Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛУКА
41, С. 597-598 опубликовано: 25 августа 2020г.


ЛУКА

[Лука Новый; греч. Λουκᾶς] († 1802), прмч. (пам. греч. 23 марта). Святой происходил из Адрианополя (ныне Эдирне), его родителей звали Афанасий и Домница. Когда мальчику исполнилось 6 лет, умер его отец, и мать из-за бедности отдала сына в услужение некоему купцу из Загоры. С ним Л. отправился сначала в Россию, а затем в К-поль. В возрасте 13 лет он поссорился с одним турчонком и побил его. Когда разъяренные турки схватили Л., тот из страха наказания пообещал принять ислам. Л. был взят в дом знатного мусульманина. Здесь он раскаялся в содеянном и решил бежать до совершения обрезания. Л. попросил своего бывшего хозяина из Загоры вызволить его. Купец обратился за помощью в российское посольство, но турок отказался выдать Л., ссылаясь на то, что тот добровольно решил принять ислам. Опасаясь, что посол предпримет новые попытки освобождения Л., турки вопреки желанию отрока провели обрезание, и он формально стал мусульманином. После этого единственная помощь, к-рую российский посол мог оказать Л., чтобы не вызвать конфликта с турками, было содействие в тайном побеге. Отрок был отправлен на корабле в Смирну, а затем на о-в Тира (Санторин). Там Л. обратился к одному духовнику, и тот дал ему совет принести покаяние на Св. Горе.

Л. пробыл нек-рое время в скитах и мон-рях Афона. Сначала он служил в архондарике в Великой Лавре, затем пришел в Иверский мон-рь, игумен к-рого отправил Л. в скит св. Иоанна Предтечи к опытному духовному наставнику, и тот через таинство Миропомазания принял юношу в лоно Церкви. После этого Л. стал монахом в мон-ре Ставроникита. Затем, какое-то время прожив в мон-ре Зограф, он покинул Св. Гору, решив стать кандиловжигателем в к.-л. приходской церкви, но так и не смог жить в миру, не находя себе покоя. Во время эпидемии чумы Л. вернулся на Афон. Он был принят в мон-рях Ксиропотам и Кутлумуш, а потом пришел к своему прежнему наставнику в иверский скит св. Иоанна Предтечи. Тот направил юношу в мон-рь прп. Григория, где Л. исправно исполнял послушания в церкви и обрел духовное отдохновение, но после того как враг рода человеческого воздвиг против него брань, Л. был изгнан из обители без к.-л. причины. Размышляя о том, почему он не может найти покоя ни в одном афонском мон-ре, тогда как Св. Гора является прибежищем и местом спасения тысяч монахов, Л. пришел к выводу, что это связано с совершенным им тяжким грехом вероотступничества. Чтобы искупить этот грех, он решил пострадать за Христа. Придя в скит прав. Анны, Л. открыл этот помысел иером. Виссариону. Тот сначала отговаривал юношу, а затем отправил его к старцу Анании, к-рый велел Л. готовиться к мученическому подвигу постом, молитвами и чтением Свящ. Писания. Он дал Л. послушание совершать ежедневно 88 поклонов и вкушать раз в сутки только хлеб и воду. Затем Л. принял великую схиму и в сопровождении иером. Виссариона отплыл на Лесбос в г. Митилини. Незадолго до этого одна тур. семья в Митилини приняла христианство и покинула остров. В связи с этим турки схватили и допрашивали митрополита и греч. старейшин. В этот момент Л., причастившись Св. Таин, предстал перед судьей и исповедал христ. веру. Тот велел связать юношу и отправить к наместнику острова Назир-аге. У резиденции наместника Л. встретил выходившего оттуда после допроса митрополита Митилинского и попросил его молиться о нем, за что был жестоко избит турками. Митрополит же, несмотря на грозившие неприятности со стороны османских властей, велел возносить во всех церквах особое моление за Л.

Представ перед Назир-агой, Л. объявил себя христианином, а мусульм. веру назвал ложной. Ни угрозы, ни щедрые посулы не поколебали его решения принять мученическую смерть. Л. бросили в тюрьму и дали 3 дня на размышление, а затем Назир-ага велел повесить его. Тело мученика 3 дня оставалось на виселице, и от него исходило благоухание, после чего турки бросили его в море. Но несмотря на камень, привязанный к шее мученика, тело Л. не пошло ко дну, а осталось на поверхности воды. Ночью оно было вынесено волнами на берег, где его нашли христиане. До 1884 г. мощи Л. хранились в ц. св. Симеона в Митилини, а затем, по указанию митр. Константина (Валиадиса; впосл. патриарх К-польский Константин V), были захоронены на кладбище. Благодаря спутникам Л., сопровождавшим его в последние дни жизни, сохранились ногти и волосы преподобномученика, а также пояс, платок и головной убор, от к-рых происходили исцеления.

Служба Л. была написана иером. Никифором Хиосским и включена в сб. «Новый Лимонарь».

Ист.: ΝΛ. 18732. Σ. 87-113; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 131.
Лит.: Σωτηρίου Γ. Π. Λεσβιακὴ ῾Αγιολογία ἤ Λεσβιακὸν Λειμωνάριον. Μυτιλήνη, 1958. Σ. 183-197; Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 2. Σ. 312-316; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 278; Θουντούλης Ι. Μ. Λεσβιακά αγιολογικά μελετήματα. Μυτιλήνη, 1997. Τ. 1. Σ. 147-153; Νικόδημος. Συναξαριστής. 19984. Τ. 4. Σ. 126; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2006. Τ. 7: Μάρτιος. Σ. 235-237.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Святые Греческих Православных Церквей Преподобномученики Греческих Православных Церквей Лука († 1802), преподобномученик (пам. греч. 23 марта)
См.также:
АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)
АНДРЕЙ (XIII в.), отшельник, прп. (пам. греч. 15 мая)
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)
АФИНОДОР († 304), прмч. Месопотамский, (пам. 7 дек., пам. греч. 19 дек.)
ГАВРИИЛ († 1676), прмч. (пам. греч. 2 февр.)
ГЕДЕОН (1766 - 1818), прмч. Каракальский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 30 дек.)