[Греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Λαρίσης κα Τυρνάβου], епархия Элладской Православной Церкви, кафедра находится в г. Лариса (визант. Ларисса), кафедральный собор освящен во имя свт. Ахиллия Ларисского (1794). Ларисса являлась крупнейшим городом исторической обл. Фессалия. Когда во время адм. реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. из состава рим. пров. Македония была выделена пров. Фессалия, Ларисса стала гражданской, а впоследствии и церковной митрополией, Ларисскому архиерею были подчинены все епископы Фессалии. Первым епископом Ларисским был свт. Ахиллий, участвовавший во Вселенском I Соборе в Никее (325). Он проповедовал Христа среди язычников и, согласно Житию, 35 лет занимал Ларисскую кафедру (т. е. с 295). На акрополе Лариссы над могилой свт. Ахиллия была построена в VI в. 3-нефная базилика. Под ее полом были обнаружены раннехрист. сводчатые склепы с фресками. В нартексе сохранились фрагменты мозаичного пола. Военно-политическое значение города возросло после того, как имп. Юстиниан I обнес его стенами. Фессалия являлась частью диоцеза Иллирик, который находился под церковной юрисдикцией Рима. Ок. 732/3 г. она вошла в состав К-польского Патриархата. В средневизант. период Ларисса нек-рое время являлась главным городом фемы Эллада.
В 901 (918?) г. гарнизоном Лариссы командовал мч. Николай Новый Вуненский. Он вместе с отрядом был вынужден покинуть город, к-рый был захвачен арабами (или болгарами царя Симеона). Впосл. Николай подвизался в горах близ совр. Тирнавоса и в ущелье Вунени близ Кардицы. Мч. Николай является одним из наиболее чтимых святых в Фессалии. В 986 г. болг. царь Самуил захватил город и увез на Преспу мощи свт. Ахиллия Ларисского.
На акрополе к востоку от базилики свт. Ахиллия археологи обнаружили фундаменты церкви XI-XII вв., построенной на месте раннехрист. здания. Сначала это был однонефный храм, а затем его увеличили за счет пристроенной галереи.
После 4-го крестового похода кор. Фессалоники Бонифаций Монферратский передал Лариссу ломбардцам, в городе был поставлен лат. архиепископ. С XIII в. сохранились остатки здания лат. церкви (Франкекклисия). Вскоре Ларисса была присоединена к Эпирскому деспотату, и в 1212/13 г. греч. митр. Лефкады из рода Калоспитов был возведен на Ларисскую кафедру. При имп. Андронике II Палеологе Ларисская митрополия в списке митрополий переместилась с 34-го места на 41-е, ей подчинялось 25 епископий (Darrouzès. Notitiae. P. 396. N 17).
Еще до 1318 г. Ларисса перестала быть резиденцией митрополита, к-рая находилась то в Трикке (ныне Трикала), то в др. местах Фессалии. В 1318 г. свт. Киприан Ларисский получил разрешение у К-польского патриарха временно поселиться во вдовствующей Харменской епископии, а затем переместился в Трикку. Местопребывание Ларисских митрополитов вне Лариссы продолжалось в течение неск. столетий. В сер. XIV в. Фессалия вошла в состав Сербского царства. В 1393 г. Ларисса была захвачена турками и окончательно завоевана ими в 1423 г.
О достоинствах архиереев, занимавших Ларисскую кафедру в XIV-XVI вв., можно судить по прозвищам, данным им паствой: свт. Киприана именовали Чудотворцем, церковного писателя Антония - Новым Богословом и Исповедником, Дионисия - Милостивым, Марка - Молчальником и т. д. (Γριτσόπουλος. 1966. Σ. 132). Неустанную деятельность на благо порабощенного народа вел свт. Виссарион (1520-1541). Он выкупал пленных, строил мосты и дороги, организовывал общины греков, нашедших убежище в горах. Ларисские митрополиты покровительствовали созданию мон-рей в Фессалии. В нач. XVI в. митр. Дионисий вместе с иером. Никанором Анапавсом отстроил мон-рь свт. Николая Чудотворца (Анапавса). Свт. Виссарион основал в 1515-1522 гг. (или в 1527) мон-рь Дусику и помогал Метеорским монастырям. Его дело продолжил его племянник Ларисский митр. Неофит. Организатором антитур. восстаний 1600-1601 и 1611 гг. был Ларисский митр. Дионисий Скилософ.
Во время османского владычества число подчиненных Ларисскому митрополиту епископий сократилось. Согласно Синтагматию Иерусалимского патриарха Хрисанфа (1715), их осталось 8 (Димитриадская, Стагийская, Лицская и Аграфская, Скиафская и Скопелская, Гардикийская, Радовисдийская, Лидорикская, Фавмакская и Зитунийская), а в 1881 г., когда Фессалия была освобождена от тур. ига,- 5 (Фавмакская, Триккская, Стагийская, Гардикийская, Платамонская епископии (до 1881 подчинялась Фессалоникийскому митрополиту)). В 1896 г. Ларисская митрополия стала епископией, часть Фарсалской епархии была подчинена Ларисскому епископу, а часть Алмирской епархии - Димитриадскому. В 1899 (1900) г. Платамонская епископия была присоединена к Ларисской. Еп. Арсений (Афентулис) вел активную политическую деятельность, направленную против Э. Венизелоса, поэтому в 1917 г. он был вынужден покинуть кафедру и провел неск. лет в ссылке. В 1922 г. епископии Элладской Православной Церкви были возведены в ранг митрополий, в 1923 г. владыка Арсений вернулся на свою кафедру.
Митрополиты Димитрий (1956-1959) и Иаков (1960-1968) рукоположили большое число иереев, чтобы обеспечить приходы священниками. В 1965 г. был освящен новый кафедральный собор свт. Ахиллия. В 1977 г. митрополия получила совр. название. При митр. Серафиме в Ларису были возвращены мощи свт. Ахиллия и в митрополии велось активное храмостроительство.
В 2014 г. в Л. и Т. м. действовали 118 приходских храмов, 43 парекклисиона, 145 экзокклисионов, 32 кладбищенские церкви, 3 муж. монастыря (Комнинион, или Успения Пресв. Богородицы, и вмч. Димитрия Солунского, новомучеников Лесбосских Рафаила, Николая и Ирины близ Пирьетоса, прп. Никодима Святогорца близ Пирьетоса) и 3 жен. мон-ря (Преображения Господня близ Рапсани, Пресв. Богородицы Гликофилусы близ Рапсани, Благовещения Пресв. Богородицы и св. Иринея близ Пирьетоса).
В епархии созданы благотворительные орг-ции «Сбор пожертвований братолюбия и взаимопомощи» и «Хлеб насущный» (столовые для бедных), приют для девочек, дом престарелых «Панагия Армениотисса», донорский центр, школа визант. музыки «Святой Ахиллий», центр поддержки семьи, катехизаторские школы, церковный радиоканал, б-ка в митрополичьей резиденции. В годы экономического кризиса был открыт пункт раздачи продуктов и одежды нуждающимся и пункт оказания бесплатной медицинской помощи.
Свт. Ахиллий (295 - ок. 330); Александр (упом. в 343).
Василий (упом. в 431); Вигилянций (до 449 - после 458); Прокл (?-531); Стефан (531); Ахиллий (535-?); Иоанн (упом. в 592 и 597); Константин (упом. в 865); Евфимий (упом. в 870); Василий (упом. в 879); Иоанн (?-886; впосл. митрополит Синадский); Иаков (кон. IX или нач. X в.); Филипп (при К-польском патриархе Николае I Мистике - 901-907 и 912-925); Стилиан (упом. в 997); Стефан (нач. XI в.); Лев (упом. в 1032); Василий (упом. в 1084 и 1092); Георгий (упом. в 1107); Георгий (не позднее 1144 - после 1157); Иоанн (упом. в 1166); Василий (2-я пол. XII в.); Калоспит (1212/13 - после 1222; ранее митрополит Левкадский); Фома (упом. в 1264); Никандр (упом. в 1280 и 1285); свт. Киприан (1318-1332/33); Антоний (1333 - после 1363); Нил (упом. в 1367 и 1372/73); Иоасаф (1387-1401); Симеон (упом. в 1393/94); Галактион (XV в.); Неофит (упом. в 1486); Феодосий (упом. ок. 1490); Виссарион (ок. 1490-1499; ранее епископ Димитриадский); Дионисий (?-1510); свт. Марк (1510-1520; ранее епископ Триккский); свт. Виссарион (1520-1541; ранее епископ Стагийский); Неофит (1541-1565; племянник предыдущего); Феофан (упом. в 1569); Иеремия Транос (ок. 1568 или 1570-1572; впосл. патриарх К-польский Иеремия II); Даниил (1573-1575 или 1581); Димитрий (1575-1578); Иоасаф (1581 - кон. 1592 - нач. 1593); Неофит (упом. в 1584?); Пахомий (?); Дионисий Скилософ (кон. 1592 - нач. 1593-1601); Феона (1601-1603); Леонтий (1604-1609); Тимофей (1609-1616); Григорий (ранее 1619-1645/46); Паисий (1645/46-1652; ранее митрополит Эфесский, впосл. патриарх К-польский); Дионисий Вардалис (1652-1662; впосл. патриарх К-польский Дионисий III); Дионисий Серогланис (1662-1671; впосл. патриарх К-польский Дионисий IV); Иаков (1672 или 1674-1679; впосл. патриарх К-польский); Анфим (1679); Макарий (1680-1687/88); Парфений (1687/88-1713?); Дионисий (1688-1700); Мелетий (1702 или 1721); Парфений (упом. в 1707); Гавриил (1721 или 1722-1732); Иаков (1732-1749); Мелетий (1750-1768; впосл. патриарх К-польский); Макарий (1768); Мелетий (ранее 1788 или 1792); Дионисий Каллиархис (1792-1803; впосл. митрополит Эфесский); Рафаил (1803-1804); Порфирий (1808?); Гавриил Кангас (1806-1811); Поликарп Бификукис (1811-1818); Кирилл Вогасарис (1819-1820); Поликарп (1820-1821); Феодосий (1821); Мелетий (1832-1835); Анфим (1835-1837); Анания (1837-1853); Стефан (1860-1870); Иоаким (Крусулидис; 1870-1875; впосл. патриарх К-польский Иоаким IV); Неофит (Петридис; 1875-1896).
Амвросий (Кассарас; 1899-1910; ранее епископ Платамонский); Арсений (Афендулис; 1914-1917).
Арсений (Афентулис; 1923-1934); Дорофей (Коттарас; 1935-1956; впосл. архиеп. Афинский Дорофей III); Димитрий (Феодосис; 1956-1959); Иаков (Схизас; 1960-1968); Феолог (Пасхалидис; 1968-1974); Серафим (Орфанос; 1974-1977).
Серафим (Орфанос; 1977-1989); Димитрий (Бекьярис; 1989-1991; впосл. митрополит Гуменисский, Аксиупольский и Поликастрский); Дамаскин (Папахристу; митрополит Фтистидский, местоблюститель в 1991-1994); Игнатий (Лаппас; с 1994 по наст. время).