(III в.?), св. (пам. зап. 12 окт.), «апостол Норика», покровитель еп-ства Пассау (Германия). Достоверные сведения о М. не сохранились. Самые ранние упоминания о посвященной ему церкви содержатся в описях владений Зальцбургской кафедры, составленных при еп. св. Виргилии († 784) и архиеп. Арноне (785-821). Согласно «Breves Notitiae» и «Notitia Arnonis», церковь, находившаяся «в месте, именуемом Понгау» (ныне Бишофсхофен, земля Зальцбург, Австрия), была основана в 1-й четв. VIII в. св. Рупертом (Хродбертом), к-рый считается 1-м еп. Зальцбурга. Обстоятельства основания церкви по-разному изложены в обоих текстах, составители к-рых опирались на показания зальцбургских клириков и старожилов. В «Breves Notitiae» сообщается, что епископский серв Тоназан и Леди, серв баварского герц. Теодона II, во время охоты и поисков золотого песка нашли некое место, где на протяжении 3 ночей они видели горящие свечи и ощущали благоухание (в «Notitia Arnonis» эти люди названы местными жителями и братьями, их имена - Тоназан и Урс). Сервы рассказали об этом св. Руперту, к-рый велел пресв. Деонингу проверить их рассказ. Засвидетельствовав чудо, пресвитер установил там крест под сенью. С разрешения герц. Теодона там были построены небольшая ц. во имя М. и «жилища для рабов Божиих». Когда строительство было окончено, герц. Теодеберт передал храм и земли в радиусе 3 миль св. Руперту и насельникам зальцбургского мон-ря св. Петра, служившего епископской резиденцией. Св. Руперт поселил при церкви монахов и клириков и основал небольшой мон-рь - «целлу» (cella sancti Maximiliani). После кончины Руперта «целла» М. была разорена язычниками-славянами, которые изгнали монахов. Воспользовавшись этим обстоятельством, герц. Одилон (736-748) передал «целлу» и принадлежавшие ей земли в качестве бенефиция своему капеллану Урсу. Св. Виргилий, прибывший в Зальцбург ок. 745 г., потребовал вернуть владения епископской кафедре, но столкнулся с сопротивлением Одилона и его преемника Тассилона III (748-788). По-видимому, «целла» М. была возвращена архиеп. Арнону только после низложения герц. Тассилона и перехода Баварии под власть Карла Великого. Из-за имущественного конфликта между епископом и герцогом сведения об основании «целлы» и о ее земельных владениях, а также перечни информантов были включены в зальцбургские документы (Breves Notitiae. 3, 8-10 // Quellen. 2006. S. 90-92, 96-102; Notitia Arnonis. 8 // Ibid. S. 82-84; см. также: Jahn. 1990. S. 212-217; Forstner. 2010). В 820 г. «целла» М. вновь была разорена славянами, восставшими против господства Каролингов, но уже в 821 г. церковь была восстановлена и освящена архиеп. Адальрамом.
По мнению большинства исследователей, «целла» была основана св. Рупертом на месте гробницы М., вероятно почитавшейся населением рим. пров. Прибрежный Норик. Т. о., культ святого, восходивший к эпохе Поздней Римской империи, сохранился, несмотря на нашествия германцев, славян и др. варварских народов, подобно почитанию св. Валентина и мч. Флориана (см.: Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего Средневековья. СПб., 2001. С. 72, 79-80, 95-97, 148-154). Однако, согласно «Breves Notitiae» и «Notitia Arnonis», «целла» М. была построена на пустом месте; нет сведений о том, что ей предшествовали более ранние римские сооружения, а причина ее посвящения М. неясна. При раскопках под средневек. приходской ц. во имя М. в Бишофсхофене (1953) не удалось найти следы рим. построек. Кроме того, в Житии св. Руперта (BHL, N 7390) не упоминается об основании «целлы». Т. о., вопрос о происхождении почитания М. остается открытым (см.: Neumüller. 1964).
Самые ранние сведения о литургическом поминовении М. относятся к эпохе Каролингов. Память святого как исповедника указана под 12 окт. в интерполированной версии мартиролога Беды из Зальцбурга (Monac. Clm 15818. Fol. 135v, 2-я четв. IX в.). Поминовение М. как мученика под той же датой значится в календаре сакраментария Авраама, еп. Фрайзингского (Monac. Clm 6421. Fol. 13v, 2-я пол. X в.; см.: Der Karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1391-1392).
В дарственной грамоте Карломана, кор. Баварии (876-880), основанному им мон-рю Эттинг (ныне Альтэттинг, Германия) упоминается о перенесении в эту обитель мощей «св. Максимилиана, исповедника Христова», и рим. мц. Фелицитаты (9 сент. 878 - MGH. Dipl. Kar. Germ. T. 1. P. 304-305). По-видимому, король привез мощи Фелицитаты из Италии, но неясно, можно ли отождествить св. Максимилиана, чьи мощи он поместил в Эттинге, с М., в честь к-рого была названа «целла» в архиеп-стве Зальцбург. Начиная с еп. Бурхарда (903-915), капитул каноников в Эттинге возглавляли епископы Пассау. По указанию еп. Пилигрима (971-991), занимавшегося восстановлением диоцеза после разрушительных нападений венгров, мощи М. были перенесены в Пассау. В грамоте имп. Оттона III от 30 сент. 985 г. упоминается о том, что в кафедральном соборе «почивают тела святых Валентина и Максимилиана, исповедников Христовых» (Die Urkunden Otto des III. Hannover, 1893. S. 419-420. N 21. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 2/2)).
С XV в. почитание М. получило распространение не только в еп-стве Пассау, но и в соседних диоцезах Вена, Регенсбург, Фрайзинг и др. (о литургическом поминовении святого подробнее см.: ActaSS. Oct. T. 6. P. 37-40). М. считался одним из св. покровителей имп. династии Габсбургов и баварской династии Виттельсбахов; имп. Максимилиан I (1493-1519) был наречен в честь этого святого. Мощи М. хранились в кафедральном соборе в Пассау; во время городского пожара (1662) на гробницу святого обрушился свод храма, бóльшая часть мощей была утрачена. Оставшиеся частицы мощей хранятся в серебряном реликварии. Память М., «который считается епископом Лавриака», указана в Римском Мартирологе. Поминовение святого совершается в еп-стве Пассау (М. почитается как покровитель диоцеза вместе со святыми Валентином и Конрадом из Парцхама), а также в нек-рых др. еп-ствах Австрии и Германии (факультативная память).