(Кожин Василий Иванович; 14.03.1880, ст-ца Кумылженская Хопёрского окр. обл. Войска Донского - 3.08.1954, Краснодар), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке. Из семьи псаломщика. Окончил Усть-Медведицкое ДУ (1901), Донскую ДС в Новочеркасске (1907). В 1907 г. викарием Донской епархии, Аксайским еп. Иоанном (Митропольским) рукоположен во диакона. Служил в церкви хутора Верхнетёплого Луганской ст-цы Донецкого окр. В 1908 г. Донским и Новочеркасским еп. Афанасием (Пархомовичем) рукоположен во иерея. В течение 5 лет служил в казачьих станицах на Дону. В 1912 г. женатым иереем поступил в КазДА, к-рую окончил в 1916 г. по 1-му разряду со степенью кандидата богословия за соч. «Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви». В кон. 1917 г. получил степень магистра богословия за диссертацию по той же теме. В 1917 г. Е. был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. как депутат от духовенства обл. Войска Донского. Служил на одном из приходов в Новочеркасске. Преподавал в Донском политехническом ин-те, был законоучителем в Казачьей муж. гимназии. В 1917-1919 гг. публиковал статьи в «Донских ЕВ» по вопросам, рассмотренным на Поместном Соборе, а также о нуждах духовенства, о преподавании и воспитании учащихся.
В 1918 г. Патриархом св. Тихоном (Беллавиным) назначен членом и управляющим делами Донского епархиального совета. Находясь в Новочеркасске, Кожин обсуждал с главой Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России митр. Антонием (Храповицким), протопр. Г. Шавельским, прот. Г. Ломако участие и роль Церкви в гражданской войне. По его воспоминаниям, он также дискутировал с протоиереями Г. Шавельским, В. Свенцицким и И. Махарадзе о судьбе правосл. Церкви в России, отстаивая возможность такого существования в условиях советской власти. В 1920 г. отказался эмигрировать и остался в Новочеркасске после прихода Красной Армии. С 1920 г. священник и благочинный в Кубанской епархии. После 1922 г. уклонился в обновленчество. По нек-рым сведениям, был настоятелем кафедрального обновленческого собора Новочеркасска.
В 1929 г. окончил агрономические курсы при Ростовском гос. ин-те практических знаний. Заочно окончил 2 курса исторического отд-ния МГУ. 21 сент. (по другим данным, в нояб.) 1931 г., оставаясь в браке, хиротонисан председателем обновленческого синода митр. Вениамином (Муратовским) и А. И. Введенским во «епископа Темрюкского, викария Кубанской» обновленческой епархии. 7 марта 1932 г. назначен «епископом Кубанским». С 13 апр. 1932 г. «архиепископ». С марта 1934 г. «архиепископ Терский», временно управляющий Северокавказской обновленческой митрополией. В сент. 1934 г., на осенней сессии обновленческого синода, был назначен членом комиссии по изысканию средств борьбы против староцерковничества. 5 дек. 1935 г. стал обновленческим «митрополитом Северокавказским и Ставропольским». После 1936 г. Кожину стала подчиняться также Бакинская обновленческая епархия. Со слов Введенского, он видел в Кожине своего преемника. В 1937 г. Кожин был арестован, 7 месяцев провел в ставропольской тюрьме, затем освобожден. В 1942 г. эвакуировался в г. Грозный. В 1942 г., находясь в Грозном, организовал сбор средств для Красной Армии. В 1943 г. был членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию зверств немцев на Сев. Кавказе. В 1943 г. награжден Введенским 2-й панагией.
1 февр. 1945 г. введен через покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. Чин покаяния принимал Ставропольский и Бакинский архиеп. Антоний (Романовский, впоследствии митрополит). Благодаря участию Кожина к Ставропольской епархии Московского Патриархата присоединилось 50 приходов Северокавказской обновленческой митрополии. Кожин был назначен настоятелем ц. арх. Михаила в Грозном и благочинным церквей Грозненской обл. 27 окт. 1945 г. архиеп. Антонием разведен с женой. 1 нояб. 1945 г. архим. Иоанном (Мирожниковым) пострижен в монашество с именем Ермоген. 1 февр. 1946 г. возведен в сан архимандрита. 28 дек. 1945 г. наречен, 18 февр. 1946 г. хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского (в марте 1949 титул изменен на «Казанский и Чистопольский»). Хиротонию в Воскресенской ц. в Брюсовом пер. в Москве возглавил Патриарх Алексий I. Е. восстановил в Казани епархиальное управление (временно управлявший до того Казанской митрополией еп. Иларий (Ильин, с 1950 архиепископ) как епархиальный архиерей пребывал сначала в Ульяновске, затем в Чебоксарах). 6 нояб. 1946 г. добился возвращения Церкви Николо-Низского храма, к-рый стал кафедральным собором. В том же году были переданы Церкви храмы в с. Тавели Мамадышского р-на и в 1948 г. в с. Юдине (ныне в черте Казани).
28 окт. 1947 г. по представлению Патриарха Алексия I назначен ректором МДАиС, зам. председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде. 10 дек. 1947 г. Е. принял в ведение МДАиС ряд зданий («Чертоги», митрополичий корпус, надвратный храм Иоанна Предтечи, неск. помещений в крепостной стене) от Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника. По поручению Свящ. Синода организовал и возглавил ремонтную комиссию по подготовке переезда МДАиС из Москвы в ТСЛ. К нач. 1948/49 уч. г. были подготовлены корпуса под аудитории и общежитие. Е. продолжил исследования в области инославия, публиковал статьи по вопросам обличения религ. политики Ватикана в «Журнале Московской Патриархии», а также по истории Казанской епархии. Читал в академии курс истории зап. исповеданий. Как магистру богословия ему было присвоено звание профессора.
В мае 1948 г. возведен в сан архиепископа. В июле 1948 г. участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. 8-18 июля Е. был докладчиком на Совещании представителей Поместных Православных Церквей в Москве. Патриархом Алексием I был направлен во Францию для обозрения приходов РПЦ. Е. просил освободить его от поездки по причине обострения хронических заболеваний, необходимости лечения и невладения в должной мере иностранными языками. Он писал о невозможности и бесперспективности деятельности по укреплению рус. приходов во Франции из-за отсутствия достаточного количества рус. прихожан и «осуществления перекочевки духовенства в Америку». Е. напомнил, что в определенных кругах эмиграции еще в 1918-1919 гг. имел репутацию сторонника советской власти. Он предложил организовать работу в духовных школах по подготовке кадров по истории зап. исповеданий для заграничных приходов. 26(29) июля 1948 г. Е. подал прошение об увольнении на покой, но вместо этого был направлен на лечение с 1 авг. по 20 сент. 1948 г. в Кисловодск. В 1948 г. представил на соискание ученой степени д-ра богословия труд: «Критический разбор книги Соловьёва В. С. «Россия и Вселенская Церковь» на основании учения Восточной Православной Церкви: Опыт историко-канонического и догматического исследования». Сочинение получило положительную оценку рецензентов проф. В. С. Вертоградова, проф. Н. П. Доктусова, доц. Н. И. Муравьёва и отрицательный отзыв председателя Учебного комитета Ленинградского митр. Григория (Чукова). В 1949 г. Е. удостоен степени д-ра богословия за совокупность ученых трудов (honoris causa). 15 авг. 1949 г. освобожден от обязанностей ректора и зам. председателя Учебного комитета.
С 19 окт. 1949 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. В 1950 г. в составе делегации РПЦ посетил Св. землю. В 1951 г. был участником 3-й Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве. В 1953 г. сопровождал делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по СССР. Направлен в США для устроения церковных дел Патриаршего Экзархата в связи с кончиной Патриаршего экзарха Бостонского митр. Макария (Ильинского). Е. принял участие во II съезде духовенства и мирян Патриаршего Экзархата Сев. и Юж. Америки, на к-ром был единогласно выбран на пост экзарха. 19 мая 1954 г. Патриарх Алексий I утвердил Е. в избрании и возвел его в сан митрополита с титулом «Алеутский и Североамериканский». Е. принял меры по ремонту Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Посетил ряд приходов в Америке.
Награжден правом ношения креста на клобуке (8 февр. 1954), государственными медалями «За оборону Кавказа» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).
Летом 1954 г., пребывая на лечении в Краснодаре, умер. 6 авг. 1954 г. отпевание совершил Орловский и Брянский еп. Флавиан (Иванов). Похоронен в правом приделе Екатерининского кафедрального собора Краснодара в каменной усыпальнице.