(Соболев Гавриил Гавриилович; 1.11.1880, Выборг - 16.04.1933, с. Тымск (ныне Каргасокского р-на Томской обл.)), архиеп. Свердловский и Ирбитский. Из семьи потомственных священнослужителей. После учебы в Александро-Невском ДУ в С.-Петербурге и СПбДС поступил в 1900 г. в СПбДА. 28 сент. 1902 г., во время учебы в академии, пострижен в монашество с именем Корнилий ректором академии архим. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 6 окт. того же года К. был рукоположен во диакона, 28 дек. 1903 г.- во иерея. В 1904 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. Указом Синода от 28 июля того же года направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана, где находился в течение 3 лет. 14 авг. 1907 г. был утвержден преподавателем Тифлисской ДС, однако уже 21 авг. получил др. назначение - в с.-петербургское Александро-Невское ДУ, где преподавал церковнослав. и рус. языки, также стал настоятелем училищного домового храма. С авг. 1909 г. преподаватель гомилетики и соединенных с нею предметов в СПбДС. 25 янв. 1910 г. назначен инспектором семинарии. Одновременно состоял членом неск. комиссий при синодальном Учебном комитете: по пересмотру программ по гомилетике духовных семинарий и уч-щ, по практическому руководству для пастырей, по литургике и церковному уставу. 1 нояб. 1911 г. назначен ректором Тульской ДС, был возведен в сан архимандрита. Также являлся председателем Совета попечительства о воспитанниках Тульской ДС; редактором неофициального отдела «Тульских епархиальных ведомостей».
17 сент. 1917 г. хиротонисан во епископа Каширского, стал викарием Тульской епархии. 15 февр. 1918 г. был ранен при обстреле красногвардейцами общегородского крестного хода в Туле. 22 янв. 1920 г. перемещен на Новосильскую викарную кафедру Тульской епархии. В дек. того же года назначен епископом Вязниковским и Яропольским, викарием Владимирской епархии. По прибытии в Вязники стал объезжать окрестные селения, где проводил богослужения, произносил проповеди. Это вызвало недовольство местных властей. 24 марта 1921 г. К. был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде во время проповедей. Епископ отрицал свою вину, заявил на допросе, что его проповеди имели исключительно религиозно-нравственный характер. Во время тюремного заключения К. поступило более 10 прошений от приходов с просьбой о его освобождении. 7 июня коллегия Владимирской ГубЧК постановила выслать К. за пределы губернии. Это решение властей вызвало протест верующих, поступило еще более 15 ходатайств с просьбой оставить епископа, однако К. все же был вынужден выехать в Москву. Только в янв. 1922 г. он вернулся в Вязники.
В мае того же года, после ареста патриарха свт. Тихона, созданное при поддержке властей обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) заявило о переходе к нему руководства Церковью. Опасаясь репрессий, мн. епархиальные архиереи подчинились обновленцам. 16 июня Владимирский митр. Сергий (Страгородский) также подписал совместно с архиепископами Нижегородским Евдокимом (Мещерским) и Костромским Серафимом (Мещеряковым) т. н. «Меморандум трех» о признании ВЦУ законным священноначалием. Несмотря на искреннее уважение к митр. Сергию, у к-рого К. был студентом и пострижеником, он решительно отказался подчиниться «Меморандуму трех», заявив, что в этом вопросе «митрополит для него не авторитет». Благодаря влиянию К. в Вязниковском вик-стве лишь 2 священника перешли к обновленцам, а все остальные сохранили верность Патриаршей Церкви. Осенью 1922 г. К. проживал во Владимире. 14 окт. при посещении его высокопоставленным представителем обновленцев епископ заявил, что «ВЦУ не признает, ему не подчиняется и впредь подчиняться не будет». В нояб. «за непризнание ВЦУ и агитацию против обновленческого движения» высший обновленческий орган принял постановление об увольнении К. на покой. Поскольку К. не подчинился распоряжениям обновленцев, 29 нояб. он был арестован ГПУ и заключен во Владимирский исправдом. Имеются сведения, что во время заключения К. сблизился с находившимся там Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым). В дальнейшем архиереи поддерживали переписку друг с другом до самой смерти К. На единственном допросе, 12 дек. 1922 г., К. заявил: «На обновленческое движение в Церкви я смотрел отрицательно, так как оно не канонично и не православно. В настоящее время я ВЦУ не подчиняюсь и не буду подчиняться, ибо я признаю вполне каноничной и законной власть Патриарха». В марте 1923 г. решением Комиссии НКВД по адм. высылкам К. был приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. Отбывал ее в сев. части Томской губ. (т. н. Нарымский край).
Весной 1926 г., после окончания срока ссылки, К. вернулся во Владимир, ок. месяца являлся епископом Владимирским и Суздальским. В июне того же года определен архиепископом Свердловским и Ирбитским. Назначение последовало после того, как предыдущий Свердловский архиеп. Григорий (Яцковский) стал организатором поддержанного властями григорианского раскола и был запрещен заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) в священнослужении. Большинство храмов Свердловска (ныне Екатеринбург) оказалось у обновленцев и григориан, однако в марте 1926 г. было образовано Свердловское благочиние Патриаршей Церкви с центром в Крестовоздвиженском храме, в к-ром постоянно служило более 10 священников, перешедших сюда из др. церквей города. В состав благочиния также входили еще 5 пригородных приходов. 12 апр. на собрании церковной общины Свердловска было принято решение обратиться к митр. Сергию с прошением о назначении на кафедру нового епископа, которым стал К. После его приезда в Свердловск 19 июня 1926 г. приходский совет Крестовоздвиженской ц. подал в адм. отдел Свердловского исполкома ходатайство о регистрации К. в качестве правящего архиерея епархии. Однако в то время структурам управления канонической Церкви в отличие от обновленческих и григорианских орг-ций не предоставлялась офиц. регистрация. Епископ совершал богослужения в Крестовоздвиженском храме, ставшем кафедральным собором епархии, однако вскоре выехал во Владимир, где 16 июля был вновь арестован и этапирован в Москву. 18 авг. того же года по решению Коллегии ОГПУ освобожден из-под ареста под подписку о невыезде из Москвы.
Осенью 1926 г. К. вместе с Полоцким и Витебским еп. сщмч. Павлином (Крошечкиным; впосл. архиепископ) стал инициатором заочного тайного избрания патриарха путем письменного опроса архиереев. Узнав об этом, ОГПУ провело по стране массовые аресты среди епископата. Всего было арестовано ок. 40 чел., в т. ч. заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий. Принявший на себя временное управление Церковью Ленинградский митр. Иосиф (Петровых), предполагая свой скорый арест, назначил 8 дек. временных заместителей на этот случай, первым назвав среди них К. Однако 17 дек. К. был арестован в Москве. Содержался с др. обвиняемыми в Бутырской тюрьме. Во время следствия взял на себя всю ответственность за попытку избрания главы Церкви: «Инициатива этого избрания принадлежит мне, и о себе я говорить могу, а других называть не буду, потому что считаю это непорядочным. Говорить о других везде, где результатом этого могут явиться неприятные последствия для названных лиц, не позволяет моя этика…» 29 апр. 1927 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам заключения в ИТЛ. Был отправлен в СЛОН вместе с осужденными по тому же делу епископами Ковровским Афанасием (Сахаровым) и Печерским Григорием (Козловым; впосл. архиепископ).
Отбывал срок вместе с еп. Афанасием на командировке (отдельный небольшой лагерь) на Разноволоке с наиболее жесткими условиями заключения; в авг. 1928 г. пребывал на общих работах на берегу Чупинской губы Белого м. 23 нояб. 1929 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Сибирь. Был отправлен этапом в Новосибирск, где 16 марта 1930 г. ему было предписано отбывать срок ссылки в с. Тымск (на территории т. н. Нарымского края). В селе, состоявшем почти из 90 дворов, проживало более 100 ссыльных священно- и церковнослужителей, в т. ч. Рыбинский еп. сщмч. Иоанн (Троянский), составивший после смерти К. записку о последнем периоде его жизни. К. пользовался большим авторитетом среди ссыльного духовенства как знаток Свящ. Писания, святоотеческого учения и канонических правил; к нему часто обращались за разъяснениями по этим вопросам. Был прост и отзывчив с другими, стремился всем помочь словом и делом, ободрял ссыльных духовными беседами и наставлениями, помогал отпавшим в расколы воссоединиться со Св. Церковью. По словам еп. Иоанна, К. «был советник благий, руководитель и неусыпный молитвенник... был мудр, строг к себе, что требовал и от лиц, обращавшихся к нему и желавших быть с ним в молитвенном общении».
Вечером 28 марта 1933 г. К. стал жертвой разбойного нападения уголовника-рецидивиста. Когда тот явился в дом епископа с просьбой о материальной помощи, К., отойдя от двери, наклонился, чтобы набрать для него картошки. В этот момент преступник нанес ему неск. ножевых ударов в голову и лицо и, считая епископа мертвым, забрал найденные им в доме вещи и скрылся. Придя в сознание, архиерей отказывался выдавать виновника своих ранений, говоря соседям, что упал сам, споткнувшись. Когда преступник был схвачен, К. отказался обвинять его в чем бы то ни было, и следствие велось лишь потому, что были обнаружены похищенные вещи. Ранения К. оказались тяжелыми, его состояние стало ухудшаться. Он терпеливо переносил сильные боли, несколько раз исповедовался. В Вербное воскресенье и в Страстную седмицу до Великого четверга К. совершал богослужения у себя на дому. Затем наступило резкое ухудшение состояния, и в светлый праздник Пасхи К. скончался. Отпевание было совершено по пасхальному чину еп. Иоанном в сослужении 6 протоиереев и иереев. К. был погребен на местном кладбище, в ряду прежде почивших ссыльных священнослужителей.