[Греч. Κοσμᾶς] († 1279/80), прмч. (пам. греч. 18 нояб., 5 дек.). В греческом «Сказании о нашествии латинян на Святую Гору» (BHG, N 2333, 2333b) кратко повествуется о разорении Протата сторонниками Лионской унии (1274), прибывшими на Афон во главе с визант. имп. Михаилом VIII Палеологом и К-польским патриархом Иоанном XI Векком, а также о сопротивлении и казни прота и карейских монахов (Γεδεών. 1885. Σ. 144-145; слав. версия: «Сказание о Святой Горе Афонской» Стефана Святогорца XVI в. - The Slavonic Patria. 2013. Р. 41). Более подробно это событие описано в «Повести о Ксиропотамском монастыре», сохранившейся только в восточнослав. переводе 1546 г. Император созвал в Карею монахов, проживавших в близлежащих келлиях, и попытался склонить их к принятию унии. «Прот же со всеми старци и с клиросом обличиша от Светаго Писания царя и патриарха его и с ересию их» (The Slavonic Patria. 2013. P. 16). В гневе Михаил VIII велел повесить прота, а карейских иноков усечь мечом. Имя прота в этих источниках не указано, но из афонских актов известно, что тогда эту должность занимал К. из обители Плака (между мон-рями Ватопед и Эсфигмен).
К. и карейские иноки были похоронены в экзонартексе храма Протата. 18 нояб. 1981 г. по указанию Свящ. Кинота состоялось обретение их мощей и они официально были причислены к лику святых. Службу в честь К. составил иером. Афанасий Симонопетрит. Празднование святым установлено 5 дек. и отдельно К. в день обретения его мощей - 18 нояб.