[Мтацмидели (Мтацминдели), Афонский, Недостойный; груз. ზოსიმე მტაწმიდელი], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы (см. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь). З. С. принадлежат циклы песнопений (стихиры, гимнографические каноны с акростихом), посвященные преподобным Илариону Грузину и Евфимию Святогорцу (Афонский сб.: НЦРГ. A 558, А 555). Первый цикл З. С. написал по благословению пресв. Иакова, подвизавшегося в Иверском монастыре на Афоне при настоятеле Георгии Олтисари, для 1-й (Михаила Дагалисонели) редакции Афонского сборника (1072-1074); второй - по поручению «христолюбивых честных отцов» для 2-й (Иоанна Таплаисдзе) редакции сборника (до 1077).
М. Долакидзе, проведя сравнительный анализ песнопений З. С. и редакций Житий преподобных, считает, что гимнограф мог использовать как источник афонскую редакцию Жития прп. Илариона и ее метафрастическую редакцию, Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, принадлежащее прп. Георгию Святогорцу, а также, возможно, анонимные духовные песнопения, созданные в кругу афонских гимнографов. Гимны З. С. не получили широкого распространения в Грузии: лишь при католикосе-патриархе Вост. Грузии Доментии IV (Багратиони) (1705-1741) они были внесены в Праздничную Минею. В 1901 г. песнопения опубликовал М. Джанашвили, в 1946 г.- С. Кубанеишвили; академические издания были подготовлены и изданы М. Долакидзе (1971, песнопения прп. Илариону) и И. Лолашвили (1978, песнопения прп. Евфимию).
З. С. известен также и как каллиграф. Он переписал 2 перевода прп. Георгия Святогорца: «Студиер» (НЦРГ. А 417) и Минею на окт. (Ath. Iver. 54, 1076 г.).