Михаил Витольдович (7.02.1874, Одесса - 15.04. 1939, Ленинград), рус. и советский архитектор, историк архитектуры, член-корр. Имп. МАО (1914), профессор Ин-та гражданских инженеров (1920). Внук архит. А. К. Красовского. Окончил 1-ю московскую классическую гимназию, затем Ин-т гражданских инженеров (1899), получив звание гражданского инженера 1-го ранга; учился у акад. архитектуры Н. В. Султанова, возглавлявшего ин-т. С 1900 г. служил в Ин-те гражданских инженеров мл. помощником инспектора, с 1903 г. преподаватель архитектурного черчения, с 1910 г. преподаватель архитектурных ордеров и истории архитектуры, осенью 1913 г. утвержден старшим помощником инспектора. Будучи учеником Султанова и сторонником идей А. К. Красовского, К. являлся приверженцем рационализма в архитектуре; он полагал, что материалы, техника, конструкции строительства являются источниками художественного стиля.
В 1904 г. К. был командирован в Италию для изучения памятников Этрурии. С 1905 г. по результатам экспедиций на Русский Север, в Суздаль, Псков, Ростов, Подмосковье К. начал публиковать в ж. «Зодчий» серию статей, посвященных памятникам церковного зодчества. Основной вопрос, занимавший исследователя,- самобытность рус. средневек. искусства. К. отвергал теорию заимствований, пытаясь иначе решить проблему взаимосвязи рус. архитектуры с визант. традициями. В 1908 г. он предпринял поездку в Турцию и Грецию с целью изучения визант. памятников. К. доказывал постоянное развитие национальных форм в архитектуре, соотнося их с общими тенденциями развития рус. культуры. Изучая конкретные памятники, К. выделял как основные источники - собственно памятник, письменные, а также иконографические свидетельства. В 1909 г. он участвовал в конкурсе работ, организованном МАО и посвященном «московскому периоду» русской архитектуры; был удостоен премии гр. П. С. Уваровой, инициатора конкурса, с возможностью последующего издания монографии (Очерк истории московского периода древнерус. церк. зодчества. 1911).
К.- автор фундаментального курса по истории допетровского зодчества (1-й том, посвященный деревянной архитектуре, издан в 1916; 2-й том, посвященный каменному зодчеству, сохр. в рукописи). Совместно с др. исследователями К. собрал огромный материал (фото, рисунки, письменные источники, как русские, так и свидетельства иностранцев), демонстрирующий развитие рус. деревянного зодчества на протяжении столетий. К. опубликовал данные о планировке древних построек, об особенностях конструктивных и декоративных решений, о внутреннем убранстве храмов, оформлении иконостасов, предметах церковного обихода. Обширный материал, собранный К., в наст. время сам является источником для изучения народной рус. архитектуры. По словам исследователя, он «старался не обойти молчанием ни один из тех памятников русского зодчества, которые являются типичными представителями того или иного его направления» (Курс истории рус. архитектуры. 1916. Т. 1. С. 3). Описывая христ. храмы славян, К. отмечал и присутствие визант. влияния, и взаимообогащение традиций деревянного и каменного зодчества. Он также обращал внимание на самобытность раннего славянского деревянного зодчества и непрерывность его развития. Труд К. содержит сведения по жилым и общественным постройкам, казенным зданиям, царским хоромам, фортификационным сооружениям, оградам и воротам монастырей и погостов, надгробным сооружениям, придорожным крестам и часовням. В деревянном зодчестве сев. и центральных регионов России К. выделял клетские, шатровые, многошатровые, 5-главые, многоверхие, многоярусные церкви. Храмы Малороссии К. разделил на 3 группы в зависимости от их планировки: состоящие из 3 или 4 срубов, выстроенных в линию; несколько срубов, образующих форму креста; 9-срубные постройки. По количеству венчающих глав это могли быть одноверхие, 3-верхие, 5-верхие и многоверхие церкви. Особый раздел книги посвящен типам колоколен, среди которых автор выделяет северные, центрально-русские, южные и колокольни Карпатской Руси.
Одновременно с преподаванием и активным изучением древнерус. зодчества К. занимался практической строительной деятельностью. С 1903 по 1917 г. К. занимал должность архитектора в петербургской конторе гр. С. Д. Шереметева, руководил работами в его Фонтанном доме в С.-Петербурге, работал в подмосковных усадьбах: Михайловском (1906-1913), Чиркине (1906), Плёскове (1907-1908), Тихани (1906), Остафьеве (1908), Кускове (1909-1912). В 1914-1916 гг. К. и гражданский инженер И. В. Экскузович строили торговый дом Шереметева (Шереметевский пассаж; С.-Петербург, Литейный проспект, д. 53, реконструирован в 1930) на территории городской усадьбы. Тогда же по проекту К. было построено здание Комитета попечительства о рус. иконописи в С.-Петербурге (ул. Маяковского, д. 27).
Основная храмовая постройка К.- деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Вырица под С.-Петербургом (1913-1914; совместно с гражданским инженером В. П. Апышковым). Церковь возводилась к 300-летию Дома Романовых на средства местного братства (созд. 1912), совет которого активно участвовал в обсуждении вопросов строительства. На конкурс были представлены 5 архитектурных проектов, среди к-рых выделялся вариант К. и Апышкова благодаря обращению к стилю древнерус. зодчества. Проект архитекторы предваряли запиской, в которой обосновывали выбранный для строительства архитектурный стиль. По их мнению, «реформы Петра Великого сравняли культуру древней Руси с культурой… государств Западной Европы, одновременно с этим стремились уничтожить все самобытное, отмеченное печатью русского народного вкуса» (Защук. 2002), что привело к потере своеобразия в архитектуре, в т. ч. церковной. Стилистические изменения в особенности отразились на деревянном строительстве, которое стало подражать каменному; в итоге утратились различия между церковными зданиями и жилыми постройками. Авторы проекта приветствовали возрождение интереса к национальным традициям и выбрали для строительства стиль олонецких и вологодских церквей XVI-XVII вв. как наиболее близкий рус. народу. По предложению строительной комиссии, «храм решено было построить деревянный, без наружной и внутренней обшивки», однако с учетом требований совр. технологий. Небольшие изменения коснулись и планировки храма: было решено не устраивать ризницу и пономарню, запланированные архитекторами между главным алтарем и алтарями приделов, но расположить одну ризницу на уровне хор в звоннице (Ц. во имя иконы Казанской Божией Матери в Княжеской Долине близ ст. Вырица. 1915. С. 211).
Казанская ц. была сооружена в течение 2 строительных сезонов 1913 и 1914 гг. (освящена 26 июля 1914). Композиция храма - «восьмерик на четверике», увенчанный высоким шатром (высота постройки, указанная К., 41,5 м). В основу архитектурно-планировочного решения положен крест. К 5-гранной алтарной апсиде примыкает юж. придел во имя свт. Николая Чудотворца; в подклете расположен т. н. нижний храм во имя преподобных Серафима Саровского и Алексия, человека Божия. Над зап. входом возвышается 3-пролетная звонница типа псковской каменной архитектуры; с севера и юга к трапезной примыкают застекленные галереи; 3 входа в церковь оформлены одинаковыми 2-скатными крыльцами, каждое с 2 сходами.
Церковь не являлась в полной мере повторением древних аналогов в силу иной технологии строительства - с использованием железа, бетона, цемента. Исходя из качества древесного материала и большой высоты шатра, «конструкция его стропил была разделена на 3 яруса, стропильные ноги и горизонтальные пояса сделаны двойными, и все врубки отдельных частей усилены скобами и болтами» (Там же). Стены церкви снаружи были покрыты смесью олифы и черного лака, что позволило добиться эффекта старого дерева.
По проекту К. был создан первый 2-ярусный, резной из серого дуба иконостас, включавший иконы «строгановского стиля» (впосл. перенесен в Никольский придел). Оконные проемы полутемного храма были оборудованы золотистыми стеклами, создававшими иллюзию падающего солнечного света. За неимением необходимых средств отделка церкви не была доведена до конца.
В советские годы К. продолжал трудиться в Ин-те гражданских инженеров; с 1920 г. профессор, в 20-х гг. XX в. декан архитектурного отд-ния. С 1928 г. работал инженером в Гос. союзном ин-те по проектированию металлургических заводов, участвовал в создании ряда промышленных сооружений и зданий. В 1931-1939 гг. трудился в Ин-те по проектированию горнорудных предприятий («Гипроруда»). Участие в экспедициях ин-та позволило К. до последних лет жизни продолжать изучение истории архитектуры сев. городов и сел, а также памятников узбек. архитектуры. Из поездки в Узбекистан он привез зарисовки пером и акварелью архитектурных сооружений (по воспоминаниям сына, были вывешены в чертежном бюро «Гипроруды»). В 1937-1939 гг. К. по собственной инициативе производил обмеры памятников Гатчины, создав серию архитектурных рисунков (70 листов) садовых построек гатчинского парка - павильонов, мостов, ворот, террас, фрагментов их конструкции и декора, сопровождая чертежи исторической справкой с подробным описанием построек.
Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1913) и орденом св. Владимира 4-й степени (1916). Похоронен на Серафимовском кладбище С.-Петербурга (сохр. надгробие).