[серб. Jеротић] Владета (род. 2.08.1924, Белград - 4. 09. 2018, Белград), психолог, правосл. богослов. В 1945-1951 гг. учился на медицинском фак-те Белградского ун-та, посещал лекции на Белградском Богословском факультете. В 1957 г. получил специальность нейропсихолога, в 1961 г.- специальность психиатра. Заведовал психотерапевтическим отд-нием в белградской больнице. С 1985 г. преподавал пастырское богословие и психологию на Белградском Богословском фак-те, из-за этого лишился места в больнице и был отправлен на пенсию. В 1997 г. возглавил пастырско-консультативный центр Белградско-Карловацкой архиепископии Сербской Православной Церкви. Член-корреспондент отделения языка и лит-ры Сербской академии наук и искусств (1994), академик (2001). Награжден орденом св. Саввы 1-й степени (2001).
Исходя из богатой медицинской практики, Е. стремился показать влияние религ. переживаний человека на его психологическое состояние. В одной из первых статей на эту тему - «Необходимость и значение религии для человека» (Потреба и значаj религиjе за човека // Богословље. 1985. № 1/2. С. 7-16) - Е. подчеркнул важную роль религиозности в жизни человека, сравнив психологическое состояние человека, крещенного в детстве, и человека, пришедшего к вере позднее, полагая, что 2-й глубже воспринимает религию. В кн. «Мистические состояния, видения и болезни» (Мистичка стања, визиjе и болести. Горњи Милановац, 1991) Е. указал на близость мистики и религии и, опираясь на труды К. Юнга, выявил различие между духовным состоянием человека и болезнью.
Е. занимался анализом психических особенностей знаменитых людей: напр., в кн. «Путешествие в два конца» (Путовање у оба смера. Београд, 1992) он исследовал личность Ф. М. Достоевского. Вступив в полемику с основоположником индивидуальной психологии А. Адлером, для к-рого рус. писатель являлся прежде всего моралистом, Е. высказал мнение, что ключом к философии Достоевского являются религ. воззрения, составляющие суть его этики: «Достоевский - решительный поборник превосходства религиозных идей над социальными, особенно политическими, и утверждает, что идеальное социальное устройство - это результат морального совершенствования человека» (Там же. С. 205). Основу кн. «Духовные разговоры» (Духовни разговори. Ваљево, 1997) составил вымышленный диалог Е. со св. Николаем (Велимировичем), еп. Жичским, а также отрывки его реальных бесед с иером. прп. Иустином (Поповичем) и митр. Сурожским Антонием (Блумом).
В исследовании «Вера и нация» (Вера и нациjа. Београд, 1995) Е., исходя из различных путей развития христианства и антропологических особенностей этнических групп христиан, пытался выявить и объяснить противоречия между Востоком (Православием) и Западом (католичеством и протестантизмом). Он считает, что, отвечая на вызовы современности, христианство призвано быть единым благодаря взаимодополнению зап. и вост. культур. Посредником между Востоком и Западом, по его мнению, может стать Сербская Православная Церковь при условии повышения уровня богословского образования серб. духовенства и активизации церковно-просветительной деятельности.
Особое внимание Е. уделил изучению аскетических трудов прп. Иоанна Лествичника, свт. Исаака Сирина и Марка Пустынника (Учење св. Jована Лествичника и наше време. Београд, 1996; Учење св. Исака Сирина и наше време. Београд, 1997; Св. Марко Подвижник и други огледи. Београд, 1998). Проанализировав их с психологической т. зр. и сопоставив с проблемами современности, Е. пришел к выводу, что аскетический опыт этих отцов не является лишь достоянием истории, их наследие актуально и полезно для борьбы совр. человека со страстями на пути совершенствования. Исходя из утверждения аскетов, что во Христе все люди здравы, а причиной болезней является подверженность человека страстям, Е., указывая на близость аскетической практики и терапии совр. психологов, сделал вывод, что совр. человек может справиться с болезнями только благодаря обращению к Богу.
Книга Е. «Христианство и психологические проблемы человека» (Хришћанство и психолошки проблеми човека. Београд, 1997), объединившая его лекции, прочитанные на Богословском фак-те, практически стала учебником по пастырскому богословию и психологии. Е. считает, что пастырское богословие объединяет психологию и религию и способно оказывать влияние на развитие человека с момента рождения до смерти. Получив поддержку митр. Сурожского Антония (Блума), Е. выступил за открытие кафедры пастырской психологии на Белградском Богословском фак-те.
Своеобразный итог своих исследований Е. подвел в кн. «50 вопросов и 50 ответов: Из христианско-психотерапевтической практики» (50 питања и 50 одговора: Из хришћанско-психотерапеутске праксе. Београд, 2000), в к-рой доступно изложил свое мнение по мн. темам и вопросам, связанным с психологией совр. человека и его религ. взглядами. В наст. время в Сербии осуществляется издание полного собрания сочинений Е.