Василий Леонтьевич (1840, г. Балашов Саратовской губ.- после 1914), духовный композитор, издатель и редактор духовно-музыкальных сочинений, учитель пения и регент. Род. в семье учителя пения и музыки. С 7 до 16 лет пел у отца в хоре, с 9 лет начал самостоятельно учиться игре на скрипке. Отец неоднократно посылал сына играть на свадьбах и вечерах, поручал ему переписывать хоровые партии, готовить поступавших в хор мальчиков. После смерти отца Л. в Саратове продолжил музыкальное образование. Там он играл в театральном оркестре, регентовал, преподавал пение и музыку. Во 2-й пол. 60-х гг. XIX в. в течение 5 лет обучался в Мариинском земледельческом училище при образцовой сельскохозяйственой ферме в 40 верстах от Саратова. После успешного окончания училища несколько лет работал по специальности, затем целиком посвятил себя музыке. В 1878 г. Л. из Саратова переехал в посад Дубовка Царицынского у. Саратовской губ., где получил место регента в одной из 4 церквей и учителя пения в начальных училищах. Вероятно, здесь он оставался до самой смерти.
Во вторую половину жизни Л. занимался изданием и распространением собственных духовно-муз. сочинений. В кон. 90-х гг. XIX в. в письме к Н. В. Всеславинскому сообщал: «Первая мысль о композиторстве возникла у меня в 1888 году, но выступить сразу с оригинальными сочинениями я не решился, а взялся на первый раз облагообразить известные уже ходячие пьесы, исправив их сообразно своему вкусу и современным требованиям музыки (№ 1-6). Благоприятные отзывы о первых моих изданиях придали мне бодрость и уверенность». Редактируя рукописные сочинения кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., Л. в своих изданиях, за редким исключением, не указывал фамилии их авторов - либо из-за того, что они отсутствовали в личной рукописной б-ке, доставшейся ему от отца, либо ввиду достаточно серьезной редакторской правки этих произведений. Однако знатоки рус. церковного пения узнавали сочинения М. С. Березовского, С. А. Дегтярёва, прот. П. И. Турчанинова и др. и обвиняли Л. в плагиате. Л., воспитанный в муз. традиции этих композиторов, в своих произведениях долго следовал стилю старинных творцов духовной музыки. Его сочинения имеют двойную спецификацию: порядковый номер и указание опуса, иногда с добавлением цифры 2, что вносит определенную путаницу. Согласно порядковым номерам, всего было издано 141 сочинение Л. (первые 6 - в 1889 и последние, 140-141-е - в 1914). Номера 1-6, 40-141 Л. издал на собственные средства в московской литографии В. Гроссе, номера 1-39 - в московском изд-ве П. И. Юргенсона; песнопения «Доколе, Господи» (№ 44), «Помышляю день страшный» (№ 89), «Тебе одеющагося» (№ 90) и Херувимская песнь № 9 (№ 91) были также напечатаны в нотных приложениях журналов «Музыка и пение» (1904. № 10) и «Родина» (1899). Помимо отдельно изданных песнопений Л. продублировал их, объединив по тематическому принципу в 10 сборниках (№ 1-8 - по 8 сочинений в сборнике, № 9-10 - по 10 сочинений). Вслед. шаблонности, однотипности приемов в гармонии и голосоведении его сочинения не получили широкого распространения в репертуаре профессиональных церковных хоров 2 столиц и губ. городов, однако нек-рые из них исполняются на клиросе и переиздаются в совр. церковнопевч. сборниках.