[Лука Новый; греч. Λουκᾶς ὁ Στυλίτης] († 979), прп. (пам. 11 дек.). Пространное Житие Л. С. было написано вскоре после его смерти неизвестным автором, к-рый на протяжении 27 лет был учеником святого. Данное Житие сохранилось в единственной рукописи Paris. gr. 1458, XI в. Краткие жития Л. С. включены в состав некоторых визант. синаксарей, в т. ч. в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.).
Л. С. род. в зажиточной семье в феме Анатолик, по уточнению визант. синаксаря Paris. gr. 1589, XII в., в дер. Аттиком. Его родители были свободными переселенцами, к-рые одновременно являлись земледельцами и воинами. Согласно синаксарям, их звали Христофор и Кали. Ранее предполагали, что годом рождения Л. С. является 879 г., т. к., по словам автора Жития, подвижник скончался в возрасте 100 лет (Delehaye. 1923. P. 232). Однако, по мнению А. П. Каждана, цифра 100 может являться агиографическим топосом и скорее всего преподобный род. ок. 900 г., т. к., согласно Житию, во время великого голода, начавшегося в 927/8 г. и продолжавшегося два года, ему было ок. 30 лет (Kazhdan A. Hagiographical Notes // BZ. 1985. Bd. 78. S. 53).
Когда началась война византийцев с болг. царем Симеоном, 18-летний Л. C. был взят в армию. Там он вступил на поприще аскетических подвигов под влиянием 2 сослуживцев, которые были учениками некоего столпника. После того как в сражении с болгарами византийцы потерпели поражение (битва при Вулгарофиге в 896 или при Анхиале в 917), Л. С. оставил земное войско и вступил в ряды воинов Христовых, приняв постриг у вышеупомянутого столпника. Юноша начал умерщвлять плоть ношением вериг и строгим постом, вкушая пищу лишь по воскресеньям, да и то только просфору и дикие плоды. После 6 лет суровой аскезы Л. С. был рукоположен во иерея и стал войсковым священником. Он продолжал духовные подвиги и раздавал все имевшиеся у него средства воинам. Во время сильного голода Л. С. тайно вернулся во владение своих родителей и раздал нуждавшимся все хранившиеся там припасы.
Затем Л. С. удалился на гору Олимп в мон-рь св. Захарии. Там в течение 3 лет (926-929) он исполнял послушание келаря, храня полное молчание в подражание прав. Захарии, отцу св. Иоанна Предтечи. Святой положил себе в рот большой камень и в случае необходимости писал на доске. Ночи Л. С. проводил в непрестанной молитве, забираясь на дерево за монастырскими воротами. Когда об этом стало известно, он, желая избежать человеческой славы, покинул мон-рь. 2 года Л. С. пас свиней в окрестностях г. Котией (ныне Кютахья), а затем вернулся на родину. Там он вырыл в горе пещеру и подвизался в ней 2,5 года, терпя нападения демонов. После этого Л. С. начал подвиг столпничества. Рядом с часовней вмч. Димитрия Солунского находился столп высотой 12 локтей. На нем святой провел 3 года, а затем небесный глас велел ему продолжить подвиг столпничества в др. месте - пригороде К-поля недалеко от Халкидона у гавани Евтропия. Он взял благословение у местного архиерея и 11 дек. 935 г. поднялся на новый столп. На его вершине Л. С. терпел летний зной и зимнюю стужу, дождь и ветер, а также пережил множество искушений, в т. ч. страхования, нападения разбойников и досаждения осиного роя.
Л. С. получил от Господа дар исцеления и прозорливости. К его столпу приходили люди, страдавшие от недугов, а также желавшие исповедоваться и получить отпущение грехов. Значительную часть Жития занимают чудеса святого: многочисленные исцеления (в т. ч. церковных и гос. деятелей: патриарха Феофилакта (933-956), магистра Василия Петина, кандидата Флора и др.), чудесный улов рыбы местными рыбаками, оправдание 3 заключенных в темницу мужей.
Л. С. провел на столпе более 40 лет. Он был похоронен в к-польском мон-ре св. Вассиана, в восстановлении к-рого оказал значительную помощь благодаря своему другу патриарху Феофилакту.