Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗДОРОВЬЕ
20, С. 33-38 опубликовано: 10 января 2014г.


ЗДОРОВЬЕ

оценочная категория, обозначающая соответствие комплекса природных свойств организма человека его реальному состоянию в границах морфологической и физиологической нормы. В учении Церкви З. рассматривается как целостность всех аспектов человеческого существования, исконно присущая богозданной природе человека исключительно по благости, мудрости и милости Бога, призвавшего человека в акте творения из небытия в бытие. З. является, т. о., одной из существенных характеристик естественного состояния человека как высшего творения Бога, созданного по Его образу и подобию. З.- естественное условие и необходимая предпосылка земного благоденствия человека, обладание им представляет собой важнейший аспект полноценного и безущербного существования человека.

Как явление комплексного характера З. не является фиксированным состоянием организма. С медицинской т. зр. «само понятие «здоровье», как и понятие «норма», является условным и объективно устанавливается на основе антропометрических, клинических, физиологических и биологических показателей» (Большая медицинская энциклопедия. М., 1959 2. Т. 10. С. 736). З. представляет собой умозрительную категорию, на фоне к-рой становится возможным установление картины заболевания. Благодаря трудам отечественных и зарубежных ученых было установлено единство физиологического, т. е. естественного, нормального, здорового состояния организма и патологического, т. е. измененного, болезненного, нездорового состояния при обеспечении адаптации организма к действию внешних агентов (невредящих, вредящих и болезнетворных) с целью поддержания подвижного равновесия, гармонии и сохранения постоянства (гомеостаза) внутренней среды (Там же). Эта мысль была предвосхищена прп. Нилом Синайским: «Болезнь телесная есть противоестественное состояние, когда равновесие стихий преобладанием одной выведено из естественного состояния» (Nilus, abbas. Liber de monastica exercitatione. 50 // PG. 79. Col. 782).

Используемое нередко понятие «клиническое здоровье» подразумевает 2 стадии. Первая - компенсаторная - характеризуется привлечением внутренних резервов организма для поддержания состояния гомеостаза. На этой стадии устанавливается динамическое равновесие, при к-ром происходит изменение физиологических показателей в границах нормы. Высокая адаптивная способность организма на этой стадии сохраняется. Вторая стадия - дезадаптация - характеризуется недостаточностью внутренних резервов организма для поддержания гомеостаза. В результате продолжительного влияния на организм человека неблагоприятных факторов происходит нарушение механизмов адаптации и саморегуляции организма.

З. человека в свете метафизической интерпретации бытия

В то время как биология и медицинская антропология стремятся к установлению основных параметров З. исключительно на основании эмпирических фактов (по выражению М. Хайдеггера, «если физиология и физиологическая химия способны исследовать человека в естественно-научном плане как организм, то это еще вовсе не доказательство того, что в такой «органике», т. е. в научно объясненном теле, покоится существо человека» - Хайдеггер. 1993. С. 198), христианство традиционно апеллирует к метафизической интерпретации проблемы З. в системе таких фундаментальных мировоззренческих понятий, как «бытие», «жизнь» и «смерть». Совокупность эмпирических параметров представляет собой лишь отражение сокровенной сущности человека, имеющего бытийное основание в Божественном акте творения и причастности к животворящей благодати Св. Духа.

Купальня Вифезда в Иерусалиме. Иисус Христос исцеляет расслабленного. Миниатюра из Четвероевангелия царя Ивана Александра Болгарского. 1356 г. (Brit. Lib. Add. MS 39627. Fol. 225r)
Купальня Вифезда в Иерусалиме. Иисус Христос исцеляет расслабленного. Миниатюра из Четвероевангелия царя Ивана Александра Болгарского. 1356 г. (Brit. Lib. Add. MS 39627. Fol. 225r)

Купальня Вифезда в Иерусалиме. Иисус Христос исцеляет расслабленного. Миниатюра из Четвероевангелия царя Ивана Александра Болгарского. 1356 г. (Brit. Lib. Add. MS 39627. Fol. 225r)
Состояние З., как и состояние патологии, является преходящим и временным. Молекулярная биология оказывается неспособной решить проблемы З. и болезни, старения и смерти: «Общепринятого объяснения процессов старения нет. Существует множество гипотез о его механизмах. Однако, согласно большинству из них, первичные механизмы старения связаны с изменением состояния генетического аппарата клетки» (Биологический энциклопедический словарь. М., 1986. С. 604). Причина смерти человека коренится в необъяснимой смертности его соматических клеток, к-рые могут совершить не более 50 делений (предел Хайфлика), а затем погибают, поскольку теряют способность обновлять свой биомолекулярный состав: «Смерть вносится в жизнь без всякой биологической необходимости или целесообразности» (Нейфах. 2005. С. 383-388).

В христ. подходе к проблеме З. акцентируется его метафизический аспект. Если причина болезни грех, то путь к восстановлению З. лежит через личное, сознательное и свободное преодоление греха покаянием и обращением к спасению. Церковь противостоит разрушительным процессам в общей структуре бытия на более глубоком и универсальном уровне, чем медицина, помогая человеку побеждать боязнь смерти и давая ему надежду в естественном стремлении к З. и счастью. В то же время Церковь высоко ценит труд медицинских работников, благословляя их благородную гуманную деятельность, помогающую человечеству в преодолении и предупреждении болезней и преждевременного старения. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «Церковь не может ограничиться исключительно духовной поддержкой страждущих», но должна «организовать мирян для помощи больным и одиноким» (Алексий II, патриарх. Обращение к клиру, приходским советам храмов г. Москвы на епархиальном Собрании 21 дек. 2005 г. М., 2006. С. 34-35).

В свете библейского, исторического и эсхатологического воззрения на мир Церковь видит несовершенство и ущербность земного человеческого существования, но верит и исповедует, что наступят его грядущее обновление и преображение. Проблема З. восходит к тайне бытия мира и человека. Поскольку «Бог не сотворил смерти» (Прем 1. 13), Он не сотворил и ее предвестников - страдания и болезни, к-рые «присутствуют в мире как результат его падшести и греха» (Хопко. 1991. С. 327). Учение Церкви о Царстве Божием открывает богатство Божией благости, ведущей человека через смерть и воскресение к торжеству вечного бытия.

З. в аспекте онтологического самоутверждения личности

В христ. антропологии З. рассматривается как естественный драгоценный дар Творца, в обладании к-рым человек, «будучи живой индивидуальностью… являет собой таинственную систему самосохранения, самосодержания, самообновления» (Ильин. 1998. С. 496). Стремление человека к обладанию З.- одна из элементарных форм бытийного самоутверждения личности. С т. зр. установленного Богом естественного порядка в мире обладание З. является нормой, а не привилегией.

Внутренним началом онтологического самоутверждения является любовь человека к самому себе - такое самоутверждение нельзя считать ни добродетелью, ни пороком, в этическом отношении оно нейтрально. Забота о З. не несет с собой ни религ. оправдания, ни религ. осуждения. Нравственного порицания и религ. осуждения заслуживает лишь пренебрежение З. Если человек виновен перед Богом за самовольное лишение себя жизни, то в определенной мере также виновны и «те, которые худым образом жизни сами приобрели болезнь» (Basil. Magn. Asc. fus. 55. 5). Когда потеря З. происходит «от расслабления тела пресыщением» (Ioan. Chrysost. In Hebr. 29. 4), когда «чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни» (Idem. In Ioan. 38. 1), тогда виновником ущербности бытия оказывается сам человек. С т. зр. своего места в мире «человек не является собственным господином, а получил в качестве подарка от Бога свое существование, жизнь и здоровье и призван воспользоваться ими согласно Божьей воле; ему не позволено пренебрегать или распоряжаться ими по собственному произволу» (Гильдебранд. 2001. С. 492).

З. как ценностная категория бытия

Категория З. выступает в качестве одной из базовых ценностей человеческой жизни. Если бытие само по себе обладает абсолютной онтологической ценностью, то З., будучи ценностью относительной, является основанием человеческой способности к восприятию естественных благ и заключает в себе гарантии бытия и возможность личного успеха и счастья. Человек должен ценить З. как исконный дар Творца, как естественную способность радоваться благам жизни и воспринимать ценностный смысл всего богозданного бытия в его полноте. Обладание З. является необходимым условием, позволяющим человеку достойно осуществлять свое стремление к достижению спасения как главной цели человеческой жизни. Ни один из аспектов спасительного христ. подвига не исключает наличия З. как предпосылки любого вида деятельности, способного оправдать человека перед Богом. На первый план выступает нравственный аспект ответственности человека в сохранении З. как дара Творца. Источником и подателем всех благ - и естественных, и сверхъестественных - является Бог. В этом смысле З. как естественное благо принадлежит Богу, но вверяется это благо человеку. З. есть благо, «которым человек владеет не в качестве полновластного хозяина, а в качестве ответственного перед Богом распорядителя» (Там же). Согласно эсхатологическому учению Церкви, апофеозом этой ответственности является «конец», к-рый «приблизится нежданно и совершенно просто, так же просто, как каждое мгновение жизни» (Булгаков. 1998. С. 205). Тогда «над всем и во всем будет один страшный приговор: Бог дал тебе долгую жизнь, дал силы и здоровье, дал близких и друзей; как и кому отдал ты эту жизнь, какой след останется от нее в мире?» (Там же. С. 204). З. представляет собой существенно важный компонент этики ответственного отношения к Божественному дару бытия.

З. человека в райском состоянии и после грехопадения

По мнению христ. писателей и отцов Церкви, первозданный Адам был облечен в безупречное природное достоинство, включавшее совершенное З. Тезис о том, что «первый человек создан был Богом совершенным по всей своей природе» (Малиновский. 2003. С. 302), содержит бесспорное указание на идеальный характер З. человека в раю. Вместе с благолепием Бог, согласно прп. Максиму Исповеднику, сообщил первозданному человеку 4 из Своих свойств: бытие, вечность, благость и мудрость (Maximus Conf. De carit. 3. 25 // PG. 90. Col. 1024), из к-рых бытие и вечность «принадлежат самой сущности человека», а благость и мудрость «лишь предложены» ему (Мейендорф. 2007. С. 197). Присущее Адаму совершенное в своей целостной полноте З. имело естественным следствием отсутствие к.-л. морфологических и физиологических аномалий в его первозданном естестве: «...тело было свободно от состояния младенческой немощи и разрушительного действия стихий, болезней и смерти, не получило никаких недостатков, ни внутренних, ни внешних, и было облечено крепостию (Сир 17. 3), т. е. обладало силами свежими и неиспорченными и являлось послушным орудием духа» (Малиновский. 2003. С. 303). Главным фактором, определявшим З. человека в раю, была его причастность к источникам Божественной благодати. Благодать Божия изливалась на первозданного Адама и освящала его тварную, еще не поврежденную непослушанием, непорочную природу. Первоначальная «близость Бога к человеку озаряла обильным светом его естественные силы» (Там же. С. 307). Будучи самым глубоким и динамичным основанием физического З. первых людей, Божественная благодать укрепляла их естественные силы «в достижении высшего совершенства» (Там же), к к-рому они были предназначены. По мнению свт. Афанасия I Великого, «Творец всего и Царь над всеми» сообщил Адаму «ведение о Собственной Своей вечности, чтобы человек… имел в себе благодать Подателя, имея и собственную свою силу от Отчего Слова, был счастлив и беседовал с Богом, живя невинной, истинно блаженной и бессмертной жизнью» (Athanas. Alex. Or. contra gent. 2).

Исцеление слепорожденного. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Рождественского мон-ря, Болгария. 1732 г.
Исцеление слепорожденного. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Рождественского мон-ря, Болгария. 1732 г.

Исцеление слепорожденного. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Рождественского мон-ря, Болгария. 1732 г.
После грехопадения иллюзорная надежда Адама, обольщенного «предлогом бессмертия, явила свою несостоятельность» (Iren. Adv. haer. III 23), что проявилось в изменениях окружающего мира, в явлениях болезни и смерти; идеальное равновесие между организмом человека и средой, являвшееся естественным фундаментом З., было нарушено. С момента Адамова преступления все люди находятся под грехом (Рим 3. 9), стали «рабами греха к смерти» (Рим 6. 16), каждый человек стал «плотян, продан греху» (Рим 7. 14).

С т. зр. христ. сотериологии парадоксальная сущность болезни состоит в том, что, будучи следствием греха, она может явиться условием оправдания человека, приводя его к покаянию, исправлению и примирению с Богом. В болезнях и страданиях «душа очищается и прозревает; прозревшему взору дается источник мудрости» (Ильин. 2007. С. 31); болезнь, т. о., получает не только объяснение, но и оправдание. Отягченный болезнями и страданиями христианин должен взирать «на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр 12. 2) и, во всем уподобившись человеку, стал «милостивым и верным первосвященником пред Богом» (Евр 2. 17).

Страдание, к-рым сопровождается борьба со страстями, и страдание, к-рым сопровождается течение болезни, способны вести человека к духовному возрастанию. Причинами болезни отцы Церкви называют «грех», представляющий собой нарушение естественной нормы, и «плоть», являющуюся в аскетике синонимом страстности. Отказ от следования за Христом (Лк 9. 23) и забота о телесном З. в ущерб религиозно-нравственному совершенству ведут к отчуждению от Бога. По словам свт. Иоанна Златоуста, «Бог часто наказывает тело за грехи души» (Ioan. Chrysost. In Ioan. 38. 1), поскольку «испорченность души есть причина болезней телесных» (Idem. In Matth. 14. 3). Свт. Василий Великий, обращаясь к тем людям, к-рые «худым образом жизни сами приобрели болезнь», увещает их не забывать «попечения о душе» (Basil. Magn. Asc. fus. 55. 5).

Принципиальной основой восстановления З. является обращение души к Богу, ибо Тот, «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней» (Macar. Aeg. II 48. 4). Считая врачей орудиями благой воли Божией, отцы Церкви указывают на необходимость возлагать во время болезни основную надежду на Бога, прибегая к молитвенному заступлению Божией Матери и святых небесных покровителей, ибо «как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду» (Basil. Magn. Asc. fus. 55. 5).

Христос - врач душ человеческих

Даровав миру жизнь Своим воскресением, Христос стал в абсолютном онтологическом смысле врачом человечества: «Новый Адам исцелил ветхого» (Ioan. Damasc. De fide orth. III 20). В воплощении Сын Божий соделался человеком, не переставая быть Богом, Господом славы; при этом «Он не пренебрег немощами нашей плоти, в которую и облекся, чтобы явить Себя Спасителем всех людей без изъятия» (Clem. Alex. Strom. VII 2). Сын Божий воплотился и пришел в мир, не имея нужды в земной временной жизни, но чтобы явить Божественную благость всем несчастным, страждущим и больным и сделать их наследниками вечной небесной жизни. В тайне Своего вочеловечения, спасительного крестного подвига и воскресения Сын Божий преодолел ущербность, ограниченность и конечность человеческого существования и обреченность человека смерти и тлению.

Исцеление кровоточивй. Роспись катокомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.
Исцеление кровоточивй. Роспись катокомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.

Исцеление кровоточивй. Роспись катокомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.
Чудеса исцелений, совершаемые Господом Иисусом Христом, указывают на жизнеутверждающую силу Его человеческой природы, к-рая стала источником жизни и бессмертия «благодаря своему ипостасному соединению со Словом» (Ioan. Damasc. De fide orth. III 21). По словам протопр. Иоанна Мейендорфа, событие Боговоплощения является главной предпосылкой исцеления человеческой природы: «В рамках динамической и сотериологической христологии человечность Христова является «пасхальной» в том смысле, что в ней человек совершает «переход» из смерти в жизнь» (Мейендорф. 2007. С. 225). Сокрушая державу смерти, тлетворное дыхание к-рой выражалось в наносимом ей ущербе З. человека, Христос в многочисленных эпизодах Своего спасительного служения миру являет чудесные знамения Своей Божественной власти над различными человеческими недугами, возвращая людям З. и одобряя силу проявленной ими веры.

Вступая на путь мессианского служения, Христос возвещает собранию народа в Назарете основные цели Своего служения, состоящие в заботе о духовном, физическом и социальном благополучии людей, в их освобождении из-под ига греха как причины всех расстройств и аномалий, приводящих к потере духовного и физического З. (Лк 4. 18-19). Господь пришел в мир, в к-ром было «великое множество больных, слепых, хромых, иссохших» (Ин 5. 3) людей, нуждающихся в медицинской помощи и уходе. Наряду с картинами массовых исцелений в Евангелии подробно описываются отдельные чудотворения, совершенные Господом в присутствии ревнителей закона - книжников и фарисеев. Многочисленные исцеления в субботу использовались врагами Христа в качестве поводов для Его обвинения. В этом отношении характерен эпизод, связанный с исцелением человека с парализованной рукой. По закону «лечение болезней допускалось в субботу только тогда, когда промедление грозило смертельным исходом»; во всех других случаях лечение расценивалось как нарушение заповеди о покое субботнего дня. «Сухая рука смертью не грозила», однако Христос по Своему человеколюбию совершил исцеление страждущего, «преследуемый недобрыми взглядами подстерегающих Его противников» (Кассиан (Безобразов). 2001. С. 54).

Господь обращает Свое безграничное милосердие к больным и несчастным людям, прощая их грехи и подавая им полное и совершенное исцеление. Исцеляя больных, Господь являет идеальный образец следования тому этическому принципу, к-рый с древнейших времен понимался как исполнение долга врача и верность к-рому заключает в себе основной постулат медицинской деонтологии: долг врача простирается на всех людей независимо от их политических, социальных, религ. и национальных отличий. Евангелие сообщает об исцелении Господом Иисусом Христом мн. людей, не принадлежавших к избранному народу: сына царедворца (Ин 4. 46-54); слуги рим. сотника (Мф 8. 5-13; Лк 7. 1-10); дочери хананеянки (Мф 15. 21-28; Мк 7. 24-30); одного из 10 прокаженных, бывшего самарянином (Лк 17. 11-19).

Как безмездный врач душ человеческих Христос наделяет учеников в миссии их апостольского служения харизматическим даром исцелять человеческие недуги. Напутствуя апостолов на проповедь Евангелия, Христос наставляет их, говоря: «…проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф 10. 7-8). Миссию спасительного служения миру Господь передал Своим апостолам и их историческим преемникам.

З. человека в контексте харизматического служения Церкви

В традиции служения Церкви З. людей рассматривается в качестве одной из фундаментальных ценностей человеческой жизни. Ценность З. определяется заповедью Господа Иисуса Христа, давшего Своим ученикам «власть исцелять от болезней» (Мк 3. 15) всех недужных и страждущих. Античному миру Церковь открылась как богоустановленный институт и как новая жизнь, утверждающая торжество духовной победы над всеми аномалиями бытия, включая физические болезни и демоническую одержимость людей. Человек поздней античности, вовлеченный в сферу христ. благовестия, открывал в реальности Церкви благодатную возможность достижения идеальной нормы человеческого существования, к-рое в своей полноте понималось им в качестве необходимой предпосылки преображения мира и наступления Царства Божия. Христианин стремится к познанию Бога и к совершенству вовсе не «из любви к своему телу и ради поддержания здоровья» (Clem. Alex. Strom. VII 11), но желая облечься в «высшее совершенство, которого может только достигнуть человек, оставаясь все еще человеком» (Ibid. VII 10).

Возвещая миру Благую Весть о воскресении Христовом и грядущем Царстве Божием, Церковь не отменила естественный порядок человеческой жизни с его законным стремлением к обладанию З. и счастьем, но придала процессу существования человечества глубокое ценностное содержание и новый онтологический смысл. Учение Церкви радикально изменило парадигму античного миросозерцания, для которого жизнь человека с его неизбежной обреченностью перед роковой властью болезни и смерти воспринималась либо как несчастье, либо как ошибка, либо как совершенно непостижимая случайность. В противостоянии религиозно-философскому синкретизму поздней античности христианство победило тревогу судьбы и смерти, неся в мир Благую Весть Христа, открывшего Своим воскресением перспективу вечной жизни. В служении Церкви, осуществляющей миссию освящения всего человеческого существования Божественной благодатью, сохранение З.- один из аспектов заботы о человеке. В область освящающей миссии Церкви входят все сферы человеческой жизни, включая и сферу физического З.

Причастность каждого члена Церкви животворящей Божественной благодати становится в перспективе обожения человека залогом воскресения и вечной жизни. Фундаментальными условиями сохранения З. Церковь считает веру в Господа Иисуса Христа, участие в св. таинствах Церкви, духовно-нравственное совершенство, включающее личную праведность, чистую и непорочную совесть, благочестие, молитву и воздержание. «Евангелие нам говорит, что, исцеляя больных, Спаситель… спрашивает: «Веруете ли, что Я могу это сотворить?» ...И когда болящие заявляют о своей вере, они тем самым свидетельствуют, что познали в Господе Иисусе Христе Сына Божия, имеющего всякую власть на небеси и на земли» (Антоний (Блум). 2004. С. 224).

Поврежденность З. человека после грехопадения ясно осознавалась отцами Церкви, «но отображался этот драматичный характер нынешнего бытия не столько в богословских сочинениях, сколько, и более явственно, в Литургии и духовности» (Мейендорф. 2007. С. 195). При получении исцеления одинаково важны как личная вера больного, так и вера Церкви, сакраментальным выражением к-рой является чудодейственная молитва о даровании З. болящему.

В последние столетия важнейшим фактором, определяющим состояние З. человека и в масштабах отдельных регионов, и в планетарном масштабе, стала экология. По мнению некоторых христ. мыслителей, «демоническое» появляется в природе оттого, что творение «отпало от своего изначального смысла и сбилось со своего исконного пути» (Там же). Поскольку нехристианский мир во многом находится под властью темного, демонического начала, правосл. Церковь решительно настаивает на недопустимости обращения верующих людей, страдающих соматической или психической патологией, к знахарям, колдунам, экстрасенсам, а также к практике медитации, дзен-буддизма, йоги, гипноза, трансовых состояний и проч. (Авдеев. 2001. С. 221-237). В ситуациях, когда необходима медицинская помощь, пастыри Церкви благословляют верующих обращаться в лечебные медицинские учреждения. Однако даже в этом случае могут возникать нравственные коллизии, связанные с комплексом проблем биоэтики, в особенности в области совр. репродуктивных технологий.

Таинство Елеосвящения, совершаемое над тяжелобольными и умирающими, имеет основание в свидетельствах Евангелия и в Посланиях св. апостолов. При совершении этого таинства иерей читает молитву над елеем, содержание к-рой выражает традиц. воззрение Церкви на ценность З. в человеческой жизни. На литургии каждого дня Церковь также возносит молитвы о здравии и спасении всех правосл. христиан. Существуют специальные молитвы о тяжко болящих, читаемые на проскомидии и на литургии.

В богослужебной практике Церкви распространен обычай совершения молебнов о здравии православных христиан, включающих молитвенные воззвания к Господу Иисусу Христу, Пресв. Богородице и св. угодникам Божиим с поименным поминовением болящих и находящихся в тяжелых обстоятельствах. Молебен о здравии либо служится отдельно, либо соединяется с чинопоследованием малого освящения воды, к-рой епископ или священник окропляет людей и к-рую пьют одержимые к.-л. недугами верующие люди для освящения и получения исцелений.

Забота о З. человека в миссии социального служения Церкви

Объективный показатель состояния З. людей отражает уровень обеспеченности «фундаментального права человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни» (Чучалин А. Г. [Принципы формирования Государственной программы «Здоровье населения России»] // Первая Российская ассамблея «Здоровье человека», Нижний Новгород, май, 1991: Сокр. стеногр. М., 1992. С. 9). В миссии социального служения Церковь осознает себя соработницей Бога, Который заботится о благополучии всех людей независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности и социального статуса. Церковь является путеводительницей людей на их жизненном пути к вечному благу, предвосхищаемому в истории мира плодами социального служения христианства: «...члены Церкви соприкасаются со Христом, понесшим все грехи и страдания мира, встречая каждого голодного, бездомного, больного, заключенного. Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф 25. 31-46)» (Основы социальной концепции. I 2). РПЦ, следуя евангельскому учению, возложила на себя заботу о нравственном благополучии общества и о З. людей. Утверждая мировоззренческие и этические ценности христианства, Церковь призывала людей к целомудренной и умеренной жизни, к добросовестному и честному труду, к преодолению нравственных пороков, к милосердию, состраданию и помощи страждущим. В монастырских школах, школах при архиерейских домах и позднее в духовных семинариях изучались основы медицины. Церковь оказывала помощь больным и страждущим через слово утешения, молитву, св. таинства, конкретные практические советы и медикаментозное лечение. Вклад Церкви «в общественное здравоохранение очевиден - это предоставление бесплатной медицинской помощи для неимущих слоев населения» (Черкасова. 2004. С. 212).

Икона Божией Матери «Целительница». XIX в. (ЦАК МДА)
Икона Божией Матери «Целительница». XIX в. (ЦАК МДА)

Икона Божией Матери «Целительница». XIX в. (ЦАК МДА)
Начиная со 2-й пол. XIX в. в России появляются новые формы взаимодействия церковных и гос. структур в области здравоохранения; в первую очередь формируются общества сестер милосердия, сочетавших монашеский образ жизни с деятельным служением больным и страждущим. В периоды проведения рус. армией военных кампаний заметной была роль мон-рей: по распоряжению Святейшего Синода монашеские обители превращались в прифронтовые и тыловые госпитали, а их насельники и насельницы становились санитарами и сестрами милосердия. Во время военных действий на фронте священники и монахи исполняли обязанности санитаров, вынося раненых с поля боя и оказывая им первую неотложную помощь. Прерванное после революции социальное служение Церкви было восстановлено в кон. ХХ в. В структуре Московского Патриархата был создан Отдел социального служения и благотворительности. В 1996 г. подписан договор между Мин-вом здравоохранения РФ и Московским Патриархатом, в к-ром большое внимание было уделено выработке общей т. зр. по проблемам алкоголизма, наркомании и абортов. В 2000 г. Архиерейским юбилейным Собором РПЦ был принят документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», излагающий базовые положения ее учения по ряду совр. общественно значимых проблем, включая проблемы З. и биоэтики. Результатом продолжающегося взаимодействия Церкви и гос-ва стало подписание 5 марта 2003 г. бессрочного «Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Московской Патриархией», согласно к-рому стороны будут осуществлять «сотрудничество в области развития медико-социальных услуг населению, в профилактической деятельности… в области создания условий в стационарах для совершения православных богослужений, разработки правовых актов по вопросам биоэтики и медико-социальной помощи, а также в области преподавания гуманитарных дисциплин в медицинских учебных заведениях» (Там же. С. 6).

Забота Церкви о З. людей проявляется в ее нравственно-воспитательной миссии и духовной помощи обществу в преодолении тяжких социальных недугов - моральной распущенности, алкоголизма, наркомании. В докладе на Архиерейском Соборе РПЦ 24 июня 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил: «Церковь не ставит себе задачу подменить государство в попечении о тех, кому необходима помощь. Но мы, православные христиане, должны своей любовью, своим неформальным, личным подходом к каждому больному, сироте, пожилому человеку восполнить ту заботу, которую люди получают от государства. Церковь может научить работников социальных учреждений относиться к страдающему не как к единице в отчетности, а как к богоподобной уникальной личности, обладающей бессмертной душой».

Церковь подходит к проблеме З. человека исходя из истин Божественного Откровения и руководствуясь учением Евангелия, пастырским наследием св. отцов, каноническими постановлениями Вселенских и Поместных Соборов, многовековым опытом сакраментальной литургической жизни. В Москве и во мн. регионах России при лечебных учреждениях открываются храмы, создаются сестричества милосердия, об-ва правосл. врачей, церковные лечебно-профилактические учреждения, церковные медицинские уч-ща, издается лит-ра, имеющая церковно-медицинскую направленность. В рамках ежегодных Рождественских чтений в Москве и регионах России проводятся заседания медицинских секций. С 2004 г. в С.-Петербурге проходят ежегодные медицинские конференции «Церковь и медицина».

Воплощение в личной и общественной жизни ценностей правосл. христ. мировоззрения и благочестия является важнейшей гарантией социального благополучия общества, З. и продолжительности жизни людей. Активно включаясь в область социального служения и проявляя попечение о благополучии общества и З. людей, Церковь не отступает от своего главного призвания в жизни мира, осознает возложенное на нее Божественное предназначение - возвещать и напоминать каждому человеку о спасении его души.

Лит.: Хопко Ф., прот. Основы Православия. Минск, 1991; Яннарас Х. Вера Церкви. М., 1992; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993; Булгаков С., прот. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. Орел, 1998; Ильин И. А. Мой врач // Собр. соч. М., 1998. Т. 8. С. 492-499; он же. О сопротивлении злу силою. М., 2007; Авдеев Д. А. Помощь страждущей душе: Опыт врачебного душепопечения. М., 2001 2; Гильдебранд Д., фон. Этика. СПб., 2001; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001; Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М., 2003; Антоний (Блум), митр. Об исцелениях: Наблюдайте, как вы слушаете… М., 2004; Черкасова А. Е. Взаимодействие медицины и религии. М., 2004; Нейфах Г., прот. Гармония Божественного творения. М., 2005; Чичагов Л. М. Медицинские беседы. М., 2006р. 2 т.; Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Минск, 2007; Шуон Ф. Очевидность и тайна. М., 2007.
Архим. Платон (Игумнов)
Ключевые слова:
Антропология, раздел богословия, посвященный раскрытию учения Церкви о человеке Здоровье, оценочная категория, обозначающая соответствие комплекса природных свойств организма человека его реальному состоянию в границах морфологической и физиологической нормы
См.также:
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)
АНТРОПОЛОГИЯ раздел богословия, посв. раскрытию учения Церкви о человеке
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)