(ЛПЦ), самоуправляемая Церковь в Латвии в составе Московского Патриархата. Самостоятельность предоставлена патриархом Тихоном 19 июля 1921 г. и восстановлена 22 дек. 1992 г. в соответствии с томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Кафедральный город - Рига. Кафедральный храм - собор Рождества Христова в Риге. Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов; с 23 июля 1989 епископ, с 25 февр. 1994 архиепископ, с 25 февр. 2002 митрополит). ЛПЦ включает 2 епархии (Рижская и Латвийская, Даугавпилсско-Резекненская) и 1 вик-ство (Елгавское в составе Рижской епархии), делится на 6 благочиний: Рижское, Даугавпилсское, Мадонское, Лиепайское, Резекненское, Валмиерское. На авг. 2015 г. на территории ЛПЦ было 125 приходов (в 19 богослужения велись полностью или частично на латыш. яз.), 4 мон-ря (мужской и 3 женских); служат 85 священников, 22 диакона.
(Историю Православия в Латвии до 1920 см. в статьях Латвия и Рижская и Латвийская епархия). В февр. и авг. 1920 г. в Латвийской Республике состоялись собрания духовенства и представителей правосл. приходов Латвии, на которых было принято решение об актуальности создания самоуправляемой Церкви. Предстоятелем ЛПЦ избрали архиеп. Пензенского и Саранского сщмч. Иоанна (Поммера). Избранный на собрании Синод ЛПЦ МВД Латвии 20 нояб. 1920 г. официально признало руководящим органом управления ЛПЦ. 19 июля 1921 г. патриарх Тихон даровал ЛПЦ самоуправляемость и самостоятельность в делах церковно-хозяйственных, церковно-адм., школьно-просветительских и церковно-гражданских.
В 1920 г. в Латвии проживали 138 803 правосл. верующих (8,7% населения страны). В ходе военных действий первой мировой войны 12 правосл. храмов были полностью разрушены, многие серьезно пострадали. Часть церквей не действовала из-за нехватки священнослужителей. Весной 1920 г. в Латвии было ок. 70 приходов, к нач. 1921 г. открылось еще 50 приходов, а к 1923 г. зарегистрировано 130 приходов. 19 июля 1921 г., за 5 дней до прибытия в Ригу архиеп. Иоанна, правительство официально передало резиденцию правосл. архиерея - рижский во имя прп. Алексия, человека Божия, мужской монастырь - Римско-католической Церкви. Протестуя против отнятия у ЛПЦ мон-ря, архиеп. Иоанн поселился в подвале кафедрального собора Рождества Христова, к-рый Правительство Латвии объявило гос. собственностью, переданной Церкви лишь в пользование. В первые годы существования Латвийской Республики ЛПЦ, по сообщениям архиеп. Иоанна, подвергалась гонению. Несмотря на настойчивые требования правительства последовать примеру Эстонской Православной Церкви, которая в нарушение церковных канонов в 1923 г. перешла в юрисдикцию К-польского Патриархата, архиеп. Иоанн оставался верным Матери-Церкви. В связи с такой позицией предстоятеля ЛПЦ власти вплоть до 1926 г. не признавали за ней прав юридического лица и притесняли православных: в этот период у ЛПЦ были отняты нек-рые храмы, здания ДС и ДУ, значительные участки церковной земли, в Риге была уничтожена привокзальная часовня во имя св. Александра Невского. Отнятие у ЛПЦ храмов аргументировалось тем, что они во времена Российской империи были построены за гос. счет, поэтому на основании советско-латвийского мирного договора 1920 г. являются не церковной, а гос. собственностью. Как отметил в речи на Вселатвийском Соборе ЛПЦ 30 окт. 1923 г. архиеп. Иоанн, положение Церкви «характеризует полнейшая нищета, а также ненависть и злоба, которыми окружена Латвийская Православная Церковь».
Во 2-й пол. 20-х - 1-й пол. 30-х гг. ХХ в. духовное и материальное положение ЛПЦ стабилизировалось. Благодаря тому что архиеп. Иоанн в 1925 г. был избран депутатом 2-го сейма, а затем последовательно избирался депутатом 3-го и 4-го сеймов, голос в защиту правосл. Церкви постоянно звучал с высшей законодательной трибуны страны. 8 окт. 1926 г. правительство утвердило «Правила о положении Православной Церкви», в соответствии с которыми ЛПЦ получила права юридического лица. С 1925/26 бюджетного года правительство стало выделять ЛПЦ гос. дотации (22,5 тыс. латов в год), что позволило расходовать средства на проведение неотложных ремонтных работ. Всего в 1921-1930 гг. были сооружены более 10 храмов, неск. церквей были восстановлены. Размерами и особенностями архитектуры выделялись церкви в г. Яунлатгале (ныне Пыталово Псковской обл.) и в с. Шкилбене. В Риге было завершено строительство храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, начатое еще до первой мировой войны. Благодаря процессу реэвакуации из Советского Союза церковного имущества ЛПЦ удалось частично решить проблему нехватки колоколов и утвари. 1 дек. 1926 г. возобновила работу Рижская ДС.
В 1925 г. в Латвии проживали 167 538 православных, действовали 137 приходов. В сер. 30-х гг. число приходов увеличилось до 152: среди них 76 русских, 74 латышских, немецких и эстонских, общее число православных составило ок. 174,38 тыс. чел. (57,6 тыс. латышей, 103 438 русских, 8,52 тыс. белорусов, 1,13 тыс. эстонцев, 587 немцев и 3105 представителей др. национальностей). Из 124 священнослужителей 79 были русскими, 45 - латышами.
В ночь на 12 окт. 1934 г. архиеп. Иоанн принял мученическую кончину. Преступление осталось нераскрытым, несмотря на долгое следствие. Еще при жизни архиеп. Иоанн говорил о необходимости поставления еще одного епископа в Латвии, отмечая, что, «если не сделаем мы, это сделают другие», но ввиду сложных обстоятельств того времени это не было сделано, и Латвийская Церковь осиротела, оставшись без епископа. После убийства архиерея давление латв. правительства на ЛПЦ с целью перехода ее в юрисдикцию К-польского Патриархата резко усилилось. Не была исполнена воля архиеп. Иоанна о погребении его в кафедральном соборе, местом упокоения владыки стало рижское Покровское кладбище.
Заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) возложил временное управление ЛПЦ на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского). Однако МИД Латвии отказал митрополиту во въезде в страну, а Синод ЛПЦ, действуя под давлением МВД, не признал его канонических прав. После мученической кончины архиеп. Иоанна состав Синода был практически полностью обновлен, и новый Синод в авг. 1935 г. обратился к патриарху К-польскому Фотию II с просьбой принять ЛПЦ в свою юрисдикцию, 11 нояб. попросил даровать Латвийской Церкви автономию по образцу Эстонской Церкви. Томосом от 4 февр. 1936 г. уже новый патриарх К-польский Вениамин I даровал ЛПЦ «автономию в ее внутреннем правлении и ведении дел». Согласно томосу, Церковь стала называться Православная Латвийская митрополия. Поскольку переход ЛПЦ в юрисдикцию К-поля был сделан без канонического отпуска из РПЦ, Синод Русской Церкви не признал законность данного акта. Накануне выборов главы ЛПЦ по распоряжению МВД был изменен ее устав: все важные вопросы церковной жизни - выборы епископов, учреждение новых епархий и вик-ств и др.- должны были решаться лишь с согласия органов гос. власти. 10 марта 1936 г. на Вселатвийском церковном Соборе главой ЛПЦ был избран прот. Август Петерсон (пострижен в рясофор и наречен Августином), который 29 марта был хиротонисан в Риге во епископа Рижского и всея Латвии с возведением в сан митрополита. Его хиротонию совершили архиереи к-польской юрисдикции во главе с митр. Фиатирским Германом (Стринопулосом). Для упрочения автономного статуса ЛПЦ было принято решение образовать 2 викариатства - Елгавское и Ерсикское (с 1939 Мадонское викариатство). 27 сент. 1936 г. Иаков (Карп) был хиротонисан в Риге во епископа Елгавского, а 17 июля 1938 г. Александр (Витолс) хиротонисан в Даугавпилсе во епископа Ерсикского (позднее епископ Мадонский). Инициатива образования викариатств также исходила от латв. правительства.
На Вселатвийском церковном Соборе, созванном в июле 1936 г., переизбрали Синод, а также внесли изменения в устав: ограничивалось приходское самоуправление, причт прихода назначался, перемещался или увольнялся только предстоятелем ЛПЦ и Синодом.
В авг. 1936 г. Синод ЛПЦ принял решение упразднить ДС и на ее основе открыть Православный богословский ин-т. Несмотря на то что большинство правосл. мирян и священников Латвии были русскоязычными, по распоряжению митр. Августина преподавание в ин-те осуществлялось на латыш. языке, а преподаватели, не знавшие его, были уволены.
Митр. Августин требовал переводить богослужение во всех латв. храмах на латыш. язык, а при храмах, у к-рых были только рус. приходы, открывать и латышские. В большинстве латв. приходов служба совершалась на церковнослав. языке, поэтому нововведения митрополита вызвали открытое недовольство как мирян, так и духовенства, особенно в латгальских приходах, в которых большинство верующих не понимали латыш. языка. Т. н. языковая реформа митр. Августина провалилась. Даже приходские священнослужители, свободно владевшие латыш. языком, понимали, что такими мерами можно лишь оттолкнуть часть прихожан от храмов, поэтому продолжали служить на церковнославянском.
Еще одной акцией митр. Августина, вызвавшей повсеместный протест прихожан, была попытка перевести ЛПЦ на новый календарный стиль. Об этом было объявлено в дек. 1936 г. Протестуя против этого нововведения, прихожане не посещали храмы в праздничные дни по н. с. Уже в дек. 1936 г. представители латгальского духовенства попросили митрополита пересмотреть свое решение о переходе Церкви на новый календарь. Митр. Августин попытался снять с себя ответственность за принятие непопулярного решения и в то же время заявил, что «если на местах невозможно провести это решение в жизнь», то он «со своей стороны не будет возражать против отмечания праздников и по старому, и по новому стилю». В 1937 г. единого порядка не было, каждый настоятель сам решал, подстраиваясь под настроения прихожан, какому календарю следовать. К 1938 г. во всех храмах Видземе и частично Курземе богослужения совершали на латыш. языке и по григорианскому календарю (коренное население этих мест не знало рус. яз.).
В нач. 1937 г. политуправление МВД отмечало, что среди православных латвийцев усилилась оппозиция власти митр. Августина, каждое его распоряжение сопровождалось критикой, также среди православных были разговоры о том, что истинным руководителем ЛПЦ являлся не митр. Августин, а начальник Управления духовных дел МВД Э. Диминьш, митрополит только выполнял его распоряжения. В 1939 г. предполагалось созвать очередной церковный Собор. Однако митр. Августин, почувствовав непрочность своих позиций, на заседании Синода 20 апр. 1939 г. предложил отложить созыв Собора и продлить срок полномочий действовавшего Синода. Синод согласился с его мнением и изменил статью Устава ЛПЦ: периодичность созыва Собора увеличилась с 3 до 5 лет, а полномочия Синода продлились еще на 2 года.
После установления в июне 1940 г. в Латвии советской власти начались репрессии против представителей ЛПЦ. Церковь потеряла почти 1/8 причта. Была запрещена церковная деятельность вне церковных стен, были развернуты кампании против религии и священников в СМИ. Уже летом 1940 г. было запрещено преподавание Закона Божия в школах. У Церкви была национализирована вся собственность, а на духовенство накладывались непомерные налоги.
В дек. 1940 г. в Ригу прибыл архиеп. Дмитровский Сергий (Воскресенский), который стал полномочным представителем Московского Патриархата в Прибалтике после смерти 31 дек. 1940 г. митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского). Указами Московской Патриархии 24 февр. 1941 г. архиеп. Сергий был назначен митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии, 24 марта того же года был учрежден Экзархат Латвии и Эстонии, в состав к-рого вошли Латвийская и Эстонская епархии. 28 марта митр. Августин в Богоявленском кафедральном соборе Москвы принес публичное покаяние и был принят в литургическое общение. 11 апр. того же года он подписал протокол последнего заседания Синода, передал все дела Экзаршему управлению и ушел на покой. Ему оставили возможность служить в рижском кафедральном соборе Рождества Христова и управлять несколькими приходами. Окормление латв. приходов митр. Сергий поручил еп. Мадонскому Александру (Витолсу), местом его пребывания стала Рига, кафедрой - рижская Вознесенская латыш. церковь. Т. о., существование ЛПЦ было прервано; статус самостоятельности ЛПЦ, канонично дарованный патриархом Тихоном, упразднен.
В годы Великой Отечественной войны территория Латвии входила в состав Экзархата Латвии и Эстонии, которым управлял митр. Сергий. Экзархат был перерегистрирован нем. оккупационными властями 20 авг. 1942 г. как Православный Экзархат Литвы, Латвии и Эстонии. В годы нем. оккупации Экзаршим управлением была организована активная миссионерская деятельность на территории Остланда и сев.-зап. районов России, в т. ч. работа Псковской миссии, основу к-рой составляло духовенство Латвии. Погибший 29 апр. 1944 г. экзарх митр. Сергий (Воскресенский) всегда почитался в правосл. Церкви, место его упокоения на рижском Покровском кладбище бережно сохраняется верующими. После вхождения советских войск в Прибалтику, осенью 1944 г., Экзархат прекратил свое фактическое существование. По окончании войны правосл. приходы на территории Латвии были в юрисдикции Московского Патриархата и управлялись архиереями с титулом «Рижский и Латвийский» (см. ст. Рижская и Латвийская епархия).
Верховный Совет Латвийской ССР 4 мая 1990 г. принял Декларацию о восстановлении независимости Латвийской Республики, 21 авг. 1991 г.- Конституционный закон о гос. статусе, в к-ром было объявлено о фактическом восстановлении гос. независимости Латвии. В этой связи остро встал вопрос о правовом статусе правосл. Церкви и ее праве на недвижимое имущество, принадлежавшее ЛПЦ до 1940 г. 2 июля 1992 г. министр юстиции приостановил передачу собственности ЛПЦ до того, как будет восстановлен ее статус и будет доказана ее правопреемственность на собственность.
5 июля 1991 г. ЛПЦ был официально передан рижский кафедральный собор Рождества Христова, в котором сразу же начались восстановительные работы. 11 авг. 1992 г. Синод РПЦ принял решение о восстановлении названия ЛПЦ и даровании ей статуса самоуправляемой самостоятельной Церкви. Правящему архипастырю был возвращен титул «Рижский и всея Латвии». 22 дек. того же года патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал томос, к-рым, «подтверждая решение святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, № 1026 от 6/19 июля 1921 года о даровании Православной Церкви в Латвии самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских», предоставил ЛПЦ самостоятельность в административных, хозяйственных, образовательных вопросах, сохранив при этом ЛПЦ в канонической юрисдикции Московского Патриархата. Т. о., патриарх Алексий II подтвердил, что совр. Православная Церковь в Латвии является правопреемницей ЛПЦ до второй мировой войны. 29 дек. 1992 г. в рижском Свято-Троицком соборе состоялся Епархиальный съезд, который стал 1-м Собором ЛПЦ. Был оглашен томос патриарха Алексия II о самостоятельности Церкви. На Соборе был принят Устав (за его основу был взят Устав 1936 г.), к-рый 30 дек. был зарегистрирован в латв. Мин-ве юстиции. Согласно Уставу ЛПЦ, полнота канонической власти сосредоточена в руках предстоятеля, служение которого является пожизненным. Ему принадлежит решающий голос во всех вопросах церковной жизни. Для решения важнейших вопросов жизни ЛПЦ предстоятель может созвать церковный Собор, на к-ром председательствует. Членами Собора являются архипастыри ЛПЦ, представители клира, монашествующих и мирян. Собор избирает Синод, состоящий из 6 священников, в промежутках между Соборами Синод является совещательным органом при предстоятеле. Правящий архипастырь и архиереи ЛПЦ состоят членами Синода по должности. При Синоде работают канцелярия и ряд отделов: богослужебный, миссионерский, образования и катехизации, издательский, социального служения, межконфессиональный, иконописно-архитектурный, юридический, паломнический, а также пресс-служба и служба протокола.
Первым предстоятелем возрожденной ЛПЦ стал еп. Александр (Кудряшов). 19 авг. 2006 г. был хиротонисан викарный еп. Даугавпилсский Александр (Матрёнин). 12 марта 2013 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение о преобразовании Даугавпилсского викариатства в отдельную Даугавпилсско-Резекненскую епархию, выделенную из состава Рижской. Предстоятелем новообразованной епархии стал еп. Александр (Матрёнин) с титулом «Даугавпилсский и Резекненский».
19 марта 2014 г. Синод РПЦ утвердил состоявшееся на Синоде ЛПЦ 11 окт. 2013 г. избрание клирика Рижской епархии игум. Иоанна (Сичевского) епископом Елгавским, викарием Рижской епархии. Т. о. было восстановлено Елгавское вик-ство в составе Рижской епархии.
На основании Закона Латвийской Республики «О возвращении собственности религиозным организациям» ЛПЦ была возвращена вся собственность, принадлежавшая ей до июня 1940 г. 7 сент. 1995 г. сеймом Латвии был принят (26 сент. обнародован) Закон «О религиозных организациях», цель к-рого - гарантировать жителям Латвии право на свободу в области религии.
С 1991 г. было построено или восстановлено 35 правосл. храмов. С нач. 90-х гг. XX в. правосл. богослужения стали регулярно совершать в больницах, в домах престарелых, в воинских частях и местах заключения, была восстановлена Никольская ц. в Рижской центральной тюрьме, открыты еще несколько храмов в местах заключения. В 1993 г., спустя более чем полвека после закрытия, было принято решение о восстановлении Рижской ДС. Ректором ДС стал правящий архипастырь (в 2015 состоялся 18-й выпуск). В 1996 г. были внесены поправки в Закон «О религиозных организациях», согласно которым уроки «Христианского учения» в общеобразовательных школах финансировались из гос. бюджета. В 1998 г. был принят новый закон об образовании, позволивший учащимся общеобразовательных школ по выбору изучать «Христианское учение» или «Этику» или оба предмета одновременно. В 2001 г. при Синоде ЛПЦ был создан Отдел образования и катехизации. В 2004 г. Мин-во образования Латвии приняло решение, что по желанию родителей в 3 классах начальной школы будут изучать «Христианское учение» или «Этику» как обычный предмет. ЛПЦ при Рижской ДC были организованы 3-месячные курсы для учителей - преподавателей курса «Христианское учение». С 2005 г. эти курсы стали регулярными, в настоящее время в школах Латвии работают ок. 50 правосл. учителей, преподающих курс «Христианского учения».
С 1997 г. выходит офиц. печатный орган ЛПЦ - газ. «Виноградная лоза». Издаются календари на латыш. и рус. языках, газ. «Православная жизнь» Даугавпилсско-Резекненской епархии, книги и брошюры на церковнослав., латыш. и рус. языках. В 2015 г. к 170-летию правосл. богослужения на латыш. языке были изданы 8 книг на латыш. языке, в т. ч. полный молитвослов и катехизис. С 2001 г. в Даугавпилсе работает студия документальных фильмов ЛПЦ.
Восстановлены традиции ежегодных крестных ходов: с 17 авг. 1998 г. из Риги в Спасо-Преображенскую пуст. с иконой Божией Матери «Достойно есть»; с 21 сент. 2000 г. (в праздник Рождества Пресв. Богородицы) - из г. Зилупе к св. источнику в Ополи.
24 сент. 2001 г. Собор ЛПЦ с благословения патриарха Алексия II и Синода РПЦ принял решение о прославлении сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского, в лике местночтимых святых, 14 июля 2003 г. состоялось обретение св. нетленных мощей сщмч. Иоанна. Вскоре почитание сщмч. Иоанна стало общецерковным.
21-23 июня 2004 г. в Ригу была привезена чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Это торжество собрало свыше 200 тыс. чел. и вызвало всеобщий духовный подъем, христиане всех конфессий стремились поклониться святыне. 28-29 дек. того же года в Ригу были привезены мощи св. преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, 29 сент.- 3 окт. 2007 г.- мощи св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского, 24-28 окт. 2008 г.- мощи св. ап. Андрея Первозванного. За эти дни кафедральный собор, в котором находились святыни, посетили более 150 тыс. чел. В 2008 г. был создан список утраченной во время первой мировой войны Якобштадтской иконы Божией Матери и освящен в Москве в кремлевской Ризоположенской ц. патриархом Алексием II. Он говорил о том, что вскоре состоится всеобщее прославление этой святыни. В Ризоположенском храме сразу после освящения совершилось чудо мироточения и кровоточения от новоосвященного образа в присутствии множества людей. 19 июля Якобштадтская икона была внесена в рижский кафедральный собор Рождества Христова, а 25-26 июля перенесена в Екабпилсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монастырь. В наст. время чудотворный Якобштадтский образ является чтимой святыней ЛПЦ, привлекающей многочисленных паломников. На икону возложен драгоценный оклад, изготовленный на всенародные пожертвования.
27-29 мая 2006 г. Латвию впервые посетил Первосвятитель РПЦ патриарх Алексий II.
16 февр. 2015 г. на очередном Соборе ЛПЦ особое внимание было уделено проблемам духовно-нравственного воспитания и работе с молодежью.
По информации латв. Мин-ва юстиции, на 2014 г. в Латвии насчитывалось ок. 370 тыс. православных. В большинстве приходов ЛПЦ богослужения совершаются на церковнослав. языке. Латыш. приходы имеют устойчивую тенденцию к росту количества прихожан, в т. ч. и за счет молодежи.
ЛПЦ уделяет значительное внимание вопросам духовного просвещения и воспитания. Помимо возрожденной в 1993 г. Рижской ДС при храмах действуют воскресные школы. Работает Рижская православная школа св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1992 г. было создано об-во милосердия и духовного просвещения «Нива Духовная» во имя св. прп. Сергия Радонежского. С 2007 г. ведет работу Православное об-во по работе с детьми и молодежью «Родник». Оно организовывает детские лагеря, воскресные школы, работает с дошкольниками. Отдел образования и катехизации ЛПЦ проводит курсы повышения квалификации преподавателей «Христианского учения» и курсы катехизаторов. С 2002 г. в Риге проходит ежегодная Международная правосл. педагогическая конференция «Церковь, семья и школа».
На территории Латвийской Республики действуют межконфессиональные организации: Об-во для поддержки семьи «Balta Zvaigzne» (Белая Звезда) (2009) и Объединение христианских медиков Латвии (2010). Обе организации созданы по благословению митр. Рижского и всея Латвии Александра и поддержаны главами Римско-католической и Евангелическо-лютеранской Церквей Латвии.
Действующие: рижский Сергиев во имя Св. Троицы мон-рь (женский, в Риге, в 1892 образована община, 31 дек. 1901 обращена в мон-рь), екабпилсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь (мужской, в Екабпилсе, основан в 70-х гг. XVII в., упразднен в 1817, восстановлен в 1993), Преображенская пуст. (женская, в пос. Валгунде Елгавского края, основана в 1895 при рижском Сергиевом мон-ре), илукстский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь (в г. Илуксте, основан в 1839 как мужской третьеклассный, 1 янв. 1881 преобразован в женский, закрыт в 1953, возрожден в 2014).
Упраздненные: рижский во имя прп. Алексия, человека Божия, монастырь (мужской, в Риге, основан в 1896, в 1921 сеймом ЛПЦ монастырский комплекс передан католич. Церкви).