Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер»). Сведения о нем сохранились в приходо-расходных книгах Герасимова Болдинского во имя Св. Троицы муж. мон-ря, летописях, царских наказах и грамотах; к числу бесспорных его работ относятся крепости: Белый город («Царев Белой каменой город») в Москве (1585-1593, не сохр.), в Смоленске (1596-1602), укрепление оборонительных сооружений Пафнутиева Боровского мон-ря.
Крепости, построенные К., отразили рост обороноспособности государства и его столицы. Белый город был поставлен на месте прежнего Земляного города, его полукольцо охватывало увеличившуюся территорию посадов, прежде всего в Занеглименье. Масштаб новых укреплений помогают оценить археологические изыскания, а также напечатанные в Зап. Европе карты Москвы нач. XVII в., прежде всего «Сигизмундов чертеж» (1610). Стена длиной более 9,5 км состояла из 28 прясел и 27 башен, квадратных или прямоугольных в плане, высотою от 13 до 19 м (самая низкая - башня Покровских ворот, самая высокая - башня Яузских ворот). По размерам Белый город значительно превосходил рус. крепости 1-й пол. XVI в. и не уступал самым крупным крепостям работы итал. зодчих в Московской Руси (кремли в Москве и Коломне). Согласно архидиак. Павлу Алеппскому, стена Белого города превосходила раннесредневек. стену сирийского г. Алеппо (Халеб, см.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 413). Устройство коленчатых проездов внутри башен, неск. рядов металлических дверей и решеток служили усилению обороны. В кладке были использованы кирпич и тесаные прямоугольные блоки белого камня. Шатровые кровли башен придали линии города остроту и живописность. Особую роль играли многогранные башни на угловых точках цитадели, к-рые служили для наблюдения за руслом Москва-реки. Отличаясь местом расположения, планом и размерами, по высоте они соотносились с колокольней церкви во имя прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле (Иван Великий), надстроенной в 1600 г. Опыт К. в градостроительстве подтверждается тем, что в 1591 г. ему было поручено освидетельствовать известь из разобранных построек Ст. Сарая (ныне городище у с. Селитренного Харабалинского р-на Астраханской обл.) для строительства кремля в Астрахани.
Современники называли крепость в Смоленске «ожерельем земли Русской». Для ее возведения были собраны материалы, мастера и работный люд со всей страны благодаря работе нового учреждения - Приказа каменных дел. Лучше всего древние прясла и башни сохранились с юж. и вост. сторон древнего города; их облик служит главным источником для изучения творчества К. Крепость со стенами длиной 6,5 км имела 38 башен. Главные проездные ворота были перед мостом через Днепр, связывавшим город с дорогой на Москву, во Фроловской башне на сев. стене и Молоховские на юж. стороне (обе не сохр.). Крепость имела еще 7 дополнительных воротных башен, которые в плане были почти одинаковыми и отличались высотой и числом ярусов (2 или 3), часть из них (Авраамиевские, Никольские (Еленинские), Копытенские) сохранились, некоторые были перестроены (Водяные (Воскресенские) - в 1816).
Для усиления обороноспособности и использования огнестрельного оружия и артиллерии строились разные по форме башни, отличавшиеся количеством ярусов, создавались неск. линий обороны внутри каждой башни и за пределами стен, для чего, напр., был сохранен древний вал XV в. Исследователи считают, что К. впервые ввел т. н. средний бой между традиц. подошвенным и верхним и расставил бойницы в шахматном порядке по отношению к нижнему ярусу, создал в бойницах подошвенного и среднего «боя» сводчатые камеры, что позволяло укрыть «пушечный наряд». Неизвестно, обучался ли К. у иностранных архитекторов, но он обладал оригинальным архитектурным мышлением в вопросах крепостного строительства. Зодчий использовал чертежи, модели, шаблоны, что и позволило воздвигнуть крепость в короткие сроки.
Яркой чертой стиля К. ученые считают сочетание оборонительных функций с эстетическим решением, когда каждый тип башни получал собственный художественный облик. Различные по функции башни имеют разные планы (прямоугольные, граненые), количество ярусов, пропорции и декор. Самые важные башни, воротные, получили богатую архитектурную отделку с применением белого камня. Наряду с побелкой крепость имела также раскраску. Архитектурные формы, которые использовал К. для декоративного оформления рамок бойниц, напоминают церковные элементы - оконные наличники и классические белокаменные порталы. В. В. Косточкин соотносил их появление в военном зодчестве и работах К. с расширением каменного палатного строительства в кон. XVI в. и считал, что наличие этих форм свидетельствует об опыте К. как «палатного и церковного мастера».
Строительство Смоленской крепости повлияло на укрепление более ранних крепостей и на возведение новых. Были усилены каменные стены и башни Пафнутиева Боровского мон-ря 1-й пол. XVI в., его Тайницкая, Георгиевская и Оружейная башни в нек-рых деталях сходны с Трехсвятской башней Белого города в Москве и с башнями Смоленска: имеют расширенный цоколь, профилированные обрамления, снабжены широкими лопатками на углах и в центре стен. К. приписывали также строительство Борисова городка.