[Лат. Lupus; франц. Loup, Leu] († 623?), св. (пам. зап. 1 сент.), еп. г. Сеноны (ныне Санс, Франция). Важнейший источник сведений о Л.- Житие (BHL, N 5082-5083), составленное, по мнению Б. Круша, в кон. VIII в. или в IX в. Возможно, создание Жития было связано с открытием мощей святого при архиеп. Венилоне (ок. 837 - 865). Несмотря на то что текст был написан примерно через 200 лет после кончины Л., мн. изложенные в нем сведения подтверждаются более ранними источниками и скорее всего достоверны. Краткие пересказы Жития были включены в «Историческое зерцало» Винцентия из Бове (Vincent. Bellovac. Spec. Hist. 24, 90-100), в «Золотую Легенду» блж. Иакова из Варацце (Legenda Aurea. 128), в «Перечень святых» Петра Наталиса (Petr. Natal. CatSS. VIII 20) и др. агиографические своды XIII-XIV вв. В средневек. перечнях архиепископов Санса Л. назван 19-м предстоятелем кафедры, его предшественником был Артемий, преемником - Медерий.
Согласно Житию, Л. род. близ Аврелиана (ныне Орлеан), вероятно, в 70-х гг. VI в. Его отец Беттон и мать Австрегильда по прозвищу Ага были связаны родственными отношениями с королевской династией Меровингов. Получив откровение от Бога, что дитя станет светочем Церкви, родители Л. отдали малолетнего сына на обучение в школу. Мальчик превосходил сверстников умом и красноречием, проявлял интерес к церковному служению. Поэтому братья его матери, Австрен, еп. Аврелиана, и Авнахарий, еп. Автиссиодура (ныне Осер), взяли Л. на воспитание. Став клириком, он прославился аскетическими подвигами, гостеприимством и милосердием к бедным, часто посещал гробницы святых. Вероятно, Л. был клириком в Аврелиане, т. к. в Житии говорится о посещении им базилики св. Аниана (Сент-Эньян), находившейся в этом городе. Ночью он пришел в храм, чтобы помолиться, и перед ним отворились запертые двери. Благодаря распространившейся молве о добродетелях Л. духовенство и жители г. Сеноны после кончины еп. Артемия попросили Теодориха II, кор. Бургундии (596-613), назначить его на кафедру. Дата избрания Л. неизвестна. Его предшественник Артемий упоминается в источниках в 585 г., в т. ч. как участник Собора в Матисконе (ныне Макон). Л. присутствовал на Соборе и совещании знати в Паризиях (ныне Париж) 10 окт. 614 г. По-видимому, епископ пользовался расположением Теодориха II и его матери Брунхильды, к-рая оказывала существенное влияние на политику короля; среди друзей Л. в Житии назван Фулькарий, комит Аврелиана, защищавший его от клеветы при дворе. Епископу помогали знатные родственники. Так, однажды его мать прислала ему 20 повозок, груженных бочками с вином, когда у него закончилось угощение для гостей (в Житии сообщается, что Л. стремился жить по евангельским заповедям и отдавал другим лучшее из того, что имел; сам он довольствовался скромными одеждой и пропитанием).
После смерти кор. Теодориха II (613) бургундская знать взбунтовалась против Брунхильды, к-рая правила от имени своего малолетнего внука Сигиберта II. Воспользовавшись этим, правивший в Нейстрии кор. Хлотарь II (584-629) захватил Бургундию и Австразию, объединив франк. королевства. Он направил в Сеноны военачальника (дукса) Блидебода, к-рый стал притеснять местных жителей. Видя, что городу угрожает опасность, Л. зазвонил в колокол соборной ц. св. Стефана с такой силой, что воины пришли в ужас и обратились в бегство. Король назначил наместником Бургундии дукса Фарульфа, к-рый посетил Сеноны, ожидая, что епископ встретит его с богатыми дарами. Однако его надежды не оправдались: Л. заявил, что епископ должен не только руководить паствой, но и наставлять светских правителей, поэтому притязания Фарульфа незаконны. Разгневанный наместник приблизил к себе Медегизила, аббата мон-ря св. Ремигия в пригороде г. Сеноны, к-рый клеветал на Л., рассчитывая занять епископскую кафедру. По доносу Фарульфа и Медегизила король сместил епископа и отправил его в ссылку. Согласно преданию, Л., покидая город, бросил в реку епископский перстень и сказал, что вернется лишь тогда, когда кольцо будет найдено. Незадолго до его возвращения близ Мелодуна (ныне Мелён) поймали рыбу-усача, в брюхе к-рой нашли перстень. Епископа отправили в Нейстрию, в Винемагский паг (обл. Вимё в Пикардии). Охранять его было поручено местному дуксу Бозону Ландегизилу, к-рый поселил Л. в сел. Андесагина на р. Авция (Брель). Согласно Житию, дукс и все жители тех мест оставались язычниками, но обратились в христианство, когда Л. исцелил слепого.
Жители г. Сеноны не смирились с изгнанием епископа. «По указанию божественной десницы» Медегизил был убит в базилике св. Ремигия, а сенонский архидиак. Рагнегизил по воле народа обратился за помощью к авторитетному аббату Винебауду, к-рый руководил базиликой св. Лупа в Трикассах (ныне Труа). Винебауд убедил кор. Хлотаря II вернуть Л. из ссылки и лично отправился за ним в Нейстрию. Аббат доставил епископа к королю, который, увидев, что Л. в изгнании оброс длинными волосами и бородой, раскаялся и на коленях просил у него прощения. По-видимому, вскоре после прибытия ко двору короля Л. принял участие в Соборе 10 окт. 614 г.; следов., его изгнание длилось не более года. Прежде чем отпустить епископа к пастве, король щедро одарил его. На обратном пути Л. и Винебауд добились освобождения множества заключенных в тюрьму преступников. В Мелодуне епископ увидел огромное пламя, охватившее амбар, к-рое было невозможно потушить; по молитве Л. огонь погас, не причинив вреда постройке. Сенонские жители торжественно встретили епископа и аббата.
Далее в Житии повествуется о чудесах святого, гл. обр. об исцелениях. Л. описывается как деятельный пастырь, постоянно совершавший поездки по своему диоцезу и визитации церквей. Он избегал праздности, радушно принимал странников, был справедлив к провинившимся и милосерден к нуждавшимся в его помощи. Когда Л. совершал мессу в Ордоне (ныне Сен-Лу-д'Ордон), с неба в чашу со Св. Дарами упал драгоценный камень, который долго хранился в Сенонах, но впосл. был увезен в королевский дворец. Король, узнав, что колокол соборной ц. св. Стефана отличается особым мелодичным звоном, велел доставить колокол в Паризии, несмотря на возражения епископа. Когда колокол вывезли из г. Сеноны, его звучание изменилось, и король разрешил вернуть его обратно. В 7 милях от города колокол зазвонил по-прежнему, и Л., услышав его звук, вышел ему навстречу. Ночью, возвращаясь из базилики св. Ремигия в епископский дворец, Л. услышал разговор клириков, к-рые намеревались нарушить обет целомудрия. Епископ не стал вмешиваться в их беседу, но пошел в соборную церковь и ударил в колокол, созывая духовенство на утреню (matutinis laudibus). Как только клирики услышали звон, они забыли о своих греховных намерениях и поспешили в храм.
Л. скончался во время путешествия по диоцезу в усадьбе Бриеннон (ныне Бриенон-сюр-Армансон). Перед смертью он созвал клириков и дал им последние наставления. Дату кончины святого трудно установить; его преемник, еп. Медерий, впервые упоминается в 626 или 627 г. среди участников Собора в Клиппиаке (ныне Клиши). В соответствии с завещанием Л. был похоронен у ног мц. Колумбы в посвященной ей базилике, находившейся в сев. пригороде г. Сеноны. Согласно Житию, на могиле Л. происходили исцеления; к нему обращались с молитвой для избавления от эпилепсии и от детских болезней. О мощах святого, хранившихся в аббатстве св. Колумбы, упоминается в ряде раннесредневек. привилегий, напр. в грамотах Сенонского еп. Эммона от 26 авг. 660 г. и имп. Людовика Благочестивого от 10 июня 833 г. Открытие и перенесение мощей Л. состоялось во время строительства новой монастырской церкви по инициативе Сансского архиеп. Венилона (22 июля 853 храм был освящен в честь Св. Креста, мц. Колумбы и Л.). По-видимому, во время нападения венгров (936-937) мощи святых, хранившиеся в позолоченных саркофагах, были спрятаны в крипте монастырской церкви и вновь обнаружены лишь при архиеп. Аршамбо (958-967). В 1160 г. по просьбе аббата Теобальда, который действовал по ходатайству верующих, архиеп. Гуго де Туси (1142-1168) возглавил торжественное открытие и перенесение мощей (BHL, N 5086). Получив частицу мощей Л., архиепископ передал ее в приорат Сен-Лу-де-Но близ Провена, который относился к аббатству Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе. Впосл. насельники приората стали распространять слух о том, что мощи святого якобы хранились в их обители, а не в аббатстве св. Колумбы. По просьбе Одона, аббата мон-ря св. Колумбы, папа Римский Иннокентий III запретил монахам делать такие утверждения (Innocentius III. Ep. 15. 10). В 1256 г. папа Александр IV даровал индульгенцию паломникам, посещавшим аббатство в октавы праздников мц. Колумбы и Л. По свидетельству мавриста Виктора Котрона, посетившего аббатство в 1648 г., в центральной части монастырской церкви находились каменные резные гробницы Колумбы и Л.; среди сокровищ ризницы были серебряная рака с мощами святого и бюст-реликварий с его черепом. После закрытия аббатства его здания и имущество были распроданы (1790), монастырская церковь впосл. разрушена. С 1842 г. здания бывш. обители принадлежали монашеской общине Дочерей Св. Детства Иисуса и Марии; в 1847 г. туда перенесли частицы мощей Колумбы и кость правой руки Л., к-рые с 1669 г. хранились в ризнице кафедрального собора. В 1851 г. частицы мощей Л. были обнаружены при вскрытии раки с мощами мц. Колумбы, сохраненными во время Французской революции. Сердце Л. находится в приходской церкви в честь святого в сел. Бриенон-сюр-Армансон.
Почитание Л. получило широкое распространение во Франции. В честь святого были названы мон-ри Сен-Лу-лез-Орлеан в Сен-Жан-де-Бре (деп. Луаре) и Сен-Лё-д'Эсеран (деп. Уаза), мн. приходские церкви (в т. ч. ц. Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, известная с нач. XIV в.) и селения. Поминовение Л. указано под 1 сент. в нек-рых рукописях Иеронимова мартиролога и в стихотворном мартирологе Вандальберта Прюмского; под этой датой краткое сказание о святом содержится в «исторических» мартирологах IX в. Память Л. внесена в Римский Мартиролог.