[греч. Ζωΐλος (Ζωῆλος) ὁ ῾Ρωμαῖος] (IV в.?), мч. (пам. греч. 13 апр.). Согласно краткому сказанию, которое находится в рукописи Великой Лавры XIV в. (Ath. Laur. I 70), З. Р. и мч. Елевферий Персидский добровольно предстали перед правителем города и обвинили его в отступничестве и бесчестии. Тогда правитель приказал колесовать Елевферия. Видя стойкость мученика, З. Р. не поддался на уговоры идолопоклонников. Оба были заключены в тюрьму, подвергнуты жестоким пыткам и усечены мечом. В двустишии З. Р. говорится, что он был повешен на древе (Paris. Coislin. 223, 1301 г.).
В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) З. Р. не назван мучеником, память его отмечена под 14 апр. В визант. синаксарях X-XII вв. (напр., Patm. 266; Hieros. Sab. 246; Paris. 1587) З. Р. поминается под 13 апр. вместе с Елевферием Персидским, Феодосием, Геронтием и Василидом. Зап. исследователи полагают, что все мученики пострадали в Персии при царе Шапуре II (309-379); Зоил назван Римлянином, что, вероятно, указывает на его происхождение с приграничной территории Римской империи и Персии.
В нек-рых рукописях греч. синаксарей XII-XIII вв. (напр., Paris. gr. 1575; Paris. Suppl. gr. 152) имя З. Р. передается как Зол (Ζῶλος).