Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАВРОКОРДАТЫ
42, С. 253-256 опубликовано: 23 октября 2020г.


МАВРОКОРДАТЫ

[Греч. Μαυροκορδάτοι], род греков-фанариотов, занимавших высокие должности в К-польской Патриархии, при дворе султана и в Дунайских княжествах. М. возвысились благодаря браку хиосского торговца шелковыми тканями Николая Маврокордата (1599-1649) с Роксандрой (Локсандрой) Скарлату (1605-1684), дочерью влиятельного фанариота Скарлата Беглици. Хотя по муж. линии М. возводили свой род к легендарному мавру Отелло, а по матери к римскому полководцу Фабию Максиму Кунктатору, семья приобрела могущество благодаря богатству и положению Роксандры. Наиболее известные представители рода М.- сын и внук Николая Маврокордата, Александр и Николай, игравшие важную роль в балканской политике и оставившие богатое лит. и культурное наследие.

Александр Маврокордат

Александр Маврокордат. Копия гравюры XVIII в. (Румынская академия, Бухарест)
Александр Маврокордат. Копия гравюры XVIII в. (Румынская академия, Бухарест)

Александр Маврокордат. Копия гравюры XVIII в. (Румынская академия, Бухарест)
(7 нояб. 1641 (по др. данным, 1639 или 1642), К-поль - 23 дек. 1709, там же), сын Н. Маврокордата и Р. Скарлату; рано потерял отца. В 1657 г. мать отправила его для получения образования в Греческую коллегию св. Афанасия в Риме. Затем он изучал филологию и богословие в Римском ун-те и медицину в Падуанском ун-те. В Болонском ун-те получил звание д-ра философии и медицины, защитив диссертацию, посвященную циркуляции крови через легкие (Pneumaticum instrumentum circulandi sanguinis: Sive de motu et usu pulmonum dissertatio philosophico-medica authore Alexandro Maurocordato Constantinopolitano); была опубликована в Болонье в 1664 г., переиздана во Франкфурте в 1665 г. и в Лейпциге в 1682 г., переведена на тур. язык. Образование, полученное А. М. в Италии, расширило его мировоззрение и сблизило с зап. миром. Возвратившись в К-поль, он возглавил Патриаршую Академию (1665-1671 или 1672), продолжая медицинскую практику. Под влиянием своего предшественника Иоанна Кариофилла он преподавал неоаристотелевскую философию и греч. филологию, составил собственный комментарий на комментарий Феофила Коридаллевса (Толкование на «О возникновении и уничтожении» Аристотеля). В этот период А. М. получил чин вел. ритора Великой церкви и стал секретарем вел. драгомана Высокой Порты Панайота Никусиоса. С 1673 по 1709 (с перерывом в 1683-1684) г. А. М. занимал должность вел. драгомана. На этом посту он сделал много полезного для своих соотечественников, в т. ч. добился смягчения правил, запрещавших строительство новых церквей. В сотрудничестве с Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой он договорился о передаче в собственность греков мн. мест на Св. земле, захваченных католиками, А. М. обязал иерусалимских греков оказывать помощь паломникам всех христианских конфессий.

В 1676 г. А. М. стал вел. скевофилаксом, а в 1691 г.- вел. логофетом К-польской Патриархии, принимая активное участие в делах Церкви. Как вел. драгоман он находился в центре дипломатических переговоров между Османской империей, Францией, Австрией и Россией. После неудачной осады турками Вены в 1683 г. был заключен на год в тюрьму вместе с матерью и женой Султаной (дочь фанариота Иоанна Хризоскулеоса и молдав. княжны), бо́льшая часть его имущества была конфискована. Заплатив огромный выкуп, он некоторое время прожил в Созополе, а в 1685 г. возвратился в К-поль, где ему были возвращены должности и имущество. В 1688 г. возглавил тур. посольство в Вену. В 1689 г. на короткое время снова был арестован. За успехи на дипломатическом поприще в 1698 г. получил титул доверенного лица султана, «тайного советника» (ὁ ἐξ ᾿Απορρήτων). Как османский полномочный представитель А. М. много сделал для достижения соглашения между Османской империей и Свящ. лигой (Габсбургская монархия, Речь Посполита, Венецианская республика и Россия), утвержденного Карловицким мирным договором 1699 г. Благодаря А. М. в австро-тур. договор вошла 13-я статья, обязывающая турок не притеснять монахов. Он настоял на том, чтобы вопрос о контроле над св. местами в Иерусалиме не включался в договоры с иностранными державами, пытаясь т. о. предотвратить распространение франц. влияния.

Роль А. М. в русско-османских дипломатических переговорах и в сношениях с К-польским Патриархатом остается недостаточно изученной. Вернувшись в 1665 г. в К-поль, он поддерживал контакты с жившим в Москве Газским митр. Паисием Лигаридом, назначенным патриаршим экзархом. В переписке с ним А. М., уповая на мудрость газского владыки, выражал надежду на решение «долголетней тяжбы» (дела патриарха Никона) и ходатайствовал об определении царского жалованья его матери (РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. № 140. Ч. 7. Л. 97-100, май 1665 г.; Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1884. Ч. 2. С. 808-810). Роксандра прислала рус. царице в подарок драгоценную панагию и перстень в надежде получить в ответ царское пожалованье на приданое своим 3 дочерям, об этом же просил Алексея Михайловича и К-польский патриарх Дионисий III (Там же. С. 826). Позже А. М. принимал участие в переговорах Высокой Порты с Россией: ему принадлежит лат. перевод письма к царю Феодору Алексеевичу от вел. везира о заключении мира (РГАДА. Ф. 89. Оп. 2. № 50, 1679 г.), в качестве «переводчика могущественной царственности» он подписал греческий текст договора о взаимном признании границ между Россией и Османской империей 1682 г., заключенный по окончании русско-турецкой войны 1672-1681 гг. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 662; Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи сер. XVI - нач. XVIII в.: Греч. документы моск. хранилищ. М., 1991. № 744). В 1685 г. также участвовал в переговорах о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха. В Адрианополь, к А. М., с царскими письмами приехал грек Зофир (Захарий) Иванов, посланный от московского двора к К-польскому патриарху, чтобы начать переговоры о Киевской митрополии. По сообщению Иванова, патриарх отправил его с грамотами к А. М., к-рый счел несвоевременной передачу юрисдикции над Киевом Московскому патриарху (РГАДА. Ф. 89. Оп. 1. Посольская книга 25, 1684-1693 гг. Л. 349-349 об.).

А. М. был ключевой фигурой на переговорах между Высокой Портой и рус. посланниками Е. И. Украинцевым (1641-1708), а затем П. А. Толстым (1645-1729). Однако настойчивость А. М., сумевшего добиться того, что проблема св. мест не была упомянута в русско-тур. договоре 1700 г., подписанном в К-поле, имела негативные последствия для православных. Он принял участие и в принятии решения о нейтралитете Османской империи перед Полтавской битвой (1709). Вел. драгоман скончался в зените славы и был похоронен в ц. св. Параскевы в Хаскёе.

А. М. оставил после себя значительное письменное наследие. Его произведения, как и сочинения его сына Николая, написаны архаизированным греческим языком. В годы преподавания в Патриаршей Академии им были составлены учебные пособия по грамматике, риторике и философии, которые сохранились в рукописях. А. М. перевел на турецкий язык атлас Герарда Меркатора (1512-1594) и картографические работы В. Блау (1571-1638) и Я. Блау (1596-1673). Написанная им «Священная история иудейского народа» (῾Ιστορία ῾Ιερὰ ἤτοι τὰ ᾿Ιουδαϊκά) была издана в Бухаресте в 1716 г. Ее продолжают 3 тома истории рим. и визант. империи (Τὰ Ρωμαϊκά), 3-е сочинение, содержавшее историю Валахии и Молдавии (Τὰ Μυσικά) и посвященное кн. мч. Константину Брынковяну (1654-1714) не сохранилось. А. М. принадлежат «Дневники» (᾿Εφημερίδες. Βουκουρέστι, 1909), которые излагают события 1682-1687 гг., и мемуары о тур. султанах (᾿Απομνημονεύματα περὶ τῶν Τούρκων αὐτοκρατόρων). Его переписка также является важным историческим источником.

Единственное известное богословское сочинение А. М. было написано в 1670 г. по заказу К-польского патриарха Мефодия III (1668-1671), который поручил ему ответить на 10 вопросов догматического характера, заданных представителями англикан. церкви. Ответы перед их отправлением в Англию были одобрены К-польским Собором 1672 г. под председательством патриарха Дионисия IV. Они касаются межконфессиональных споров по ряду вопросов в области христологии, мариологии, эсхатологии и Евхаристии (Podskalsky. Griechische Theologie. S. 297). Трактат о Св. Троице (Γραμματεία περὶ τοῦ ἐνιαίου τῆς θείας οὐσίας καὶ τῶν τριῶν αὐτῆς ἰδιοτήτων) остается неизданным.

Сб. «Размышления» (Θροντίσματα. Βιέννη, 1805) был составлен А. М. в форме наставления сыновьям. Основополагающими ценностями для политика он считал благоразумие и реализм, который в противовес беспочвенному идеализму должен быть мерой поведения (Китромилидис. 2007. С. 23). В этом сочинении прослеживается влияние этики Н. Макиавелли, Ф. Ларошфуко, а также знакомство с идеями Т. Гоббса. При этом А. М. не ставил под сомнение легитимность власти султана и не помышлял о полит. изменениях. Он рекомендовал полное подчинение и слепую преданность правителям.

Николай Маврокордат

Николай Маврокордат. Гравюра XVIII в. (Румынская академия, Бухарест)
Николай Маврокордат. Гравюра XVIII в. (Румынская академия, Бухарест)

Николай Маврокордат. Гравюра XVIII в. (Румынская академия, Бухарест)
(3 мая 1680, К-поль - 3 или 14 сент. 1730, Бухарест) получил хорошее образование и был полиглотом. С 1698 г. он занимал пост великого драгомана, а в 1709-1710 гг. стал господарем Молдавии. В 1711 г., когда сменивший его Димитрий Кантемир (1673-1723) во время русско-тур. войны перешел на сторону русских, Н. М. был восстановлен на молдав. престоле, а в 1715 г. назначен господарем Валахии. Он был 1-м фанариотским господарем Дунайских княжеств, поставленным Высокой Портой, а не избранным боярами. Когда во время австро-тур. войны 1716 г. Н. М. был взят в плен австрийцами, Высокая Порта назначила господарем его брата Иоанна (1684-1719), который ранее был вел. драгоманом (1711-1717). После освобождения из плена (1718) и смерти во время эпидемии чумы господаря Иоанна (1719) Н. М. во 2-й раз стал правителем Валахии и оставался им до конца жизни. Он был первым среди валашско-молдавских правителей, кто понял важность монетарной экономики и причины упадка поместных хозяйств, он провел административную реформу и освободил от налогов значительную часть высокопоставленных бояр. Н. М. устроил пышный двор по византийскому образцу, введя греческие манеры, язык и костюмы. Греческий язык был основой его культурной и образовательной программы. В 1714 г. он реорганизовал Господарскую академию в Яссах, а также привлек к своему двору ряд известных мыслителей, включая филолога-классика С. Берглера, эрудита Д. де Фонсеки, ученого и медика Д. Прокопиу (Пампериса).

У Н. М. была большая коллекция книг, он основал неск. б-к, переписывался с видными зап. церковными деятелями - Кентерберийским архиеп. У. Уэйком и швейцар. богословом Ж. Леклерком. В нач. 20-х гг. XVIII в. в письмах Леклерку Н. М. выразил желание приобрести «Трактат о правлении» Дж. Локка. Это первое своего рода косвенное свидетельство о присутствии идей Локка в греч. политической и культурной традиции. Открытость Западу и поддержка образования позволяют рассматривать Н. М. как предвестника греч. Просвещения. Тем не менее основу его мировоззрения составляла восточно-римская модель, центром которой являлось Православие. Он поддерживал правосл. учреждения, в т. ч. построенные им мон-рь Вэкэрешти и Ставропольскую ц. в Бухаресте. Он, а затем его сын Константин ежегодно выплачивали Вел. Лавре на Афоне пособие в 6 тыс. аспр, а также помогали др. мон-рям.

Н. М.- автор ряда сочинений, в которых выражена ранняя фанариотская политическая теория, обосновывавшая законность османского правления. «Книга об обязанностях» (Περὶ τῶν καθηκόντων βίβλος; Liber de Officiis), адресованная сыновьям, была издана в Бухаресте в 1719 г. В ней очевидно влияние античной философии и политической мысли: «Автор следует как за Цицероном, так и за Аристотелем в попытке вывести образец добродетельного поведения и общественной праведности» (Китромилидис. 2007. С. 24-25). Он старался придать образу классического аристотелевского гражданина христ. добродетели, а классической этике - христ. ценности. Н. М. перевел c латыни на греческий книгу итальянца А. Марлиано «Политический театр» (Рим, 1631; Θέατρον πολιτικόν. Lpz., 1758; 17762; Βενετία, 18023). В ней говорится о добродетелях совершенного правителя, который должен быть справедлив, честен и руководствоваться разумом в своей деятельности.

О широте кругозора Н. М. свидетельствует его роман «Развлечения Филофея» (Θιλοθέου πάρεργα. Βιέννη, 1800; ᾿Αθήνα, 1989) о группе ученых (своего рода космополитическая интеллигенция), к-рые гуляют по райскому саду, обсуждая гносеологические, психологические, общественные и образовательные проблемы. Роман содержит элементы критики по отношению к неоаристотелизму, приверженцами которого были его отец и учитель И. Манос. Автор восхищается критиком Аристотеля Ф. Бэконом и «направляемой чувствами философией Нового времени» (Китромилидис. 2007. С. 27). Он ввел в число персонажей романа мыслителей эпохи Ренессанса М. Фичино (1433-1499) и Дж. Пико делла Мирандолу (1463-1494), в произведениях к-рых Н. М. находил идеи платонизма.

А. М. и Н. М. принадлежали к фанариотской элите, интегрированной в османскую государственно-политическую систему, их мечтой было преобразование Османской империи изнутри путем постепенного сосредоточения власти в руках греков. Они поддерживали разновидность религ. гуманизма, укорененного в классической и ромейской (византийской) образованности, к-рая была открыта зап. идеям, но не подрывала основ Православия.

Константин Маврокордат

Константин Маврокордат. Гравюра XVIII в. (Румынская академия, Бухарест)
Константин Маврокордат. Гравюра XVIII в. (Румынская академия, Бухарест)

Константин Маврокордат. Гравюра XVIII в. (Румынская академия, Бухарест)
(27 февр. 1711, К-поль - 23 нояб. 1769, Яссы), сын Николая Маврокордата, стал валашским господарем в 1730 г. Он занимал валашский престол 6 раз (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763) и молдавский - 4 раза (1733-1735, 1741-1743, 1748-1749, 1769), проявив себя как просвещенный правитель, заботившийся о благе подданных. Он составил свод законов для каждого княжества, провел значительные реформы социального, фискального, юридического и адм. порядка, которые были осуществлены на основе Уложения 1740 г. Самой значительной из этих реформ было предоставление личной свободы крепостным крестьянам без наделения их землей (в Валахии - в 1746, в Молдавии - в 1749). По его инициативе Свящ. Писание было переведено на румынский язык, при богослужении славянский язык был заменен румынским, начаты реформы в области образования. При его дворе находились худож. Ж. Э. Льотар и ученые греки Кесарий Дапонте, М. А. Кацаитис, П. Депастас и др. К. М. оказывал щедрую материальную помощь Вост. Патриархатам. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. он был ранен в битве при Галаце и умер в плену неск. дней спустя. Господарями Молдавии были сын и брат К.- Александр I (1782-1785) и Иоанн (1743-1747).

Александр II Маврокордат

(1754, К-поль - 1819, Москва), сын Иоанна, вел. драгоман (1783-1784) и господарь Молдавии (1785-1786), имел незаурядное образование, знал множество языков и был искусным дипломатом. Он вел тайные переговоры с Россией о переходе Молдавии под ее сюзеренитет. В 1786 г. бежал к рус. имп. двору, где был милостиво принят Екатериной II. Ему принадлежал план освобождения Греции от османского ига. В 1787 г. А. М. основал об-во «Феникс». Среди книг, изданных на средства А. М., наиболее важное место занимает 3-томный французско-итало-греческий словарь (Λεξικὸν τρίγλωσσον τῆς Γαλλικῆς, ᾿Ιταλικῆς καὶ ῾Ρωμαϊκῆς διαλέκτου. Βιέννη, 1790). В 1810 г. он опубликовал в Москве сборник своих стихов «Босфор на Борисфене» (Βόσπορος ἐν Βορυσθένει). В 1816 г. стал членом «Дружеского общества» («Филики Этерия»), целью которого было освобождение греков от османского ига, но скончался до начала антитур. восстания.

Александрос Маврокордатос

(11 февр. 1791, К-поль - 18 авг. 1865, Эгина), правнук Н. М., сыграл значительную роль во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. и впоследствии занимал пост премьер-министра Греции (1833-1834, 1841, 1844, 1854-1855), проводя либеральную прозападную политику. Он стремился к созданию греч. независимого национального гос-ва и представлял Грецию европейской, а не вост. страной.

Ист.: ᾿Αλεξάνδρου Μαυροκορδάτου τοῦ ἐξ ᾿Απορρήτων ἐπιστολαὶ Ρ´ / ᾿Εκδ. Θ. Λιβαδᾶς. Τεργέστη, 1879; ᾿Αποστολόπουλος Δ. Γ. ῾Ελληνικὴ ἐπιστολογραφία τοῦ ᾿Αλεξάνδρου Μαυροκορδάτου τοῦ ἐξ ᾿Απορρήτων // ᾿Ερανιστής. ᾿Αθῆναι, 1980. Τ. 16. Σ. 151-189; 1981. Τ. 17. Σ. 236-243.
Лит.: Legrand E. Généalogie des Maurocordato des Constantinople et autres documents concernant cette famille. P., 1886; Stourdza A. C. L'Europe orientale et le rôle historique des Maurocordato, 1660-1830. P., 1913. P. 30-64; Iorga N. Byzance après Byzance. Bucur., 1935; Γ[ριτσοπουλος] Τ. ᾿Α. Μαυροκορδάτος ᾿Αλέξανδρος // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 853-856; Θορόπουλος Ν. Λ. Μαυροκορδάτος Νικόλαος // Ibid. Σ. 856-857; Camariano N. Alexandre Mavrocordato, le Grand Drogman: Son activité diplomatique (1673-1709). Thessal., 1970; Henderson G. P. The Revival of Greek Thought, 1620-1830. N. Y., 1970; Georgescu V. Political Ideas and the Enlightenment in the Romanian Principalities, 1750-1831. Boulder, 1971; Mango C. The Phanariots and the Byzantine Tradition // The Struggle for Greek Independence / Ed. R. Clogg. Hamden (Conn.), 1973. P. 41-66; Livanios D. Pride, Prudence and the Fear of God: The Loyalties of Alexander and Nikolaos Mavrocordatos (1664-1730) // Dialogos: Hellenic Studies Review. L., 2000. Vol. 7. P. 1-22; Bouchard J. Nicolae Mavrocordat: 1680-1730. Bucur., 2006; Китромилидис П. Эпоха Просвещения в Греции. СПб., 2007. С. 22-28, 39; Condica lui Constantin Mavrocordat. Iaşi, 2008. 3 vol.
Я. Каррас, В. Г. Ченцова
Ключевые слова:
Константинопольская Православная Церковь [Константинопольский Патриархат, КПЦ), Патриархат, занимающий 1-е место в диптихе православной Церквей Маврокордаты, род греков-фанариотов, занимавших высокие должности в Константинопольской Патриархии
См.также:
АЛЕКСИЙ СТУДИТ Патриарх К-польский (1025 – 1043)
АНТОНИЙ I КАССИМАТА Патриарх К-польский (821-837?)
«ВЕЧНОЕ» правосл. журнал, издавался в 1948-1992 гг. во Франции
ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая)