Мученичество Л. и пострадавших вместе с ним отроков сохранилось в нескольких редакциях: в первоначальной BHG, N 998y (Delehaye. 1912. Р. 187-192) и в 2 других, датируемых X-XI вв.: BHG, N 999a (Halkin. 1974. P. 8-18) и BHG, N 999b (Ibid. P. 19-28). Кроме того, существуют отдельное Мученичество девы Павлы BHG, N 2361 (Idem. 1963. P. 59-68), Житие в Императорском Минологии BHG, N 999c, к-рое объединяет повествование о Л. и об отроках с историей Павлы (Laty ev. Menol. Т. 2. С. 7-12), краткие синаксарные Жития (SynCP. Col. 725-728), а также Похвала Л. и его дружине мучеников скевофилакса и логофета Фотия BHG, N 999 (ActaSS. 1695. Iun. T. 1. P. 276-286).
Л. жил в Никомидии в правление рим. имп. Аврелиана (270-275). Он был языческим жрецом и пользовался большим почетом. Уже в старости, просвещенный Божией благодатью, Л. оставил языческое заблуждение и уверовал во Христа. Благодаря своему авторитету Л. обратил в христианство мн. язычников. Когда правителю Никомидии Сильвану донесли, что Л. отвращает жителей от почитания языческих богов, тот велел арестовать его. Иудей Симеон донес правителю, что святой находится со своими учениками в 2 милях от города. Сильван тщетно пытался принудить Л. отречься от Христа и возвратиться к идолослужению. Старца подвергли различным пыткам: нещадно били палками, раздробили челюсть, а затем повесили его вниз головой. Когда Л. повели в темницу, за ним последовали 4 отрока - К., И., П. и Д., к-рые говорили, что хотят пострадать вместе со святым, потому что видели его распятым на кресте в окружении сонма ангелов (в синаксарных Житиях говорится, что отроки уже были заключены за христ. веру в темницу, куда затем был приведен Л.). Когда на следующий день отроки вместе с Л. предстали перед Сильваном, тот велел бросить старца и отроков в раскаленную печь, но она чудесным образом остыла. Тогда Сильван осудил святых на смерть и отослал на казнь в Византий. К., И., П. и Д. были усечены мечом, а Л. умер пригвожденный к кресту.
Вслед за мучениками пострадала дева Павла. Она была воспитана в благочестии родителями-христианами, посещала темницы и, подкупая стражу, как могла помогала единоверцам. Павла приходила и к Л. и внимала его наставлениям. Когда его вместе с отроками отправили через Халкидон в Византий, дева последовала за ними и погребла тела мучеников. Возвратившись в Никомидию, Павла продолжала помогать христианам в тюрьмах, принося им пищу и лекарства. Однажды она была схвачена и приведена на суд к Сильвану. В Мученичестве Павлы сказано, что она оставалась в Никомидии на месте казни Л., где славила и восхваляла Бога. Там дева была схвачена воинами по приказу Сильвана. После долгих увещаний правитель велел сечь ее прутьями и бить палками. Когда брошенная в темницу Павла изнемогла от множества ран, ангел Господень явился и исцелил ее. За дерзкое обличение Сильван велел залить ей в рот свинец (согласно Императорскому Минологию, приказал бить деву по устам). Павлу снова отвели в темницу, где божественный глас призвал ее не бояться мучений. По приказу правителя воины бросили Павлу в раскаленную печь, но она осталась невредимой, и Сильван отослал ее в Византий, осудив на смерть через усекновение мечом. Павла была обезглавлена на том же месте, где был распят Л. Согласно тексту Мученичества Павлы (по списку Ochrid. gr. 44, X-XI вв.), это произошло «в августовские календы», тогда как в списке Ath. Philoth. 8, XI в., ее мученическая кончина приурочена к 3 июня, дате казни Л. (Halkin. 1963. P. 67-68). Мощи святых находились в К-поле, и от них происходили исцеления.
В Мученичествах BHG, N 998y, 999 и 999a не говорится о деве Павле. Согласно тексту BHG, N 998y, Л. и отроков погребла не она, а благочестивые мужи. В Мученичестве BHG, N 999b о Павле сообщается кратко, но погребение святых опять-таки приписывается мужам-христианам. В Императорском Минологии история Павлы изложена в качестве эпилога Мученичества Л. и отроков. По всей видимости, Мученичество Павлы первоначально существовало как самостоятельное произведение.
В заглавии мн. редакций Мученичества Л. он назван великомучеником (BHG, N 998y, 999a, 999b). В нек-рых источниках Л. именуется Лукианом (напр., в Неаполитанском мраморном календаре VIII в.- Mallardo D. Il Calendario Marmoreo di Napoli. R., 1947. P. 151).
В Синаксаре К-польской Церкви помимо 3 июня память этих святых отмечается 19 янв., также указано, что торжественное богослужение в их честь (синаксис) совершалось в эти дни в посвященном им храме в Оксии (SynCP. Col. 404-405, 725-728).