Никифор Дмитриевич 1869, д. Гостилово Бронницкого у. Московской губ. - 12. 04.1922, . Егорьевск Рязанской губ.), старообрядческий издатель и публицист, принадлежал к белокриницкому согласию (см. Белокриницкая иерархия). В нач. 1900-х гг. З. в Егорьевске основал братство им. св. апостолов Петра и Павла, задачей которого была защита старообрядчества. Братство имело б-ку, содержало начетчика для участия в диспутах с правосл. миссионерами. З. был постоянным участником таких диспутов. В 1910 г. при активном финансовом и редакционном участии З. начал выходить ж. «Старообрядческая мысль». В одной из редакционных статей говорилось, что журнал создан, чтобы «проводить в жизнь взгляды широко-христианские и человеческие... отражать жизнь такою, какова она в действительности... служить и делу защиты Христовой Церкви от врагов, нападающих на нее извне и внутри» (Старообрядческая мысль. 1910. № 9. С. 559). Одной из главных задач издания провозглашалось объединение «старообрядческих литературных и общественных сил» (Зенин Н. Д. К читателям // Там же. № 1. С. 3). В качестве приложения к журналу был издан ряд книг («Выписки из святоотеческих и других книг, служащие к изучению различных сторон церковной жизни» начетчика В. Т. Зеленкова (М., 1911-1912. 3 ч.), «Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до 1198 лета» Цезаря Барония (М., 1913-1915. 3 кн.), «Труды» блж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского (М., 1916), и др.).
Практически в каждом номере журнала помещались материалы З., часто писавшего под псевдонимами Гостиловский и Энзет. В статьях З. освещались темы совр. старообрядческой жизни (О граммофонах: Церковное пение // Старообрядческая мысль. 1910. № 9. С. 159-163; Мои впечатления, вынесенные с освященного собора епископов // Там же. 1911. № 9. С. 746-768; № 10. С. 830-837; № 11. С. 932-942; № 12. С. 1027-1037; Похороны Н. Т. Кацепова // Там же. 1913. № 6/7. С. 558-563; Августовские собеседования в Москве // Там же. № 9. С. 849-853; На соборе и около него // Там же. С. 866-879; К истории открытия Рязанской епархии // Там же. 1915. № 7. С. 607-611 и др.). З. выступал в поддержку еп. Михаила (Семёнова) (Кажется, пора…: (К разрешению еп. Михаила от запрещения) // Там же. № 8. С. 692-703; отд. отт.: М., [1915]), вел полемику с беспоповцами (Да, время назревает // Там же. 1912. № 2. С. 148-152; № 5/6. С. 474-478; К братьям нашим беспоповцам об антихристе // Там же. № 8. С. 692-703; отд. отт.: М., 1912), опубликовал ряд материалов, посвященных языку эсперанто, к-рым владел в совершенстве и к-рый считал средством «для единения братьев-людей в общем и для единения Церквей Христа в частности» (Конгресс эсперантистов-католиков // Там же. 1910. № 5. С. 295-312; № 6. С. 332-351; 2-й всерусский конгресс эсперантистов // Там же. 1913. № 9. С. 858-861); в нач. апр. 1910 З. выступил с докладом на конгрессе эсперантистов-католиков в Париже. В 1916 г. старообрядческий освященный собор осудил ж. «Старообрядческая мысль» за «противохристианское направление», к-рое выразилось, в частности, в «клеветническом» с т. зр. собора освещении избрания на Московский архиепископский престол Мелетия (Картушина) (журнал осудил избрание жребием). На постановление собора журнал ответил ст. «Жизнь нашего издания» (1916. № 7/8. С. 548-558). Издание прекратилось весной 1917 г. из-за трудностей военного времени.
З. владел в Егорьевске книжным магазином и фотографической («светописной») мастерской. Благодаря его трудам была создана фотогалерея старообрядческих деятелей белокриницкого согласия. Он не только сам выполнял фотопортреты своих современников, священников и епископов, но и разыскивал карточки тех, кого не знал лично. Размножая и те и другие, он способствовал сохранению иконографии представителей Белокриницкой иерархии. Историческую ценность представляет выполненная З. фотофиксация храмов Рогожского кладбища в 1905 г.; им был выпущен набор из 12 фототипий «Старообрядческое Рогожское кладбище в Москве в первые дни после 17 апреля 1905 г.». В 1903 г. З. издал альбом «Белая Криница». Он сделал первые записи старообрядческого Морозовского хора под упр. П. В. Цветкова на граммофонные пластинки. З. состоял в переписке со старообрядческим Уральским еп. Арсением (Швецовым), 21 письмо к-рого к З. за 1902-1908 гг. опубликовано: Арсений Уральский, еп. Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени. Письма. М., 1999. С. 322-338.
На протяжении всей жизни З. принимал активное участие в деятельности старообрядческой общины, существовавшей при Георгиевском храме в Егорьевске, в разные годы был членом совета общины, его председателем. В 1917-1918 гг. по инициативе З. при Георгиевском храме проводились религ. чтения. Чрезвычайно остро З. воспринял постановление ВЦИК 1922 г. об изъятии церковных ценностей. За неск. недель до смерти он писал старообрядческому Рязанскому и Егорьевскому еп. Александру (Богатенкову; 1907-1928) о том, что изъятием власти отнимают у народа «последнюю возможность спастись в дни грядущих бедствий - всеобщего обнищания, всеобщего голода» (Архив митрополии Русской православной старообрядческой церкви. Ф. 2. № 101. Л. 17 об.).