Архиеп-ства лат. обряда Римско-католической Церкви, главы которых наделены почетным титулом патриарха (в наст. время действующими являются Л. П. Венеции, Иерусалима, Лиссабона и Гоа), а также номинальные кафедры, предстоятели которых имели в католич. Церкви лат. обряда титулование патриарха (напр., вакантный с 1963 престол патриарха Зап. Индий). Ряд Л. П. был основан в результате крестовых походов, когда кафедры патриархов Вост. Церквей были заняты лат. епископами, однако после изгнания крестоносцев с Востока Л. П. К-поля, Александрии и Антиохии продолжали существовать в качестве титулярных кафедр (упразднены в 1964). По действующему Кодексу канонического права 1983 г. (см. Codex iuris canonici) титул патриарха в католич. Церкви является «почетной прерогативой» и «не предполагает никакой власти управления, если только в отношении некоторых лиц не явствует иного по апостольской привилегии или в силу одобренного обычая» (CIC. 438).
Длительное время титул патриарха Запада (Patriarcha Occidentis) входил в титулатуру папы Римского, однако употреблялся крайне редко. Так, он не был упомянут на Латеранском IV Соборе (1215) и Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445) в связи с признанием вост. патриархами главенства папы Римского. С 2006 г. титул патриарха Запада отсутствует в списке папских титулов в папском ежегоднике «Annuario Pontificio», а его удаление было официально объяснено юридической неясностью данного титула и невозможностью его использования в совр. условиях.
В средние века предпринимались попытки придать реальное значение титулу патриарха в Зап. Церкви. Так, в Лжеисидоровых декреталиях (IX в.) в разд. «De episcopis et primatibus et patriarchis eorumque minstris» описаны патриархи и примасы, полномочия к-рых должны были быть противопоставлены неограниченной власти архиепископов над простыми епископами (PL. 130. Col. 73-76). Кроме того, на статус патриархов оказало влияние представление о верховенстве папы Римского над главами Вост. Церквей: они рассматривались как иерархи, подчиненные папе Римскому, но превосходящие по статусу глав митрополий.
Древнейшим из Л. П. являлся патриархат Аквилеи, предстоятели которого претендовали на преемство от ап. Марка. Титул патриарха, усвоенный епископом Аквилеи в сер. VI в. в ходе противостояния с Римом в споре о «Трех Главах», сохранился и после перенесения кафедры в Градо (568), причем в нач. VII в. противостояние между Римом и Византией привело к возникновению Л. П. как в Аквилее (существовал до 1751), так и в Градо. С XII в. патриархи Градо постоянно проживали в Венеции, куда 8 окт. 1451 г. папа Римский Николай V буллой «Regis aeterni» перенес кафедру (подробнее см. в статьях Аквилея, Градо, Венеция).
Как правило, титул патриарха использовался для повышения статуса предстоятеля к.-л. кафедры среди др. церковных и светских правителей региона; статус главы Л. П. был близок к статусу примаса. С этим связаны неудавшиеся планы Адальберта, архиеп. Гамбургского и Бременского (1043-1072), по созданию «Северного Патриархата» из 12 еп-ств в ходе борьбы за влияние в Дании и Норвегии. Подобное использование термина могло исходить и от папской власти: в 1232 г. папа Римский Григорий IX именовал архиепископа Буржа патриархом Аквитании, поддерживая его в противоборстве с архиепископом Бордо за церковное главенство в регионе.
(Лат. Patriarchatus Hierosolymitanus Latinorum), первый в числе учрежденных на Востоке Л. П., был основан в результате 1-го крестового похода (1096-1099; см. ст. Крестовые походы); его юрисдикция распространялась на территорию Иерусалимского королевства. Согласно зап. источникам, во время взятия Иерусалима (1099) Патриарший престол был вакантным, т. к. правосл. Иерусалимский патриарх Симеон II в 90-х гг. XI в. покинул город по причине смут, вызванных соперничеством династии Фатимидов с сельджукскими военачальниками за власть над Палестиной, и поселился на о-ве Кипр, где умер в июле 1099 г.; однако скорее всего Симеон скончался в 1106 г. в К-поле (Runciman. 1951. P. 78; Richard. 1985. P. 233-234). В авг. 1099 г. на Патриарший престол был избран пресв. Арнульф Малькорн де Шок, пользовавшийся поддержкой герц. Роберта III Нормандского, войско к-рого он сопровождал во время похода, а также правителя Иерусалима Готфрида Бульонского (1099-1100); известно, что Арнульф поддерживал стремление Готфрида, принявшего титул «защитник Гроба Господня» (advocatus Sancti Sepulchri), создать на завоеванной территории гос-во, подчинявшееся светскому правителю. Хотя Гвиберт Ножанский сообщает, что Арнульф был возведен в сан патриарха (Guibert de Nogent. «Gesta Dei per Francos» et cinq autres textes / Ed. R. Huygens. Turnhout, 1996. P. 290-291. (CCCM; 127A)), согласно хронике Фульхерия Шартрского, избрание Арнульфа к этому времени еще не было утверждено папой Римским (Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana. I 33 / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913. S. 333). Вскоре архиеп. Пизы Даиберт, который после смерти одного из руководителей похода, Адемара, еп. Ле-Пюи (1 авг. 1098), был назначен папским легатом на Св. земле, обвинил Арнульфа в симонии и признал выборы патриарха незаконными. В дек. 1099 г. в Иерусалиме состоялся Собор, на к-ром под давлением гр. Боэмунда Тарентского и гр. Эдессы Балдуина Бульонского (буд. кор. Балдуин I) Даиберт был избран патриархом.
В 1100 г., после смерти Готфрида Бульонского, в Иерусалимском королевстве обострились дискуссии о юридическом статусе нового гос-ва. Даиберт, фактически управлявший Иерусалимом, был сторонником теократического гос-ва с вассальной зависимостью от папы Римского, но он не пользовался поддержкой со стороны духовенства и баронов. После провозглашения королем Балдуина Бульонского Даиберт был вынужден короновать его, т. о. отказавшись от идеи создания на Св. земле духовного гос-ва. Патриарх заставил христиан вост. обрядов покинуть Иерусалим; их права были восстановлены лишь после вмешательства кор. Балдуина I. После избрания правосл. Иерусалимского патриарха Иоанна VIII (1106/07) и его переезда на территорию Византийской империи К-поль на долгие годы стал местом пребывания правосл. патриархов Иерусалимских в изгнании. Другие правосл. архиереи были заменены лат. прелатами, а храмы Иерусалимской Православной Церкви, в т. ч. храм Гроба Господня, перешли под контроль Римско-католической Церкви. Известно, однако, о существовании общины греч. клириков, служивших в храме Гроба Господня, а также о неск. правосл. архиереях, в обязанности которых, по всей видимости, входило руководство клириками и мирянами византийского обряда, жившими на территории лат. Иерусалимского Патриархата; с целью соблюдения норм канонического права в титулатуре этих архиереев отсутствовало название соответствующего лат. еп-ства (Richard. 1985. P. 235).
В 1099-1187 гг. лат. Патриаршему престолу подчинялись 3 суффрагана: еп-ства Лидда (ныне Лод, Израиль) и Рамла (кафедра основана в 1099), Вифлеем (с 1108) и Хеврон (с 1168). В 1135-1187 гг. диоцез Акра был подчинен архиеп-ству Тир (основано в 1128). Тирскому архиеп-ству подчинялись также диоцезы Сидон (ныне Сайда, Ливан; захвачен в 1110, еп-ство образовано не позднее 1133), Берит (ныне Бейрут, Ливан), епископ для к-рого был назначен в 1112 г., однако посвящен лишь в 1133 г., и Панеада (ныне Банияс, Голанские высоты; см. Кесария Филиппова), находившаяся под контролем крестоносцев в 1140-1164 гг. В 1101 г., после захвата Кесарии Приморской войсками кор. Балдуина I, в городе была учреждена архиепископская кафедра, которой подчинялся один суффраган - еп-ство Севастия (ныне Сабастия, Западный берег р. Иордан; кафедра основана в 1129). В 1103-1128 гг. в соответствии с решением папы Римского Пасхалия II (1099-1118) территория Галилеи находилась в юрисдикции архиепископа г. Вефсан (ныне Бейт-Шеан, Израиль); затем ею стал управлять архиепископ Назарета, в подчинении которому находилось еп-ство Тивериада (ныне Тиверия, Израиль), основанное ок. 1144 г. С 1168 г. Трансиордания подчинялась в церковном отношении архиеп-ству Керак (ныне Эль-Карак, Иордания). До 1187 г. патриарх и проч. епископы фактически назначались королем, хотя каноническое избрание формально сохранялось и соборные капитулы могли обратиться к папе с просьбой рассмотреть законность избрания патриарха. В целом отношения между правителями Иерусалимского королевства и патриархами были мирными, однако периоды патриаршества Даиберта и Стефана из Ла-Ферте (1128-1130), стремившихся к независимости от королей, были отмечены конфликтами со светской властью.
Под властью крестоносцев в Иерусалиме велось активное храмовое строительство (подробнее см. ст. Иерусалим). В лат. Иерусалимском Патриархате несли служение как секулярные клирики, так и члены различных монашеских орденов; роль последних постепенно возрастала. В 1114 г. каноники храма Гроба Господня приняли Августина устав; из каноников-августинцев состояли также капитулы базилики Рождества Христова в Вифлееме, ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Назарете и ц. праотца Авраама на месте пещеры Махпела в Хевроне, где были погребены Авраам, Исаак и Иаков. Кроме того, августинцам принадлежали ц. Девы Марии на Сионе, или ц. Св. Сиона, ц. Вознесения на Елеоне и Купол скалы («храм Господень», Templum Domini). В XII в. были основаны несколько бенедиктинских, цистерцианских и премонстрантских мон-рей. После окончания 1-го крестового похода на территории Иерусалимского Патриархата действовали духовно-рыцарские ордены иоаннитов (см. Мальтийский орден) и тамплиеров, конгрегации госпиталитов, к-рые занимались опекой больных, паломников и неимущих. В 1187 г. султан Салах-ад-Дин (1174-1193), основатель династии Айюбидов, разгромил крестоносное войско при Хаттине и захватил большую часть Иерусалимского королевства, включая Иерусалим. Лат. население получило возможность покинуть город за выкуп; патриарший дворец был разрушен. Тем не менее в результате 3-го крестового похода (1189-1192) христианам удалось вернуть часть территорий, в т. ч. Акру (ныне Акко, Израиль; 1191), к-рая стала столицей т. н. Второго Иерусалимского королевства. В Акру был перенесен Патриарший престол; с 1262 г. лат. патриархи Иерусалима являлись по должности епископами Акры. Патриаршему престолу подчинялись 3 диоцеза: Лидда и Рамла, Вифлеем, Хеврон; их правящие епископы постоянно проживали в Акре (за исключением епископа Вифлеема, пребывавшего в 1229-1244 в своем кафедральном городе, который в этот период контролировался христианами). В юрисдикции Тирского архиепископа находились еп-ства Акра (до 1262), Сидон и Берит. Архиепископ Кесарии Приморской пребывал на территории своего диоцеза до разрушения города войсками мамлюкского султана Бейбарса I (1260-1277) в 1265 г. В Акре жил и архиепископ Назарета, имевший возможность вернуться в свой диоцез в 1229-1263 гг., когда был восстановлен контроль крестоносцев над городом; находившаяся в юрисдикции архиепископа Назарета кафедра Тивериады оставалась вакантной вплоть до временного перехода Галилеи под власть крестоносцев (1241). Кафедры Керака и Севастии оставались вакантными, хотя в XIII в. папы назначали на них титулярных епископов.
В янв. 1229 г. имп. Свящ. Римской империи Фридрих II Штауфен (1220-1250), руководивший 6-м крестовым походом (1228-1229), и султан аль-Камиль (1218-1238) заключили договор сроком на 10 лет, в соответствии с которым под контроль крестоносцев переходили весь Иерусалим, кроме Храмовой горы, а также Вифлеем, Назарет, Лидда и сеньории Торона и Сидона, однако христианам запрещалось восстанавливать стены Иерусалима, а мусульмане продолжали владеть Храмовой горой. Лат. патриарх Геральд Лозаннский (1225-1239) не только отказался переселяться в Иерусалим, но и наложил на город интердикт, под страхом отлучения запретив кому-либо сопровождать Фридриха II. В последующие годы Иерусалим неск. раз переходил из рук в руки; в авг. 1244 г. город был взят хорезмийцами, к-рые заключили договор с егип. султаном ас-Салихом Айюбом (1240-1249), что означало окончательную потерю христианами власти над городом. После неудачи 8-го крестового похода (1270) Иерусалимское королевство, ослабленное внутренними конфликтами, вступило в последний период своего существования, который завершился взятием Акры мамлюками в 1291 г. В 1295-1847 гг. лат. Иерусалимский Патриархат был номинальным, а титулярные лат. патриархи Иерусалима проживали в Риме; в 1374 г. патриаршей базиликой стала ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. Попечение о св. местах в Палестине было поручено ордену францисканцев, деятельность к-рого была разрешена егип. султанами. В 1342 г. папа Климент VI (1342-1352) буллами «Gratias agimus» и «Nuper carissimae» объявил о создании кустодии Св. земли. Кустодия являлась провинцией ордена францисканцев, а ее глава, юрисдикция к-рого распространялась на весь Ближ. Восток, был наделен полномочиями апостольского делегата и викария.
Латинский Иерусалимский Патриархат был восстановлен буллой «Nulla celebrior» папы Римского Пия IX от 23 июля 1847 г. в результате дипломатических контактов между Османской империей, контролировавшей Иерусалим, и Францией. Патриархом стал Джузеппе Валерга (1847-1872), основавший 12 приходов и семинарию в Бейт-Джале; в сев.-зап. части Старого города был построен сокафедральный собор Пресв. Имени Иисусова в неоготическом стиле.
В настоящее время латинскому патриарху Иерусалима подчиняются приходы латинского обряда на территории Израиля, Палестинской автономии, Иордании и Кипра. В Назарете расположена резиденция территориального викария, к-рый окормляет общину арабов-католиков; общиной евреев-католиков управляет персональный викарий. Резиденции др. викариев находятся в Аммане (викариат Иордании) и Никосии (викариат Кипра). В 2008 г., после ухода в отставку 1-го лат. Иерусалимского патриарха араб. происхождения Мишеля Саббаха (1987-2008), его преемником стал Фуад Туаль. В 2012 г. в лат. Иерусалимском Патриархате насчитывалось 66 приходов; общее число верующих - 161 тыс. чел.
(Лат. Patriarchatus Antiochenus Latinorum) был создан после взятия Антиохии войсками Боэмунда Тарентского (1098; см. также ст. Антиохийское княжество). Первоначально крестоносцы признавали власть правосл. Антиохийского патриарха Иоанна IV Оксита как над греками, так и над латинянами, однако его положение было шатким: большое влияние имел еп. Альбары Петр Нарбонский; кроме того, мн. католич. епископы были рукоположены лат. патриархом Иерусалима. После обострения отношений с Византией в 1100 г. патриарх Иоанн покинул Антиохию, на его место был избран Бернард из Валанса, еп. Артахский († 1135). Он сместил большинство местных епископов, создал новую структуру Антиохийского Патриархата; количество диоцезов сократилось при увеличении их территорий; впосл. были учреждены новые еп-ства - в нач. XII в. их насчитывалось 5, к 30-м гг. XII в.- ок. 14. Так, ок. 1099 г. возникло лат. архиеп-ство Эдесса. В 1108 г. по Девольскому договору между антиохийским кн. Боэмундом I Тарентским и визант. имп. Алексеем I Комнином формально была восстановлена власть правосл. патриарха Антиохии, хотя реальных последствий это соглашение не имело. По мере завоеваний обострялись споры между Л. П. Иерусалима и Антиохии о подчинении новых диоцезов, напрямую связанные с политическими разногласиями крестоносцев. По решению Папского престола к лат. Патриархату Антиохии было присоединено еп-ство Триполи (основано в 1110), тогда как Тир, Берит, Сидон и Акра отошли лат. патриарху Иерусалима. Лат. патриарх Антиохии играл заметную роль как в международных отношениях на Ближ. Востоке, так и в непосредственном адм. управлении. К кон. XII в. территория Патриархата расширилась за счет о-ва Кипр. В ходе противостояния Раймонда Рубенида с Боэмундом IV последний, также находясь в конфликте с Папским престолом, в 1206 г. изгнал лат. патриарха, поставив на его место правосл. иерарха, но после примирения с папой Римским в 1209 г. кафедру Антиохии вновь занял лат. патриарх. После взятия Антиохии мамлюками в 1268 г. патриарх Опицо деи Фьески бежал в Рим. С этого времени лат. Патриархат Антиохии стал номинальным; резиденция титулярных лат. патриархов Антиохии находилась в Риме, в базилике Санта-Мария-Маджоре. С 1953 г. престол лат. патриарха Антиохии оставался вакантным, в янв. 1964 г. папой Римским Павлом VI титул был упразднен.
(Лат. Patriarchatus Constantinopolitanus Latinorum) был основан после взятия К-поля войсками крестоносцев (1204) и основания Латинской империи в К-поле. В связи с избранием императором Балдуина I венецианцам, не получившим светской власти, была предоставлена возможность избрать из своего клира патриарха на К-польский престол. Им стал субдиак. Томмазо Морозини († 1211), на тот момент отсутствовавший в городе. В послании от 21 янв. 1205 г. папа Римский Иннокентий III не признал каноничность этих выборов, но т. к. Морозини на них не присутствовал, папа не счел нужным осуждать его и подтвердил его титул. С 5 по 27 марта папа последовательно рукополагал Морозини во диакона, священника и епископа, даровав ему 30 марта паллий. Кроме того, ему были предоставлены особые привилегии, напр. право помазания королей. Папа существенно ограничил полномочия К-польского капитула, состоявшего исключительно из венецианцев, в избрании патриарха. Впосл. большинство патриархов непосредственно назначались папами, хотя и являлись венецианцами. Также папа Иннокентий III добился возможности назначения в капитул не являвшихся венецианцами каноников (нередко из числа легатов), что, однако, лишь немного ограничило стремление Венецианской республики иметь собственную систему церковного управления, связанную со светской и с церковной (патриарх Градо) администрациями. При этом низшая иерархия лат. К-польского Патриархата почти не претерпела изменений. На протяжении первых лет после завоевания не прекращались споры между «франкской» и венецианской партиями о разделе приходов и подчинении патриарху. Из-за этого преемник Морозини был избран лишь на IV Латеранском Соборе (1215), когда папа Иннокентий III утвердил «франкского» кандидата Гервасия (впрочем, также венецианца по происхождению). Тогда же было установлено первенство лат. Патриархата К-поля перед др. Л. П. Споры между 2 партиями возобновились после смерти Гервасия (1219). Новый патриарх Матфей (1221), назначенный папой, продолжил политику притеснения «франкских» клириков. В 1225 г. власть лат. патриарха К-поля была укреплена: папа Римский Гонорий III установил, что лишь особое папское распоряжение может отлучить его от Церкви или лишить титула. После смерти Матфея (1226) нарушилась монополия венецианцев на титул патриарха: изначально он был предложен Жану Альгрену, но после его отказа Патриарший престол занимали Симон Тирский (происхождение неизв.) и Никколо ди Кастро Арквато. Оба пытались проводить самостоятельную политику при поддержке папства. В 1253 г. патриархом был назначен венецианец Панталеоне Джустиниани. В условиях опасности для существования Латинской империи папа Римский был вынужден т. о. усилить консолидацию с Венецианской республикой. После восстановления Византийской империи Джустиниани бежал в Кандию (ныне Ираклио, о-в Крит), а затем его резиденция располагалась на Эвбее и в Венеции. Последующие патриархи жили в Венеции и Риме. В результате Ферраро-Флорентийской унии произошло объединение правосл. и лат. Патриархатов К-поля. Первое время после смерти патриарха Григория III Маммы лат. патриархами К-поля были принявшие унию правосл. иерархи - бывш. Киевский митр. Исидор, затем бывш. митр. Виссарион Никейский. После основания в 1742 г. апостольского викариата К-поля (с 1990 апостольский викариат Стамбула) лат. Патриархат К-поля стал титулярным; с 1948 г. он оставался вакантным до упразднения папой Павлом VI в янв. 1964 г.
(Лат. Patriarchatus Alexandrinus Latinorum) был титулярным с момента основания в 1-й четв. XIII в. Вероятно, его учреждение было связано с желанием дополнить уже существовавшие лат. аналоги вост. Патриархатов. Самое раннее упоминание о лат. патриархе Афанасии относится к 1219 г., но постоянным титул стал с 1310 г., когда он был дарован папой Римским Климентом V доминиканцу Эгидию из Феррары, ранее занимавшему Патриарший престол Градо. Кафедрой лат. патриарха Александрии в Риме являлась базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. С 1954 г. титул был вакантным, в янв. 1964 г. папа Павел VI упразднил его.
(Лат. Patriarchatus Indiarum Occidentalium; испан. Patriarcado de las Indias Occidentales). 26 июля 1513 г. арагонский кор. Фердинанд II отправил папе Римскому Льву X прошение о присвоении королевскому капеллану еп. Хуану Родригесу де Фонсеке, возглавлявшему Совет Индий, титула патриарха открытых и завоеванных земель, однако о дальнейшей судьбе этого прошения ничего не известно. Почетный титул был учрежден 11 мая 1524 г. папой Римским Климентом VII. Предположительно 1-м лат. патриархом Западных Индий стал Антонио де Рохас Манрике, архиеп. Гранады.
В 1560 г. испан. кор. Филипп II отправил папе Римскому Пию IV прошение о наделении лат. патриарха Западных Индий юрисдикцией, однако эта инициатива не получила поддержки Папского престола. Регулярно титул стал присваиваться с 1602 г., когда были оставлены попытки придать ему реальную силу. 10 марта 1762 г. бреве папы Римского Климента XIII титул патриарха Западных Индий был объединен с должностью Генерального военного викария (Vicariato General Castrense) Испанского королевства. После смерти в 1963 г. Леопольдо Эйхо-и-Гарая, еп. Мадрида и Алькала, титул не присваивался.
(Лат. Patriarchatus Lisbonensis; португ. Patriarcado de Lisboa). К нач. XVIII в. королевская капелла оказывала большое влияние на религ. жизнь Португалии. Особое значение она имела также для португ. кор. Жуана V, который в 1709 г. создал при ней капитул, а в 1710 г. добился от папы Римского Климента XI присвоения статуса коллегиальной церкви (булла «Apostolatus ministerio»). 7 нояб. 1716 г. папа Климент XI разделил диоцез Лиссабона между архиепископом и патриархом, резиденция к-рого находилась при Королевской капелле во дворце Рибейра (Santa Igreja Patriarcal). Буллой «Gregis dominici cura» от 3 янв. 1718 г. понтифик подтвердил титул патриарха за капелланом Томашом ди Алмейдой, к-рому 3 окт. того же года был дарован сан архиепископа. Поддержка папой Климентом XI инициатив кор. Жуана V связывалась в первую очередь с активным участием Португалии в антиосманской коалиции. Однако 13 дек. 1740 г. буллой папы Римского Бенедикта XIV «Salvatoris nostri Mater» Лиссабонское архиеп-ство было объединено с Патриархатом; почетный титул патриарха сохраняется за архиепископом Лиссабона.
(Лат. Patriarchatus Indiarum Orientalium; португ. Patriarcado das Índias Orientais). С 1572 г. архиепископ Гоа обладал титулом примаса Востока. После португ. революции 1832-1834 гг. и введения антиклерикального законодательства обострилось противостояние между португ. правительством и Папским престолом, что привело к изданию папой Римским Григорием XVI буллы «Multa praeclare» (24 апр. 1838), в соответствии с к-рой из юрисдикции архиепископа Гоа, находившегося под португ. королевским патронатом, были изъяты диоцезы Кочин, Кранганур и Майлапур; управление ими поручалось апостольским викариям, назначенным Римом. Т. о., архиепископство Гоа было ограничено португ. колониями в Индии, но местное португ. духовенство отказалось подчиниться булле. Длительный конфликт, известный как «Гоанская схизма», был урегулирован только к 1886 г., когда между Португальской империей и Папским престолом был заключен конкордат. 1 сент. того же года папа Римский Лев XIII издал буллу «Humanae Salutis Auctor», по к-рой архиепископу Гоа был присвоен титул патриарха при сохранении патроната. В 1961 г. территория Португальской Индии вошла в состав Индии, что привело к выходу из-под управления патриарха большинства диоцезов. В 1975 г. Патриархат потерял статус архиеп-ства, т. к. из юрисдикции патриарха были изъяты диоцезы Макао в Китае и Дили на Вост. Тиморе. 25 нояб. 2006 г. папа Римский Бенедикт XVI (см. Ратцингер Й.) вернул статус архиепископства кафедре Гоа; под ее управление был передан диоцез Синдхудург.