[греч. Κοσμᾶς ὁ ᾿Ερημίτης; лат. Cosmas Eremita] († 658), прп. Критский (пам. крит. 2 сент.). Самое раннее дошедшее Сказание о К. О. (BHL, N 1980) было написано в XIV в. на лат. языке католич. епископом г. Езоло Петром Наталисом. Святой, названный в Сказании исповедником, вел отшельническую жизнь на о-ве Крит. Ежедневно подвизаясь в посте и молитве, он пребывал в пещере, где после жизни, достойной похвалы, скончался в мире 2 сент. По прошествии нек-рого времени жители острова перенесли останки К. О. в город, желая окружить их более достойным почитанием. Однако это было неугодно ни Богу, ни самому святому, о чем было дано явное знамение: внезапно началась сильная засуха, так что почва иссохла и наступил сильный голод. И до тех пор, пока тело святого не было возвращено на место его прежнего упокоения, не было дождя и земля не давала урожай. Примерно через 400 лет мощи К. О. увезли с Крита венецианские купцы-мореплаватели, которые доставили их в Венецию и положили в мон-ре св. Георгия (Сан-Джорджо-Маджоре), где они покоятся доныне.
Почитание К. О. получило распространение в Венеции, о чем свидетельствует еще одно Житие (BHL, N 1981) из рукописи монастыря Сан-Джорджо-Маджоре, написанное неизвестным автором. Время составления текста и дальнейшая судьба первоначальной рукописи неизвестны, существуют 2 кодекса XVI-XVII вв. с копией этого Жития, которые находятся в Ватиканской (Vat. Reg. lat. 532) и в Александрийской б-ках (Biblioteca Universitaria Alessandrina. Cod. 95) Рима. В отличие от краткого Сказания Петра Наталиса, написанного довольно лаконично, анонимное Житие К. О. дополнено интересными деталями: в рассказе о нахождении мощей святого прибывшими на Крит купцами говорится, что К. О. явился во сне одному из них и повелел увезти его тело в Венецию. Проснувшись, этот человек рассказал своим спутникам об откровении, и все они без промедления отправились к месту упокоения святого. Нек-рые из венецианцев шли босиком, но благодаря заступничеству К. О. не чувствовали на дороге острых камней. Другие же, хотя и были в обуви, дойдя до пещеры, оказались с израненными ногами. Воздав благодарение Богу, торговцы проникли внутрь сквозь небольшое отверстие и нашли тело святого нетленным, словно он почил совсем недавно.
В кон. XV-XVI в. память К. О. под 2 сент. появилась в добавлениях к Мартирологу Узуарда, но не была включена в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.). В нач. XVII в., желая сделать историю К. О. более известной, Фортунато Ольмо, венецианец и монах аббатства Монте-Кассино, на основе Сказания Петра Наталиса и анонимного Жития составил новую биографию святого, добавив в нее важные сведения о времени кончины и перенесения мощей К. О. Так, он указал, что преподобный, «…блистая прочими бесчисленными добродетелями, достиг Небес… в 4 ноны сентября (2 сент.), в год по рождеству Христову DCLVIII (658), и был похоронен в той же пещерке, где и жил». Останки святого были принесены купцами «…в год от рождения Девы Марии MLVIII (1058), в апреле месяце, в XI индикт, в 20 день» и были положены в алтаре св. Бенедикта в ц. Сан-Джорджо-Маджоре, где они покоятся и по сей день. Несмотря на все старания венецианцев, почитание К. О. не стало общецерковным, и день его памяти под 2 сент. так и остался лишь в Календаре Венецианского Патриархата. Но даже местное празднование иногда перемещалось на др. число или замещалось днем празднования перенесения мощей святого (20 апр.).
Спустя века на родине К. О.- о-ве Крит, возродилось его почитание. В муж. Успенском мон-ре Кудумас, основанном в XIV в., затем пришедшем в запустение и заново отстроенном лишь в кон. XIX в., было создано Сказание о святом, дополненное деталями о воспитании буд. подвижника, его борьбе с ересью монофелитства, об уходе в мон-рь, а затем и в пустыню. Согласно этому рассказу, преподобный скончался 9 сент., однако день его памяти отмечается в местных церковных календарях под 2 числом того же месяца. Недалеко от мон-ря находится пещера, в к-рой, по преданию, подвизался К. О., и где сейчас располагается освященный во имя святого парекклисион.