(Поляков Лев Львович; 19.02.1913, С.-Петербург - 8.09.1990, Рига), митр. Рижский и Латвийский. Род. в семье военного врача. Отец участвовал в Белом движении и после окончания гражданской войны эмигрировал. Воспитанием Л. Полякова занималась сестра его покойной матери. Он окончил среднюю школу в Ленинграде, затем работал учетчиком на макаронной фабрике. В нач. 30-х гг. был членом нелегального Александро-Невского братства, которое возглавлял архим. прмч. Лев (Егоров), настоятель ленинградского собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Прислуживал в Феодоровском соборе архиеп. Гавриилу (Воеводину), брал частные уроки иностранных языков и Закона Божия у служившего в этом соборе иером. Афанасия (Карасевича). С 1931 г. был духовным сыном иером. Вениамина (Эссена), помогал ему по хозяйству. 17 февр. 1932 г. был арестован вместе с иером. Вениамином по делу Александро-Невского братства, в марте того же года освобожден без предъявления обвинения. В 1934 г. окончил курс химического учебного комбината об-ва «За овладение техникой» (ЗОТ), в 1939 г.- Ленинградский педиатрический медицинский ин-т. В нояб. того же года призван на военную службу. Служил военным врачом во время советско-финской и Великой Отечественной войн.
13 нояб. 1949 г. рукоположен Ленинградским митр. Григорием (Чуковым) во диакона и 20 нояб.- во иерея. Служил в Ленинграде в Спасо-Преображенском соборе и в храме во имя прав. Иова на Волковском кладбище. В 1952 г. экстерном окончил Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия, был оставлен в академии профессорским стипендиатом. 1 сент. того же года пострижен в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мужском монастыре архим. Пименом (Извековым; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в монашество с именем Леонид. С 1 сент. 1953 г. доцент Ленинградской ДА, преподавал курс истории Русской Церкви. 18 июля 1957 г. возведен патриархом Московским и всея Руси Алексием I в сан архимандрита и назначен инспектором МДА и Московской ДС, а также вел курс гомилетики. В янв. 1958 г. защитил диссертацию на звание магистра богословия по теме «Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературное наследие»; Л. было присвоено звание профессора. Как инспектор МДАиС он проявил себя справедливым и мудрым наставником, заботился о студентах и был нетерпим к людям случайным и чуждым в академической среде. Получил признание как церковный историк и богослов, с 1954 г. его работы и проповеди регулярно печатались в «Журнале Московской Патриархии».
11 июня 1959 г. хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Хиротонию в московском Преображенском храме на Преображенской пл. возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич). Архиерейское служение Л. на Курской кафедре совпало со временем новых гонений на Церковь, развязанных по инициативе Н. С. Хрущёва. Значительно сократилось количество приходов, уменьшилась штатная численность священнослужителей. Однако в трудных условиях Л. удалось обеспечить нормальную епархиальную жизнь. Он служил в кафедральном соборе в воскресные и праздничные дни, присутствовал на всех церковных службах и в будни. 9 апр. 1962 г. Л. был назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии и одновременно председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии, а также настоятелем патриаршего Богоявленского собора в Елохове. 29 апр. 1962 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. был награжден правом ношения креста на клобуке. Помимо архипастырского служения продолжал заниматься научной деятельностью. В 1963 г. избран почетным членом МДА. В 1964 г. ему была присуждена ученая степень доктора церковной истории за соч. «Афон в истории русского монашества. Духовно-нравственные связи XI-XVIII вв.».
Занимая важную должность в Московской Патриархии, Л. оказывал сопротивление действиям гос. властей по разрушению Церкви. Как писал о том времени церковный деятель А. Э. Левитин-Краснов: «Единственным нежелательным для властей лицом в высшей иерархии в Москве оставался архиепископ Леонид Поляков, человек высокообразованный, безупречно порядочный и глубоко религиозный» (Левитин-Краснов. 1980. С. 150). Принципиальный, инициативный и деятельный архиерей, известный благодаря своим ученым трудам и блестящим проповедям, активно привлекавший к Церкви молодежь, Л. вызывал беспокойство властей. Совет по делам РПЦ оказывал давление на Патриархию, требуя удаления Л. из Москвы. 4 авг. 1963 г. Л. был назначен архиепископом Ярославским и Ростовским с освобождением от должности председателя Хозяйственного управления и настоятеля Богоявленского собора. Управлял Ярославской кафедрой менее года, после чего под давлением Совета по делам РПЦ было принято решение о его переводе на более удаленную кафедру.
20 мая 1964 г. назначен архиепископом Пермским и Соликамским. После устранения в окт. того же года от власти Хрущёва в церковных кругах возникли определенные надежды на возможность отмены принятой под давлением властей Архиерейским Собором РПЦ 18 июля 1961 г. реформы приходского управления, к-рая отстраняла духовенство от управления приходами. В нояб. 1964 г. состоялась встреча Л. с прибывшими в Пермь архиепископами Калужским Ермогеном (Голубевым) и Казанским Михаилом (Воскресенским). Архиереи обсудили совместные действия по исправлению ситуации в управлении приходами. В 1965 г. Л. подписал составленное архиеп. Ермогеном т. н. Обращение десяти архиереев на имя патриарха Алексия I с предложением восстановить законные права духовенства в приходских собраниях. Выступление группы авторитетных архипастырей вызвало резко негативную реакцию со стороны Совета по делам РПЦ. Инициатор обращения архиеп. Ермоген был вынужден уйти на покой, в отношении др. архиереев власти ограничились строгим предупреждением, хотя Л. и отказался снять свою подпись под документом.
В период архиерейства Л. укрепил финансово-хозяйственную жизнь Пермской епархии, принимал меры к реставрации кафедрального Свято-Троицкого собора Перми, где стал настоятелем. Сделал регулярными архиерейские службы в соборе по субботам, воскресеньям и праздничным дням. Часто совершал поездки по приходам, многократно служил в Соликамске, Кунгуре, Чусовом. Был заботлив, но требователен к духовенству. Приглашал в епархию образованных людей из др. областей для возможного рукоположения во священники и дальнейшего служения. Был любим паствой за простоту и доступность в общении с прихожанами. С июля по окт. 1966 г. временно управлял Свердловской и Челябинской епархией. 8 окт. 1966 г. назначен архиепископом Рижским и Латвийским. В период долгого архиерейского служения Л. в Латвии количество приходов оставалось неизменным, тем не менее во мн. храмах в это время был сделан капитальный ремонт, проведено отопление. Особо Л. заботился о монашеских обителях - рижском Сергиевом во имя Св. Троицы жен. мон-ре и приписанной к нему Преображения Господня пуст., ставших известными как духовные центры далеко за пределами епархии. По инициативе Л. духовником Преображенской пуст. стал почитаемый верующими по всей стране архим. Таврион (Батозский). В пустыни были отремонтированы храмы, построены трапезная и гостевой дом; обитель привлекала паломников со всего СССР. 7 сент. 1979 г. Л. был возведен в сан митрополита. 20 авг. 1988 г. награжден правом ношения 2-й панагии.
За военно-медицинскую службу во время Великой Отечественной войны награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Удостоен церковных наград: орденов кн. Владимира 2-й степени (1984), св. Сергия Радонежского 2-й (1983) и 1-й (1988, 1989) степени.
Отпевание Л. в рижском кафедральном Свято-Троицком соборе 10 сент. 1990 г. возглавил Курский и Белгородский архиеп. Ювеналий (Тарасов; впосл. митрополит). Похоронен в Преображенской пуст. близ Елгавы.