(2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь; араб. Асьют), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)). В соч. «История Александрийских патриархов» имя К. включено в список выдающихся епископов эпохи правления патриарха Дамиана (578-607). Основным источником сведений о К. служит его Житие в составе редакции копто-араб. Синаксаря (XIII-XIV вв.), происходящей из В. Египта; наличие памяти К. является одной из ее отличительных особенностей. Житие сохранилось полностью в единственной рукописи из Луксора (изд.: Coquin. 1981) и фрагментарно в рукописи Paris. arab. 4895 (изд.: Garitte. 1950. P. 300-301). О некоторых обстоятельствах жизни К. можно узнать из его сочинений.
О родителях и месте рождения К. ничего не известно. В монахи он был пострижен, как сообщает Житие, своим братом аввой Моисеем. В тот же день обеты принесли еще 10 человек, из которых по имени кроме К. названы Руф и Иосиф - буд. епископы Шотепа (греч. Гипселис) и Сбехта (греч. Апполинополь Малый) соответственно. Об Иосифе сведений не сохранилось. Руф известен как церковный писатель; во 2-м Энкомии в честь мч. Клавдия К. рассказывает, как он «с братом Руфом» совершал паломничество в Иерусалим и по дороге, в Каппадокии, посетил б-ку.
После рукоположения во епископа патриархом Дамианом (дата неизв.) К. занимал должность патриаршего викария (диадоха) в В. Египте (викарием Н. Египта приблизительно в этот же период был Иоанн, еп. Парала). Известно, что хиротония Писентия, еп. Эрмонта, состоявшаяся, вероятно, после 598 г., была одобрена К. и Шенуте, еп. Антинои, который был тогда викарием В. Египта; следовательно, К. занял эту должность позже, вслед за Шенуте (Coquin. 1981. P. 160-161). Как видно из описания этих событий в синаксарном Житии Писентия и из Жития К., в число обязанностей викариев входило рекомендовать ставленников на епископские кафедры своей области: патриарх совершал хиротонии только после возложения рук викария и еще одного епископа и получения письменной рекомендации. В лемме, предваряющей 2-й Энкомий в честь мч. Клавдия, говорится, что он был произнесен в Сиуте в присутствии викария, который прибыл в В. Египет и записал чудеса мученика для патриарха Андроника (616-622). Р. Ж. Кокен считал, что имеется в виду викарий В. Египта и, следовательно, при Андронике К. уже не исполнял эту должность (Ibid. P. 162), однако представляется более вероятным, что речь идет о викарии Н. Египта, к-рый посетил Сиут по случаю праздника. В любом случае это упоминание служит последним известным нам хронологическим указанием о времени жизни К.
Житие сообщает о борьбе К. с арианами, но под этим наименованием, как полагают ученые, подразумеваются мелитиане. Мелитианский раскол возник именно в Ликополе в IV в. и просуществовал до VIII в. Свт. Афанасий I Великий указывал, что уже в его время мелитиан отождествляли с арианами, и считал решение I Вселенского Собора о них слишком мягким (Athanas. Alex. Apol. contr. arian. 59). Кроме того, арианам часто удавалось склонить мелитиан на свою сторону в борьбе против Александрийских патриархов. Очевидно, жители Египта перестали со временем различать эти партии и вникать в причины появления каждой из них. Во 2-м Энкомии в честь мч. Клавдия К. и сам говорит о сходстве учения мелитиан с арианским, о его пагубности и признает, что, несмотря на все усилия, ему так и не удалось полностью истребить плевелы этого заблуждения. Обличение и опровержение еретиков всех мастей, имена к-рых он приводит длинным и бессистемным перечнем, сходство проблем и способов их решения епископами, современными К., свидетельствуют о первых шагах иерархов того времени к созданию целостного догматического учения Коптской Церкви.
К. проявлял усердие в поддержании почитания святых. Из верхнеегип. редакции копто-араб. Синаксаря известно, что при нем были перенесены в Сиут мощи св. Илии из г. Кос (Кусы, араб. Эль-Кусия). Необходимость в этом возникла после разрушения города, вероятно во время персид. завоевания (619-629). К. также боролся с распространением среди своей паствы увлечения магией и астрологией.
К. умер, будучи еще не старым человеком, и был погребен в мон-ре Эль-Ханада, где он обычно проживал,- эту обитель предположительно отождествляют с мон-рем св. Шенуте в Рифе (юго-западнее Асьюта), к-рый известен из ряда копт. и араб. источников.
Житие приписывает К. составление множества проповедей и житий мучеников и др. святых. На коптском, оригинальном языке этих сочинений полностью сохранились и изданы 2 Энкомия в честь свт. Афанасия Великого (изд. Т. Орланди) и 2 в честь мч. Клавдия (пам. копт. 11 паоне (5 июня); изд. Ж. Годрон; в наст. время авторство К. некоторыми исследователями ставится под сомнение - см.: Sheridan M. The Encomium in the Coptic Literature of the Late Sixth Century // Christianity in Egypt: Literary Production and Intellectual Trends: Studies in Honor of T. Orlandi / Ed. P. Buzi, A. Camplani. R., 2011. P. 443-464); последние известны также в араб. переводе (не изд.; франц. пер. 1-го Энкомия по единственной рукописи, хранящейся в Париже, выполнил Э. К. Амелино). Начало копт. Энкомия в честь вмч. Георгия, которое дошло в рукописи из Белого монастыря, хранящейся в Париже, издано Ж. Гариттом. Известен также араб. перевод Энкомия вмч. Георгию авторства К. в неизданном сборнике похвальных слов в честь этого святого (рукопись в Коптском музее, Каир), однако описания, сделанные Г. Графом и М. Симаикой, не позволяют определить, выполнен ли этот перевод с дошедшего до нас копт. текста или с др. сочинения К. в честь вмч. Георгия, не сохранившегося на языке оригинала. В состав копт. Лекционария Страстной седмицы, изданного О. Бурместером, входит проповедь на Великий пост и праздник Пасхи, приписываемая К. (Burmester. 1932. P. 48-50 [Coptic text], 67-68 [transl.]). Наконец, в сохранившемся на остраконе библиотечном каталоге неидентифицированного мон-ря св. Илии упомянут Энкомий «апы Константина» в честь апы Шенуте, к-рый исследователи предположительно атрибутируют К. (Coquin. 1975. P. 211 [texte], 220, 237 [comment.]).
Еще неск. сочинений К. известны только в араб. переводе. Два Энкомия посвящены мч. Иоанну Гераклейскому, мощи к-рого находились в г. Хамьор (араб. Хамьюр, ныне дер. Умм-эль-Кусур), расположенном недалеко от Сиута. Первый Энкомий дошел в 6 рукописях (перечень см.: Samir. 1991). Издана только лемма составителя по рукописи Lond. Brit. Lib. orient. 5648 (XII-XV вв.; Garitte. 1950. P. 295-296). Она содержит ряд подробностей, к-рые позволяют признать аутентичность памятника, несмотря на отсутствие оригинала: упомянута епископская хиротония автора, совершенная патриархом Дамианом в Александрии; сообщается, что К. приехал накануне празднования, чтобы помолиться ночью в мартирии святого, и произнес это похвальное слово в воскресенье, на к-рое пришелся день памяти мч. Иоанна (4 бауна (29 мая)). Второй Энкомий посвящен обретению мощей мученика и освящению церкви в его честь 4 кихака (30 нояб.). Он дошел в единственной рукописи, хранящейся в Коптском музее Каира, и до сих пор не издан. Известно еще 2 неизданных сочинения К. в араб. переводе - панегирик, посвященный мч. Исидору Антиохийскому (пам. копт. 19 башнаса (14 мая)), в рукописи из мон-ря св. Антония и гомилия «О падшей душе и ее исходе из этого мира» в рукописи из Коптского Патриархата в Каире.
Главным жанром, в к-ром работал К., был энкомий. Для верной оценки его лит. деятельности необходимо принять во внимание неск. аспектов. Во-первых, в своей стилистике он опирался на риторическую традицию периода 2-й софистики и был знаком с принципами построения агиографических текстов греч. отцов, таких как святители Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Во-вторых, творчество К. принадлежит к эпохе патриарха Дамиана, когда трудилась целая плеяда ученых епископов-писателей, что позволяет считать это время одним из периодов расцвета копт. лит-ры. В-третьих, у К. уже прослеживаются черты, из-за к-рых и его, и современных ему авторов исследователи упрекают в определенном провинциализме, однако именно эти черты будут восприняты и развиты авторами следующих веков. Прежде всего речь идет об известном пристрастии жителей Египта ко всему чудесному. Напр., в Энкомиях в честь свт. Афанасия Великого события из жизни святого, о которых в других, в первую очередь греч., источниках сообщается в реалистическом духе, у К. обязательно расцвечиваются сверхъестественными подробностями. Именно этот принцип не только необходимости чуда (что естественно в агиографии), но и изложения его с наибольшим количеством поразительных подробностей позже будет усвоен копт. традицией и использован авторами т. н. агиографических циклов.