Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОРИНФСКИЙ
38, С. 20-23 опубликовано: 3 сентября 2019г.


КОРИНФСКИЙ

М. П. Коринфский. Портрет. XIX в. Неизвестный художник (Национальный музей Республики Татарстан)
М. П. Коринфский. Портрет. XIX в. Неизвестный художник (Национальный музей Республики Татарстан)

М. П. Коринфский. Портрет. XIX в. Неизвестный художник (Национальный музей Республики Татарстан)
Михаил Петрович (1788, г. Арзамас Нижегородского наместничества (с 1796 губерния) - 1851, Казань), рус. архитектор, работал в стилистике позднего классицизма. Отличительные черты его наследия, включающего ок. 100 построек и проектов,- четкая композиция, чистота классических форм, продуманность деталей, способность создавать целостный ансамбль и максимально использовать природный ландшафт. К. формировал в провинции архитектурную среду, не ставя масштаб зданий в зависимость от статуса городов и поселений.

В роду К. были профессиональные резчики по дереву, специализировавшиеся на церковных иконостасах. Это послужило развитию интереса к храмовому зодчеству, которое занимает особое место в архитектурном наследии К. Решающим в его судьбе стало знакомство с арзамасским художником акад. А. В. Ступиным и учеба в его художественной школе (основана в 1802). В 1809 г. К. поступил на обучение к проф. имп. АХ А. Н. Воронихину, работал его помощником на строительстве с.-петербургского Казанского собора, дворца А. С. Строганова, дачи В. Н. Зиновьева (НАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 3632) и др. объектов, что определило профессиональное формирование К.

В 1811 г. К. получил аттестат об окончании курса наук по части архитектуры и в звании классного художника 3-й степени вернулся в Арзамас, где в 1814 г. организовал архитектурное уч-ще. Однако в провинциальных условиях педагогический талант К. оказался невостребованным, уч-ще просуществовало недолго, и К. активно принялся за архитектурную практику. Одной из ранних его работ стала перестройка здания школы живописи Ступина в Арзамасе (не сохр.). Главный фасад был оформлен портиком с фронтоном, боковой фасад стилистически связан с главным, но являлся самостоятельным - в нем основной массив здания был глубоко отставлен от красной линии улицы и подчеркнут боковыми выступами со сложной ордерной обработкой окон.

Воскресенский собор в честь Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2013 г.
Воскресенский собор в честь Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2013 г.

Воскресенский собор в честь Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2013 г.

С 1812 г. К. занимался архитектурной практикой в Нижегородской, Пензенской и Симбирской губерниях. В 1814 г. началось строительство 1-го монументального сооружения К.- Воскресенского собора в Арзамасе. Согласно надписи на мемориальной доске у главного входа, собор был задуман «в благодарность Господу Богу за избавление Церкви и Державы Российской, а с ними и града сего от нашествия французов в 1812 году». Проект храма, составленный К. под надзором Воронихина, отличают масштаб и классическая простота, выделяющие собор из ряда провинциальных церковных сооружений. Строительство продолжалась до 1821 г., отделочные работы и роспись - более 20 лет. Огромный по размерам 5-главый собор, выполненный в классическом стиле, стоит на высоком холме и формирует ансамбль главной площади Арзамаса. Мощный цоколь-стилобат продолжается 4 глубокими симметричными портиками, каждый из к-рых оформлен 12 колоннами ионического ордера. Портики завершаются треугольными фронтонами с расписанными тимпанами. В 1932 г. храм был закрыт и превращен в музей атеизма, в 1943 г. возвращен РПЦ.

К работам К. этого же периода относятся проекты жилых домов, здания товарной биржи и мучного ряда с калачной в Арзамасе, уездных училищ в Арзамасе, Ардатове и Чебоксарах, многочисленных храмов в Нижегородской губ.: напр., ц. апостолов Петра и Павла в с. Костянка (не сохр.), ц. Воскресения словущего в с. Юрьеве (руинирована). Авторство К. ряда церквей в Нижегородской обл. предположительно и требует дополнительных исследований (евангелическо-лютеран. ц. св. Александра в Н. Новгороде (не сохр.), церкви Св. Троицы в с. Автодееве, св. Иоанна Крестителя в Саровской пуст., Св. Троицы в с. Семёнове (руинирована, восстанавливается)). В 1816 г. К. разработал проект «Дворянского дома» в Н. Новгороде (не реализован). Предположительно в 20-х гг. XIX в. по проекту К. возведены усадебные постройки в имении симбирского губернатора А. Ф. Лукьяновича в с. Шедееве Кобелякского у. Полтавской губ. (не сохр.).

Интерьер собора в честь Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2013 г.
Интерьер собора в честь Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2013 г.

Интерьер собора в честь Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2013 г.
В 1823 г. К. переехал в Симбирск (ныне Ульяновск), где до 1832 г. служил в Симбирском дворянском собрании. В 1824 г. по проекту архитектора (составлен в 1816) на Соборной пл. Симбирска (ныне пл. Ленина) в честь победы рус. армии в Отечественной войне 1812 г. при участии имп. Александра I был заложен кафедральный Троицкий собор - одна из лучших работ К., в полной мере раскрывшая его талант. Строительство продолжалось с 1827 по 1841 г. Круглый в плане, с 4 восьмиколонными портиками коринфского ордера, с круглым световым барабаном, украшенным 24 колоннами и 12 арочными окнами, собор был увенчан куполом с фонариком и ажурным крестом. Интерьер храма представлял собой цельное, легко обозримое пространство, сформированное 4 пилонами треугольной формы, декорированными полуколоннами коринфского ордера. В юж. части располагался придел во имя блгв. кн. Александра Невского, в северной - придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. Боковые части были перекрыты цилиндрическими сводами. Обладая инженерно-строительными способностями, К. использовал в работе последние приемы конструирования и технические новинки. Напр., при строительстве Троицкого собора он предложил отделывать наружные капители колонн обожженной глиной и, «занимаясь как формированием оных, так и устройством при обжиге, довел состав сей до несравненной прочности противу прежде употребляемых алебастровых капителей» (Аттестат из Комитета сооружения Соборного храма в Симбирске // НАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 3632). В 1825 г. Совет АХ за проект Троицкого собора единогласно избрал К. «назначенным» академиком. В 1864 г. храм сильно пострадал от пожара, в 1868 г. был восстановлен. В 20-х гг. XX в. Троицкий собор был включен в перечень охраняемых гос-вом памятников архитектуры г. Ульяновска, здесь размещался архив. В мае 1933 г. здание горело; в 1934 г. постановлением горсовета было принято решение «считать возможной передачу на снос б. летнего кафедрального собора как строительного материала ж.-д. кооперации» (ГА Ульяновской обл. Ф. Р-634. Оп. 1. Д. 1141). К 1936 г. храм был разобран окончательно.

Согласно формулярному списку К., с 1829 по 1834 г. он выполнял поручения «по постройке казенных зданий во всем удельном имении Симбирской губернии безвозмездно с отличною деятельностью и совершенным успехом». В нач. 1829 г. по проекту К. в г. Карсун Симбирской губ. состоялась закладка каменных ярмарочных рядов, состоявших из 8 корпусов, где размещались 160 лавок, и 2-этажного здания гостиного двора. Сохранился гостиный двор и 4 торговых корпуса.

В симбирский период по проектам К. перестроены здания Дома трудолюбия, классической муж. гимназии, удельной конторы в Симбирске. В Симбирской губ. возведены хлебные магазины, больница, жилые дома, храмовые постройки: Успенская ц. в Самаре (утрачена), Михаило-Архангельская ц. в с. Шигоны (перестроена, ныне Самарской обл.), Преображенская ц. в с. Усолье (не сохр., ныне Самарской обл.), ц. Рождества Христова в с. Рождествено (восстанавливается, ныне Самарской обл.). Авторству К. приписывают ц. Рождества Христова в с. Царёвщина (ныне пос. Волжский Самарской обл.).

Предположительно по проекту К. построена ц. Св. Троицы в с. Пятине (ныне Инзенского р-на Ульяновской обл.). Церковь была заложена в 1823 г. А. И. Анненковой, матерью И. А. Анненкова, в память о покойном муже и во искупление грехов их сына-декабриста. Существует версия, что ее начали строить по проекту симбирского губ. архит. М. М. Рушко, однако разобрали и выстроили вновь уже по проекту К. Каменный 5-главый 3-престольный храм был самым крупным в Карсунском у. (основные габариты - 33×33 м). Центральное пространство храма перекрыто купольным сводом на цилиндрическом барабане. Апсида и симметричное ей пространство в зап. части перекрыты конхами. Углы храма имеют полусферические перекрытия. Храм увенчан 5 куполами на высоких барабанах. Одинаковые, симметрично построенные фасады украшены портиками (за исключением вост. фасада). В наст. время здание храма руинировано.

Троицкий кафедральный собор в Симбирске. Фотография. 1894 г.
Троицкий кафедральный собор в Симбирске. Фотография. 1894 г.

Троицкий кафедральный собор в Симбирске. Фотография. 1894 г.

В 1832 г. К. переехал в Казань и вступил в должность архитектора Казанского имп. ун-та, работал в тесном сотрудничестве с ректором, председателем строительного комитета Н. И. Лобачевским. При размещении на университетской территории новых зданий К. взял за основу генеральный план, разработанный архит. П. Г. Пятницким. Помимо нового генерального плана К. составил проекты корпусов. Комплекс Казанского ун-та К. решил в едином стиле. Все постройки расположены архитектором в симметричной композиции, где визуальной доминантой является главный корпус здания анатомического театра с плоским куполом и полукруглым выступом в колоннах и пилястрах, вытянутый по оси, а б-ка и химическая лаборатория с физическим кабинетом, соответственно с вост. и зап. сторон, задуманы практически одинаковыми. Полуциркульная ограда с колоннами соединяла ранее 3 главных здания ансамбля, параллельно ей были расположены дугообразные служебные корпуса. Центром университетского двора, по замыслу К., была площадь с памятником Г. Р. Державину (1847, скульптор С. И. Гальберг, архит. К. А. Тон). Несмотря на то что многие части комплекса сегодня перестроены, а нек-рые утрачены (напр., ограждение с колоннадой и памятник Державину), созданный К. университетский ансамбль можно отнести к числу лучших образцов русского зодчества. Он является уникальным памятником истории и архитектуры 1-й пол. XIX в., охраняется как объект культурного наследия федерального значения.

В казанский период К. работал над проектами церковных зданий. В 1835 г. он разработал 3 версии проекта реконструкции Казанского кафедрального собора, все они предполагали незначительное расширение старого собора и постройку рядом нового храма. Ни один из вариантов не был реализован. По проекту К. в 1842 г. был построен собор в честь Грузинской иконы Божией Матери в Раифском муж. монастыре. Здесь К. повторил свой излюбленный композиционный прием, при к-ром купол опирается на кубический массив с портиками. Плоский купол был спроектирован настолько большого размера, что при производстве работ его сделали деревянным, а от портиков вовсе отказались - в таком искаженном виде церковь существует в наст. время. После закрытия мон-ря в 1930 г. здание частично перепланировали. Ныне собор восстановлен и является местом нахождения чудотворного списка Грузинской иконы Божией Матери.

На протяжении всех лет пребывания в Казани К. работал над проектами жилых домов; спроектировал здание Ин-та благородных девиц (1832, не реализован), реконструировал 1-ю мужскую гимназию (1834), выполнил проект дома военной канцелярии башкирского войска в Оренбурге (1836, не реализован). С 1837 г. К. совмещал обязанности архитектора ун-та и преподавание архитектуры для студентов. В 1843 г. перестроил дом причта Петропавловского собора. Тогда же К. выполнил проект здания Казанского дворянского собрания, который не был принят заказчиками. При строительстве по проекту К. 1846 г. был оформлен лишь большой прямоугольный танцевальный зал, окруженный по периметру коринфской колоннадой, поддерживающей хоры; с колоннами соотносятся пристенные пилястры, объединенные орнаментированным поясом. Свободный от украшений потолок подчеркивал цельность пространства и богатую архитектуру интерьера. Казанский архитектор, исследователь и публицист В. В. Егерев считал интерьер этого зала одной из самых удачных работ К.: «Особой трактовкой классического приема отделки, широкой расстановкой колонн и лаконическим декоративным убранством Коринфский сумел внести в облик зала тонкую изящность, большую нарядность и изумительную интимность» (Егерев. 1961).

Характерное для позднего периода творчества К. увлечение псевдоготикой проявилось в добавлении готических элементов в традиционные классические архитектурные формы. Такие элементы К. ввел в отделку интерьеров Казанского ун-та; спроектировал «готический» иконостас для Николо-Низской ц. в Казани, в такой же стилистике выполнил один из вариантов проекта расширения Казанского кафедрального собора.

Заслуги К. были по достоинству оценены. Так, напр., 4 нояб. 1831 г. за составление плана для генеральной перестройки здания симбирского Дома трудолюбия и осуществление надзора при выполнении работ от покровительницы симбирского об-ва Христианского милосердия имп. Александры Феодоровны К. было «изъявлено монаршее благоволение и пожалована золотая табакерка»; 23 янв. 1832 г. за работы в Симбирске К. был награжден бриллиантовым перстнем; 16 марта 1839 г. министр народного просвещения ему объявил «совершенную признательность за успешное окончание построек университетских зданий»; 10 апр. 1839 г. «за отличные труды, оказанные по званию архитектора» по представлению министра Имп. двора пожалован бриллиантовым перстнем; 22 авг. 1840 г.- знаком отличия «За ХХ лет безпорочной службы»; 18 дек. 1840 г. получил благодарность от министра народного просвещения «за скорый и успешный ход постройки клинического здания при Казанском университете»; 26 сент. 1841 г. стал кавалером ордена св. Станислава 3-й степени (Формулярные списки сотрудников Казанского Имп. ун-та // НАРТ. Ф. 977. Совет. Д. 3349).

Похоронен на Арском кладбище г. Казани; надгробие с готическими чертами, по нек-рым сведениям, К. спроектировал сам.

Лит.: Малов Е. А., прот. Раифская Богородицкая пуст. Казанской епархии. Каз., 1880; Мартынов П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898; Красовский В. Э. Прошлое города Корсуна: (Кр. ист. очерк). Симбирск, 1903; Щегольков Н. М. Арзамасский Воскресенский собор. Арзамас, 1909; он же. Ист. сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911; Архитектор М. П. Коринфский, 1788-1851: Сб. ст. Каз., 1928; Егерев В. В. Архитектор М. П. Коринфский: Очерк жизни и творчества. Каз., 1961; Shoumatoff A. Russian Blood: A Family Chronicle. N. Y., 1990; Еремеев П. В. Зодчий Поволжья: Очерк. Арзамас, 1993; Знаменитые люди Ардатовского края XVI-XXI вв.: Биогр. словарь-справ. / Отв. ред.: А. В. Базаев. Ардатов; Арзамас, 2002; Аржанцев Б. В. Архитектурно-ист. образы Симбирска. Ульяновск, 2003; Архитектор М. Коринфский: 225 лет со дня рожд.: Сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2014.
М. Б. Уральцева
Ключевые слова:
Архитекторы российские Коринфский Михаил Петрович (1788-1851), русский архитектор, работал в стилистике позднего классицизма
См.также:
АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор