(King's Book; офиц. название «A necessary doctrine and Erudition for Аny Christian Man» («Необходимое учение и наставление для христианина»)), катехизис Церкви Англии, составленный в 1543 г. по приказу и при участии кор. Генриха VIII. Работа над «К. к.», призванной заменить не получившую одобрения Генриха VIII «Епископскую книгу» - катехизис 1537 г., началась в 1540 г. Незадолго до этого, в февр. 1539 г., парламент утвердил Шестистатейный статут, заменивший действовавшие до этого «Десять статей» 1536 г. и утверждавший нек-рые положения католич. учения, к-рые критиковали протестанты. Новый катехизис должен был отразить происшедшие перемены.
Он состоит из введения, написанного королем и объясняющего цели книги, и разделов: о вере, о Символе веры, о таинствах, о 10 заповедях, о «Pater noster», об «Ave Maria», о свободе воли, о спасении, о добрых делах и о молитвах за усопших. В значительной степени содержание «К. к.» повторяет «Епископскую книгу», особенно в толковании заповедей, вопросе о чистилище и др., текст порой совпадает практически дословно. В то же время в «К. к.» акцент сделан на мессе, пресуществлении, исповеди и церковных ритуалах, иконопочитание признается правомерным и не являющимся суеверием. Наиболее серьезные отличия касаются вопросов свободы воли, оправдания верой и «добрых дел»: «К. к.» провозглашает необходимость послушания и придает большее значение «добрым делам» для спасения, отрицая солофидеизм. Тем не менее это обстоятельство едва ли позволяет назвать катехизис 1543 г. серьезным «шагом назад» в реформировании Церкви Англии, поскольку Генрих VIII и ранее не соглашался с лютеран. взглядами на эти проблемы, что, как считается, стало основной причиной его отказа в утверждении «Епископской книги» в 1537 г.
Проект «К. к.» обсуждался епископами во время заседаний конвокации в апр. 1543 г. Т. Кранмер пытался сохранить положение об оправдании верой, настаивая на том, что хотя «добрые дела» полезны, однако спасение достигается только верой. Возможно, это стало одной из причин попытки еп. С. Гардинера и его сторонников в Тайном совете обвинить архиепископа в ходе т. н. заговора пребендариев. Несмотря на неудачу этой попытки, король настоял на определенном отрицании солофидеизма и утверждении важности «добрых дел», что привело к включению в проект фразы, об оправдании «не только верой и не одной верой» («faith neither only nor alone»). Кранмеру пришлось уступить, и проект был утвержден конвокацией 30 апр. 1543 г. и вскоре опубликован. По статусу этот документ значительно отличался от «Епископской книги», поскольку он был официально одобрен королем. В мае 1543 г. палата лордов приняла акт, устанавливавший «К. к.» как главный и единственный катехизис Церкви Англии и запрещавший чтение и распространение противоречащих ей текстов. Этот акт также значительно ограничивал круг лиц, к-рым дозволялось читать Библию, фактически до духовенства и высших слоев общества. Книга сохраняла такой статус до конца правления Генриха VIII и была заменена в 1547 г. первой «Книгой гомилий».