[Греч. Λαμπαδός] (Х в. (?)), прп. (пам. 5 июля). Сохранилось краткое житие этого святого, включенное в Синаксарь К-польской Церкви (SynCP. Col. 800) и др. визант. Синаксари. Л. с юности посвятил себя аскетической жизни. Он подвизался в пещере в окрестностях Иринополя. В Византии существовало неск. городов с таким названием. Поскольку в служебной Минее Sinait. gr. 625 (XI в.) уточняется, что Л. жил близ «Иринополя Декапольского» (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 271), исследователи установили, что речь идет об Иринополе в исаврийском Декаполе. Л. прославился как чудотворец, и к нему приходило множество верующих, прося о духовных наставлениях и исцелениях. После смерти Л. от его мощей продолжали происходить чудеса. Согласно Житию, мощи оставались в пещере подвижника. Однако в каноне, посвященном этому святому, анонимный гимнограф упоминает, что «мы обладаем ракой с мощами Л.»; архиеп. Сергий (Спасский) предположил, что речь идет о жителях К-поля, т. е. со временем мощи или часть мощей Л. были перенесены в столицу Византийской империи (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 255).
Хотя синаксари не содержат указаний на время жизни Л., болландисты считают, что это был Х в. (ActaSS. Iul. T. 2. Р. 246). Архиеп. Сергий полагал, что Л. жил не позднее Х в., т. к. указания на празднование его памяти вошли в агиографические памятники этого столетия (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 255).
В ряде визант. календарей сведения об Л. приводятся не под 5, а под 4 июля (напр., в синаксарях семейства В по классификации И. Делеэ - SynCP. Col. 797; PG. 117. Col. 524).
В греч. руководстве для иконописцев поствизант. времени - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730 - 1733) - описание внешности Л. помещено в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» (Ч. 3. § 13. № 70). При этом у Л., единственного из аскетов, обозначен возраст, нетипичный для этого вида подвига: «Молод, с короткой раздвоенной бородой», видимо, как отражение того, что святой удалился от мира в юности (Ерминия ДФ. С. 174).
В соответствии с чином преподобного Л. изображают в монашеских одеждах - мантии, рясе, в схиме, с куколем. Образ святого встречается в минейных циклах некоторых балканских храмов, напр., в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18),- погрудно и Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - в рост, борода клинообразная, волосы кудрявые с проседью, свиток в левой руке.
На миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в. РНБ. О.I.58. Л. 120 об.) Л. изображен в рост, седовласым, с большими залысинами на лбу, с клиновидной бородой средней длины, на нем коричневого цвета мантия, лиловый подрясник, схима, куколь на плечах, в правой руке держит крест, в опущенной левой - свернутый свиток.
В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) описание облика Л. включено под 5 июля: «…подобием стар, власы просты, надсед, брада, аки Николина, проста, риза едина ряска, в руках четки» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 381); перед ним следует рекомендация по изображению прп. Афанасия Афонского. В Строгановском подлиннике (1-я четв. XVII в.) по списку С. Т. Большакова память святого отсутствует, под 5 июля приведено описание только прп. Афанасия Афонского (Большаков. Подлинник иконописный). Изображение Л. не встречается и в иконописных минеях рус. традиции, где под 5 июля представлен образ прп. Афанасия Афонского.
В руководстве акад. В. Д. Фартусова, составленном в нач. XX в. «на основании исторических и археологических сведений», описания носят сопоставительно-предположительный характер. Так, о внешности Л., гл. обр. на основании Филимоновского подлинника, сказано: «Старец греческого типа, волосы просты, с проседью, борода невелика, кругла и проста; быв жителем пустыни, он одет был в одну власяницу и ходил босой. В хартии у него можно делать надпись, по житию: От юности постническому житию вдавшийся, и в вертепе пустынном до старости Богоугодно поживший» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 335).