разнородная группа знаков, предназначенных для ношения духовенством или мирянами. Они могут указывать на принадлежность своих владельцев к к.-л. церковной орг-ции, на их обучение в духовно-учебном заведении, на определенное церковное событие, юбилей и проч. От З. н. ц. следует отличать награды церковные и гос. награды, вручаемые представителям Церкви. Знаки носятся как на одеянии священнослужителей, так и на гражданском костюме, различаются способом крепления (на ленте, закрутке, булавке или цепочке). В большинстве случаев специальных правил ношения не существовало. Нагрудные знаки могли заказываться владельцами у частных мастеров, зачастую они отличались от утвержденных образцов более или менее точной и четкой деталировкой.
В России З. н. ц. появились в XIX в. Первые из них были связаны с военными событиями. В отличие от наград, получаемых отдельными представителями военного духовенства за особые заслуги (напр., ордена св. Георгия или золотого наперсного креста на георгиевской ленте), знаки выдавались людям вне зависимости от их заслуг. 30 авг. 1814 г. манифестом имп. Александра I в память об Отечественной войне 1812 г. учредили наперсный крест для правосл. духовенства. В манифесте говорилось: «Священнейшее духовенство наше, призывавшее пред алтарем Всевышнего теплыми молитвами своими благословение Божие на всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшее народ к единодушию и твердости, в знак благоговения к вере и любви к Отечеству, да носит на персях своих, начиная от верховного пастыря включительно до священника, нарочно учреждаемый для сего крест...» Крест был выполнен из темной бронзы, на лицевой стороне изображалось Всевидящее Око на перекрестье и помещалась дата «1812 год», а на оборотной - надпись: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Знак вручался архиереям и священникам, состоявшим в сане до 1 янв. 1813 г. (всего его получили ок. 40 тыс. чел.). Вручение велось до 1829 г., с 1816 г. крест вручался и инославному духовенству. В 1912 г. было разрешено носить его священникам - потомкам удостоенных его, старшим в роде.
Манифестом имп. Александра II от 26 авг. 1856 г. одновременно с медалями для правосл. священнослужителей был учрежден темно-бронзовый наперсный крест «В память войны 1853-1856 гг.», который носили на черно-красной владимирской ленте. В центре креста помещались медальон с изображением Всевидящего Ока, увенчанные коронами вензеля императоров Николая I и Александра II и даты «1853-1854-1855-1856». Надпись на оборотной стороне медальона гласила: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки». Наперсным крестом было награждено ок. 40 тыс. представителей духовенства. 27 нояб. 1856 г. право на получение награды было предоставлено инославному духовенству в России, для к-рого изготовили 4468 крестов. Во время гражданской войны в Сибири в 1919 г. началось формирование добровольческих правосл. дружин из представителей духовенства. Для награждения дружинников, отличившихся в боях с Красной Армией, был учрежден нагрудный серебряный (или бронзовый) щиток с изображением креста и надписью: «Сим победиши». Этот знак отличия был, вероятно, единственной наградой для духовенства, учрежденной в годы гражданской войны, хотя ряд историков ставят под сомнение его наградной характер.
Особый вид фалеронимов представляли собой памятные нательные образки с изображением Христа, Богоматери и святых, выдаваемые в кадетских корпусах. На образке каждого учебного заведения изображался его святой покровитель, а на обороте стояла надпись: «Благословение... кадетскаго корпуса». Подобные образки получили распространение и после 1917 г. в среде русской эмиграции в Югославии, во Франции, в США, в Венесуэле, в Аргентине, в Австралии и др. странах.
Для членов Общества восстановления православного христианства на Кавказе, созданного в 1860 г., был учрежден знак равноап. Нины. Он представлял собой серебряный ажурный крест, украшенный терновыми ветвями и разноцветными эмалями и подвешенный на светло-лиловой муаровой ленте. Знак отличия имел 4 степени, кресты 1-й и 2-й степени были золотыми и носились на шее, 3-й и 4-й - серебряными и носились на груди после орденских знаков и медалей. Духовно-просветительная и миссионерская деятельность Церкви в Сибири была отмечена учрежденным в 1901 г. нагрудным знаком «За содействие духовному просвещению Сибири». Им награждались как представители духовенства, так и миряне - попечители, благотворители и др. 22 марта 1901 г. был учрежден жетон, выдававшийся Подготовительным комитетом Сибирской железной дороги жертвователям в Фонд им. имп. Александра III на дело церковного и школьного строительства в Сибири. Он изготавливался из золота или серебра в зависимости от суммы, пожертвованной владельцем. В 1915 г. появился знак отличия кнг. равноап. Ольги, к-рый вручался женщинам за заслуги в гос. и общественном служении.
В кон. XIX - нач. XX в. многочисленные правосл. братства, союзы, об-ва хоругвеносцев, мон-ри, общины сестер милосердия и даже отдельные приходы часто учреждали З. н. ц. для поощрения лиц, входивших в их состав. Особенно количество З. н. ц. умножилось во время первой мировой войны. Среди подобных З. н. ц. имеется большое количество неизвестных совр. специалистам фалеронимов, т. к. они зачастую выпускались незначительными тиражами, многие уничтожались после 1917 г. Как правило, они имели сходные по дизайну изображения, различаясь лишь размерами и надписями. Обычно знаки представляли собой кресты (в т. ч. трилистный, процветший, лапчатый и др.) с изображением Христа, Богоматери или святого. На них наносились аббревиатуры или полные наименования орг-ций, а также изречения из Свящ. Писания, призывы и проч. («Вера без дел мертва есть», «Больше сия любви никто же имать да кто душу свою положит за други своя», «Сия есть победа победившая мир вера наша», «Возлюбиши ближняго твоего яко сам себе», «Владей славой и не сдавайся», «Дух животворит», «Братство возлюбите, Бога бойтеся, Царя чтите», «Господь крепость людем Своим даст. Господь благословит люди Своя миром», «Убеди внити, да наполнится дом мой» и т. д.). Выпуск нагрудных знаков стал одним из источников средств братств и др. орг-ций. Часто знаки имели неск. степеней и вручались благотворителям в зависимости от суммы их пожертвования. 7 дек. 1907 г. имп. Николай II предоставил Святейшему Синоду право утверждать нагрудные знаки для членов правосл. братств. На практике мн. знаки учреждались лишь по благословению архиереев, настоятелей мон-рей или приходов.
В 1882 г. был учрежден знак для членов Палестинского православного общества. На кресте размещался овальный щит с монограммой имени Христа между буквами «альфа» и «омега». Вокруг щита на ленте была нанесена надпись: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». На оборотной стороне щита было написано: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима». Знак 1-й степени был золотым и предназначался для почетных членов об-ва; 2-й степени - серебряным, для действительных членов; 3-й степени - бронзовым, для членов-сотрудников. Знак носился на голубой ленте с 2 красными полосками, кроме того, он изображался на фасаде принадлежавших обществу зданий в Палестине. Согласно утвержденному 23 июля 1910 г. Положению о Камчатском братстве в честь Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса, разрешалось поместить на знаке братского креста 1-й степени вензелевые начертания имен имп. Николая II, имп. Александры Феодоровны, имп. Марии Феодоровны и цесаревича вел. кн. Алексия Николаевича с коронами, а на знаке креста 2-й степени - особую корону. Весьма интересными по содержанию и исполнению были также знаки Карельского, Североамериканского и др. братств.
З. н. ц. были связаны и с богословскими учеными степенями. Священники, достигшие степени кандидата, магистра или д-ра богословия, получали особые наперсные кресты. В 1886 г. появились знаки отличия для не состоящих в духовном сане д-ров и магистров богословия, в 1901 г.- для кандидатов богословия. Все они были выполнены однотипно и различались лишь цветами эмалей и небольшими буквами «к», «м» или «д» в нижней части.
З. н. ц., связанные с Русской Церковью, выпускались и за пределами России. Так, известен редкий знак, предположительно предназначенный для участников объединительного собора правосл. и униат. священнослужителей, проходившего в 1916 г. в США. Различные церковные знаки выпускались в среде рус. эмиграции после 1917 г. В 1940 г. в Харбине был изготовлен юбилейный знак Харбинской епархии с датами: «1740-1840-1910-1940». К разряду фрачных знаков может быть отнесен значок Эстонского об-ва православных христиан, его выпуск был приурочен к 950-летию Крещения Руси. Нагрудный знак в память 1000-летия Крещения Руси, выполненный в форме уширенного креста с изображением равноап. вел. кн. Владимира и с датами «988-1988», был выпущен скорее всего в США.
В СССР известны единичные З. н. ц. В духовных школах, как и раньше, выдавались нагрудные знаки для кандидатов, магистров и докторов богословия. Памятная серебряная медаль была выпущена незначительным тиражом по случаю посещения Ливана делегацией РПЦ в 1960 г. На лицевой стороне помещено эмалевое изображение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а на оборотной - надпись: «В память посещения Левана 1960 Его Святейшеством Святейшим Алексием Патриархом Московским и Всея Руси от Митрополита Карама». Медаль имела колодку франц. типа с красной муаровой лентой.
С кон. 80-х гг. XX в. число З. н. ц. стало умножаться. В 1988 г. была выпущена памятная медаль в честь 1000-летия Крещения Руси. Был возрожден знак восстановленного в 1992 г. Палестинского православного об-ва. Вновь появились знаки выпускников нек-рых духовных семинарий и академий. В Правосл. Свято-Тихоновском богословском ин-те такой знак выдавался выпускникам с 1997 г., в 2004 г. в связи с получением вузом статуса ун-та дизайн был изменен. Знак представляет собой белый ромб с вписанным в него зеленым крестом, он крепится к овальной колодке, на которой помещено изображение св. Тихона, Патриарха Московского и всея России. В 1996 г. С.-Петербургская епархия, Совет ректоров вузов С.-Петербурга и межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» приняли решение об учреждении знака мц. Татианы. Эту церковно-общественную награду стали ежегодно 25 янв., в день памяти мц. Татианы, вручать студентам, победившим в межвузовском творческом конкурсе, а также лучшим преподавателям, руководителям творческих коллективов, работникам сферы молодежной политики С.-Петербурга. Возобновилась практика вручения нательных образков в нек-рых военных учебных заведениях. Появляются различные З. н. ц., учреждаемые по благословению местного священноначалия. Особую форму имеют знаки, изготовленные на основе совр. церковных гербов. Так, известен экспериментальный знак находящегося в г. Приозёрске Ленинградской обл. Рождественского подворья Коневецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря.