Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНРАД
36, С. 660-662 опубликовано: 26 июля 2019г.


КОНРАД

Св. Конрад. Фрагмент алтаря в ц. прор. Иоанна Предтечи и св. Вита в Хорне, Германия. Ок. 1500 г. Худож. Маттиас Гутрехт Старший
Св. Конрад. Фрагмент алтаря в ц. прор. Иоанна Предтечи и св. Вита в Хорне, Германия. Ок. 1500 г. Худож. Маттиас Гутрехт Старший

Св. Конрад. Фрагмент алтаря в ц. прор. Иоанна Предтечи и св. Вита в Хорне, Германия. Ок. 1500 г. Худож. Маттиас Гутрехт Старший
[лат. Conradus, Chuonradus, Chunradus; нем. Konrad] (ок. 900 — 26.11.975, Констанц, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия), св. (пам. зап. 26 нояб.), еп. г. Констанц в Швабии (с 934). Сведения о К. содержатся в документах Соборов оттоновской эпохи (MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 203–207), в дипломах герм. кор. и имп. Оттона I(MGH. Dipl. Reg. Imp. N 85. P. 166-168; N 236. P. 327–328; N 418. P. 570–571), а также в Санкт-Галленской монастырской хронике аббата Эккехарда IV (2-я треть XI в.). Имя К. указано в списке епископов Констанца 2-й пол. XII в. (MGH. SS. T. 13. P. 325). Основным источником сведений о К. считается его Житие (BHL, N 1917), составленное мон. Одальскальком из аббатства св. Ульриха и св. Афры в Аугсбурге в 1122-1123 гг., в ходе подготовки канонизации К. В 1-й книге рассказывается о жизни святого, во 2-й — о чудесах, происходивших на его могиле. После возвращения из Рима, где на Латеранском I Соборе папа Римский Каллист II причислил К. к лику святых, Одальскальк дополнил Житие 3-й книгой, в которой описал торжественное перенесение мощей святого (26 нояб. 1123); по-видимому, работа над Житием была завершена к концу года (Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93). Все 3 книги Жития сохранились только в одной рукописи XII в. из Венской национальной б-ки (Vindob. 573) (Ibid. S. 87–90). Еще 6 рукописей XII–XVII вв. содержат либо 2 первые книги, либо фрагменты Жития и «Историю св. Конрада» (Historia Sancti Konradi) — рифмованную службу святому (Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93–94; idem. Historia S. Konradi. 1975. P. 107–128). Вероятно, между 1127 и 1134 гг. на основе 1-го Жития было написано 2-е Житие (BHL, N 1918; MGH. SS. T. 4. P. 436–445); его составителем предположительно был каноник аббатства Кройцлинген или монах монастыря Петерсхаузен (Maurer. 2003. S. 125). Текст 2-го Жития сохранился в 2 рукописях XII и XIV вв. (Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 94).

К. происходил из знатного рода, владевшего землями в В. Швабии или В. Баварии (Maurer. 2003. S. 126). В 1-м Житии родословная епископа не уточняется. Согласно 2-му Житию и «Генеалогии Вельфов» (1125/26), К. принадлежал к роду Вельфов; его родители — Генрих, гр. Альтдорфа (В. Швабия), и Ата. Одним из инициаторов канонизации К. выступал герц. Генрих Чёрный из рода Вельфов; причисление К. к лику святых стало т. о. одним из этапов утверждения памяти этого рода в 1-й пол. XII в. (Эксле. 2007. С. 315).

О детстве и юности К. известно мало. Ребенком его отдали на воспитание в соборную школу в Констанце; он был рукоположен во пресвитера (дата неизв.), затем стал членом соборного капитула. Нотинг, еп. Констанца (919/20–934), объявил К. своим преемником. После смерти Нотинга, на выборах нового епископа в дек. 934 г., кандидатуру К. поддержал еп. Ульрих Аугсбургский, высоко ценивший его (Maurer. 2003. S. 126). В. Бершин полагает, что сведения о дружеских отношениях между епископами могли быть придуманы составителем Жития Одальскальком (Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 95–96). В янв. 947 г. К. принимал участие в рейхстаге во Франкфурте (ныне Франкфурт-на-Майне). Его имя стоит среди имен церковных иерархов и светских правителей, заверивших диплом кор. Оттона I о подтверждении привилегий мон-ря Эссен (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. N 85. P. 166–168). В июне 948 г. К. участвовал в Соборе в Ингельхайме (MGH. Conc. T. 6. Pars 1. N 13. P. 135–163). Вероятно, сопровождал кор. Оттона I во время похода в Италию (осень 961 — янв. 962), присутствовал на его имп. коронации в Риме (2 февр. 962). 21 февр. 962 г. в Риньяно-Фламинио в Италии имп. Оттон I передал К. 2 земельных владения в обл. Брайсгау, конфискованные в 952 г. у гр. Гунтрама. После смерти К. эти земли должны были перейти соборному капитулу Констанца «ради спасения души императора и его родителей» (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. N 236. P. 327–328). По мнению Г. Альтхофаи Х. Маурера, диплом косвенно свидетельствует о том, что между императором и К. был заключен договор о взаимном поминовении (Althoff. 1984. S. 335; Maurer. 2003. S. 130). В кон. лета 972 г. император вместе с сыном (впосл. кор. и имп. Оттон II), возвращаясь из итал. похода, посетил Констанц и 18 авг. подтвердил дипломом права и привилегии монастыря Райнау (близ Констанца). В преамбуле документа говорится, что Оттон сделал это по прошению К. (cuius petitioni assensum prebentes) (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. N 418. P. 570–571). Поскольку в грамоте дарения мон-рю вместо имени аббата стоит имя К., исследователи полагают, что имперское аббатство Райнау находилось во владении Констанцского епископа; речь могла идти о знаке милости правителя к К. (Maurer. 2003. S. 129). В грамоте от 1 нояб. 972 г. К. упомянут в числе лиц, подавших прошение Оттону I о предоставлении иммунитета монастырю Оттобойрен в В. Баварии (Ibid. S. 130).

О деятельности К., направленной на обустройство Констанцского епископства, известно довольно много. Особым попечением епископа пользовались ц. св. Стефана и соборный капитул в Констанце. К. делал щедрые дарения капитулу, в т. ч. из земельных владений Вельфов (Fleckenstein. 1957; Oexle. 1975). В кон. 934 — нач. 935 г. епископ передал капитулу доходы со значительной части своих владений (Maurer. 2003. S. 131). Согласно Житию, К. даровал кафедральному собору Пресв. Девы Марии мощи святых (в их числе были привезенные из Рима останки святых Патрикия и Метеллия (не идентифицированны) - Maurer. 2003. S. 131), которые, по-видимому, были помещены в реликварий из золота, украшенный драгоценными камнями (Vita prior. 6 // MGH. SS. T. 4. P. 432). К. принимал деятельное участие в городском строительстве. Он возвел в Констанце 4 церкви, которые должны были символизировать 4 великие (т. н. патриаршие) рим. базилики: между кафедральным собором и р. Рейн была возведена ц. св. Иоанна (ее св. покровителями почитались св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов, как и в Латеранской базилике в Риме — Ibid. S. 133); на др. берегу реки — ц. св. ап. Петра (не сохр.; в наст. время на ее месте находится монастырь Петерсхаузен), а за пределами городских стен, по дороге в Тургау, заложена ц. св. ап. Павла (она соотносилась с рим. ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). Вернувшись из 2-го путешествия в Иерусалим (согласно Житию, К. совершил 3 паломничества на Св. землю — Vita prior. 7 // MGH. SS. T. 4. P. 433), епископ приказал построить церковь в честь св. Маврикия, куда были помещены привезенные им мощи святого (Maurer. 1973. S. 50–51). Церковь имела форму ротонды и была построена по образцу Кувуклии Гроба Господня (Воскресения Христова) храма в Иерусалиме (см.: Erdmann, Zettler. 1977; Borgolte. 1984). При К. в Констанце велись также работы по обновлению старых церквей (Vita altera. 18 // MGH. SS. T. 4. P. 439). Одним из храмов, отремонтированных при К., могла быть ц. св. Лаврентия (не сохр.), находившаяся за городскими стенами к западу от центральной площади. К. передал в нее привезенные из Рима мощи св. Лаврентия. За пределами городских стен, на старой рим. дороге, К. обустроил епископскую резиденцию. Внимание К. к топографии и архитектуре храмов Иерусалима и Рима можно объяснить тем, что Констанц находился на одной из важнейших дорог в Италию и был пунктом осановки паломников, направлявшихся в Рим и на Св. землю. При К. в городе для паломников был построен приют (на 12 чел.).

В июле 964 г. имп. Оттон I собрал неск. епископов и аббатов, в их числе был К., чтобы рассмотреть жалобу монахов аббатства Санкт-Галленна притеснения со стороны соседнего аббатства Райхенау; кроме того, у императора появились сведения о нарушении в Санкт-Галлене монашеской дисциплины. Результаты деятельности этой комиссии и роль в ней К. неизвестны (Maurer. 2003. S. 137). В монастырской хронике Санкт-Галлена сохранилась запись о посещении К. обители 11–13 апр. 968 г.: епископ раздал милостыню бедным, произнес проповедь, а затем участвовал в торжественной процессии и совершил миропомазание; в Вербное воскресение отслужил в монастыре мессу (Duft. 1991; Maurer. 2003).

Похоронен в ц. св. Маврикия. О почитании К. в Констанце можно говорить с кон. XI в.: в 1089 г. по распоряжению Констанцского еп. Гебхарда III (1084–1110) останки К. были торжественно перенесены из ц. св. Маврикия в кафедральный собор Пресв. Девы Марии и захоронены под алтарем Св. Креста (Vita altera. 1 // MGH. SS. T. 4. P. 437). В 1122/23 г. с просьбой к Папскому престолу причислить К. к лику святых обратились неск. человек, в т. ч. Констанцский еп. Ульрих I (1111–1127) и герц. Генрих Чёрный из рода Вельфов; тогда же было составлено Житие святого. 28 марта 1123 г. папа Каллист II на I Латеранском Соборе объявил о причислении К. к лику святых католич. Церкви (Jaffé. RPR. T. 1. N 7028. P. 8010). 26 нояб. 1123 г. в Констанце при большом стечении народа мощи К. были помещены в новый реликварий и перенесены в ц. св. Маврикия (Odalscalci Vita S. Konradi liber tertius. 3, 7, 10. 1975. P. 98–106); в церемонии участвовали герц. Генрих Чёрный, швабский герц. Фридрих Штауфен, герц. Конрад фон Церинген (Maurer. 2003. S. 143–144). Ок. 1526 г., во времена Реформации, мощи К. вместе с мощами др. святых, почитаемых в Констанце были осквернены и выброшены в Боденское оз. Сохранилась только голова святого; в наст. время она находится в кафедральном соборе г. Констанца, в капелле св. К. Вместе со св. Пелагием К. почитается как покровитель еп-ства Констанц, с 1821 г. и как покровитель диоцеза Фрайбург-им-Брайсгау. В 1876 г. в Констанце торжественно отмечалось 900-летие кончины К. Проведенный юбилей заложил традицию для ежегодного городского праздника в честь К. (Theil. 2006).

К. изображается с чашей и сидящим на ней пауком. Согласно 1-му Житию, на праздновании Пасхи К. взял чашу с вином, чтобы причаститься, но увидел, что в нее упал ядовитый паук. Крепкий в вере, не сомневаясь, что яд ему ничем не повредит, К. осушил чашу (Vita prior. 10 // MGH. SS. T. 4. P. 433). Описание этого чуда отсутствует в самых древних рукописях Жития св. К. (Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 95); вероятно, этот сюжет был добавлен в текст позднее.

Ист.: Vita prior auctore Oudalscalcho // MGH. SS. Т. 4. Р. 429–436; Vita altera auctore anonymo // Ibid. T. 4. P. 436–445; Odalscalci Vitae S. Konradi liber tertius // Freiburger Diözesan-Archiv. Freiburg, 1975. Bd. 95. S. 98–106; Series episcoporum Constantinensium /Ed. G. Waitz // MGH. SS. T. 13. P. 324–326; MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. N 85. P. 166–168; N 236. P. 327–328; N 418. P. 570–571; MGH. Conc. T. 6. Pars 1. N 13(948). P. 135–163; Ekkehard IV. Сasus Sancti Galli / Hrsg. H. F. Haefele. Darmstadt, 1980.
Лит.: Fleckenstein J. Über die Herkunft der Welfen und ihre Anfänge in Süddeutschland // Studien und Vorarbeiten zur Geschichte des grossfränkischen und frühdeutschen Adels / Hrsg. v. G. Tellenbach. Freiburg i. Br., 1957. S. 71–136; Maurer H. Konstanz als ottonischer Bischofssitz. Gött., 1973; idem. Die Konstanzer Bischöfe vom Ende des 6. Jh. bis 1206 // Das Bistum Konstanz: B.; N. Y., 2003. Tl. 2. S. 125–145; idem. Das Bistum Konstanz zur Zeit Karls des Grossen im Vorfeld von Churrätien und Oberitalien // Wandel und Konstanz zwischen Bodensee und Lombardei zur Zeit Karls des Grossen / Hrsg. v. H. R. Sennhauser. Zürich, 2013. S. 179–186; Berschin W. Historia S. Konradi // Freiburger Diözesan-Archiv. 1975. Bd. 95. S. 107–128; idem. Odalscalcs Vita S. Konradi im hagiographischen Hausbuch der Abtei St. Ulrich und Afra // Ibid. S. 82–106; idem. Biographie und Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Stuttg., 2001. Bd. 4. Hbd. 2. S. 436–441; Oexle O. G. Bischof Konrad von Konstanz in der Erinnerung der Welfen und der welfischen Hausüberlieferung während des 12. Jh. // Freiburger Diözesan-Archiv. 1975. Bd. 95. S. 7–40; idem. Welfische Memoria: Zugleich ein Beitrag über adlige Hausüberlieferung und die Kriterien ihrer Erforschung // Die Welfen und ihr Braunschweiger Hof im hohen Mittelalter / Hrsg. v. B. Schneidmüller. Wiesbaden, 1995. S. 61–94 (рус. пер.: Эксле О. Г. Memoria Вельфов: Домовая традиция аристократических родов и критерии ее изучения // Он же. Действительность и знание: Очерки соц. истории Средневековья / Пер. с нем. и ред.: Ю. Е. Арнаутова. М., 2007. С. 270–303); Neumüllers-Klauser R. Zur Kanonisation Bischof Konrads von Konstanz // Freiburger Diözesan-Archiv. 1975. Bd. 95. S. 67–81; Nigg W. Der hl. Bischof Konrad von Konstanz // Gestalt und Verehrung des hl. Konrad. Karlsruhe, 1975. S. 51–61; Erdmann W., Zettler A. Zur Archäologie des Konstanzer Münsterhügels // Schriften des Vereins für Geschichte des Bodensees. Konstanz, 1977. Bd. 95. S. 19–134; Schmid K., Hrsg. Die Klostergemeinschaft von Fulda im früheren Mittelalter / Bearb. v. G. Althoff. Münch., 1978. Bd. 2. Tl. 1–3; Hillenbrand E. Das literarische Bild des hl. Konrad von Konstanz im Mittelalter // Freiburger Diözesan-Archiv. 1980. Bd. 100. S. 79–108; Althoff G.Adels und Königsfamilien im Spiegel ihrer Memorialüberlieferung: Studien zum Totengedenken der Billunger und Ottonen. Münch., 1984; idem. Amicitiae und Pacta: Bündnis, Einung, Politik und Gebetsgedenken im beginnenden 10. Jh. Hannover, 1992. (MGH. Schr.; 37); Borgolte M. Salomo III. und St. Mangen: Zur Frage nach den Grabkirchen der Bischöfe von Konstanz // Churrätisches und St. Gallisches Mittelalter: FS für O. P. Clavadetscher / Hrsg. v. H. Maurer. Sigmaringen, 1984. S. 195–224; Hopp A. Das Hospiz des hl. Konrad und die Gründung des Chorherrenstiftes St. Ulrich und Afra zu Konstanz/Kreuzlingen // Schriften des Vereins für Geschichte des Bodensees. Friedrichshafen, 1989. Bd. 107. S. 97–106; Duft J. Bischof Konrad und St. Gallen // Idem. Die Abtei St. Gallen. Sigmaringen, 1991. Bd. 2. S. 201–210; Bihrer A. Bischof Konrad als Patron von Konstanz: Zur Stiftung städtischer Identität durch Bischof Ulrich I. (1111–1127) // Zschr. für die Geschichte des Oberrheins. Karlsruhe, 2000. Bd. 148. S. 1–40; Haarländer S. Vitae Episcoporum: Eine Quellengattung zwischen Hagiographie und Historiographie, untersucht an Lebensbeschreibungen von Bischöfen des Regnum Teutonicum im Zeitalter der Ottonen und Salier. Stuttg., 2000; Julius H. Landkirchen und Landklerus im Bistum Konstanz während des frühen und hohen Mittelalters: Diss. Konstanz, 2003; Theil B. Heiligenverehrung «im Kontext»: Beobachtungen am Beispiel Bischof Konrads von Konstanz // Freiburger Diözesan-Archiv. 2006. Bd. 126. S. 5–23; Patterns of Episcopal Power: Bishops in 10th and 11th Cent. Western Europe / Ed. L. Körntgen, D. Wassenhoven. B., 2011.
Г. И. Борисов
Ключевые слова:
Епископы Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Конрад (ок. 900 — 26.11.975), епископ г. Констанц в Швабии (с 934), святой (пам. зап. 26 нояб.)
См.также:
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
АВГУСТИН [Август], еп. Никомидийский, сщмч. (пам. зап. 7 мая)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)