[Греч. Λουκᾶς] (XI-XII вв.), свт. (пам. южноитал. 5 окт.), еп. Бовы. Краткие сведения о Л. содержатся в его сочинениях, к-рые сохранились в рукописи Paris. Suppl. gr. 407 (Fоl. 158-175v, 1592 г.) и были впервые изданы с итал. переводом (Joannou. 1960. P. 181-237). Л. принадлежат 3 пастырских послания, гомилия и духовное завещание, написанные на греч. языке. Последнее произведение было составлено во время болезни, вероятно незадолго до кончины святого. В заголовке 1-го послания он называет себя управляющим (διακονητής) митрополии Реджо и пишет о необходимости исповедоваться в 1-ю неделю Великого поста (Ibid. Р. 182); вслед за посланием приведена пространная молитва перед исповедью, составленная, возможно, самим Л. Второе послание касается правил поведения в церкви, третье - о принятии евхаристических Даров. В гомилии и духовном завещании Л. осуждает языческие и мусульм. обычаи злословить усопших, совершать погребальный плач, зажигать свечи и кадить на могилах, а не в церквах в 3, 9 и 40-й дни после смерти; устраивать шумные брачные пиры и празднества, длящиеся всю ночь и сопровождающиеся пьянством и пустословием.
С юных лет Л. встал на путь монашества, получил сан священника, а затем, благодаря неким влиятельным особам Рао и Руджеро (Рокери), был избран визант. епископом Бовы. В течение 45 лет он активно проповедовал во вверенных его попечению городах по всему горному массиву Аспромонте - от Бовы и Реджо до Никотера, а также на Сицилии. Л. наставлял паству, освящал церкви; своими помощниками он называет прот. Иоанна и архидиак. Никиту. Из завещания видно, что в конце жизни Л. часто болел. Скорее всего, он умер 5 окт., т. к. под этим числом помещены посвященные ему 4 «гимна» (стихиры-самогласны; Σύντομα) в составе рукописи из мон-ря Гроттаферрата (Crypt. E. γ. I), датируемой 1345 г. (Schirò. 1946. Р. 26). На основе «гимнов» можно сделать вывод, что в XIV в. святой почитался жителями Бовы, а его мощи находились в кафедральном городском соборе. Однако впосл. останки Л. пропали и его почитание прекратилось, так что к XVI в. святой был забыт, о чем свидетельствует Типикон Бовы (Vat. Barber. gr. 359), в котором епископ не упоминается (Schirò. 1946. Р. 26).
В связи с недостатком сведений о Л. годы его жизни можно назвать лишь приблизительно: 1050-1136 гг. (Ferrante. 1981. P. 227). Некоторые исследователи считают, что он происходил с севера Калабрии (по мнению П. П. Иоанну, из г. Козенца) и получил лат. образование (Joannou. 1960. Р. 177-180; Ferrante. 1981. P. 228). Время назначения Л. епископом также определяется по-разному; вероятно, это произошло чуть позже 1081 г., но до 1093 г., т. к. 1-й датированный документ, в котором упоминается епископ Бовы с таким именем, относится к 1094 г. и касается даров графа Сицилии Рожера монастырю в Липари (Pirri R. Sicilia sacra. Panormi, 1733. T. 2. P. 772). В упомянутых в завещании Рао и Руджеро одни исследователи видят латинских архиепископов Реджо Рангиера (сокращ. вариант имени Рауль; ок. 1090-1096) и его преемника Руджеро (ок. 1099-1116), другие - знатных нормандских баронов (Acconcia Longo. 2003. Р. 170-172). Год смерти точно установить невозможно, исследователи предполагают, что она последовала между 1125 и 1136 гг.
Отождествление Л. с прп. Львом из г. Африко и Лукой, епископом Изола-ди-Капо-Риццуто, в наст. время опровергается (Acconcia Longo. 2003. Р. 176-177).