Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКЕДОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Т. 42, С. 655-660 опубликовано: 22 декабря 2020г.


МАКЕДОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Кафедральный собор свт. Климента Охридского в Скопье. 1990 г.
Кафедральный собор свт. Климента Охридского в Скопье. 1990 г.

Кафедральный собор свт. Климента Охридского в Скопье. 1990 г.
[МПЦ; македон. Македонска православна црква] (офиц. назв.- Македонская Православная Церковь, Охридская архиепископия), не признанная Поместными Православными Церквами Православная Церковь. Объединяет приходы в Республике Македония и среди македон. диаспоры. Предстоятель - архиепископ Охридский и Македонский, избирается Церковно-народным Собором из 3 кандидатов, утвержденных Архиерейским Синодом. Кафедра - в г. Скопье.

Высшую церковную власть в МПЦ осуществляет Архиерейский Синод в составе архиепископа (председатель) и всех архиереев. При Синоде действуют отделы: по материально-финансовым, административным и имущественно-правовым вопросам; по вопросам строительства, церковного искусства и архитектуры; внешних церковных связей, миссионерской и благотворительной деятельности. Высшим церковно-административным представительным органом является Церковно-народный Собор, состоящий из избираемых в епархиях представителей духовенства и мирян. В епархиях действуют епархиальные собрания и советы. Судебную власть осуществляют епархиальные суды и Архиепископский церковный суд.

В наст. время в состав МПЦ входят 12 епархий-митрополий: Скопская, Преспанско-Пелагонийская, Дебарско-Кичевская, Струмицкая, Повардарская, Брегальницкая, Тетовско-Гостиварская и Кумановско-Осоговская и 4 в диаспоре (Европейская, Американско-Канадская, Австралийско-Новозеландская и Австралийско-Сиднейская). Епархии разделены на архиерейские наместничества (благочиния). В МПЦ ок. 500 приходов, 39 монастырей (в т. ч. 2 ставропигиальных), ок. 1,3 тыс. храмов, ок. 650 священнослужителей, ок. 140 монашествующих (янв. 2016). Действуют ДС свт. Климента Охридского (основана в 1967; в наст. время 58 учащихся) и Богословский фак-т свт. Климента Охридского (основан в 1977; в настоящее время 80 студентов), входящий в состав Ун-та святых Кирилла и Мефодия в Скопье. Официальное издание МПЦ - «Вестник» (Скопье, 1959-.; 6 раз в год). В епархиях выходят собственные периодические издания.

История

Память об автономной Охридской архиепископии, упраздненной властями Османской империи в 1767 г., оказывала существенное влияние на возрождение слав. самосознания среди правосл. населения Македонии (см. Македония, историческая область). В создании собственной церковной институции македон. славяне видели возможность как устранения внешнего церковного управления, так и ослабления угрозы эллинизации. В XIX в. в Македонии стали возникать слав. церковные школы, выдвигались требования о поставлении на македон. кафедры славян. В окт. 1867 г. церковные общины Охрида направили в К-поль петицию, потребовав восстановления Охридской архиепископии, но это послание не дошло до адресата. В 1869 г. церковные общины Прилепа, Охрида, Велеса и Скопье заявили о выходе из-под юрисдикции К-польского Патриархата. После создания Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь) в его состав вошла Велесская епархия, а остальным епархиям была дана возможность присоединиться к Экзархату, если за это проголосуют не менее 2/3 верующих. В кон. XIX в. на территории совр. Республики Македония сосуществовали епархии К-польской Патриархии и Болгарского Экзархата, что вызывало церковное противостояние. Епархии К-польской Патриархии в кон. XIX и нач. ХХ в. возглавляли этнические сербы. Скопский митр. Феодосий (Гологанов) в 1890 г. заявил о желании создать самостоятельную Македонскую Церковь и для достижения своей цели выразил готовность заключить унию с Римской Церковью, если та призна́ет его главой восстановленной Охридской архиепископии. Но уже в 1891 г. он был под конвоем отправлен в К-поль и вскоре извергнут из сана и сослан. Во время Балканских и первой мировой войн на этой территории несколько раз сменялись юрисдикции Болгарского Экзархата и К-польской Патриархии.

Раздел исторической области Македония между Сербией, Болгарией и Грецией способствовал усилению националистических настроений и стремления создать единое независимое гос-во Македония и самостоятельную Македонскую Православную Церковь. В 1922 г. все епархии, действовавшие в Вардарской Македонии, отошедшей к Сербии, вошли в состав Сербской Православной Церкви (СПЦ).

После капитуляции Югославии в начале второй мировой войны и перехода территории совр. М. под контроль болг. армии иерархи СПЦ были изгнаны из епархий, а Болгарская Православная Церковь (БПЦ) направила сюда своих представителей. Зап. районы, попавшие под контроль Италии, в церковном отношении были подчинены Албанской Православной Церкви. Во время войны бо́льшая часть местного правосл. духовенства активно помогала Народно-освободительной армии, а после войны планировала выйти из-под к.-л. внешней юрисдикции и создать собственную церковную структуру. Уже в окт. 1943 г. в с. Црвена-Вода (совр. община Дебарца) при Главном штабе Народно-освободительной армии была образована т. н. референтура по религ. делам во главе со свящ. Вельо Манчевским для временного управления церковной жизнью на освобожденных территориях Македонии. 21 окт. 1943 г. в с. Издеглавье (совр. община Дебарца) на 1-м собрании духовенства были приняты решения о создании на освобожденной территории благочиннического округа (9 приходов), о назначении его благочинным свящ. Анфима Поповского, об упразднении внешней церковной юрисдикции, а также прозвучали призывы к восстановлению Охридской архиепископии в виде самостоятельной МПЦ. В окт. 1944 г. в с. Горно-Врановци близ г. Велес был сформирован Инициативный комитет по организации церковной жизни в Македонии. В нояб. 1944 г. под руководством свящ. Мефодия Гогова (впосл. архиепископ Охридский и Македонский Михаил) возникла Инициативная группа по организации церковно-адм. устройства Македонии, рекомендовавшая всем благочиниям избрать комитеты и делегатов на буд. Церковно-народный Собор.

4 марта 1945 г. в Скопье состоялся I Церковно-народный Собор, на к-ром помимо делегатов от духовенства и мирян присутствовали представители властей, поддерживавшие идею об обособлении МПЦ. Собор принял решение о «восстановлении Охридской архиепископии в виде Македонской самостоятельной Церкви, которая не будет подчиняться какой бы то ни было другой национальной Поместной Православной Церкви»: Церковь должна была называться Свято-Климентовой Охридской архиепископией, а ее главе собирались присвоить титул «архиепископ Охридский». Вместе с тем в соборном постановлении говорилось, что «после создания Югославской Православной Церкви и Патриархата наша Македонская Православная Церковь войдет в ее состав, как и другие Православные Церкви в Федеративной Югославии»: в представлении авторов, развитие церковного устройства должно было происходить в рамках популярной в то время идеи равноправного объединения всех народов общего гос-ва и создания единой югославской нации. Важную роль в урегулировании статуса МПЦ играли гос. власти и партийные органы Македонии, к-рые видели в ней важный элемент в решении македон. национального вопроса.

12 марта 1945 г. Синод СПЦ признал действия Инициативного комитета и I Церковно-народного Собора неканоническими и не подлежащими рассмотрению. Митр. Скопскому Иосифу (Цвийовичу), высланному из епархии во время болг. оккупации, было поручено прибыть в Македонию для изучения обстановки, но правительство Югославии не разрешило ему вернуться в Скопье. 22 сент. 1945 г. Синод СПЦ постановил: «Епархии на территории нынешней Федеративной Македонии: Скопская, Злетовско-Струмицкая и Охридско-Битольская были законно присоединены к СПЦ, о чем свидетельствует Томос Вселенского Патриархата... Свящ. Архиерейский Синод не может признать никакой самостоятельной и независимой Церкви в Федеративной Македонии, провозглашенной без разрешения и согласия Матери-Церкви...»

Под давлением федеральных и республиканских властей, не заинтересованных в обострении отношений в стране, автокефалистское движение в Македонии начиная с сер. 1945 г. стало ослабевать, его сторонники считались сепаратистами, а решение о восстановлении Охридской архиепископии от 4 марта 1945 г. было объявлено властями результатом подрывной деятельности «врагов» в Инициативной группе. Сформированное в апр. 1945 г. правительство Македонии во главе с Л. Колишевским согласовывало свои действия с Белградом, поэтому гос. поддержка македонского автокефализма ослабла. Уже к концу года в македон. церковных кругах возобладала линия на сохранение канонической связи с СПЦ и получение статуса автономной Церкви. С нач. 1946 г. в Македонии повсеместно проводились собрания духовенства, на которых принимались резолюции с критикой решений I Церковно-народного Собора.

8 мая 1946 г. в Скопье под председательством свящ. Кирилла Стоянова прошла конференция с участием македон. духовенства. Председатель республиканской Комиссии по делам религий Э. Поп-Андонов в выступлении подчеркнул, что «автокефальность означает отделение, прерывание всех связей с Сербской Патриархией, замыкание внутри самих себя, и таким образом - нарушение братства и единства югославских народов». В итоге конференция приняла решение о создании в Македонии национальной самоуправляемой Церкви: «Мы требуем народных архиереев, народного духовенства и самоуправления в решении всех внутренних церковно-народных вопросов». Делегаты призвали Синод СПЦ, правосл. духовенство и верующих Югославии «поддержать идею скорейшего формирования Православной Церкви в Югославии, в которую войдут все Православные Церкви на равноправных началах» (Илиевски. 2011. С. 57-58). Предполагалось, что входящие в состав этой буд. церковной структуры православной Церкви народных республик будут иметь внутреннее самоуправление, а каждая из них, независимо от численности паствы, будет представлена одним архиереем в едином Синоде Югославской Церкви.

25 июня 1946 г. Синод СПЦ констатировал, что «положение епархий на юге нашей страны не претерпело существенных изменений в плане канонического устроения», поэтому 23 нояб. 1946 г. Архиерейский Собор СПЦ подтвердил решения Синода СПЦ от 22 сент. 1945 г. по македон. церковному вопросу. В дек. 1946 г. патриарх Сербский Гавриил V (Дожич) в Белграде на встрече с македон. делегацией заявил, что их требования о создании МПЦ и единой Югославской Церкви неприемлемы. СПЦ настаивала на возвращении на македон. кафедры митр. Иосифа (Цвийовича) и еп. Викентия (Проданова). То же патриарх Гавриил изложил 10 мая 1947 г. на встрече с председателем Правительства Македонии Колишевским, настаивавшим на реализации решений македон. духовенства от 8 мая 1946 г. После этой встречи Собор СПЦ обратился с письмом к президиуму Югославии с просьбой принять меры для возвращения серб. архиереев на македон. кафедры. Но в силу антирелиг. политики югослав. властей эта просьба осталась без ответа. В сент. 1947 г. члены Инициативного комитета на встрече с патриархом Гавриилом предложили сделать Церковь в Македонии самоуправляемой при ее каноническом единстве с СПЦ и Югославской Патриархией, а титул патриарха изменить на «Сербский и всей Югославии». В мае 1948 г. в письме к Синоду СПЦ требования были сведены к внутреннему самоуправлению Православной Церкви в Македонии, находящейся в каноническом единстве с Сербским Патриархатом, и назначению в македон. епархии архиереев-македонцев. Следующий Сербский патриарх Викентий (Проданов) не возражал против назначения на македон. кафедры архиереев-македонцев, но предложил временно, до появления достойных кандидатов из македонцев, взять на себя управление македонскими епархиями. 1 июня 1955 г. Собор СПЦ согласился с этим предложением и разрешил в македон. епархиях на богослужениях использовать македон. язык (ранее богослужение шло на церковнослав. языке). В окт. 1955 г. патриарх Викентий посетил Македонию и провел переговоры с членами Инициативного комитета.

10 апр. 1957 г. в Белграде Синод СПЦ договорился с делегацией македон. Инициативного комитета о сохранении канонического единства. 27 мая 1957 г. Собор СПЦ констатировал, что в македон. епархиях восстановлен канонический порядок в соответствии с Уставом СПЦ. В марте-апр. 1958 г. патриарх Викентий вновь посетил Македонию. Но Собор СПЦ в июне 1958 г. отказался избрать архиереев-македонцев, что в Македонии расценили как нарушение соглашения, заключенного в апр. 1957 г. Инициативный комитет решил созвать II Церковно-народный Собор. Новый Сербский патриарх Герман (Джорич) оценил этот шаг как противоречащий Уставу СПЦ. Однако патриарший викарий, происходивший из Македонии еп. Топлицкий Досифей (Стойковский), к-рому Инициативный комитет предложил возглавить одну из македон. кафедр, по настоянию гос. властей прибыл в Македонию для участия в Соборе.

II Церковно-народный Собор начал работу в Охриде 4 окт. 1958 г. под председательством свящ. Нестора Поповского и при участии 291 делегата. В тот же день в базилике Св. Софии в Охриде было оглашено постановление Собора о восстановлении Охридской архиепископии в виде МПЦ. Для «сохранения церковно-канонического единства Православной Церкви в Федеративной Народной Республике Югославии» МПЦ признала патриарха Сербского главным предстоятелем Церкви. Первым главой МПЦ был избран еп. Досифей, на Битольскую кафедру был назначен свящ. Николай Трайковский (позднее еп. Климент), на Струмицкую - протосинкелл Наум (Димовский). Собором был принят Устав МПЦ, согласно к-рому в Церковь вошли 3 епархии: Скопская, Преспанско-Битольская и Злетовско-Струмицкая.

Митр. Досифей сообщил о решениях Собора патриарху Герману. В послании от 10 марта 1959 г. он пояснял: «...мы действительно желаем оставаться в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью. Это единство осуществлялось бы посредством общего патриарха, но так, чтобы ни Сербская Православная Церковь не вмешивалась во внутренние дела Македонской Православной Церкви, ни Македонская Православная Церковь - во внутренние дела Сербской Православной Церкви» (Илиевски. 2011. С. 120-121).

Архиерейский Собор СПЦ, состоявшийся 3-19 июня 1959 г., после длительного обсуждения решил руководствоваться церковной икономией и, чтобы не усиливать церковные нестроения, вызванные, по мнению членов Собора, политическими интригами коммунистических властей, признать, что македон. епархии «выделились в самостоятельную Македонскую Православную Церковь, управляемую согласно ее Уставу, но остающуюся и впредь в каноническом единстве с СПЦ через ее Предстоятеля, Святейшего патриарха Сербского». Также Собор отметил, что «положения Устава СПЦ перестают действовать в отношении епархий и архиереев на территории Н[ародной] Р[еспублики] Македонии», и рекомендовал привести 35 (из 171) статей Устава МПЦ в соответствие с Уставом СПЦ. Но этот компромисс, достигнутый между СПЦ и МПЦ под давлением стремившихся урегулировать македон. церковный вопрос югослав. властей, не устраивал ни одну из сторон. Позднее патриарх Герман признавался главе Союзной комиссии по делам религий Д. Радосавлевичу, что СПЦ не признала бы МПЦ, если бы не учитывала гос. интересы (см.: Радић. 2006. Књ. 2. С. 241).

18 июля 1959 г. патриарх Герман прибыл в Скопье, 19 июля совершил хиротонию архим. Климента (Поповского) во епископа Преспанско-Битольского, а 26 июля - архим. Наума (Димовского) во епископа Злетовско-Струмицкого. В мае 1962 г. Македонию посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий I в сопровождении патриарха Сербского Германа, митр. Загребского Дамаскина (Грданичкого) и еп. Банатского Виссариона (Костича). 24 мая патриархи Алексий и Герман и митр. Досифей совершили службу в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде. В 1963 г. митр. Досифей сопровождал патриарха Сербского Германа при его посещении Св. Горы Афон, а в сент. 1965 г. в составе делегации СПЦ посетил БПЦ.

Провозглашение автокефалии МПЦ

Отношения МПЦ и СПЦ продолжали ухудшаться. С кон. 50-х гг. XX в. в Австралии и Сев. Америке, где уже существовали епархии СПЦ, стали формироваться македонские церковные общины, в к-рые МПЦ стала назначать своих священников. Митр. Досифей в июле 1963 г. посетил Австралию, в апр. 1965 г.- США и Канаду, что вызвало негативную реакцию со стороны Сербского патриарха. МПЦ выражала недовольство тем, что СПЦ не информировала о ее новом статусе др. Поместные Церкви и не внесла соответствующие изменения в свой устав, напр. не удалила из него упоминание о македон. епархиях. Гос. органы Югославии и Союзная комиссия по делам религий выступали за достижение компромисса по проблеме Устава МПЦ. 15 июня 1964 г. на совещании, созванном главой Правительства Югославии П. Стамболичем при участии гос. и партийных руководителей Македонии, была констатирована необходимость «по политическим и иным причинам сохранить каноническое единство между Сербской и Македонской Православными Церквами, выраженное в личности общего патриарха», при этом МПЦ рекомендовалось привести свой устав в соответствие с рекомендациями Архиерейского Собора СПЦ, после чего СПЦ должна была сообщить остальным правосл. Церквам о самостоятельном статусе МПЦ (Там же. С. 142).

Церковь вмч. Георгия Победоносца в Криви-Дол, Скопье. Кон. 60-х гг. ХХ в.
Церковь вмч. Георгия Победоносца в Криви-Дол, Скопье. Кон. 60-х гг. ХХ в.

Церковь вмч. Георгия Победоносца в Криви-Дол, Скопье. Кон. 60-х гг. ХХ в.
24 нояб. 1964 г. Митрополичий Церковно-народный Собор внес изменения в Устав МПЦ, согласно предписаниям Собора СПЦ 1959 г., кроме ст. 52, определявшей знаки достоинства Предстоятеля МПЦ. Митр. Досифей был уполномочен самостоятельно договориться с патриархом Сербским о порядке ношения знаков отличия за пределами канонической территории МПЦ в присутствии главы СПЦ. 14 дек. 1964 г. митр. Досифей направил новый текст Устава МПЦ патриарху Герману с просьбой проинформировать Собор СПЦ о согласовании этого вопроса и ускорить извещение Поместных Церквей о самостоятельном статусе МПЦ. Синод СПЦ заключил, что Устав МПЦ приведен в соответствие с рекомендациями Собора СПЦ не в полной мере, и отказался вынести этот вопрос на заседание Собора. После доработки Устава МПЦ в мае 1965 г. патриарх Герман в письме митр. Досифею от 31 мая 1965 г. обещал включить этот вопрос в повестку очередного заседания Собора СПЦ.

23 мая 1966 г. Собор СПЦ признал, что Устав МПЦ приведен в соответствие с соборными требованиями, но указал на то, что нельзя вносить в него к.-л. изменения без согласия СПЦ. Это решение вызвало недовольство МПЦ, а Комиссия по делам религий при Правительстве Македонии расценила его как «отсутствие у патриарха Германа и части епископата СПЦ доброй воли для урегулирования вопроса МПЦ», в связи с чем было принято решение «снять этот вопрос с политической повестки и оставить на усмотрение МПЦ» (Там же. С. 159).

18 нояб. 1966 г. в Белграде на встрече с патриархом Германом и членами Синода СПЦ митр. Досифей сообщил, что в связи с непреклонной позицией СПЦ он будет просить о предоставлении МПЦ автокефалии. В послании от 3 дек. 1966 г. Собору СПЦ Синод МПЦ констатировал, что возможности урегулирования македон. церковного вопроса исчерпаны и выход видится только в провозглашении автокефалии МПЦ. Несмотря на давление властей, поддерживавших позицию МПЦ, прошедший с 23 мая по 1 июня 1967 г. Собор СПЦ отклонил просьбу о даровании МПЦ автокефалии как не имеющую «никаких церковно-исторических оснований» и выразил особое предостережение по поводу возможного самовольного провозглашения автокефалии, противоречащего церковно-правовым нормам.

17 июля 1967 г. в кафедральном соборе Св. Софии в Охриде под председательством митр. Досифея открылся III Церковно-народный Собор, провозгласивший 19 июля автокефалию МПЦ и утвердивший создание еще 2 епархий - Дебарско-Кичевской и Американско-Канадско-Австралийской. На момент провозглашения автокефалии МПЦ окормляла ок. 1 млн верующих, в ней насчитывалось 334 священника, 54 монашествующих, действовали 953 храма и 5 общин в диаспоре. На внеочередном заседании Собора СПЦ 15 сент. 1967 г. было констатировано, что иерархия МПЦ «самовольно и неканонически отделилась от своей Церкви-Матери в раскольническую организацию», и принято решение прервать с македон. иерархией каноническое общение. Несмотря на выражение неудовлетворения гос. властей по поводу усугубления конфликта, 19 марта 1968 г. Синод СПЦ предал архиереев МПЦ церковному суду. В окт. 1968 г. патриарх Герман призвал архиеп. Досифея и македон. архиереев покаяться и вернуться в лоно СПЦ. 12 дек. 1968 г. в Скопье состоялась 1-я встреча делегаций МПЦ и СПЦ, но преодолеть разногласия не удалось. 20 мая 1970 г. Собор СПЦ во избежание углубления раскола вернул на доработку в Синод представленный еп. Жичским Василием (Костичем) проект обвинения македон. архиереев в расколе, что приостановило судебный церковный процесс против македон. иерархии.

28 окт. 1974 г. Церковно-народный Собор внес коррективы в Устав МПЦ, согласно к-рым число епархий достигло 8, были учреждены Полошско-Кумановская и Повардарская епархии, а Американско-Канадско-Австралийская епархия разделена на Американско-Канадскую и Австралийскую. Под давлением югославских властей в 70-х гг. XX в. в македонском церковном вопросе сохранялся статус-кво. На встречах делегаций СПЦ и МПЦ, состоявшихся 9 мая 1978 г. в Прохора Пшинского монастыре и 17-19 сент. 1979 г. в мон-ре Калишта, македон. сторона отказалась принести покаяние, поэтому переговоры завершились безрезультатно. В мае 1982 г. Собор СПЦ отклонил прошение архиеп. Охридского Ангелария (Крстеского) о признании автокефалии МПЦ. С целью признания автокефального статуса МПЦ ее руководство проводило активную внешнецерковную деятельность. В нояб. 1967 г. делегация МПЦ в составе митрополитов Злетовско-Струмицкого Наума и Американско-Канадско-Австралийского Кирилла посетила Болгарию, Румынию и СССР; в Софии делегация была принята митрополитами Варненским Иосифом (Лазаровым) и Доростольско-Червенским Софронием (Стойчевым), в Бухаресте - патриархом Юстинианом (Мариной), в Москве - сотрудниками ОВЦС. 1 апр. 1968 г. митр. Наум был принят патриархом Болгарским Кириллом (Константиновым). В 1970 г. архиеп. Досифей был принят в Ватикане папой Римским Павлом VI. С 1979 г. предстоятели МПЦ ежегодно посещают Рим и 24 мая совершают молебен у гроба равноап. Кирилла. В 1972 г. делегация МПЦ впервые посетила штаб-квартиру Всемирного Совета Церквей в Женеве.

Предстоятели

После кончины архиеп. Досифея (Стойковского) Охридским архиепископом 19 авг. 1981 г. стал Ангеларий (Крстеский; 1911-1986). Его преемник, архиеп. Гавриил (Милошев; 1912-1996), создал 1-й полный перевод Свящ. Писания на македон. лит. язык (Скопье, 1990; 20062). С его уходом на покой во главе МПЦ 4 дек. 1993 г. встал архиеп. Михаил (Гогов; 1915-1999), способствовавший преодолению информационной изоляции МПЦ. С 10 окт. 1999 г. МПЦ возглавляет архиеп. Стефан (Веляновский, род. в 1955; митрополит Американско-Канадский в 1986-1988, Злетовско-Струмицкий в 1988-1989 и Брегальницкий в 1989-1999).

Македонско-сербские межцерковные контакты на рубеже веков

С распадом Югославии и обретением Македонией гос. независимости (1991) процесс урегулирования церковного вопроса получил новый импульс. 3 марта 1992 г. в Белграде начались переговоры между СПЦ и МПЦ, продолжившиеся 15-16 апр. 1992 г. в мон-ре Калишта, но не давшие результатов. 14 янв. 2001 г. в мон-ре св. Наума близ Охрида переговорные комиссии СПЦ и МПЦ разработали предварительный текст договора о восстановлении канонического общения. 17 мая 2002 г. в Нише члены делегаций СПЦ (митр. Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), епископы Нишский Ириней (Гаврилович; впосл. патриарх Сербский), Бачский Ириней (Булович) и др.) и МПЦ (митрополиты Преспанско-Пелагонийский Петр, Дебарско-Кичевский Тимофей, Струмицкий Наум) парафировали «Проект соглашения об установлении церковного единства», предусматривавший предоставление МПЦ прав «самой широкой автономии» в составе СПЦ. Архиерейский Собор СПЦ 23 мая 2002 г. одобрил проект Нишского соглашения, но несанкционированная публикация в СМИ содержания документа вызвала в Македонии негативный общественно-политический резонанс (прежде всего из-за отсутствия упоминания уставного названия МПЦ), поэтому Синод МПЦ отклонил проект соглашения.

20 июня 2002 г. патриарх Сербский Павел (Стойчевич) призвал архиереев, иереев и правосл. верующих Республики Македония вернуться к литургическому и каноническому единству с СПЦ. 21 июня 2002 г. на это обращение отозвался митр. Велесский и Повардарский Иоанн (Вранишковский) (см. Иоанн VI (Вранишковский), архиеп. Охридский и Скопский), который на следующий день был принят в юрисдикцию СПЦ. 5 июля 2002 г. Синод МПЦ сместил митр. Иоанна с кафедры и предписал ему удалиться в мон-рь вмч. Георгия близ г. Неготино, а 7 авг. 2002 г. запретил его в священнослужении. 23 сент. 2002 г. Архиерейский Собор СПЦ на внеочередном заседании назначил митр. Иоанна Сербским Патриаршим экзархом Охридской архиепископии. 30 апр. 2003 г. в Белграде прошли переговоры Синодов МПЦ и СПЦ. 13 мая 2003 г. патриарх Сербский Павел потребовал от Синода МПЦ в 5-дневный срок принять проект Нишского соглашения и прекратить преследование митр. Иоанна. В ответ 9 июля 2003 г. Синод МПЦ решил извергнуть митр. Иоанна из сана. 24 мая 2005 г. патриарх Павел подтвердил избрание архиеп. Иоанна, а Архиерейский Собор СПЦ - канонический статус Православной Охридской архиепископии как автономной самоуправляемой Церкви в составе СПЦ. На следующий день Архиерейский Собор СПЦ, ссылаясь на решения от 24 мая и 15 сент. 1967 г. о прекращении литургического и канонического общения с иерархией МПЦ, распространил церковные прещения «на всех верующих - последователей этой раскольнической организации».

В 2005-2007 гг. контакты между СПЦ и МПЦ были прерваны в связи с преследованием архиеп. Иоанна (Вранишковского), арестованного по обвинению македон. судов в финансовых махинациях, совершенных им во время управления Велесской и Повардарской епархией. СПЦ считает его преследование политически мотивированным. В 2009 г. прошла серия неофиц. встреч серб. и македон. иерархов, но позиции сторон не изменились: серб. сторона готова предоставить МПЦ широкую автономию на условиях проекта Нишского соглашения, македон. сторона настаивает на автокефалии.

В связи с новым арестом архиеп. Иоанна (Вранишковского) по вынесенному в мае 2012 г. приговору суда СПЦ отказалась вести переговоры с представителями МПЦ до тех пор, пока иерарх не будет освобожден и с него не будут сняты все обвинения. 1 февр. 2015 г. архиеп. Иоанн был отпущен из заключения по решению суда об условно-досрочном освобождении, но вынесенные обвинения против него не были сняты.

Современное положение МПЦ

Крест на горе Водно в Скопье. 2002 г.
Крест на горе Водно в Скопье. 2002 г.

Крест на горе Водно в Скопье. 2002 г.
Десятилетия правления коммунистического режима в Югославии негативно повлияли на духовную жизнь в Македонии. Офиц. идеология считала исповедание веры пережитком прошлого, несовместимым с членством в компартии. Верующие люди, не состоявшие в партии, не имели права занимать руководящие должности. Одним из наиболее заметных последствий ослабления духовной жизни стал упадок монашества - к кон. 80-х гг. XX в. в македонских мон-рях было всего 2 насельника.

Падение коммунистического режима в нач. 90-х гг. XX в. повлияло на возрождение духовной жизни. В соответствии с законом о реституции Церкви было возвращено ранее национализированное церковное имущество, включая храмы и мон-ри. С 1991 г. до настоящего времени число действующих храмов МПЦ увеличилось с 830 до 1,3 тыс. В 1994 г. сформировано Македонское Библейское об-во. Продолжается восстановление разрушенных храмов. В сер. 90-х гг. началось возрождение монашеской жизни, к 2010 г. в мон-рях проживали более 120 насельников, которые помимо восстановления обителей занимались иконописью, переводческой и лит. деятельностью.

На богослужениях в македон. храмах чтение Евангелия и Апостола осуществляется только на македон. языке, а богослужебное пение - в основном на церковнослав. языке по Осмогласнику С. Мокраняца на основе серб. распева, в нек-рых храмах возрождена практика визант. распева.

В МПЦ помимо почитания визант. святых свт. Николая Мирликийского, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и Пантелеимона, прп. Параскевы (Петки) распространено и почитание балканских слав. святых - Святых седьмочисленников, равноапостольных Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников, прежде всего святителей Климента Охридского (небесный покровитель Македонии и МПЦ) и Наума Охридского, Тивериопольских мучеников, преподобных Прохора Пшинского, Гавриила Лесновского, Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского, Илариона Могленского, Нектария Битольского, мч. Георгия Нового Кратовского и мц. Златы Могленской.

2 авг. 2012 г. в Кичевском монастыре состоялась канонизация в лике преподобномучеников насельников обители - Евнувия, Паисия и Аверкия, убитых турками 27 марта 1558 г. 28 окт. 2012 г. в соборе вмч. Димитрия Солунского в Битоле совершен чин канонизации 40 Битольских преподобномучеников, принявших смерть от османских завоевателей 9 марта 1385 г. Готовится канонизация еп. Величского Гавриила (в миру - Миялче Парнарджиев; 1926-1990) и архим. Иоанникия Ракотинцкого (1839-1941).

В наст. время МПЦ сталкивается с рядом вызовов, главными из к-рых являются отсутствие канонического общения с Поместными Православными Церквами и агрессивная экспансия албан. национального меньшинства. В ходе вооруженного конфликта 2001 г. от албан. террористов пострадали мн. храмы: в Лешокском Успенском мон-ре близ г. Тетово был взорван собор св. Афанасия Александрийского (в 2007 восстановлен), пострадал мон-рь Матейче близ г. Куманово, в соборе к-рого албан. боевики разместили свой штаб.

Ист.: Устав на Македонската правосл. црква. Скопjе, 1958; Зборник на документи од АСНОМ, 1944-1964. Скопjе, 1964; Српска црква у Другом светском рату: Из архива Св. Архиjереjског Синода // Србиjа и коментари. Београд, 1991; Автокефалноста на Македонската правосл. црква: Док-ти. Скопjе, 2004.
Лит.: Маркова З. Българското църковно-нац. движение до Кримската война. София, 1976; она же. Българската екзархия, 1870-1879. София, 1989; Белчовски J. Историските основи за автокефалноста на Македонската правосл. црква. Скопjе, 1985; Димевски С. Историjа на Македонската правосл. црква. Скопjе, 1989; Костадиновски Д. Вардарскиот дел од Македониjа под jуриздикциjа на Српската правосл. црква (1919-1941). Скопjе, 1995; Антоний (Пантелич), иером. (впосл. еп.). Современное положение Сербской Церкви - история Сербской Церкви с 1945 по 1995 г.: Дис. / МДА. Серг. П., 1996. С. 133-140; Пузовић П. Раскол у Српскоj правосл. цркви: Македонско црквено питање. Београд, 1997; Периќ М. Историско-правните аспекти на односите меѓу Српската правосл. црква и Македонската правосл. црква. Скопjе, 1998; Волков В. К. Македонский вопрос в политике и науке // Македония: Проблемы истории и культуры. М., 1999. С. 3-8; Исаева О. Н. Ист. перипетии формирования македон. нации // Новая и новейшая история. Саратов, 2002. Вып. 20. С. 160-176; она же. Национальное самосознание слав. населения Македонии в нач. XX в.: (По свидетельствам рос. консулов) // Славяноведение. 2002. № 3. С. 50-56; Радић Р. Држава и верске заjеднице. Београд, 2002. 2 књ.; Ямбаев М. Л. Сербская политика в Македонии на рубеже XIX-XX вв. глазами рус. консулов // 200 лет новой серб. государственности: К юбилею начала Первого серб. восстания 1804-1813 гг. СПб., 2005. С. 214-222; Траjановски А. Возобновување на Охридската архиепископиjа како Македонска правосл. црква и неjзиниот шематизам. Скопjе, 2008; Никола (Траjковски), игум. Света Русиjа: Записи од Македониjа. Скопjе, 2009; Илиевски Б. Македонско-српските црковни односи, 1944-1970. Скопjе, 2011.
К. А. Берсенев
Ключевые слова:
Македонская Православная Церковь (офиц. назв.-Македонская Православная Церковь, Охридская архиепископия), не признанная Поместными Православными Церквами Православная Церковь Македонская Православная Церковь. История
См.также:
БОШАВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Македонская Православная Церковь
ВОДОЧА муж. мон-рь во имя св. Леонтия, действующий (Республика Македония)
ДЕБАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Бигорский муж. мон-рь во имя Иоанна Предтечи
ДОСИФЕЙ (Стойковский Димитрий; 1906 - 1981), архиеп. Охридский и Македонский, Глава Македонской Православной Церкви (МПЦ), непризнанной Поместными Православными Церквами