Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАМБЕРТ
39, С. 722-728 опубликовано: 26 марта 2020г.


ЛАМБЕРТ

[Ландиберт; лат. Landibertus, Landbertus, Lambertus] († ок. 700, Леодий (ныне Льеж, Бельгия)), св. (пам. зап. 17 сент.), еп. Тунгров (Тонгра; ныне Тонгерен) и Моза-Траекта (ныне Маастрихт, Нидерланды).

Источники

Основные сведения о Л. содержатся в Древнейшем Житии святого (Vita Vetustissima - BHL, N 4677-4678), составленном в VIII в. Г. Кюрт и др. бельг. исследователи полагали, что Древнейшее Житие было создано после 718 г. (самая поздняя возможная дата перенесения мощей Л., к-рое состоялось через 13 лет после его гибели), но до кончины св. Губерта, преемника Л. на епископской кафедре († 30 мая 727). Между 743 и 750 гг. его использовал составитель раннего Жития св. Губерта (BHL, N 3993) (см.: Balau. 1903. P. 35; Van der Essen. 1907. P. 24-28; Kurth. 1919. P. 320, 332-336). Однако Б. Круш, подготовивший критическое издание текста, пришел к выводу, что Древнейшее Житие Л. могло быть создано после коронации Пипина Короткого в 751 г. (MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 308-310; Werner. 1980). Совр. исследователи относят составление Древнейшего Жития ко времени между кончиной еп. Губерта и созданием его Жития. Автор Жития Л. не был знаком со святым, но использовал рассказы его современников, напр., Теодоина, слуги Л. (Kupper. 1984. P. 6-7). Образцом для агиографа послужило Житие св. Элигия, еп. Новиомагского (Нуайонского), составленное св. Авдоином († 686), еп. Ротомагским (Руанским). На этом источнике основаны описания внешности и добродетелей Л., история его пастырской и миссионерской деятельности, перенесения его мощей и т. д. (Kurth. 1876. P. 101-112; Van der Essen. 1907. P. 25-28). Круш и др. исследователи полагали, что на Древнейшее Житие Л. повлияли также Житие св. Фурсы (BHL, N 3209-3210), созданное во 2-й пол. VII в., и «Диалоги» свт. Григория I Великого, папы Римского. Самые ранние рукописи Древнейшего Жития относятся к кон. VIII - нач. IX в. (Paris. lat. 12598. Fol. 50-61, легендарий из аббатства Корби; Vat. Palat. lat. 216. Fol. 52v-75r, сборник проповедей предположительно из Реймса или Льежа).

Древнейшее Житие было составлено для чтения во время богослужения в день памяти Л. «ради поучения собравшихся христиан». Однако, оправдывая «простоту» и «безыскусность» своего стиля, агиограф обращается и к читателям. Язык Жития отличается от классической формы лат. языка и отражает заключительный этап перехода к романскому языку накануне лингвистической стандартизации в эпоху Каролингов (замена гласных и согласных, нарушение правил склонения и спряжения, упрощение синтаксических конструкций). Л. ван дер Эссен считал составителя Жития «малообразованным человеком» (Van der Essen. 1907. P. 24-25; Kupper. 1984. P. 7-8). Текст неоднократно исправляли и редактировали. На основании свидетельства Сигеберта из Жамблу одна из переработок Древнейшего Жития приписывалась диак. Годескальку, трудившемуся при еп. Агильфриде (ок. 765 - 787). Самые ранние рукописи этой версии относятся к X в.; в тексте содержатся подробности, к-рые исключают раннюю датировку (Balau. 1903. P. 38-40; Van der Essen. 1907. P. 29-38; MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 314-328).

По указанию Льежского еп. Стефана (901-920) и при его участии были составлены стихотворное и прозаическое Жития Л. Стихотворное Житие, «Песнь о св. Ландберте», состоит из 545 дактилических гекзаметров. По-видимому, оно предназначалось для клириков и учеников льежской соборной школы, которые могли использовать его при обучении лат. метрике и для медитаций (Van der Essen. 1907. P. 38-42; Jonsson. 1968. P. 130-154). Прозаическое Житие Л. (BHL, N 4683), посвященное Кёльнскому архиеп. Герману I (889/90-924), разделено на 9 богослужебных чтений в день памяти святого. Житие написано ритмической прозой, удобной для декламации, в тексте содержатся стихотворные вставки (всего 66 гекзаметров, частично заимствованных из пролога к метрической версии соч. «О девстве» Альдхельма Малмсберийского и из «Песни о св. Ландберте»). В отличие от стихотворного Жития содержание прозаической версии в целом соответствует Древнейшему Житию; добавлены незначительные детали, в т. ч. вымышленные речи и диалоги, но нек-рые подробности опущены (см.: Kupper. 1984. P. 30-36; Zimmern. 2007. P. 53-75; Meyers. 2014). При еп. Стефане или, возможно, им самим был составлен также стихотворный оффиций Л. с гимном в честь святого и «Стихами в похвалу св. Ландберту» (см.: Jonsson. 1968. P. 154-164). Стихотворное и прозаическое Жития, а также молитвы и песнопения оффиция содержатся в рукописи Brux. 3236 (14650-59), вероятно, созданной при еп. Стефане для кафедрального собора в Льеже (Lectionarium Sancti Lamberti Leodiensis tempore Stephani paratum (901-920): Codex Bruxellensis 14650-59 / Ed. F. Masai, L. Gilissen. Amst., 1963).

В Лобских анналах, переработанных в Льеже при еп. Ноткере (972-1008), приведены сведения о Л., которые представляют собой развитие агиографической легенды из более ранних Житий (MGH. SS. T. 13. P. 226-227; см.: Kupper. 1984. P. 35-37). Пространное сказание о Л. содержится в продолжении «Деяний епископов Тонгрских, Маастрихтских и Льежских», составленном до 1056 г. льежским соборным каноником Ансельмом (BHL, N 4684). Ансельм заимствовал сведения о гибели Л. из Древнейшего Жития и из Хроники Регинона Прюмского, добавив собственную интерпретацию этих данных (см.: Kupper. 1984. P. 37-39). Ок. 1080 г. соборный каноник Генрих из Монтегю заказал новую версию Жития Л. историку и агиографу Сигеберту (ок. 1030-1112), монаху аббатства Жамблу. По просьбе Генриха мон. Сигеберт составил 2 редакции Жития Л. (BHL, N 4686-4687), основанные гл. обр. на прозаическом Житии, созданном при еп. Стефане, с добавлением сведений из др. источников (в т. ч. из Жития св. Ландоальда - BHL, N 4700). В тексте содержатся вымышленные подробности, напр. имена родителей Л. (Апер и Херисплинда), хронологические указания (Л. род. в годы правления кор. Дагоберта I и был лишен епископской кафедры кор. Теодорихом III (675-690/1) по наущению майордома Эброина), а также детали, связанные с гибелью святого. По мнению Сигеберта, составителем 1-го Жития Л. якобы был его слуга Теодоин, разделивший со святым изгнание. Сигеберт утверждал, что 1-я редакция составленного им Жития, простая и понятная, пользовалась бóльшим успехом, чем 2-я редакция, написанная усложненным риторическим стилем (Catalogus Sigeberti Gemblacensis monachi «De viris illustribus» / Hrsg. R. Witte. Bern; Fr./M., 1974. S. 104; см.: Kupper. 1984. P. 39-41).

Самое подробное Житие Л. было создано в 1144-1145 гг. каноником диак. Николаем, прево ц. св. Дионисия в Льеже (BHL, N 4688). Житие посвящено Ведрику, аббату мон-ря Льеси (1124-1147), к-рый присутствовал на торжествах в честь перенесения мощей Л. (1143) и получил от соборных каноников частицу мощей святого. Николай был знаком почти со всеми сказаниями о Л. и попытался включить в составленное им Житие как можно больше сведений из доступных ему источников. Описывая деятельность Л., агиограф находился под влиянием григорианской реформы (он подчеркнул благородное происхождение святого, его образованность, единогласное избрание клиром и народом на кафедру, отстаивание им норм церковного права) и учитывал то, что епископ Льежский в это время был имперским прелатом и главой церковного княжества. В представлении Николая Л. был влиятельным советником государя, защитником народа и «отцом отечества» (custos et pater patriae; см.: MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 342-348; Kupper. 1984. P. 41-44; Adam. 2000; Idem. 2005). После XII в. создавались в основном краткие сказания о Л. в составе исторических и агиографических сводов, напр. в «Золотой легенде» Иакова из Варацце (см.: MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 348-350).

Житие

Согласно Древнейшему Житию, родители Л. были знатными и состоятельными людьми; их предки издавна исповедовали христианство. Отец поручил образование сына «ученым мужам, историкам», к-рые научили его читать Свящ. Писание. Когда Л. вырос, на него обратил внимание Теодард, еп. Моза-Траекта, занимавший видное положение при королевском дворе. Епископ стал обучать юношу «божественным догматам и монашеской дисциплине», а также придворному этикету и воинскому искусству. Согласно Житию, Л. обладал не только достоинствами аристократа, благоразумием, храбростью и привлекательной внешностью, но и чистой душой, поэтому епископ рассматривал его как будущего преемника. Когда еп. Теодард погиб, влиятельные люди из Моза-Траектского диоцеза решили возвести Л. на епископскую кафедру. Хильдерик II, кор. Австразии (662-675), по рекомендации высокопоставленных придворных (optimati viri et inlustrissimi... rectores palatii) не только назначил Л. на кафедру, но и сделал его ближайшим советником. По-видимому, Л., как ранее Теодард, проводил много времени при королевском дворе. Однако после гибели Хильдерика II враги Л. низложили невиновного епископа и возвели на кафедру некоего Фарамунда. Л. в сопровождении всего лишь 2 слуг отправился в мон-рь Стабул (ныне Ставло).

События, о к-рых повествуется в Древнейшем Житии, были связаны с политическими конфликтами в гос-ве Меровингов. Еп. Теодард упоминается в грамоте кор. Хильдерика II мон-рям Стабул и Мальмундарий (ныне Мальмеди), изданной 6 сент. 670 г. в Моза-Траекте. Вместе с доместиком Одоном епископ должен был провести межевание земель (Die Urkunden der Merowinger / Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 277-280. N 108). Обстоятельства гибели Теодарда неизвестны; сообщение Ансельма, что епископа убили «разорители Церкви», стремившиеся завладеть церковными землями, скорее всего недостоверно (MGH. SS. T. 7. P. 192). Л. занял епископскую кафедру между 670 и 675 гг. В 673 г. франк. земли объединились под властью Хильдерика II, ранее правившего в Австразии. Нейстрийские магнаты подчинились ему вопреки желанию могущественного майордома Эброина, к-рый был лишен власти и сослан в мон-рь. Король пообещал магнатам уважать самостоятельность Нейстрии и Бургундии, но назначил на ключевые должности представителей австразийской знати во главе с майордомом Вульфоальдом. Это привело к обострению политической борьбы, в ходе к-рой лишился должности св. Леодегарий, еп. Августодунский (Отёнский), близкий советник короля, а св. Прейект, еп. Арвернский (Клермонский), был убит. В результате заговора магнатов король погиб (675), а Вульфоальд бежал в Австразию; в Нейстрии к власти пришел св. Леодегарий, вскоре свергнутый Эброином, к-рый жестоко расправился с противниками, среди к-рых были мн. епископы и аббаты. Австразия осталась под контролем противников Эброина, к-рые возвели на престол кор. Дагоберта II (676-679) и начали военные действия против Нейстрии. Убийство Дагоберта II приписывается австразийским магнатам, возможно сочувствовавшим Эброину (см.: Wood. 1994. P. 225-239). В Древнейшем Житии о Л. говорится как о приближенном Хильдерика II, утратившем влияние после гибели короля. Согласно традиц. т. зр., Л. стал жертвой репрессий Эброина (напр.: Van der Essen. 1907. P. 21; Moreau E., de. Histoire de l'Église en Belgique. Brux., 19452. T. 1. P. 94), но совр. историки полагают, что его смещение было связано с политической борьбой между австразийскими магнатами. По одной из версий, Л. был низложен Дагобертом II и Вульфоальдом как сторонник Эброина и сослан в мон-рь Стабул, находившийся под контролем короля (Werner. 1980. S. 256-263; Kupper. 1984. P. 13-16; см. также: Wood. 1994. P. 251-252).

Составитель Древнейшего Жития уделил особое внимание аскетическим подвигам, к-рые Л. совершил в Стабуле. Аскеза помогла Л. подготовиться к пастырской деятельности (по-видимому, до низложения он почти не занимался делами диоцеза) и была важным этапом духовного становления епископа, кульминацией которого стала его мученическая смерть. На основании рассказов слуги Теодоина в Житии сообщается, что Л. молился по ночам. Настоятель, услышав шум, выгнал виновника из дома, и епископ, несмотря на зимний холод, провел ночь на улице, босой и без верхней одежды. Только после утренного богослужения аббат вспомнил о наказанном монахе и обнаружил, что это был Л. После этого монахи стали относиться к низложенному епископу с уважением.

По прошествии 7 лет еп. Фарамунд был низложен и изгнан, а Пипин II (майордом Австразии в 680-714) по просьбе духовенства и народа разрешил Л. вернуться на кафедру. Высказывалось мнение, что Пипин II стремился т. о. упрочить контроль над обширным Моза-Траектским диоцезом после поражения, нанесенного ему нейстрийцами в 684 г. (Werner. 1980. S. 263-266). Жители с радостью приняли епископа, «словно одного из апостолов Христовых». В Древнейшем Житии пастырская деятельность Л. в основном характеризуется общими словами, но упоминается, что он проповедовал в Токсандрии (область к северу от Моза-Траекта), «уничтожил там множество языческих храмов и идолов» и обратил местных жителей в христианство. В Житии, составленном каноником Николаем, говорится о грамоте Хлодвига III (IV) (король Австразии в 690/1-694) «об иммунитете и владениях церкви св. Приснодевы Марии», адресованной «отцу» и «апостольскому мужу» Л. (MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 411).

Мученичество св. Ламберта. Худож. К. Сарачени. 1618 г. (ц. Санта-Мария-дель-анима в Риме)
Мученичество св. Ламберта. Худож. К. Сарачени. 1618 г. (ц. Санта-Мария-дель-анима в Риме)

Мученичество св. Ламберта. Худож. К. Сарачени. 1618 г. (ц. Санта-Мария-дель-анима в Риме)

В Древнейшем Житии мученическая смерть Л. описывается как награда за его добрые дела. Нечестивые братья Галл и Ривальд стали досаждать Л. и разорять церковные владения, а «друзья епископа... убили их по заслугам их». Погибшие были родственниками влиятельного аристократа Додона, приближенного Пипина II. Желая отомстить за их смерть, Додон собрал воинов и направился на виллу Леодий, где в то время находился епископ. Приближаясь к усадьбе, нек-рые воины увидели сияющий крест между небом и землей, но знамение не остановило их. Епископ провел бóльшую часть ночи в молитве и отправился спать только после утрени (подробное описание последних часов его жизни, по-видимому, основано на свидетельствах очевидцев). На рассвете слуга Бальдовей заметил приближавшихся врагов и поднял тревогу. Епископ, не успевший заснуть, схватил меч, чтобы встать во главе своих воинов, но вскоре отбросил оружие. Враги, окружив виллу, вступили в бой со слугами Л., которых возглавили его племянники Петр и Аутлаэк, но епископ велел подчиненным прекратить сопротивление. В ответ на их протесты Л. напомнил племянникам, что они убили родственников Додона и поэтому им лучше умереть, возложив надежду на Бога, чтобы искупить грех. Настояв на своем, епископ удалил всех из комнаты, лег на пол и вытянул руки в форме креста. Враги, ворвавшиеся в усадьбу, убили всех, кого нашли; один из воинов забрался на крышу и метнул дротик в лежавшего на полу епископа. Впосл. уцелевшие слуги положили тело Л. в лодку и отправились в Моза-Траект, где похоронили епископа в базилике св. Петра рядом с его отцом.

Согласно заглавию Древнейшего Жития, Л. погиб 17 сент., но год его смерти неизвестен. В Льежских анналах гибель Л. датирована 701 г., однако сведения этого позднего (XI в.) источника вряд ли заслуживают доверия (MGH. SS. T. 4. P. 12). Самое раннее упоминание о преемнике Л., еп. Губерте, содержится в грамоте Пипина II и Плектруды мон-рю Эхтернах от 13 мая 706 г. (Die Urkunden der Arnulfinger / Hrsg. I. Heidrich. Hannover, 2001. S. 65-66. N 5). Т. о., Л. был убит не позднее 705 г. (MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 303-304).

Обстоятельства гибели Л. привлекали внимание средневековых агиографов. В Древнейшем Житии действия Додона описываются как кровная месть, справедливость которой, по словам агиографа, признавал сам епископ (Rei et noxii, recordate, quod in crimine fuistis - MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 369-370). Однако то, что убийца Л. был приближенным майордома Пипина II, дает основания видеть связь между гибелью епископа и борьбой аристократических кланов (Werner. 1980. S. 272; ср.: Kupper. 1984. P. 18-19), возможно фракций рода Пипинидов (Wood. 1994. P. 270-271). Брак Пипина II с Альпаидой, ставшей 2-й женой майордома (между 685 и 690), вызвал конфликт между сторонниками Альпаиды и Плектруды, 1-й супруги Пипина. В эпоху Каролингов агиографы считали, что 2-й брак Пипина, к-рый они представляли как незаконное сожительство, стал причиной убийства Л. Впервые об этом упоминается в мартирологе архиеп. Адона Вьеннского (составлен ранее 860): епископ обличал нравы правителя и его приближенных (regiam domum... increpasset) и был убит королевскими слугами. В нач. X в. это утверждение повторил хронист Регинон Прюмский (Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon / Ed. F. Kurze. Hannoverae, 1890. P. 34). Вероятно, сообщение архиеп. Адона отражает его позицию в богословской и канонической полемике об аннулировании брака кор. Лотаря II (855-869) с Теутбергой. Поэтому исследователи называли легенду о причастности Пипина II к убийству Л. «политическим памфлетом», использовавшимся клириками в целях пропаганды (Kupper. 1984. P. 27-47). Согласно поэме еп. Стефана, святой обвинил Пипина в незаконном сожительстве с Альпаидой, сестрой Додона, к-рая попросила брата отомстить епископу (см.: Ibid. P. 30-35). Однако в прозаическом Житии, составленном по указанию Стефана, об этом не говорится. Согласно Лоббским анналам, Л. публично выступил против Пипина и Альпаиды, после чего майордом разрешил Додону убить епископа (MGH. SS. T. 13. P. 227). Каноник Ансельм в «Деяниях епископов...» привел различные версии преданий о гибели Л., дополнив их вымышленными деталями. По его мнению, Л. долгое время упрекал Пипина за связь с Альпаидой, но майордом отказывался слушать епископа. В конце концов Альпаида разгневалась на Л. и велела брату убить его (Ibid. T. 7. P. 194-195). Развивая эту версию, Сигеберт из Жамблу представлял Л. как доброго советника, пытавшегося оградить монарха от влияния дурной женщины. Раздраженная упреками епископа, Альпаида попросила брата наказать его, и тот велел Галлу и Риольду (Ривальду) разорить церковные владения. Петр и Аудолек (Аутлаэк), родственники Л., убили грабителей, а епископ во время пира отказался поприветствовать Альпаиду и покинул дворец. Тогда женщина уговорила брата убить святого (MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 336-342). Каноник Николай, напротив, подчеркивал ответственность Пипина за гибель епископа. Среди внесенных им добавлений - рассказ о том, что ангел известил о гибели Л. папу Римского Сергия I и передал ему пастырский посох мученика, который понтифик вручил св. Губерту. По-видимому, этот рассказ связан с обстоятельствами избрания Льежского еп. Генриха II из Ле (1145-1164), возведенного на кафедру по настоянию папы Евгения III.

Согласно Древнейшему Житию, убийцы Л. понесли наказание. Через год после смерти епископ явился во сне Амальгислу, к-рый ранее служил у него судьей, и сказал: «Посетив Рим и вернувшись оттуда, мы решили заняться нашим другом Додоном и его товарищами. Пришло время выплатить долг» (согласно поэме еп. Стефана, Л. велел призвать Додона к покаянию, но тот попытался убить вестника и только после этого понес наказание - MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 155). Додон умер от мучительной болезни, выплевывая сгнившие внутренности; его родственники стали убивать друг друга, а некоторые, одержимые демонами, кричали странными голосами и совершали «мерзкие и отвратительные поступки». Через год почти все участники нападения на епископа были мертвы. Об одном из них, Годобальде, сообщается в сказании о чудесах св. Дионисия, составленном, вероятно, архиеп. Гинкмаром Реймсским. В наказание за грех Годобальд стал хромать и начал странствовать по св. местам; в Риме ему было открыто, что он получит прощение в аббатстве Сен-Дени. Аббат Хиллард принял Годобальда в мон-рь, а впосл. Карл Мартелл назначил его настоятелем. Аббат Годобальд упоминается в грамоте кор. Теодориха IV от 3 мая 726 г. (Die Urkunden der Merowinger / Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 465-467. N 187; см.: Kurth. 1893).

Почитание

Почитание Л. началось вскоре после его гибели. Согласно Древнейшему Житию, в церкви, где был похоронен святой, слышалось ангельское пение, а на вилле Леодий, где епископ был убит, видели чудесные огни. В Леодии совершались исцеления слепых и др. чудесные события (Л. явился Теодоину с повелением вернуть украденный гребень), к-рые привлекали паломников. Местные жители построили там церковь в память о епископе, а в комнате, где он погиб, установили «ложе» (вероятно, кенотаф). Стала распространяться молва, что святой явился некоему человеку и велел вернуть его тело на место гибели. Еп. Губерт, ученик Л., обратил внимание на эти слухи и после расследования чудес, к-рые в народе связывали с именем святого, решил перенести его мощи в Леодий. Собрав клириков и мирян, епископ облачил останки Л. в роскошные одеяния и поместил их в запечатанный гроб, к-рый в сопровождении певчих понесли в Леодий. Во время остановки в Нивиале (ныне в черте г. Визе) исцелился слепой, а в Херисталии (ныне Эрсталь) - паралитик; в этих местах были построены церкви в честь Л. В Леодии мощи святого поместили в богато украшенную гробницу (краткое повествование об этих событиях приведено также в Житии св. Губерта - MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 483-484).

В продолжении Хроники Фредегария под 714 г. сообщается, что Гримоальд, сын Пипина II и Плектруды, во время предсмертной болезни отца отправился для молитвы в «базилику св. мученика Ландеберта». Там он был убит неким Рантгарием, возможно сторонником Карла Мартелла (Ibid. T. 2. P. 173, 324-325). Перенесение мощей Л. могло быть связано с попытками майордома Карла Мартелла, сына Пипина II и Альпаиды, восстановить мирные отношения с Плектрудой и ее сторонниками (о предположении, что еп. Губерт был родственником Плектруды, см.: Werner. 1980. S. 276-280). Память Л. указана под 17 сент. в календаре св. Виллиброрда († 739), возможно лично знавшего епископа (Sancti Landberichti episcopi; см.: The Calendar of St. Willibrord / Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 11), а также в основных рукописях Иеронимова мартиролога (в записи на полях Бернской рукописи указана также память перенесения мощей Л. 31 мая; см.: MartHieron. P. 69, 122). Поминовение святого включено в мартирологи Вандальберта Прюмского (MGH. Poet. T. 2. P. 594), Рабана Мавра (PL. 110. Col. 1169) и др. мартирологи и календари эпохи Каролингов.

Рака с мощами св. Ламберта. 1512 г. (Сокровищница собора св. Павла в Льеже)
Рака с мощами св. Ламберта. 1512 г. (Сокровищница собора св. Павла в Льеже)

Рака с мощами св. Ламберта. 1512 г. (Сокровищница собора св. Павла в Льеже)

Согласно средневек. преданию, еп. Губерт перенес епископскую кафедру из Моза-Траекта в Леодий. По-видимому, уже при Л. в Леодии была одна из резиденций епископа; впосл. повышению значимости этого поселения способствовало не только почитание святого, но и близость крупной королевской виллы Херисталий (Эрсталь). Вероятно, кафедра была перенесена в Леодий при Карле Великом, на рубеже VIII и IX вв. (Kupper. 1984. P. 21-27). В грамоте еп. Валькальда (между 814 и 816) упоминается дарение имп. Людовика Благочестивого «кафедре епископа Тонгрского», церкви Девы Марии и св. Л. (La Chronique de Saint-Hubert, dite Cantatorium / Éd. K. Hanquet. Brux., 1906. P. 14), в грамоте Людовика Благочестивого еп. Валькальд назван «епископом Тонгрским и настоятелем монастыря св. Ландеберта, мученика Христова» (19 апр. 831 - Cartulaire de l'église Saint-Lambert de Liège / Éd. S. Bormans, E. Schoolmeesters. Brux., 1893. T. 1. P. 3. N 2). В более поздних грамотах говорится, что епископская кафедра находилась в Льеже, в соборе Девы Марии и Л., а в Хронике Регинона (нач. X в.) Льеж впервые назван городом (Kupper. 1984. P. 23). К IX в. относится строительство кафедрального собора в Льеже, на месте виллы, где был убит Л. Собор сгорел во время нападения норманнов (881 или 882), но вскоре был восстановлен, рядом с ним сооружен епископский дворец. Гробница Л., находившаяся в крипте собора, стала главной святыней Льежского еп-ства. При еп. Стефане (901-920) было составлено сказание о чудесах от мощей святого (BHL, N 4689; изд.: Demarteau. 1877. P. 513-519).

При еп. Ноткере (972-1008) на землях Льежской кафедры возникло церковное княжество, а епископ стал суверенным правителем - имперским князем. В Льеже был построен новый кафедральный собор во имя Пресв. Девы Марии и Л. в стиле оттоновской архитектуры (освящен в 1015). В соборе были 2 хора (алтарные части) и 2 трансепта с башнями над средокрестиями, с зап. стороны возвышался массивный вестверк, с востока к собору примыкал клуатр. В зап. хоре находились алтари Св. Троицы и святых Космы и Дамиана (в память о древнем оратории на вилле Леодий), в крипте была установлена рака с мощами Л. Собор, подвергавшийся перестройкам в XII в., был сильно поврежден пожаром в ночь на 29 апр. 1185 г. и реконструирован в готическом стиле (в 1250 был освящен главный алтарь во имя Девы Марии и Л.; строительство завершилось после возведения 135-метровой башни вост. трансепта в 1392-1433).

В средние века Л. почитался как покровитель города, еп-ства и церковного княжества Льеж. Во время затянувшейся осады крепости Буйон, к-рую обороняли воины Рено I, гр. Бара, льежское войско потребовало от еп. Альберона II (1136-1145) доставить к стенам крепости мощи Л. Во время перенесения мощей от них совершались исцеления, а вскоре после прибытия святыни защитники замка капитулировали (21 сент. 1141). В память об этом событии епископ велел изготовить серебряную раку для мощей Л. и установил праздник 28 апр. Завоеванию Буйона, к-рое приписывали заступничеству святого, посвящены анонимное сказание «Победа св. Ламберта при Буйоне» (BHL, N 4690; изд.: MGH. SS. T. 20. P. 498-511) и повесть «Буйонская победа», составленная мон. Ренье из аббатства Сен-Лоран в Льеже (BHL, N 4691; изд.: MGH. SS. T. 2. P. 583-592). Мощи Л. находились при льежском ополчении в сражении при Андене, когда епископ одержал верх над графом Намюра (1151). Впосл. в военные походы выносили знамя Л., офиц. штандарт Льежского княжества, который обычно хранился в соборе. Покровительству Л. приписывали также победу епископского ополчения над войском герцога Брабантского в сражении при Степе (13 окт. 1213); считалось, что святой покарал врагов, разорявших его земли (Gaier. 1966; Nisin. 1983; см. также: ActaSS. Sept. T. 5. P. 557-564).

Во время борьбы за независимость от герц-ства Бургундия (60-е гг. XV в.) ополчение Льежского княжества неоднократно терпело поражения, а в 1468 г. войско герц. Карла Смелого разорило город. Почитание Л. как «истинного правителя» княжества вновь стало актуальным. В нояб. 1467 г., после 2-й капитуляции Льежа, Карл Смелый поклонился гробнице Л. и получил в дар частицу мощей святого. Когда Льеж был разграблен бургундцами, герцог запретил солдатам приближаться к собору, хотя все городские церкви подверглись разорению. В 1471 г. Карл Смелый подарил льежскому собору реликварий из золота и серебра с фигурами коленопреклоненного герцога и его покровителя св. Георгия; в руках у герцога - ларец с частицей мощей Л. (пястной костью правой руки). Эта композиция означала, что владения Л. перешли под власть Карла Смелого, хотя герцог с почтением относился к святому (George Ph. Reliques et arts précieux en pays mosan. Liège, 2002. P. 219-223). В 1472 г. бургундский наместник Ги де Бримё подарил соборным каноникам 7,5 кг серебра на изготовление реликвария для головы святого. Однако в сцене мученичества Л. на живописном диптихе, выполненном по заказу старшего соборного кантора Хендрика ван ден Пуле (т. н. диптих Палюда; между 1489 и 1495), убийцы святого представлены в одежде бургундских солдат. После окончания бургундской оккупации в Льежском княжестве начались междоусобицы, во время к-рых горожане обращались к Л. с молитвами о прекращении бедствий. В 1487 г. соборные каноники попросили папского легата кард. Джулиано делла Ровере (впосл. папа Римский Юлий II) даровать индульгенцию для сбора пожертвований на реликварий святого. В апр.-июле 1489 г. на церковных торжествах в Льеже мощи Л. и др. святыни были освидетельствованы и выставлены для поклонения (ActaSS. Sept. T. 5. P. 564-567; см.: Bruyère. Le Martyre. 2012).

На средства князя-еп. Эрара де ла Марка (1505-1538) ахенский ювелир Ханс фон Рёйтлинген изготовил серебряный бюст-реликварий, в который поместили черепную кость Л. Поясная фигура святого в полном епископском облачении (в казуле, рационале и митре), с посохом и книгой в руках, выполненная в стиле Ренессанса, возвышается на массивном позднеготическом цоколе, на гранях которого размещены скульптурные сцены деяний и чудес Л. Торжественная встреча реликвария в Льеже состоялась 28 апр. 1512 г. (Colman, Sneyers. 1973/1974; Bruyère. Érard de la Marck. 2012). Бюст-реликварий Л. считался важнейшей святыней и символом Льежского княжества. Его выносили из собора в процессиях в день памяти святого (17 сент.) и в октаву (24 сент.), а также в дни перенесения мощей Л. (28 апр.) и воспоминания о его победах над врагами Льежа (13 окт.).

Власть князя-епископа была свергнута во время Льежской революции (1789-1795), которая завершилась франц. оккупацией княжества. Кафедральный собор Пресв. Девы Марии и Л., считавшийся символом клерикального режима, был разрушен (между 1794 и 1827), епископскую кафедру перенесли в ц. св. Павла. Еп. Жан-Эванжелист Цепфель (1802-1808) обратился к наполеоновскому правительству с просьбой вернуть ценности из соборной ризницы, уцелевшие от разграбления франц. армией и хранившиеся в Гамбурге. В то время франц. военные власти приступили к распродаже сокровищ, среди к-рых были бюст-реликварий Л. и епископские облачения, по преданию, принадлежавшие святому. По указанию имп. Наполеона I Бонапарта реликварий передали епископу; нек-рые предметы были выкуплены католиками и впосл. возвращены в Льеж. В наст. время мощи Л. хранятся в соборе св. Павла, в раке из серебра и бронзы, украшенной рельефными сценами из жизни святого (выполнена к празднованию 1200-летия мученичества Л. в 1896). В музее-ризнице находится бюст-реликварий с черепом святого, а также 2 пелены, в к-рые были обернуты мощи Л. (одна из них (3×1,35 м), изготовленная в Византии или на араб. Востоке, вероятно, была подарена еп. Ноткером).

Вскоре после гибели Л. его почитание получило распространение на герм. землях и на территории совр. Бельгии и Нидерландов. С VIII в. известны церкви, освященные в честь Л. (см.: Hamann. 1995). Во мн. крупных церквах и мон-рях хранились частицы мощей святого. Так, в 1143 г. льежские соборные каноники подарили такую реликвию аббату мон-ря Льеси (ActaSS. Sept. T. 5. P. 569-571). Льежский еп. Рудольф фон Церинген (1167-1191), отправляясь в 3-й крестовый поход, взял с собой частицу черепа Л. На обратном пути он скончался в родовом замке близ Фрайбурга (ныне Фрайбург-им-Брайсгау). Впосл. святыня хранилась в замковой капелле во Фрайбурге, а в 1366 г. ее перенесли в приходскую церковь (ныне кафедральный собор; в наст. время серебряный бюст-реликварий Л. (1514) находится в Музее августинцев). С этого времени Л. почитается как покровитель Фрайбурга-им-Брайсгау (Ibid. P. 568-569). Частица мощей святого хранится в базилике во имя Л. в Дюссельдорфе (церковь известна с 1159). В 1375 г. была основана церковь во имя Л. в Мюнстере. Л. посвящены бенедиктинские аббатства Зеон в Германии (основано в 994, закрыто в 1803), Санкт-Ламбрехт (основано в 1076) и Альтенбург (основано в 1144) в Австрии. В честь Л. освящены более 140 католических церквей в Бельгии, а также храмы в Австрии, Германии, Нидерландах и Франции (см.: Mère Marie-Henri. 1955. P. 116-119).

Поминовение Л., епископа и мученика, указано в Римском мартирологе под 17 сент. В этот день память святого совершается в Бельгии и в некоторых диоцезах Нидерландов; 18 сент.- в Люксембурге и Германии (факультативная память).

Ист.: BHL, N 4677-4694; ActaSS. Sept. T. 5. P. 518-615; Vitae Landiberti episcopi Traiectensis / Ed. B. Krusch // MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 299-429; Carmen de sancto Landberto // MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 141-159; Herigeri et Anselmi Gesta episcoporum Tungrensium, Traiectensium et Leodiensium // MGH. SS. T. 7. P. 192-198; Le martyrologe d'Adon: Ses deux familles, ses trois recensions / Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 319; Iacopo da Varazze. Legenda aurea / Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 19982. P. 955-956; Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 1301-1302; MartRom. P. 401-402; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 253-255.
Лит.: Kurth G. Étude critique sur St. Lambert et son premier biographe // Annales de l'Academie royale d'archéologie de Belgique. 1876. T. 33. P. 5-112; idem. Un témoignage du IXe siècle sur la mort de St. Lambert // Bull. de la Commission royale d'histoire. Sér. 5. 1893. T. 3. N 3. P. 414-422; idem. Le «Vita sancti Lamberti» et M. Krusch // Idem. Études franques. P.; Brux., 1919. T. 2. P. 319-347; Demarteau J. St. Lambert, vie en vers par Hucbald de Saint-Amand // Bull. de l'Inst. archéol. liégeois. 1877. T. 13. P. 383-519; Daris J. Les reliques de St. Lambert et d'autres saints // Idem. Notices hist. sur les églises du diocèse de Liège. Liège, 1899. T. 17. P. 11-28; Balau S. Les sources de l'histoire de Liège au Moyen Âge: Étude critique. Brux., 1903; Van der Essen L. Étude critique et littéraire sur les Vitae des saints mérovingiens de l'ancienne Belgique. Louvain, 1907. P. 20-53; Duchesne. Fastes. T. 3. P. 191-192; MartHieron. Comment. P. 286, 513-514; Silvestre H. Les avatars de la tradition liégeoise sur la fin misérable des meurtriers de S. Lambert // Idem. Le «Chronicon Sancti Laurentii Leodiensis» dit de Rupert de Deutz. Louvain, 1952. P. 371-395; Mère Marie-Henri [Bribosia M.]. L'iconographie de St. Lambert // Bull. de la Commission royale des monuments et des sites. Brux., 1955. T. 6. P. 85-248; Gaier C. Le rôle militaire des reliques et de l'étendard de St. Lambert dans la principauté de Liège // Le Moyen Âge. Brux., 1966. T. 72. P. 235-249; Lampen W., Colafranceschi C. Lamberto // BiblSS. Vol. 7. Col. 1079-1082; Jonsson R. Historia: Études sur la genèse des offices versifiés. Stockh., 1968. P. 127-184; Colman P., Sneyers R. Le buste-reliquaire de St. Lambert de la cathédrale de Liège et sa restauration // Bull. de l'Institut royal du patrimoine artistique. Brux., 1973/1974. T. 14. P. 39-88; Philippe J. La cathédrale St.-Lambert de Liège: Gloire de l'Occident et de l'art mosan. Liège, 1979; St. Lambert: Culte et iconographie / Éd. Ph. George. Liège, 1980; Werner M. Der Lütticher Raum in frühkarolingischer Zeit: Untersuch. z. Geschichte einer karolingischen Stammlandschaft. Gött., 1980. S. 241-275; Nisin P. A. L'arrière plan historique du «Triomphe de St. Lambert» à Bouillon // Le Moyen Âge. 1983. T. 89. P. 195-213; Kupper J.-L. St. Lambert: De l'histoire à la légende // RHE. 1984. T. 79. P. 5-49; Gerberding R. A. The Rise of the Carolingians and the «Liber Historiae Francorum». Oxf., 1987. P. 116-135; Wood I. N. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L.; N. Y., 1994; Hamann S. Frühe genealogische Verbindungen um das Patrozinium St. Lambert // Regensburg, Bayern und Europa: FS f. K. Reindel zum 70. Geburtstag. Regensburg, 1995. S. 49-69; Thibaux J.-B. Vie de St. Lambert: Un écrit liégeois du Xe siècle. Verviers, 1997; Adam R. La Vie de St. Lambert (ca 1144-1145) du chanoine Nicolas et l'élection du prince-évêque Henri de Leez (1145-1164) // Bull. de l'Inst. archéol. liégeois. 2000. T. 111. P. 59-89; idem. Rationes lacunae: Pourquoi aucune Vita de St. Lambert n'a-t-elle été imprimée au XVe siècle? // Bull. de la Soc. Royale Le Vieux-Liège. 2004. T. 14. N 17. P. 509-519; idem. La Vita Landiberti Leodiensis (ca 1144-1145) du chanoine Nicolas de Liège: Étude sur l'écriture hagiogr. à Liège au XIIe siècle // Le Moyen Âge. 2005. T. 111. N 3. P. 503-528; idem. St. Lambert et la dévotion moderne: La diffusion de la «Vita Landiberti Leodiensis» du chanoine Nicolas († ca 1146) au XVe siècle // RBen. 2006. T. 116. P. 119-132; Scheibelreiter G. Der Tod Landberts von Maastricht // Bischofsmord im Mittelalter / Hrsg. N. Fryde, D. Reitz. Gött., 2003. S. 51-82; Kupper J.-L., George Ph. St. Lambert: De l'histoire à la légende. Brux., 2006; Zimmern M. Hagiography and the Cult of Saints in the Diocese of Liège, c. 700-980: Diss. St. Andrews, 2007; Bertrand P. Lambert // DHGE. 2008. Fasc. 174/175a. Col. 48-55; Bruyère P. Érard de la Marck, promoteur en 1512 de la procession de la translation de St. Lambert // Bull. de la Soc. royale Le Vieux-Liège. 2012. T. 16. P. 129-176; idem. Le Martyre de St. Lambert du «diptyque Palude» et les cérémonies de 1489 à la cathédrale de Liège // Le Moyen Âge. 2012. T. 118. N 2. P. 329-368; Meyers J. Rythme et sainteté dans la Vita Landiberti d'Étienne de Liège // Rythmes et croyances au Moyen Âge: Actes de la journée d'étude (23 juin 2012). Bordeaux, 2014. P. 69-79; Saucier C. A Paradise of Priests: Singing the Civic and Episcopal Hagiography of Medieval Liège. Rochester, 2014.
А. Н. Крюкова, А. А. Королёв
Ключевые слова:
Епископы Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Ламберт († ок. 700), епископ Тунгров, святой (пам. зап. 17 сент.)
См.также:
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
АВГУСТИН [Август], еп. Никомидийский, сщмч. (пам. зап. 7 мая)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)