(† 1159, Чернигов), свт. (пам. 5 июня), митр. Киевский (1155-1159), визант. богослов. Предположительно избрание и поставление К. произошли по просьбе кн. Юрия Владимировича Долгорукого, захватившего киевский стол в марте 1155 г. До этого Киевскую кафедру занимал (с перерывом с авг. 1149 по апр. 1151) митр. Климент Смолятич, избранный в 1147 г. в Киеве Собором рус. епископов по инициативе кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича, противника Юрия, и признанный не всеми рус. иерархами. Поставление К. в митрополита Киевского осенью 1155 г. совершил К-польский патриарх Константин IV Хлиарин. До отъезда в Киев К. принял участие в соборных заседаниях в К-поле, созванных визант. имп. Мануилом I Комнином и посвященных словам иерейской молитвы, к-рая читается во время Херувимской песни («Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый»): следует ли трактовать эти слова так, что Жертва приносится Св. Троице или только Богу Отцу. 26 янв. 1156 г. на заседании Патриаршего Синода К. выступил с речью о евхаристической Жертве, приносимой Нераздельной Троице. В принятых соборных постановлениях нашло отражение мнение Киевского митрополита, что «Животворящая Жертва и вначале, и во все время доныне приносилась не одному безначальному Отцу Единородного, но и Самому вочеловечившемуся Слову и Св. Духу - Богу, в троичности Лиц участвующему в Жертве» (PG. 140. Col. 148-153; Успенский Ф. И. Очерки по истории визант. образованности. История крестовых походов. М., 20012. С. 178-179). По мнению А. Поппе, избрание на Киевскую кафедру «опытного богослова, который, по его собственным словам, был знаком с Русью еще до своего поставления, свидетельствует об озабоченности в Константинополе возможностью раскола» на Руси (Поппе. 1996. С. 456).
На Русь К. прибыл, по-видимому, в кон. весны 1156 г. На встречу нового митрополита в Киев отправились рус. иерархи, не признавшие митр. Климента Смолятича: Новгородский архиеп. св. Нифонт, епископы Косма Полоцкий и Мануил Смоленский; архиеп. Нифонт скончался в Киеве 21 апр. 1156 г., не дождавшись приезда К. По прибытии митрополита «прият его князь с честью и людье вси» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347; ср.: НПЛ. С. 29). К. не был признан во Владимире-Волынском, где нашел прибежище Климент Смолятич. В то же время галицкие князья были союзниками Юрия Долгорукого и противниками Изяслава Волынского и его сына Мстислава. Предположительно в связи с этим при К. (по др. версии, между 1147 и 1157) из Владимиро-Волынской епископии была выделена самостоятельная епархия в Галиче. Галицким епископом в 1156/57 г. был поставлен Косма (переведен из Полоцка?).
К. пришлось решать канонические проблемы прежде всего о действительности поставления клириков его предшественником. Согласно Ипатьевской летописи, отразившей Киевский свод кон. XII в., К. и рус. епископы «испровергъши Климову службу и ставления, и створивше Божественую службу, и благословиша князя Дюргя (Юрия.- Авт.) Володимирича, а потом и дыаконом ставление отда, иже бе Клим ставил митрополит, писаше бо к нему рукописание на Клима» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 485). Т. о., все действия Климента, в т. ч. поставления в священный сан, были объявлены недействительными. Только для диаконов, подписавших «рукописание» с осуждением Климента, сан был сохранен.
В 1156 г. К. лишил кафедры Ростовского еп. Нестора, который, по всей видимости, не был ставленником Климента, поскольку являлся сослужебником Новгородского архиеп. Нифонта и был близок к кн. Юрию Долгорукому. В 1156/57 г. Ростовскую епископию возглавил поставленный К. в Киеве грек Леонтий II (в рус. летописях Леон), который в 1159 г. был изгнан недовольными им ростовцами и суздальцами, «зане умножил бяше церковь, грабяи попы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349; ср.: Там же. Стб. 352). Причину действий Ростовского епископа можно видеть в фискальных мероприятиях, санкционированных К. Не исключено, что изгнание было согласовано с призванным ранее ростовцами и суздальцами на княжение св. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским, вероятно уже тогда замыслившим основание отдельной от Киева Владимирской митрополии, подчиненной К-полю.
Новгородскому еп. Аркадию, который в 1156 г. первым из местных иерархов был избран в Новгороде с участием горожан, пришлось более 2 лет ожидать своей хиротонии, которая состоялась в Киеве 10 авг. 1158 г. По всей видимости, промедление было вызвано как новизной процедуры избрания владыки, так и первоначальным желанием К. видеть на рус. кафедрах своих, а не местных кандидатов. В 1156/57 г. на Переяславскую кафедру (Переяславля Русского) был поставлен Василий (Василец). Черниговским епископом не позднее 1159 г. стал Антоний Гречин, также, вероятнее всего, поставленный К. Возможно, К. поставил и Туровского еп. Георгия - преемника упомянутого последний раз под 1146 г. Иоакима и предшественника хиротонисанного не позднее 1169 г. свт. Кирилла II Туровского.
К. внушал князьям понятие о милости, печаловался о несчастных. В 1157 г. митрополит с духовенством молил княжившего в это время в Киеве Юрия Владимировича не выдавать кн. Ивана Берладника его врагу - галицкому кн. Ярославу. «Он же, послушав их, пусти опять Суждалю окована» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 488). М. Д. Присёлков полагал, что К. канонизировал св. кн. Игоря (Георгия) Ольговича, убитого киевлянами в 1147 г. и погребенного в 1150 г. в Чернигове, однако местное почитание святых в то время не требовало обязательного утверждения в митрополии.
15 мая 1157 г. кн. Юрий Долгорукий скончался в Киеве и был погребен, вероятно с участием К., в Спасской ц. в пригородной княжеской резиденции Берестово. Преемник Юрия кн. Изяслав Давидович в 1158 г. был изгнан из Киева сыновьями кн. Изяслава Мстиславича Ярославом и Мстиславом. В решении вопроса о будущем Киевской митрополии церковные нормы переплелись с семейными обстоятельствами княжеских родов. Изяславичи предложили киевский престол старшему в роде - своему дяде смоленскому св. кн. Ростиславу Мстиславичу. Он выдвинул условие, что Климент Смолятич не будет при нем митрополитом («не хочю Клима у митропольи видети, [зане не] взял благословения от святыя Софья и от Патриарха»). Напротив, Мстислав Изяславич, настаивая на кандидатуре Климента, не соглашался на первосвятительство К.: «Не будет Костянтин в митропольи, зане клял ми отца» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 503; Т. 25. С. 66; основанное лишь на данном тексте мнение нек-рых исследователей, что К. анафематствовал Изяслава, аргументировано недостаточно). В марте 1159 г. князья приняли компромиссное решение просить в К-поле о поставлении нового предстоятеля Русской Церкви.
К. был вынужден покинуть Киев и удалился в Чернигов ко двору кн. Святослава Ольговича, давнего союзника Юрия Долгорукого. Вскоре К. тяжело заболел. Самый подробный и, вероятно, первоначальный рассказ о смерти и погребении К. находится в московском летописном своде 1479 г., в к-ром, как показал А. Н. Насонов, использован южнорус. (скорее всего, черниговский) источник XII в. Предчувствуя кончину, К. составил духовную грамоту и повелел Черниговскому еп. Антонию распечатать ее только после его смерти и точно исполнить в ней написанное. После того как К. скончался, из завещания выяснилось, что святитель, не считая себя достойным христ. погребения, велел выволочь его труп за стены города и бросить на растерзание псам. Это распоряжение вызвало замешательство, но еп. Антоний повелел исполнить волю К. Тело митрополита лежало за городскими воротами 3 дня. После этого по распоряжению кн. Святослава останки митрополита «с великою честью» были внесены в Чернигов. По замечанию летописца, «не прикосну же ся е в ты дни ничто же к телу тому, но цело и невридимо бысть ничим же». К. был погребен в Спасском кафедральном соборе рядом с кн. Игорем Ольговичем, «в теремци». Пока К. не был похоронен, в течение 3 дней в Киеве и окрестностях, по рассказу южнорус. летописца, была страшная буря, от которой пострадало много людей, в т. ч. из духовенства, а испуганный кн. Ростислав, находившийся в Вышгороде, вспомнив о кончине К., велел устроить в Киеве всенощную службу во всех церквах, в т. ч. в Софийском соборе. В Чернигове же, по словам местного летописца, 3 дня сияло солнце, а над телом К. видели ночью 3 огненных столпа; когда же тело святителя было погребено, «и тогда бысть тишина повсюду» (ПСРЛ. Т. 25. С. 66-67; см. также: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349). (В ВЗ извержение останков недостойного человека на растерзание псам является проявлением Божия гнева и может быть названо «ослиным» погребением (Иер 22. 19). В христ. традиции инициатива такого отношения к собственному телу может исходить от самого умирающего человека, обычно принадлежащего к монашеской аскетической традиции, и свидетельствует о его глубоком смирении.)
К. атрибутируется одна из печатей рус. митрополитов с именем Константин. На одной стороне ее имеется поясное изображение Пресв. Богородицы, на другой - греческая надпись: «Печать проедра России Константина» (Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 49, 175. № 49, 253; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 30, 32, 34).
К. как «святый чудный» упоминается в «Книге, глаголемой описание о российских святых», сохранившейся в списках XVIII-XIX вв. (Описание о российских святых. С. 11; Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. II). Е. Е. Голубинский относил начало почитания К. в Чернигове «к более или менее древнему времени» (Голубинский. История канонизации святых. С. 139).
Мощи святителя почивают под спудом в черниговском Спасском соборе. Погребения в соборе исследовали археологи после 1917 г.; неизвестно, были ли обнаружены мощи святителя. Память К. совершается в один день с памятью св. кн. Игоря Ольговича; имеются отдельные тропарь и кондак К. (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 173, 174).
Неск. изображений К. помещены в Лаптевском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233). Облик К. на миниатюрах близок к общему типу изображения архиереев в этой рукописи - это седовласый старец с клиновидной бородой, не достигающей середины груди. Первый раз он показан внутри стилизованных городских стен, на фоне церкви, в сцене поставления его во митрополита Киевского патриархом К-польским Константином IV (Л. 104). Облачен в зеленоватый саккос и омофор, который К. перекинул через руку, склонившись перед патриархом. Справа, на заднем плане показано, как К., одетый в темные мантию с истоками и куколь, верхом отбывает на Русь (слева - преставление киево-печерского игум. Феодосия Грека). В таком же простом облачении К. изображен в сценах прибытия в Киев и пира, устроенного в честь нового митрополита вел. кн. Юрием Долгоруким (Л. 112 об.). В начале «Повести о происхождении Честного Креста» К. упоминается вместе с к-польским имп. Мануилом I Комнином, блгв. вел. кн. Владимиро-Суздальским Андреем Боголюбским и еп. Нестором Ростовским. На сопутствующей миниатюре (Л. 128 об.) представлены владимирский князь и оба архиерея, причем К. показан на переднем плане сидящим на скамье внутри городских стен и беседующим со свитой; сюжеты с участием блгв. кн. Андрея Боголюбского и еп. Нестора отнесены на задний план. Дважды К. изображен на миниатюре, иллюстрирующей поставление Аркадия епископом в Новгород (Л. 132 об.). В левой части композиции он благословляет склонившегося перед ним еп. Аркадия (на К. зеленоватый саккос с омофором) на фоне церковных стен; в правой части сцена благословения повторена на фоне городских ворот (на К. темная архиерейская мантия и куколь); в правом верхнем углу еп. Аркадий изображен на пути в Новгород. На неск. миниатюрах, соответствующих упоминаниям К. в тексте летописи, на заднем плане изображен старец в темной мантии с истоками и в куколе. Вероятно, это К., однако нет никаких атрибутов, позволяющих отличить его от др. упомянутых здесь же архиереев. Цикл из неск. миниатюр показывает удаление К. из Киева в Чернигов (Л. 148), историю его преставления и погребения (Л. 148-156). Погребение К. в Спасском соборе Чернигова также проиллюстрировано в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 202 об.). К. изображен лежащим в гробу после того, как его тело было перенесено в город. У его изголовья стоят еп. Черниговский Антоний с раскрытым Евангелием в руке и кн. Святослав Ольгович. К. облачен в фелонь и омофор, у него короткие волосы и борода, вокруг головы нимб.
В соответствии с академической традицией К. описан под 5 июня в подлиннике для иконописцев В. Д. Фартусова: «...типа греческаго, преклонных лет, с широкой бородой более средней величины, изчерна с проседью; в саккосе и митре. В руках хартия с его изречением: «Аз да постражду, яко да отвратит Господь смущение от людей своих»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 305). К этому описанию близко изображение К. (вместе со свт. Лукой Новгородским) на одном из клейм иконы «Собор русских святителей» (60-е гг. XIX в., собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге), где святой показан стоящим на орлеце в богатом парадном облачении - золотисто-охристой фелони, розоватом омофоре и с палицей, в голубом подризнике и расшитой драгоценными камнями митре. Обеими руками митрополит поддерживает закрытое Евангелие, положенное на перекинутый через правую руку светло-оливковый плат.
Изображение К. в академической манере помещено в группе подвижников XII в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в. и ок. 2010). К. был изображен в росписи алтарной арки над иконостасом придела во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в храме Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. Фартусов по эскизам акад. Н. А. Лаврова; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76).
В иконописи сер. XX в. К. изображен на иконе «Святые первосвятители всея Руси» мон. Иулиании (Соколовой) (митрополичьи палаты ТСЛ) - в виде старца с длинной, сужающейся книзу бородой, в мантии с истоками и в белом куколе, с развернутым свитком (надпись: «Прошу и молю повержите тело мое вне града») в правой руке и с посохом в левой; наименован святитель блж. Константином, чудотворцем Черниговским (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 223). К. включен также в группу Киевских чудотворцев на др. иконе письма мон. Иулиании - «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (50-е гг. XX в., митрополичьи палаты ТСЛ; см.: Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины. М., 2012. С. 104-107).