Александр Александрович (22.02.1920, Москва - 25.02. 1980, там же), специалист в области отечественной истории XI-XVIII вв. А. И. Зимин, отец З., как и ряд др. представителей рода, был коннозаводчиком, к 1917 г. имел чин полковника. В 1938-1941 гг. З. учился на историческом фак-те МГУ, после эвакуации из Москвы в нояб. 1941 г. зачислен на историко-филологический фак-т Среднеазиатского гос. ун-та, к-рый окончил в 1942 г. В том же году поступил в аспирантуру Ин-та истории АН СССР (научный руководитель - чл.-кор. АН СССР С. В. Бахрушин). В 1947 г., после защиты канд. диссертации о землевладении и хозяйстве Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (частично изд.: Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977), был принят на работу в Ин-т истории (с 1968 Ин-т истории СССР) АН СССР, начал преподавание в Московском гос. историко-архивном институте (с 1970 профессор кафедры вспомогательных исторических дисциплин), в 1951/52 уч. г. преподавал в МГУ, в 1967-1970 гг.- в Гос. педагогическом ин-те им. В. И. Ленина. В 1956-1980 гг. З. являлся членом Археографической комиссии (в 1957-1963 член ее бюро). В 1959 г. защитил докт. дис. «И. С. Пересветов и его современники» (опубл.: И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в. М., 1958). Характерной чертой творчества З. было сочетание поисков новых архивных документов с исследовательской деятельностью и разработкой теории и методики источниковедения и др. специальных дисциплин. Перу З. принадлежит 14 монографий (половина опубл. посмертно), посвященных проблемам социально-политической истории России, истории общественной мысли, вопросам историографии и источниковедения.
З. внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерус. произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» (КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75). Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифова Волоколамского мон-ря (Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. М.; Л., 1948; совм. с М. Н. Тихомировым), ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной З. и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву, Пантелеимонову и Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2). Под рук. З. канд. диссертацию о древнерус. княжеских уставах написал Я. Н. Щапов (опубл.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972). З. исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монг. властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневек. периода истории Русской Церкви. З. был редактором и составителем мн. др. сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями (Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950; Троицкий список Новгородской первой летописи // Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 510-561 (совм. с А. Н. Насоновым); Пересветов И. С. Соч. М.; Л., 1956; Иоасафовская летопись. М., 1957; ПСРЛ. Т. 29. С. 3-116; Первое послание Курбского Ивану Грозному // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Текст подгот.: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. М., 1981. С. 7-9, 352-355; Сказание о Мамаевом побоище: Осн. ред. по Ермолаевскому списку // Памятники Куликовского цикла / Гл. ред.: Б. А. Рыбаков, В. А. Кучкин. СПб., 1998. С. 223-250, и др.).
Публикация источников привела З. к разработке ряда вопросов дипломатики и генеалогии, в т. ч. в сфере церковной истории. Перу исследователя принадлежат многочисленные источниковедческие статьи, в т. ч. посвященные церковным документам: «Актовые подделки Троице-Сергиева монастыря 80-х гг. XVI в.» (Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России: Сб. ст. к 70-летию А. А. Новосельского. М., 1961. С. 247-251), «Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III» (Лингвист. источниковедение. М., 1963. С. 131-135), «Выпись о втором браке Василия III» (ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 132-148) и др. В 1963 г. З. подготовил к изданию хронологический перечень актов архива Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря, на основе данного перечня в 1998 г. были опубликованы грамоты обители за 1506-1608 гг.; в последние годы жизни З. обратился к изучению жалованных грамот Спасо-Евфимиева мон-ря. Методику генеалогического анализа З. активно использовал при комментировании актов, изучении княжеской и боярской аристократии, монашества, дьячества и др. социальных слоев рус. средневек. общества. В нач. 50-х гг. З. читал курс дипломатики в Историко-архивном ин-те, приобщил к ее изучению С. М. Каштанова.
Общие вопросы церковной истории не входили в сферу научных интересов З., что не помешало ему во мн. статьях и монографиях исследовать отдельные аспекты церковной жизни, преимущественно в XVI в. Оставаясь в рамках советской исторической терминологии, З. в своих работах сумел нарисовать широкое полотно политической и духовной жизни России; всеобъемлющее использование научной лит-ры и источников придает мн. его наблюдениям фундаментальный характер. На протяжении всей научной деятельности в поле внимания З. находились вопросы, связанные с историей Иосифова Волоколамского мон-ря. Канд. диссертация (6 т. текста и приложений) была написана ученым по рукописным материалам 5 архивных хранилищ страны, а также по спасенным З. 2 хозяйственным книгам мон-ря. В 1953 г. увидела свет ст. «О политической доктрине Иосифа Волоцкого» (ТОДРЛ. Т. 9. С. 159-177), впосл. были опубликованы статьи: «Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря» (Зап. ОР ГБЛ. Вып. 38. М., 1977. С. 15-29), «Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.» (Из истории феодальной России: Статьи и очерки к 70-летию со дня рождения проф. В. В. Мавродина. Л., 1978. С. 77-84). В монографии, посвященной Волоколамскому мон-рю (Крупная феодальная вотчина. 1977), З. впервые рассмотрел основной состав вкладчиков, братии, слуг и «детенышей» обители с т. зр. их социального происхождения, в значительной степени повлиявшего на позицию духовной корпорации и в политической жизни, и в идеологической борьбе. З. подробно описал жизнь и творчество прп. Иосифа Волоцкого, историю строительства Волоколамского мон-ря ученый дополнил анализом 2 редакций общежительного устава, составленного прп. Иосифом. Переход Волоколамского мон-ря под патронат вел. кн. Василия III Иоанновича, как считал историк, привел к формулировке прп. Иосифом принципа: «Царь… властию… подобен есть вышнему Богу». Занесенная в чин венчания на царство, данная формулировка легла в основание идеологии самодержавия, как показал З. в монографии «И. С. Пересветов и его современники» на примере ученика прп. Иосифа митр. св. Макария. В этом же труде историк привел исчерпывающие биографии свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра и его сына Анфима. Вместе с Я. С. Лурье З. издал «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959). В связи с изучением истории Волоколамского монастыря З. написал статьи, посвященные спорам иосифлян и нестяжателей («Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства // ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 198-208; Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства // Вопросы историографии и источниковедения. Каз., 1974. С. 87-103. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 121) и др.). В монографиях «Опричнина Ивана Грозного» (М., 1964) и «Россия на пороге Нового времени: (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.)» (М., 1972) дана характеристика участия в гос. управлении митр. Даниила. Отдельную статью З. посвятил отношению к опричнине митр. св. Филиппа (Колычева) (Митрополит Филипп и опричнина // ВИРА. 1962. Т. 11. С. 269-292). В 1968 г. вышла работа З., посвященная борьбе дворянства с монастырским землевладением в кон. XVI - нач. XVII в. (Из истории Татарии. Каз., 1968. Сб. 3. С. 109-124. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 52)).
Одной из тем, активно разрабатывавшихся ученым, была история еретических («реформационно-гуманистических», по формулировке историка) движений в России в XV-XVI вв. В 1963 г. З. сделал обобщающий доклад на эту тему на V Международном съезде славистов (Основные проблемы реформационно-гуманистического движения в России XIV-XVI вв. // История, фольклор, искусство славянских народов: V Междунар. съезд славистов (София, сент. 1963): Докл. сов. делегации. М.,1963. С. 91-119). В ст. «Античные мотивы в русской публицистике конца XV в.» (Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 128-138) и в монографии «Россия на рубеже XV-XVI вв.» (М., 1982) историк писал о связи взглядов еретиков жидовствующих с античным наследием. Воззрения еретиков сер. XVI в. М. Башкина, Феодосия Косого, а также «дело» троицкого старца Артемия подробно рассмотрены в кн. «И. С. Пересветов и его современники».
З. принял участие в издании 1-й в советский период коллективной монографии, посвященной истории Русской Церкви: «Церковь в истории России (IX в.- 1917 г.): Критические очерки» (М., 1967. С. 110-125, 145-161 (гл. 7: «Борьба за подчинение Церкви государству. Учреждение патриаршества» (совм. с В. И. Корецким); гл. 9: «Церковная реформа и раскол» (совм. с А. М. Сахаровым и Е. Ф. Грекулом)). Историк выступил соавтором и др. коллективных научных трудов: «История Москвы» (М., 1952. Т. 1), «Очерки по истории СССР: Период феодализма (кон. XV - нач. XVI в.)» (М., 1955), «Всемирная история» (М., 1958. Т. 4), «История СССР с древнейших времен до наших дней» (М., 1966. Т. 2). З. был редактором и составителем собрания сочинений В. О. Ключевского (Ключевский В. О. Собр. соч.: В 8 т. М., 1957. Т. 2, 3 (подгот. текста и коммент. совм. с В. А. Александровым); Он же. Неопубликованные произведения. М., 1983 (сост. и коммент. совм. с Р. А. Киреевой)).
З.- автор концепции о позднем (80-е гг. XVIII в.) происхождении «Слова о полку Игореве» (см. монографию З.: «Слово о полку Игореве». М., 2006). Историк утверждал, что «Слово...» вторично по отношению к «Задонщине» (памятник кон. XIV или XV в.), автором «Слова...» он считал архим. ярославского в честь Преображения Господня муж. мон-ря Иоиля (Быковского). Данная теория в момент появления была встречена резкой критикой и позднее не была принята научным сообществом.
З. был награжден медалями «В память 800-летия Москвы», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», почетными грамотами Президиума АН СССР, Мин-ва высшего и среднего образования СССР, ВООПИК. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Архив ученого в наст. время хранится у его вдовы В. Г. Зиминой. Памяти З. посвящены сборники статей: «Россия на путях централизации» (М., 1982; вышел без печатного посвящения) и «Essays in Honor of A. A. Zimin» (Columbus (Ohio), 1985), ряд научных трудов его коллег и учеников. 13-18 мая 1990 г. в Московском историко-архивном ин-те прошли I чтения в память З. (публ. тезисов: Спорные вопросы отеч. истории XI-XVIII вв.: Тез. докл. и сообщ. М., 1990. 2 вып.). Вскоре проведение чтений стало регулярным (публ. тезисов и докладов: Россия в X-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения: Тез. докл. и сообщ. II чт. пам. А. А. Зимина. М., 1995. 2 ч.; Россия в IX-XX вв.: [Сб. ст. и тез. докл. II чт., посвящ. памяти Зимина]. М., 1999; Историк во времени: III Зиминские чтения: Докл. и сообщ. науч. конф. М., 2000; IV чтения памяти д-ра ист. наук А. А. Зимина: Тез. докл. Москва, 19-22 апр. 2005 г. М., 2005. 2 ч.).