[Корицкая митрополия; албан. Mitropolia e Shenjtë e Korçës; греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κορυτσᾶς], епархия Албанской Православной Церкви, расположена в юго-вост. части Албании.
Широкое распространение христианства началось в этом регионе не позднее IV-V вв.; сохранились фундаменты 3-нефной базилики в Зарадиште V-VI вв. Первоначально территория совр. К. м. подчинялись Римской Церкви, в 731/2 г. перешла в юрисдикцию К-польского Патриархата, а в 1018 г.- Охридской архиепископии. При этом неясно, в какую из епархий она первоначально входила, в Касторийскую митрополию или в Девольскую епископию (Девол обычно отождествляют с совр. с. Звезда, в 18 км к северо-востоку от Корчи). Этот регион, имевший смешанное население (в нем проживали славяне, греки, албанцы, влахи), в кон. IX в. вошел в Первое Болгарское царство (или, по другому мнению, это произошло в 837-845 гг.- Чемшеджиев Д. «Книжение емоу дасть дьржати словеньско» от Пространного житие на Методий и българо-византийските отношения от първата половина на IX в. // Paleobulgarica. 2004. Књ. 2. С. 3-19), в 1018 г. был возвращен в состав Византии, в XIII в. некоторое время принадлежал Эпирскому деспотату и Второму Болгарскому царству, а затем снова был включен в визант. владения.
На месте совр. Корчи (Корицы) существовал укрепленный пункт со славянским названием Горице, который впервые упоминается в 1280/81 г. в хронике семьи Музака (записана Гьоном Музакой в 1510) в списке поселений, входивших в княжество севастократора Андрея I Музаки. В сер. XIV в. окрестности Горице стали частью царства Стефана IV Душана. В 20-х гг. XV в. Горице завоевали турки, в 1431/32 г. упоминается как крепость с 26 домами, а ок. 1440 г. она была полностью разрушена. Совр. город основал в 1484 (по др. сведениям, в 1490) г. бей Ильяс Ходжа на земле, подаренной ему тур. султаном.
Корицкая епископия была образована в нач. XVII в. Она включила территории епископий Колонии, Девола и Селасфора. Первым известным из источников епископом был Неофит (упом. в 1624 и 1628). Охридский архиеп. Парфений, уроженец Корицы, в 1670 г. возвел Корицкую епископию в ранг митрополии. Митр. Макарий (упом. в 1691-1693) первый из занимавших кафедру Корицы архиереев именовался Корицким и Селасфорским (в литературе иногда ошибочно указывают, что титул «Корицкий, Селасфорский и Мосхопольский» использовался с 1670). Корицкий митр. Иоасаф (1709-1719) после избрания Охридским архиепископом (см. в ст. Иоасаф II) продолжал управлять Корицкой епархией до кончины в 1745 г. Упоминаемые в источниках Герасим Корицкий и Никифор Селасфорский, видимо, являлись его викарными епископами.
XVIII век был временем экономического и культурного расцвета Корицы и расположенного в 15 км от нее Мосхополя (ныне Воскопоя). В Корице была открыта 1-я греч. школа (1723), в Мосхополе - греч. коллегиум (1710, впосл. преобразован в «Новую Академию»), типография (1720 или 1731). Значительная часть населения региона сохраняла христианскую веру. В 1767 г. после упразднения Охридской архиепископии Корицкая митрополия перешла в юрисдикцию К-польской Православной Церкви. После погромов, устроенных в 1769 и 1789 гг. турками в Мосхополе, мн. жители города переехали в Корицу. В 1783 г. Корица и ее окрестности были включены во владения Али-паши Янинского.
В кон. XVIII в. в митрополичий титул было добавлено название Мосхополь. В 1828-1834 гг. Корицкая митрополия была объединена с Погонианской архиепископией. С 1835 до 1885 г. митрополит именовался Корицким и Преметским, а затем Корицким, Преметским и Мосхопольским.
В нач. XIX в., по сведениям топографа и антиквара У. М. Лика, на территории Корицкой митрополии в деревнях насчитывалось 2,8 тыс. греческих домов. В Корице в то время было 450 домов, из них более половины принадлежали христианам. В сер. XIX - нач. ХХ в. Корица являлась самым крупным городом албанских земель, одним из главных хозяйственных и культурных центров. В последние десятилетия XIX - нач. ХХ в. греческих иерархов преследовали албанские националисты, в 1906 г. ими был убит Корицкий митр. Фотий.
В ходе 1-й Балканской войны 6 дек. 1912 г. Корица была занята греческими войсками и включена в состав греческой пров. Сев. Эпир (после чего мн. жители Корицы эмигрировали), в дек. 1913 г. город был передан новообразованной Албании. С этого времени он стал называться Корча. С окт. 1914 до лета 1916 г. Корча была вновь оккупирована греч. войсками, в 1916-1918 гг. находилась под франц. протекторатом (10 дек. 1916 франц. власти провозгласили Корчинский автономный район республикой), в 1920 г. возвращена Албании. Из-за политических коллизий митр. Герман в 1916 г. был вынужден покинуть К. м. и переехать в Афины (он носил титул «Корицкий» до 1921), а назначенный на его место в 1919 г. митр. Иоаким не смог прибыть в епархию и в 1924 г. был переведен на др. кафедру. В 1916-1921 гг. управление К. м. осуществлял Диррахийский митр. Иаков в качестве патриаршего экзарха, пока не был изгнан албанцами. В 20-х гг. XX в. Корча оставалась крупнейшим городом в Албании; в 1923 г. в нем проживали ок. 25,6 тыс. чел. (из них 10,5 тыс. православных; 15 тыс. мусульман).
В 1922 г. албан. церковно-народным Собором было провозглашено создание независимой Албанской Православной Церкви с центром в Корче. К-польский Патриархат, хотя с 1924 г. не назначал иерархов на албан. кафедры, отказывался признавать автокефалию Албанской Церкви. Для переговоров и нормализации ситуации в Албании в нояб. 1922 г. туда в качестве патриаршего экзарха был направлен митр. Иерофей Милитупольский, к-рый вместо того, чтобы отстаивать интересы Патриархата, примкнул к автокефалистам и занял Корчинскую кафедру. В февр. 1929 г. был образован Синод Албанской Церкви, еп. Виссарион (Джувани) получил титул митрополита Тиранского, Дурресского и архиепископа всей Албании, были замещены Бератская и Гирокастринская кафедры. Управление К. м., местоблюстителем к-рой стал митр. Виссарион, было поручено великому митрофорному иконому Василию (Марко). 29 июня 1929 г. на состоявшемся в Корче 2-м церковно-народном Соборе был принят Устав Албанской Православной Церкви. Он не был признан К-польским Патриархатом, к-рый всех участников Собора лишил сана. Созванный в Корче в мае 1936 г. церковно-народный Собор принял решение о поиске канонического пути установления церковной автокефалии, К-польскому Патриарху принесли извинения, а на Фанар отправили албан. делегацию для ведения переговоров.
После признания в 1937 г. К-польским Патриархатом автокефалии Албанской Церкви К. м. была преобразована в епископию, епископом Корчинским был поставлен видный церковный историк, албанец по происхождению, Евлогий (Курилас), но в 1939 г. он был изгнан с кафедры в связи с оккупацией Албании итальянцами. Перед началом второй мировой войны в К. м. действовала семинария и насчитывалось 120 приходов, в к-рых служили 80 священников.
В нояб. 1940 - апр. 1941 г. Корча была занята греч. войсками, затем до 1943 г. снова оккупирована итальянцами, в 1943-1944 гг. их сменили немцы. Город был освобожден албанскими партизанами в окт. 1944 г. Значительная часть греч. и слав. населения эмигрировала, тем не менее до сих пор по берегу оз. Преспа большинство жителей составляют славяне. С установлением в Албании режима Э. Ходжи в стране была создана новая правосл. иерархия, не признанная К-польским Патриархатом. В 1948 г. в сан епископа Корчи был возведен архим. Паисий (Водица; впосл. архиепископ Албанский). В 1950 г. был принят новый Устав Албанской Православной Церкви, которая состояла из Тирано-Дурресской митрополии, возглавляемой митрополитом всея Албании, и 3 епископий: Корчинской, Бератско-Влёрско-Канинской и Гирокастринской. С 1951 г. Корчинским епископом стал Филофей (Фотий) (Дуни или Дусис). 20-24 сент. 1958 г. город и его окрестности посетила советско-албан. экспедиция с участием историка искусства В. Н. Лазарева, реставратора В. В. Филатова и представителей Тиранского ун-та. В 1967 г. в Албании начались гонения на Церковь, были полностью ликвидированы все религ. объединения, в т. ч. правосл. епархии, закрыты все храмы и мон-ри.
Изменения в политическом строе страны в 90-х гг. ХХ в. сделали возможным возрождение правосл. Церкви, где к тому времени не осталось в живых ни одного епископа. Восстановление канонических структур было поручено К-польской Патриархией патриаршему экзарху, Андрусскому епископу Анастасию (Яннулатосу), к-рый в 1991 г. был возведен в сан Корчинского епископа и в следующем году избран архиепископом всей Албании. В 1992 г. на кафедру восстановленной К. м. был избран архим. Христодул (Мустакис). Его хиротония была совершена в 1996 г., но из-за противодействия албан. властей, не желавших принимать иерархов-греков, он так и не смог приехать в Албанию и в 1998 г. подал в отставку. На Корчинскую кафедру был избран Иоанн (Пелуши). Он проделал огромную работу по восстановлению церковной жизни в епархии: были построены храмы, митрополичья резиденция, гостиница, созданы благотворительные орг-ции, открыты клиники в Корче, правосл. детские сады в Корче и Поградце, бесплатная столовая для нуждающихся. С 2000 г. издается ж. «Tempulli» («Храм»).
В Корче визант. церкви не сохранились (мечеть Ильяс-Бей-Мирахори в мусульманском р-не Касабая сооружена в 1496 (или 1484) г. на месте ц. вмц. Параскевы Иконийской, построенной предположительно в XIV в.). Христианское зодчество в городе возобновилось в XVIII в., в т. ч. в 1707-1725 гг. был построен кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (не сохр.). В христианском р-не Вароши сохранились узкие улицы и старая застройка. В кон. XIX - нач. ХХ в. был возведен кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца (1875-1905, разрушен в 1968), ц. прор. Илии с 2 колокольнями с зап. стороны, митрополичья резиденция (10-30-е гг. ХХ в.). Мн. храмы были разрушены при режиме Э. Ходжи. В 1980 г. был открыт Национальный музей средневек. искусства Корчи (далее НМСИК), его экспозиция включает архитектурные детали, скульптуру IV-XIII вв., ок. 6,5 тыс. икон XIV-XIX вв., в т. ч. резной иконостас 20-х гг. XVIII в. из корчинского собора в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»). В 1992-2004 гг. построен кафедральный собор Воскресения Христова, в 1995 г.- базилика свт. Афанасия Великого, в нач. XXI в.- Спасо-Преображенская ц.
На территории К. м. сохранились храмы XIV-XV вв., некоторые из них расписаны мастерами касторийской школы: небольшая (4,6×3,3 м) однонефная ц. Рождества Пресв. Богородицы в пещере на о-ве Малиград на оз. Преспа с росписями 1345, 1369 и 1607 гг. (в т. ч. ктиторский портрет кесаря Новака с семьей (1369), «Страшный Суд» (1607), фрески реставрированы в 1981-1982); однонефная бесстолпная одноглавая ц. Вознесения Господня (Христа Живодавца) в с. Мборья (XIV в., фрагменты храма 898 г., обширный нартекс XVII в. объединен с юж. приделом; росписи 1389 г. и XVII в.), однонефные базиликальные церкви вмч. Димитрия Солунского в с. Бобоштица (XIV в.; росписи посл. трети XIV в., 1591 г., XVII в.), вмч. Димитрия Солунского в с. Туминец (Каламаси) (XIV в.), 4-столпная одноглавая типа «вписанного креста» ц. Св. Троицы в Лавдари (предположительно ок. 1470).
По берегу оз. Преспа сохранились пещерные храмы: арх. Михаила в местности Трстенике к востоку от с. Пустеци (Ликенаси) (фрески XIV в., ктитор - иером. Виссарион; в алтаре изображены Богоматерь с Младенцем Христом и «Поклонение Агнцу»; рядом - первомч. Стефан и прп. Симеон Столпник); Пресв. Богородицы Елеусы к востоку от с. Туминец (фрески XIV в., художник - Алексий, ученик изографа Иоанна, ктитор - иером. Паисий; рядом со входом находится фреска с изображением Божией Матери с Младенцем типа «Умиление», внутри - сцены праздничного цикла и фигуры святителей; рядом расположен ансамбль бывшего мон-ря вмц. Марины, 1888); Благовещения Пресв. Богородицы в Црнапеше (фрески кон. XIV в.); свт. Николая Чудотворца в местности Накол к северу от с. Пустеци (остатки росписей предположительно XIV в., записаны в 1840).
К памятникам поствизант. периода относятся базилика Пресв. Богородицы в с. Душари (росписи 1610); мон-рь св. Иоанна Предтечи (храм 1632-1634) и 5 церквей с фресками (XVIII в.) - в Воскопое; в совр. с. Виткуки - мон-рь апостолов Петра и Павла (основан в 1708) с ц. св. бессребреников Космы и Дамиана (1736, росписи 1748) и с купольной базиликой апостолов Петра и Павла (1759, фрески 1763-1764, худож. Константин и Афанасий Зографы), а также 5 церквей XVII-XVIII вв., в т. ч. ц. Пресв. Богородицы (XVII в.), базилика арх. Михаила с 9 скрытыми сферическими сводами (1682, росписи 1728), базилики с юж. открытой галереей (вмч. Мины, Благовещения Пресв. Богородицы и вмч. Георгия Победоносца, все XVIII в.); базилика вмч. Георгия Победоносца в с. Шипска (XVIII в.), церкви св. Параскевы и свт. Афанасия Великого в с. Полена; действующие мон-ри свт. Николая Чудотворца в с. Каменица (церковь XVIII в.; новый келейный корпус) и Успения Пресв. Богородицы в с. Бобоштица (реконструкция в нач. XXI в.).
В музеях К. м. хранятся редкие визант. иконы, ранее находившиеся в храмах на территории епархии. К классическому направлению палеологовской живописи можно отнести образ Божией Матери «Одигитрия» (XIV в.) из пещерной ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи (Глобочени) (НМСИК). Неск. икон выполнены мастерами касторийской школы («Арх. Михаил», XIV-XV вв.; царские врата с композицией «Благовещение» из ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи, XV в., обе в НМСИК) и представителями т. н. местного (далекого от столичных принципов) художественного направления («Свт. Спиридон Тримифунтский» из Мборьи, XIV-XVI вв., Нац. худож. галерея, Тирана; икона Божией Матери «Одигитрия» из Малиграда, XV в., НМСИК). Традиционны по стилю иконы XVI - 1-й пол. XVII в. из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Бобоштица: Божия Матерь «Одигитрия» (XVI в.), «Вмч. Георгий на троне, коронуемый Христом» (1-я пол. XVII в.; обе в НМСИК). Повышенно экспрессивны иконы из Виткуки «Св. Иоанн Предтеча» (1685; там же) и района Бобоштицы «Прор. Илия на колеснице» (1686; там же).
В XVIII в. получила развитие живописная школа Корице, основные черты к-рой - многофигурные композиции, повышенная декоративность и часто контрастные цветовые сочетания. В 1-й трети XVIII в. в Мосхополе и Виткуки писал иконы иером. Константин («Вмч. Георгий», ок. 1725, НМСИК); в 20-х гг. XVIII в. в Мосхополе работал иконописец и мастер фрески Давид Селеница, во 2-й и 3-й четв. XVIII в. в корицком регионе получили известность Константин Шпатараку, Константин и Афанасий Зографы (многофигурные иконы из мон-ря апостолов Петра и Павла в Виткуки и из собора в Корче, 60-70-е гг. XVIII в., теперь в НМСИК); в посл. четв. XVIII в.- Георгий и Иоанн Четири.
(Охридская архиепископия): Неофит (упом. в 1624 и 1628), Митрофан (упом. в 1634), Игнатий (упом. в 1668).
(Охридская архиепископия): Парфений (1670-1676), Макарий (упом. в 1691-1693), Афанасий (1694-1696), Даниил (1696-1709, ранее митрополит Диррахийский), Иоасаф (1709-1719; впосл. архиепископ Охридский, продолжал управлять епархией до 1745), Никифор (1746-1752), Макарий (1752-1756), Даниил (1759-1763), Дионисий (1765-1766; ранее архиепископ Охридский), Геннадий (1766-1767).
(К-польский Патриархат): Геннадий (1767-1779), Иоаким (1779-1790), Константин (1790-1798), Иоасаф (1798-1816), Мелетий (1816-1827), Виссарион (1827-1835), Кирилл (1835-1845; впосл. митрополит Ганоса и Хоры), Неофит (1845-1874; ранее митрополит Дриинопольский), Дорофей (Евелпидис) (1874-1875), Дорофей (Христидис) (1875-1885; впосл. митрополит Ганоса и Хоры), Филофей (Константинидис) (1885-1893; ранее митрополит Ксанфийский, впосл. митрополит Дидимотихский), Григорий (1893; ранее митрополит Родосский), Анфим (Цацос) (1893-1894; ранее митрополит Парамифийский и Эносский, впосл. митрополит Леросский и патриарх К-польский Анфим VII), Хрисанф (1894-1895; ранее митрополит Леросский и Калимносский), Гервасий (Орологас) (1895-1902; впосл. митрополит Янинский), Фотий (Калпидис) (1902-1906), Гервасий (Сараситис) (1906-1910; ранее митрополит Родопольский, впосл. митрополит Анкирский, затем Александрупольский), Димитрий (Георгиадис) (1910), Герман (Анастасиадис) (1910-1916; ранее митрополит Струмицкий), Иоаким (Струбис) (1919-1924; ранее епископ Ардамерийский, впосл. митрополит Кардамильский).
(Самопровозглашенная Албанская Православная Церковь): Иерофей (Яхотопулос) (1922-1929; ранее митрополит Милитупольский).
(Каноническая Албанская Православная Церковь): Евлогий (Курилас) (1937-1939, сохранял титул до смерти в 1961), Анастасий (Яннулатос) (1991-1992).
(Непризнанная К-польским Патриархатом Албанская Православная Церковь): Паисий (Водица) (1948-1949), Филофей (или Фотий) (Дуни или Дусис) (1951-1965), Кирилл (Наслази) (1965-1967; митрополит Бератский).
(Каноническая Албанская Православная Церковь): Христодул (Мустакис) (1992-1998), Иоанн (Пелюши) (с 1998 по наст. время).