[Liber diurnus Romanorum pontificum - Ежедневник Римских понтификов], сборник шаблонов и формуляров офиц. документов, использовавшихся папской канцелярией в раннее средневековье. Как правило, L. d. открывается типовыми формулами, к-рые использовались в папских посланиях визант. императору и должностным лицам, королю, патриарху и т. д. Далее помещены образцы документов, связанных с рукоположением епископов в Риме (акты избрания клиром и народом, ходатайства о рукоположении, различные справки, исповедание веры, обязательства перед понтификом); формуляры прошений о разрешении на строительство, восстановление и освящение церквей и баптистериев, перенесение мощей святых (с текстами папских ответов); образцы папских привилегий и распоряжений, связанных с управлением Патримонием св. Петра, в т. ч. о назначении на должности и о передаче в управление мон-рей и благотворительных учреждений. Особый блок документов связан с избранием папы Римского (среди этих текстов - извещения для императора, экзарха, архиепископа и должностных лиц Равеннского экзархата; исповедание веры; окружные послания всем христианам и т. д.).
Состав L. d. в рукописях различается (в среднем ок. 100 документов). Вероятно, сборник подвергался правке: менялась последовательность текстов, исключались устаревшие и вносились новые формуляры. Ни одна из сохранившихся редакций не является «сборником формуляров папской канцелярии», но все они состоят из аутентичных рим. документов (Santifaller. 1976). Трудно установить, когда были созданы отдельные формуляры, включенные в L. d. По мнению В. М. Пайца, первоначальная редакция сборника была составлена в VI в. (это предположение разделял Л. К. Мольберг), а нек-рые формуляры восходят к V в. Т. фон Зиккель пришел к выводу, что самые ранние тексты относятся к понтификату Гонория I (625-638), самые поздние были включены в сборник при Льве III (795-816). Согласно Л. Дюшену, основная часть L. d. была создана после Вселенского VI Собора (680-681), дополнения внесены при папе Адриане I (772-795). Образцом для сборника мог послужить регистр папы Григория I Великого (590-604). Выдержки из L. d. приведены в «Собрании канонов» кард. Деусдедита (завершено в 1087) (Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit / Hrsg. V. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 233, 331, 602).
Текст сохранился в 3 основных рукописях. Важнейшим считается ватиканский манускрипт, созданный в 1-й четв. IX в. в Сев. Италии, возможно в Вероне, и впосл. хранившийся в рим. мон-ре Санта-Кроче-ин-Джерузалемме (ASVat. Arm. XI. 19). Амвросианская рукопись, по мнению Б. Бишоффа, была выполнена примерно во 2-й четв. IX в. в Юго-Зап. Германии (Ambros. I. 2 sup.). Манускрипт 2-й пол. IX в., находившийся ранее в коллеже Клермон в Париже, в наст. время хранится в аббатстве Эгмонд (Нидерланды). К этой рукописи близки фрагменты L. d., приведенные кард. Деусдедитом. Др. манускрипты относятся к более позднему времени и не имеют большого значения для исследования текста (см.: DACL. T. 9. Pt. 1. Col. 327-329). Публикация сборника по ватиканской рукописи была подготовлена нем. эрудитом Л. Хольсте (Holstenius L. Liber diurnus Romanorum pontificum. R., 1658). Однако в Римской курии возобладало мнение, что рукопись L. d. могла быть использована в полемических целях протестантами и сторонниками галликанизма; манускрипт поместили в Ватиканский архив, где лишь немногие ученые могли с ним ознакомиться. Издание текста L. d. по рукописи из коллежа Клермон осуществил иезуит Жан Гарнье; эта книга неоднократно переиздавалась, в т. ч. с дополнениями Ж. Мабильона (Garnerius J. Liber diurnus Romanorum pontificum. P., 1680 = PL. 105. Col. 9-187). Повторную публикацию по ватиканской рукописи подготовил Э. де Розьер; др. издание, в к-ром текст рукописи был сверен со старыми публикациями, осуществил Зиккель. Все сохранившиеся манускрипты и фрагменты в сборнике кард. Деусдедита были учтены в издании Х. Фёрстера; он отказался от попыток восстановить первоначальный текст L. d. и опубликовал версии, представленные в рукописях.