C. A History of Modern Sabah. Singapore, 19652; Хренов Ю. Ф. Северный Калимантан (1839-1963). М., 1966; Thomas C. D. Diaspora Indians: Church Growth among Indians in West Malaysia. Penang (Malaysia), 1976; Vierow D. W. A Comparison of Tamil and Chinese Lutheran Churches in Peninsular Malaysia and Singapore. S. l., 1976; Гордеев В. В. Национальный вопрос в Малайзии. М., 1977; Bedlington S. Malaysia and Singapore: The Building of New States. Ithaca (N. Y.), 1978; Mauzy D. K., Milne R. S. Politics and Government in Malaysia. Vancouver, 1978; Gullick J. M. Malaysia. L.; Boulder (Colo.), 1981; Rooney J. Khabar Gembira - The Good News: A History of the Catholic Church in East Malaysia and Brunei, 1880-1976. L.; Kota Kinabalu, 1981; Колосков Б. Т. Малайзия вчера и сегодня. М., 1984; Newton B. W. New Dawn over Sarawak: The Church and its Mission in Sarawak, East Malaysia. Ann Arbor (Mich.), 1988; Turnbull C. M. A History of Malaysia, Singapore and Brunei. Sydney; Boston, 1989; Christianity in Malaysia: A Denominational History / Ed. R. Hunt, L. Hing, J. Roxborogh. Petaling Jaya; Selangor, 1992; Saunders G. E. Bishops and Brookes: The Anglican Mission and the Brooke raj in Sarawak, 1848-1941. Singapor; N. Y., 1992; Andaya B. W., Andaya L. Y. A History of Malaysia. Honolulu, 20012; Munoz P. M. Early Kingdoms of the Indonesian Archipelago and the Malay Peninsula. Singapore, 2006; Ooi Keat Gin. Historical Dictionary of Malaysia. Lanham, 2009; Тюрин В. А., Цыганов В. А. История Малайзии, XX век. М., 2010; Wheatley P. The Golden Khersonese. Singapore, 2010.
Н. А. Толмачёв