[Лит. Lietuvos Evangelik Liuteron Bažnyčia], консервативная лютеранская церковь сканд. канонико-литургической традиции. Объединяет всех лютеран Литовской Республики и отдельные приходы за ее пределами. Представляет собой единую епархию, к-рую возглавляют епископ и синод. Л. е.-л. ц. состоит во Всемирной лютеранской федерации, поддерживает рабочие отношения с др. традиционными христ. Церквами Литвы, в т. ч. приходами Виленской и Литовской епархии РПЦ, участвует в работе Конференции европейских церквей и Теобалта.
В Литве, стране преимущественно католической, прихожане Л. е.-л. ц. составляют меньшинство среди верующих. Хотя преобладающее число ее членов - литовцы, в прошлом принадлежность к лютеранству была более характерна для немцев и для жителей Клайпедского края (Мемельланда) - территории совр. Литвы, к-рая на протяжении мн. веков была частью Вост. Пруссии и потому нередко именуется Малой Литвой (Maћoju Lietuva; нем. das Kleinlitauen). Остальная же Литва, как бы ни менялись ее границы, в историографии лютеранства Литвы называется Большая Литва (Grosslitauen). Клайпедский, старейший из существующих ныне приходов Л. е.-л. ц., был основан в 1252 г. еще тевтонскими рыцарями как католич. Мемельский приход. В том же году был основан и город. В 1419 г. появился приход в Русне, в дельте р. Неман, 2-й по древности из ныне существующих. В пределах Б. Литвы до 1387 г. преобладало язычество, хотя активно распространялись католичество и Православие.
В кон. 1523 - нач. 1524 г. Георг фон Поленц (1478-1550), католич. епископ, обратившийся в лютеранство, начал Реформацию в Кёнигсберге (литов. Karaliaučis; ныне Калининград). В 1525 г. магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский возглавил преобразование ордена в лютеран. территориальное гос-во - Вост. Пруссию. 10 дек. 1525 г. ландтаг Вост. Пруссии в Кёнигсберге утвердил 1-й устав территориальной реформированной церкви. В 1587 г. у прусских лютеран епископат был упразднен, и церковь стала управляться консисторией. Считается, что первым из литовцев примкнул к Реформации Ян (Йонас) Тортилавичюс, пастор в Шилале (М. Литва). В 1544 г. был основан Кёнигсбергский ун-т, где впосл. получили образование сотни литов. лютеран. В 1547 г. в Кёнигсберге была издана 1-я печатная книга на литовском языке - Малый Катехизис Лютера, переведенный пастором Мартинасом Мажвидасом (ок. 1520-1563).
В сер. XVI в. Реформация охватила и Великое княжество Литовское. В 1550 г. город Ковно (ныне Каунас) принял Аугсбургское исповедание. В 1555 г. в Вильно (ныне Вильнюс) образовался 1-й лютеран. приход в пределах Б. Литвы, в 1558 г. в Ковно - 2-й. В 1566 и 1570 гг. были изданы первые лютеран. сборники гимнов - примерно по 600 песнопений в каждом. Ян (Йонас) Бреткунас (1536-1602) перевел за 12 лет на литов. язык всю Библию; его перевод не был опубликован, и Библия на литов. языке была впервые издана только в 1735 г.
Наибольшего влияния Реформация в Литве достигла в сер. XVII в., при этом кальвинизм в форме реформатства преобладал над лютеранством: в Б. Литве было соответственно 150 и 10 приходов. Кальвинизм поддерживали Радзивиллы, у лютеран столь влиятельных покровителей не нашлось. После заключения в 1569 г. Люблинской унии и образования Речи Посполитой в Б. Литве возросла активность иезуитов, к-рые успешно действовали против кальвинистов и представителей радикальной Реформации, восстановили свою численность католики, лютеран. приходы существовали полулегально. В 1709-1711 гг. в М. Литве из-за чумы погибла половина населения, среди умерших было 20 пасторов. Взаимоотношения немцев и литовцев в М. Литве были сложными и историками 2 стран описываются по-разному, но все признают, что знание обоих языков и смешанные браки до нач. XX в. были нормой для населения. В 1719 г. в М. Литве литургия совершалась на литов. языке в 59 приходах, в 1913 г. их осталось 45, в 1918 г.- только 9. Литов. язык из церковной сферы вытеснялся в светскую и бытовую. Носителей литов. языка в Вост. Пруссии в 1825 г. было примерно 120 тыс., их численность даже росла до 1864 г., когда достигла 152 тыс., и затем упала до 94 тыс. чел. в 1910 г. Однако именно там - близ Гумбиннена (ныне Гусев, Калининградская обл.) - служил лютеран. пастор Кристионас Донелайтис (1714-1780), получивший образование в Кёнигсбергском ун-те и известный как великий литов. поэт. Классическая поэма «Времена года» была написана им в 1765-1775 гг. (опубл. только в 1818).
В 1777 г. лютеране Б. Литвы вступили в унию с реформатами, однако уже в 1782 г. уния распалась, и в 1783 г. была образована национальная лютеран. церковь Великого княжества Литовского, возглавляемая консисторией. Она состояла из 25 приходов, из них 17 находились на территории Литвы в ее совр. границах (прочие - гл. обр. в Белоруссии). В XVIII в. немало студентов из обеих частей Литвы учились в Галле и нередко возвращались оттуда адептами пиетизма. После 3-го раздела Польши, в 1795 г., Б. Литва вошла в состав Российской империи. Влияние традиции балтийских немцев на лютеранство привело к упрощению литургии и распространению рационалистического богословия, хотя литовцы и сопротивлялись этому процессу. Так, в 1817 г. пастор Кристионас Мертикайтис (1775-1856) опубликовал сборник литов. гимнов, к-рый затем использовался более 100 лет.
После провозглашения Прусской унии 31 окт. 1817 г. лютеране М. Литвы объединились с немногочисленными реформатами. В 1822 г. Прусская консистория ввела в качестве обязательного литургического руководства в М. Литве Берлинскую агенду, а в 1834 г. в порядке борьбы с пиетизмом запретила домашние собрания верующих. В Б. Литве в 1830 г. Литовская консистория была упразднена, а по Указу имп. Николая I от 28 дек. 1832 г. приходы ее были включены в создаваемую общеимперскую единую Евангелическо-Лютеранскую церковь в России. Одновременно была введена и единая Имперская агенда; в 1896 г. ей на смену пришла С.-Петербургская агенда, которая использовалась в Литве до 1997 г. Статистика численности лютеран в Б. Литве ненадежна, но в 1864 г. в Ковенской губ. их количество оценивается в 37 тыс. прихожан в 22 приходах, тогда как в Виленской губ. насчитывалось только 3 прихода. Пасторами обычно были немцы, получившие образование в ун-тах Германии, в Дерпте (ныне Тарту) или Риге, паству составляли немцы, литовцы и поляки. Из литовцев наибольшим влиянием пользовались Криступас Кукайтис (1844-1914), много лет редактировавший церковную газ. «Pakajaus Paslas» (Вестник мира), и Вилюс Гайгалайтис (1870-1945), в 1904-1939 гг. редактор ежемесячника «Pagalba» (Помощь). В июле-сент. 1915 г. территория Литвы была оккупирована войсками Германии. Герм. власти активно поддерживали лютеранство, что иногда имело обратный эффект. 16 февр. 1918 г. Литовская Тариба приняла Акт о независимости Литвы фактически в условиях герм. оккупации. После поражения Германии и аннулирования Брестского мира 15 дек. 1918 г. в Вильно была провозглашена советская власть. Правительство М. Сляжявичюса с помощью немцев управляло страной из Каунаса. В нач. 1919 г. на Литву напали польск. легионеры: они разгромили Красную Армию, а 21 апр. 1919 г. захватили Вильно. 27 июля того же года Антанта провела демаркационную линию между литовцами и поляками, оставив Вильно полякам. Литовская Республика признала Церкви юридическими лицами. Лютеране Б. Литвы продолжали жить по Имперскому уставу 1832 г., единая Евангелическо-Лютеранская церковь в России в 1917 г. перестала существовать, в окт. 1919 г. в Каунасе был проведен синод, на к-ром была создана церковь Б. Литвы и избрана временная консистория. Однако уже в 1921 г. приходы были разделены по языковому принципу между 3 синодами во главе с синьорами, и деление это сохранялось до нач. нем. оккупации в 1941 г. Первый синьор Литовского синода - Мартинас Кибелка - в 1922-1925 гг. возглавлял и консисторию, синьор Латышского синода Эрикас Лейерис руководил консисторией в 1941-1950 гг., синьор Немецкого синода Пауль Титтельбах занимал эту должность на протяжении 20 лет и никогда не руководил консисторией. Консистория из 6 членов (по 2 представителя от каждого из синодов) возглавляла церковь скорее номинально. Всего в 1920 г. в Б. Литве насчитывалось 55 приходов, включавших ок. 70 тыс. лютеран, 32 пастора.
После поражения Германии в нояб. 1918 г. Мемельская обл. оказалась под контролем Антанты. 30 июля 1919 г. в Мемеле (ныне Клайпеда) состоялось собрание пасторов М. Литвы, к-рые потребовали от Берлина образовать в М. Литве новый церковный округ Погеген (ныне Пагегяй), подчиненный не Кёнигсбергу, а напрямую Берлину. Однако прежде чем этому требованию был дан ход, в янв. 1923 г. Мемельская обл. была присоединена к Литве. Население ее было преимущественно лютеранским, гл. обр. либеральным, численность его составляла примерно 145 тыс. чел. Их приходы были частью Церкви Пруссии (Evangelische Kirche der altpreussischen Union (APU), а точнее ее церковной пров. Восточная Пруссия (Kirchenprovinz Ostpreussen)), с управлением в Кёнигсберге. Входить в состав вдвое меньшей по численности и организационно слабой церкви Б. Литвы они не захотели. Викторас Гайлюс (1893-1956) - председатель Директориума Клайпедского берега, управлявшего Мемельской обл. в 1923-1925 гг., назначенный литов. правительством,- начал переговоры с Берлином о новом статусе лютеранских приходов М. Литвы. 8 мая 1924 г. в Париже уполномоченные держав Антанты подписали конвенцию о Мемельском крае, вошедшем в состав Литвы, но литов. власти обязаны были предоставить населению широкую автономию. По соглашению, заключенному правительством Литовской Республики и берлинской Евангелической консисторией APU 31 июля 1925 г., лютеран. приходы Мемеля и области выделялись в «земельное синодальное сообщество Мемельской области» (Landessynodalverband); оно оставалось в составе APU и должно было быть организовано как структура APU в к.-л. из земель Германии, с центром в Мемеле (Клайпеде); во главе - выборная консистория и генеральный суперинтендант. В тот период в М. Литве существовало 30 приходов, придерживавшихся Прусской унии, и 2 прихода «старолютеранских», т. е. конфессиональных. Из 40 пасторов только для 3 литов. язык был родным. Соглашение же предусматривало, что пасторы должны были знать литовский и немецкий, а делопроизводство необходимо было вести на литовском языке. В 1926 г. в М. Литве прошли церковные выборы, и через год в Мемеле начала работу консистория, к-рую возглавил генеральный суперинтендант Франц Грегор. В Литве (без Вильно и Друскеников (ныне Друскининкай), находившихся тогда в составе Польши) насчитывалось 215 тыс. лютеран, в т. ч. 70 пасторов, т. е. 1/10 всего населения: по-видимому, это был максимальный процент за всю историю Литвы. В 1926 г. в Каунасском ун-те по инициативе и за счет гос-ва был открыт евангелический теологический фак-т, где наиболее влиятельным преподавателем был Гайгалайтис и где получили подготовку 23 священника.
Лютеране активно занимались социальной работой, культурной деятельностью и т. д., кроме миссионерства за пределами Литвы. После переворота 17 дек. 1926 г. президент А. Сметона реформировал Литовское гос-во на принципах националистического корпоративизма, из-за чего возникли конфликты с немцами и поляками. В Мемельской церкви господствовали нем. националистические настроения, и преемник Грегора, Отто Оберайгнер (1884-1971), генеральный суперинтендант в 1932-1939 гг., их поощрял. Вскоре после нацистского переворота в Берлине, 22 авг. 1933 г., правительство Литвы аннулировало соглашение 1925 г., отказалось признавать каноническую юрисдикцию Берлина над Мемелем; 9 из 12 пасторов, граждан Германии, были высланы из страны. Правительство Литвы запретило мемельским лютеранам поддерживать каноническую связь с руководством APU, и Мемельское суперинтендантство фактически оказалось в изоляции. Впрочем, с т. зр. режима Сметоны, и лютеранам Б. Литвы недоставало литовского патриотизма. В 1933 г. под давлением властей Гайгалайтис был отстранен от руководства церковью, а в 1936 г. евангелический фак-т в Каунасском ун-те был закрыт.
22 марта 1939 г. Клайпедская (Мемельская) обл. была аннексирована нацистской Германией. Лютеран. общины М. Литвы (ок. 140 тыс. прихожан) 1 мая 1939 г. вернулись в состав APU и Восточнопрусской церковной провинции. В Б. Литве оставалось ок. 67 тыс. лютеран.
После нападения Германии на Польшу, 17 сент. 1939 г., СССР передал Литве Вильнюс и Виленский край. Красная Армия провела операцию по установлению контроля над вост. территориями Польши: Зап. Белоруссией, Зап. Украиной и районом Белостока. 15-17 июня 1940 г. в Литве была установлена советская власть. После вхождения в состав СССР, в окт. 1940 г., Литовской ССР были переданы дополнительно Друскеники, Свенцяны (Швянчёнис), Адутишкис и окрестности этих городов. С согласия советских властей в марте 1941 г. прошла массовая репатриация немцев из Б. Литвы в Германию: уехали ок. 53 тыс. чел., остались 25 тыс. В июле-авг. 1944 г. при отступлении нем. войск из Литвы с ними ушли еще ок. 5 тыс. чел. Клайпеда была освобождена советскими войсками 28 янв. 1945 г. и по решению Потсдамской конференции от 1 авг. 1945 г. передана Литве. По возвращении Клайпедского края Литве численность лютеран в стране возросла до 35 тыс. (было 27 приходов, из них 12 в Клайпедской (Мемельской) обл.) и все приходы подчинялись консистории во главе с Лейерисом. Уже 9 янв. 1945 г. в Прекуле (М. Литва) была отслужена 1-я литургия после установления советской власти в М. Литве. Выселение немцев из Вост. Пруссии и Клайпедского края в Германию в 1946-1948 гг. и репрессии советских властей количество лютеран в Б. Литве намного уменьшилось. 9-10 нояб. 1946 г. в Зальцгиттере (Н. Саксония) 62 литов. лютеранина (клирики и активисты-миряне), оказавшиеся в Германии, провели синод и образовали Литовскую Лютеранскую церковь в изгнании (численностью ок. 20-30 тыс. чел.). Она была сразу же принята во Всемирную лютеранскую федерацию.
В первые послевоенные годы лютеране М. Литвы отказались от наследия Прусской унии и герм. национализма, что в какой-то мере создало предпосылки для возвращения к конфессиональному лютеранству. Церковь ослабляло противостояние «клайпедской» и «литовской» группировок. Только в 1955 г. в Крятинге собрался 1-й после второй мировой войны синод, где был принят новый церковный устав; консистория (5 клириков и 2 мирянина) под давлением советских властей была сформирована гл. обр. из литовцев. Заместителем председателя консистории был избран Йонас Калванас (1914-1995). В 1958-1960 гг., когда советские власти разрешили немцам Клайпеды выехать в ФРГ, ок. 13 тыс. немцев-лютеран покинули СССР. В 1967 г. Л. е.-л. ц. с согласия советских властей была принята во Всемирную лютеранскую федерацию. В 1969 г. в ее составе было 25 приходов (7 священников и 6 диаконов). В авг. 1970 г. Калванас возглавил консисторию. В 1976 г. синод, пересмотрев устав, принял решение о введении должности епископа. Тем самым церковь отказалась от нем. модели лютеран. канонического устройства в пользу скандинавской. 20 июня 1976 г. Й. Калванас стал 1-м епископом Л. е.-л. ц.
Начало перестройки несколько расширило возможности Л. е.-л. ц., хотя власти больше благоволили к католикам, чем к лютеранам, и нередко видели в литов. лютеранах «немцев/пруссаков» или «литовцев 2-го сорта». 11 марта 1990 г. была провозглашена независимость Литвы, хотя фактически она стала независимой только 22 авг. 1991 г. В 1990 г., когда у лютеран Литвы было уже 38 приходов, синод в Таураге пересмотрел устав, удалив из него положения, связанные с подконтрольностью церкви органам советской власти. По настоянию Калванаса его сын, Йонас Викторас Калванас (1948-2003), был избран на должность его помощника. В пределах Б. Литвы и М. Литвы лютеране в основном литовцы; в Б. Литве (близ Вильнюса, Каунаса, Панявежиса, Юрбаркаса) они объединялись в большие по численности приходы (по 500 чел. и более), расположенные далеко от места жительства верующих, которые и посещали кирхи лишь неск. раз в году; в М. Литве преобладают небольшие приходы поблизости от места жительства прихожан, которые регулярно собираются на богослужения. В Клайпеде и нек-рых др. городах М. Литвы лютеране конфликтуют с католиками из-за церковных зданий. Власти независимой Литвы не вернули церкви земельную собственность.
В 1994 г. миряне, активисты еще советских времен, выступали как приверженцы «церковной демократии». Они требовали решать все вопросы, включая доктринальные, голосованием и ввести жен. пасторское служение. Большинство клириков были не согласны с такими требованиями. В 1990-1993 гг. сторонники жен. священства пользовались наибольшим за все постсоветское время влиянием, и несколько женщин были рукоположены в пасторы. В разгар споров о допустимости жен. священства, 15 янв. 1995 г., еп. Й. Калванас скончался. 29 июля 1995 г. Калванас-младший на синоде был практически единогласно избран новым епископом. Споры продолжались до 1997 г., но решение о допустимости жен. священства так и не было принято. С 1996 г. центром притяжения для либеральных лютеран стала учрежденная в Клайпеде диаконическая орг-ция Sandora (Согласие), состоящая только из мирян и не связанная ни с духовной работой, ни со священноначалием. В том же году в Клайпедском ун-те была открыта кафедра евангелической теологии; ее возглавил публицист и философ Х. Арнашюс (род. в 1941). Эта кафедра стала оплотом консерваторов. Вопреки их возражениям Л. е.-л. ц. согласилась в 1997 г. присоединиться к лютеранско-англикан. соглашению Порво (1992). Однако в 2000 г. синод официально объявил о безусловном признании Л. е.-л. ц. авторитета Библии как Слова Божия и о категорическом осуждении гомосексуализма. Л. е.-л. ц. заключила соглашение о единстве кафедры и алтаря с Лютеранской Церковью Миссури-Синод (США), к-рая придерживается аналогичных позиций.
Епископ Й. Калванас - младший скоропостижно скончался 25 апр. (в Страстную пятницу) 2003 г. Консистория решила провести в церкви основательную предвыборную кампанию с обсуждением накопившихся спорных вопросов, поэтому выборы нового епископа состоялись только 24 апр. 2004 г. В процессе выборов были сняты действовавшие ранее многочисленные ограничительные требования к кандидату. В результате главой церкви был избран вильнюсский приходской пастор Миндаугас Сабутис (род. в 1975). Его епископская ординация 19 июня 2004 г. означала смену поколений в церковном руководстве, однако консервативная позиция церкви не претерпела изменений.
9 июля 2005 г. синод в Таураге решил впредь собираться раз в 3 года (а не в 5 лет, как раньше). Для епископа был установлен срок служения 9 лет с правом переизбрания. Тогда же состоялось сближение Л. е.-л. ц. с нем. конфессиональной Независимой Евангелическо-лютеранской церковью (Selbständige Evangelische Lutherische Kirche), с к-рой Л. е.-л. ц. заключила договор о единстве кафедры и алтаря. В 2006 г. Литовская Лютеранская церковь в изгнании воссоединилась с Л. е.-л. ц. Руководство Л. е.-л. ц., откликнувшись на просьбы небольших групп конфессиональных лютеран Белоруссии, 8 июля 2011 г. заключило договор с Самостоятельной Евангелическо-лютеранской церковью в Республике Беларусь. Обе церкви объявили Литву и Белоруссию своей единой канонической территорией. Белорусские консервативные лютеране признали еп. М. Сабутиса духовным главой и делегировали ему право представлять белорус. лютеран в международных орг-циях, сохранив самостоятельность в др. сферах деятельности.
По данным 2008 г., в Л. е.-л. ц. 19 650 прихожан, 54 прихода, 19 пасторов и 2 диакона. Лютеране составляют ок. 2% населения Литвы и являются 3-й по численности религ. общностью страны (после католиков - 80% и православных - 4%); реформатов примерно в 10 раз меньше.
Совр. лютеранство в Литве характеризуется следующими особенностями: верующие осеняют себя крестным знамением (пиетисты усматривали в этом идолопоклонство и влияние католичества), преклоняют колена перед алтарем, но кланяться алтарю не принято. До сер. XVII в. литургия мало отличалась от католической; затем под влиянием пиетизма упростилась, но в XX в. вновь приблизилась к литургии «высоких» Церквей. Причастная литургия называется мессой и служится, как правило, еженедельно.