[греч. σταυροθεοτοκίον; церковнослав. ], особый вид богородична для исполнения по средам и пятницам и в нек-рые дни церковного года, посвященные кресту. К. поются вместо обычных богородичнов; содержательно они в большинстве случаев описывают мучения, которые претерпевала Пресв. Богородица, стоя у креста.
Как и богородичны, К. служат для завершения циклов стихир на «Господи, воззвах», на стиховне (вечерни и утрени), на хвалитех, а также некоторых др. песнопений. К., как правило, используются только при постовом и вседневном богослужении во вторник/четверг вечером и в среду/пятницу утром. При этом в то время как богородичны стихир на вседневных службах обычно заимствуются из 2-го приложения Минеи, К. в последованиях Минеи без знака (а также шестеричном, 2 святых; по дониконовскому уставу - также на вечерне при славословной службе - см. ст. Знаки праздников месяцеслова) приводятся «на ряду».
До распространения Иерусалимского устава (XIII-XV вв.) К. в греч. и слав. богослужебных книгах встречались редко: в службах среды и пятницы древних рукописных Октоихов после стихир и седальнов, как правило, содержатся обычные по тематике богородичны (см., напр.: Сырку П. А. Карансебешский Октоих 2-й пол. XIII в. СПб., 1906. С. 21; Струмницкий Октоих 1-й пол. XIII в.- см.: Амфилохий (Сергиевский), архим. О самодревнейшем Октоихе XI в. М., 1874. С. 15, 34, 37 и др.). С распространением Иерусалимского устава количество К. увеличилось: они начали регулярно завершать циклы стихир и седальнов в богослужебных последованиях среды и пятницы Октоиха, а также выписываться после стихир и седальнов в Минее. Тем не менее термин «крестобогородичен» использовался еще долгое время нестабильно (К. в рукописях XV-XVI вв. в основном имеют надписание «богородичен»), регулярное употребление он получил только в рус. изданиях богослужебных книг с XVII в. В греч. печатных Октоихах в службах среды и пятницы надписание «крестобогородичен» имеют также богородичны канонов и циклов тропарей на блаженнах, что для славянских изданий нехарактерно.