По преданию, отец К. занимался торговлей, переселился в Верхотурье из Вел. Устюга; мать была дочерью священника. В Верхотурье К. жил вместе с братьями в доме родителей в Заречной части города. Согласно рассказу верхотурского старожила Ф. П. Немтинова († 1882), святой носил фамилию Немтинов. Однако эти сведения документально не подтверждаются: род Немтиновых в Верхотурье прослеживается только с 20-х гг. XVIII в. В переписных книгах жителей Верхотурья XVII в. упоминается некий Кузка или Коземка Иванов сын: «Двор а в нем живет посадцкой человек Ивашко Абакумов. Детей у него Коземка четырнадцати лет, Данилко одиннадцати лет, Олешка семи лет, Ивашко шти лет» (Перепись населения Верхотурского у. 1666 г. (ТГИАМЗ. ТМ-12692. Л. 74 об.)). Поскольку в переписи населения Вел. Устюга 1630 г. встречается имя «Ивашки Аввакумова», можно предположить, что речь идет об одном и том же человеке - отце Кузки, что подтверждает предание об устюжском происхождении святого (Устюг Великий. 1883. С. 13). В верхотурской крестоприводной книге 1682 г. фиксируется фамилия этой семьи - Сапожниковы (РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 487. Л. 285). Последний раз имя Кузки встречается в переписи 1679 г., что также согласуется с известием о преставлении К. в это время (Там же. Д. 746. Л. 21 об., 48).
Подвиг юродства К. воспринял, подражая блж. Иоанну Устюжскому, о к-ром ему рассказывали родители-устюжане. К. зимой и летом ходил босым, в одной рубашке. Зимой, приходя в церковь, он отогревал ноги на раскаленных углях. Жители города видели, что юродивый ходил по воде. Однажды он убегал по глади реки от детей, бросавших в него камешками. К. ежедневно посещал богослужения в верхотурском Никольском муж. мон-ре или в городском Троицком соборе. Юродивый был погребен неподалеку от Троицкого храма. Его имя было внесено в синодик не только прот. Иоанна Михайлова, но и в помянники др. горожан.
К посл. четв. XIX в. часовня сильно обветшала, 4 мая 1882 г. на средства благотворителей была заложена новая, освящена 28 авг. 1883 г. Место погребения блаженного находилось под полом, над ним устроили деревянный рундук. Во время служения литий его крышку откидывали, чтобы молящиеся видели камень на могиле К. Около рундука был сделан спуск вниз, чтобы богомольцы могли взять земли с могилы святого. Неподалеку от часовни находился источник, названный «слезами Косьмы юродивого», здесь набирали воду, почитавшуюся целебной.
Многочисленные паломники из различных губерний Российской империи, приезжавшие для поклонения мощам св. прав. Симеона Верхотурского, также посещали часовню блаженного. В кон. XIX в. их число составляло ок. 50 тыс. чел. в год, во время первой мировой войны возросло до 90-120 тыс. чел. В часовне служили молебны святым Косме и Дамиану, литии и панихиды об упокоении К., однако она не могла вместить всех богомольцев. В 1902 г. был создан особый комитет под председательством прот. Троицкого собора Петра Арефьева для сбора средств на переустройство часовни. В 1903 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский пожертвовал на эти цели 100 р. (Екатеринбургские ЕВ. 1903. № 15. Отд. офиц. С. 381). В 1912-1913 гг. заложили фундамент для новой часовни (Золотов. 1998. С. 169), однако проект так и не был осуществлен.
В 1920 г., после вскрытия мощей св. прав. Симеона, монахини Покровского жен. мон-ря по благословению игум. Таисии (Сычёвой) тайно выкопали мощи святого и перезахоронили их возле алтаря верхотурской Успенской ц. В советские годы прихожане и паломники заказывали панихиды по К. и брали землю с его могилы. К. канонизирован в 1984 г. в составе Собора Сибирских святых. В 2010 г. его имя включено в Собор Екатеринбургских святых. 8 февр. 1993 г. состоялось обретение мощей К., их поместили в Преображенском храме Никольского мон-ря. 28 апр. 1995 г. мощи перенесли в домовую церковь Покровского жен. мон-ря, а 15 окт. 1996 г.- в Покровскую ц. обители.
По словам уральского краеведа В. С. Баранова, в Верхотурье существовало предание, согласно к-рому К. участвовал в перенесении мощей св. прав. Симеона Верхотурского в 1704 г., однако оно не согласуется с датой преставления святого. Согласно преданию (оно излагается в совр. Житии К.: Жизнеописание Христа ради юродивого Космы Верхотурского // Православная газета. Екатеринбург, 1994. № 10. С. 4), К. прополз за мощами прав. Симеона весь путь из с. Меркушина до Верхотурья (ок. 60 верст). Уставая, он молитвенно взывал к прав. Симеону, после чего процессия останавливалась, т. к. гроб с мощами невозможно было сдвинуть с места. Впосл. на местах, где, по преданию, отдыхал святой, построили 3 часовни, одна из них, в честь Рождества Пресв. Богородицы, была освящена в 1913 г. в дер. Костылева Верхотурского у. Часовню разрушили в советские годы. 26 мая 2003 г. на ее месте построили и освятили ц. во имя блж. Космы Верхотурского. В 2006 г. здесь был основан верхотурский Космы Верхотурского мужской монастырь.
В 1908 г. Баранов писал, что легенда об участии К. в перенесении мощей прав. Симеона Верхотурского в Николаевский мон-рь Верхотурья подтверждается соответствующей иконографией. На нек-рых древних и совр. изображениях этого события, по его словам, в числе участвовавших действительно изображался «один из них в положении юродивого и с костылями» (Баранов В. С. Древний Кремль г. Верхотурья (Пермской губ.): Св.-Троицкий собор и часовня. Н. Новг., 1908. С. 22). Автор ошибался относительно даты смерти К. и неправильно истолковал эту иконографию как подтверждение легенды, упуская из виду, что на иконах нередко изображаются разновременные события и лица. Тем не менее его утверждение ценно как первое упоминание об изображении блаженного. Наиболее ранний образ прп. Симеона Верхотурского с сюжетом перенесения его св. мощей датируется сер. XIX в. (История Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2010. С. 391).
Сохранилось немало икон «Прав. Симеон Верхотурский, с 17 клеймами жития» посл. трети XIX - нач. XX в., выполненных в иконописной мастерской Николаевского монастыря Верхотурья, а также на Юж. Урале. Нек-рые из них могли быть написаны в Екатеринбурге, Невьянском Заводе (ныне Невьянск), Перми и др. В наст. время такие иконы имеются в Крестовоздвиженском соборе верхотурского Николаевского мон-ря, в кафедральном Софийско-Успенском соборе и в ц. апостолов Петра и Павла в Тобольске, в храмах прав. Симеона Верхотурского в Уфе и пос. Саракташ Оренбургской обл., в ц. свт. Николая Чудотворца в Ишиме, в СОКМ и Челябинском гос. краеведческом музее, у частных лиц. В одном из клейм верхнего ряда, где изображено перенесение мощей прав. Симеона, имеется фигура юродивого, предположительно отождествляемого с К. Иконографические программы этих икон почти идентичны, отличаются только деталями. На нек-рых юродивый изображен полуобнаженным (такая традиция была присуща мастерской Николаевского мон-ря). На других блаженный в одежде, но босой. На всех иконах он написан сидящим и без костылей, в числе встречающих процессию с мощами, его поза и одеяние соответствуют традиц. изображению страждущих в иконописи. Именующая надпись и нимб отсутствуют.
К 23 июня 1984 г., когда в Покровском соборе Тобольска совершилось первое празднование Собору Сибирских святых, в иконописной мастерской Московской Патриархии под рук. Т. Я. Волковой была создана икона Собора, на к-рой в числе проч. святых и подвижников благочестия в 3-м ряду изображен К. (Димитрий (Капалин), игум. [ныне митр.], Пивоваров Б., прот. Праздничные богослужения в Тобольске и Тюмени // ЖМП. 1984. № 12. С. 26). С этого времени образ К. вводился во все произведения с этим сюжетом, как и в композицию «Собор Екатеринбургских чудотворцев» (один из первых образцов этой иконографии разработан в 2010-2011 в мастерской Новотихвинского монастыря; К.- в 1-м ряду рядом с другими Верхотурскими святыми; см.: Каримова Н. С. Иконография образа «Собор Екатеринбургских святых»: генезис, содержание, смысл // Вестн. Екатеринбургской ДС. Екатеринбург, 2011. Вып. 2. С. 244-249). В 1996 г. худож. Рябинин для ц. во имя прав. Симеона Верхотурского в Екатеринбурге написал икону «Собор Верхотурских святых» (Зайцев. 2011. С. 134). К. представлен впереди слева полуобнаженным и стоящим на коленях. Подобное изображение имеется в настенной росписи Преображенской ц. Николаевского монастыря (нач. 90-х гг. XX в.); в росписи того же времени внутри монастырской надвратной ц. праведных Симеона и Анны К. написан на юж. стене коленопреклоненным, в наполовину распахнутой синей рубахе и с костылем в руке.
Относительным разнообразием отличается единоличная иконография К., к-рая разрабатывалась с 90-х гг. XX в. Худож. В. Ф. Дьяченко из Екатеринбурга первым создал его образ для Преображенской ц. Николаевского мон-ря. Икона написана масляными красками в академическом стиле на основании кратких сведений из жизнеописания святого. К. изображен в синей холщовой рубахе, со скрещенными на груди руками, на фоне верхотурского Троицкого собора. Он средовек, с длинными волнистыми темными волосами и густой окладистой бородой. Подобная икона, выполненная Дьяченко в кон. 90-х гг. XX в., находится в верхотурском Покровском жен. мон-ре.
В нач. 2000-х гг. развитие иконографии К. получило новый импульс: в иконописной мастерской Новотихвинского жен. мон-ря Екатеринбурга были созданы его иконы в визант. стиле. В 2002 г. написан образ для ц. во имя К. в Екатеринбурге: блаженный показан в молении перед благословляющей десницей Божией. Затем в этой же мастерской для посвященной святому церкви в дер. Костылева Верхотурского р-на (в наст. время блж. Космы Верхотурского мужской мон-рь) была выполнена поясная аналойная икона К. Особенностью этого образа, где К. представлен со сложенными на груди крестообразно руками, является сходство с изображением прп. Алексия, человека Божия, в росписи алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля (кон. XV - нач. XVI в.). В храме Косминского мон-ря справа от иконостаса имеется ростовая икона, написанная ок. 2003 г. в визант. стиле иконописцем из Одессы А. Рудым. На ней К. опирается правой рукой на костыль, а в левой держит развернутый вверх свиток, на к-ром написаны первые строки заповедей блаженства (Мф 5. 3-4).
В 2005 г. екатеринбургским иконописцем Т. В. Шолоховой создан ростовой образ блаженного для местного ряда иконостаса ц. во имя К. в Екатеринбурге. Икона написана в традициях московской иконописи. К. предстоит благословляющему Иисусу Христу вполоборота влево с молитвенно воздетыми руками. На заднем плане, на фоне Николаевского мон-ря, изображен сюжет перенесения мощей прав. Симеона Верхотурского: К. на коленях передвигается вслед за процессией.
К 2008 г. иконописцы В. В. и Л. А. Дубровины из Новоуральска, ориентируясь на стиль невьянской иконописи, расписали крышку раки с мощами К. и сень над ней. На внутренней стороне крышки раки К. изображен с закрытыми глазами в длинном светлом одеянии, руки скрещены на груди. Здесь и в круглом клейме на верхней фронтальной части сени облик К. уподоблен его же внешности на иконе письма Дьяченко из Покровского храма. 2 иконы на боковых сторонах навершия сени восходят к изводу «Собор Верхотурских святых» в Симеоновском храме Екатеринбурга и в Преображенской ц. Николаевского монастыря и творчески воспроизводят композицию с коленопреклоненной фигурой К. на фоне шествия со св. мощами прав. Симеона.
По образцу аналойной иконы работы сестер Новотихвинского монастыря в 2007 г. мастерами предприятия «Артель - флорентийская мозаика» (Уфа) была изготовлена каменная икона К., к-рая помещена над св. воротами Косминской пуст.